В футурологических рассуждениях о том, сколько людей может просуществовать за счет имеющихся природных ресурсов, даются довольно жесткие пределы, даже когда учитываются и невозобновимые, и возобновимые ресурсы. Шансы на выживание существенно повысятся, только если люди научатся эксплуатировать неистощимые естественные ресурсы; а поскольку мы не знаем, когда и как мы сможем осуществить это намерение, и поскольку наша нынешняя деструктивная модель прогресса означает, что в ближайшем будущем противоречия углубятся, становится ясной суть доктрины выживания. Рост населения должен быть остановлен, и незамедлительно.
Необходимость очевидна, и цель ясна. Но как достичь этой цели? Давайте рассмотрим нынешнее демографическое развитие с точки зрения выживания вида. Временная шкала доктрины выживания широка и исчисляется не годами и даже не десятилетиями, а поколениями. Поэтому широко используемый в современных исследованиях ориентир — 2000 год — представляет собой с точки зрения доктрины выживания близкое будущее. Посему давайте посмотрим, какой может быть численность населения через восемь поколений, в 2200 году, в период, отдаленный от нас как раз настолько, насколько наше время отдалено от начала научно-технической культуры. Какова будет численность населения при различных темпах роста, когда период существования научно-технической культуры удвоится?
259
Таблица 3
Численность населения Земли в 2200 году при различных темпах роста
.. Период времени. Численность
0 население удвоится (в млрд. чел.)
0,25 | 278 | 8 |
0,50 | 138 | 13 |
0,75 | 93 | 23 |
1,00 | 70 | 39 |
1,50 | 47 | 116 |
2,00 | 35 | 340 |
Анализ информации, содержащейся в этой таблице, требует терпения. Сначала освежим в памяти материалы переписей на рис. 1 и в табл. 2. Различные темпы роста населения в данной таблице соответствуют изменениям в темпах воспроизводства человеческого вида в период с XV века по настоящее время. Таким образом, данные таблицы основаны на реальном опыте.
Среднегодовой прирост в 0,25 процента более или менее соответствует тому, что наблюдалось в последние столетия аграрной культуры. Прирост в 0,5 процента отмечался в первое столетие научно-технической культуры, т. е. в XIX веке; 0,75 процента — прирост, близкий к тому, какой наблюдался в начале нашего века, а 2 процента прироста приближаются к рекорду, вызванному увеличением рождаемости после двух мировых войн.
Напрашиваются беспощадные выводы: мы стоим перед лицом демографической катастрофы. За время существования научно-технической культуры население увеличилось в шесть раз; если же сохранятся нынешние темпы роста, к 2200 году население увеличится в 70 раз. Можно предполагать, что, прежде чем это произойдет, в условиях растущей плотности масс людей какие-то из стран попы-таюся расчистить для себя дополнительное жизненное пространство, прибегнув к ядерному оружию.
Кажется, данные таблицы свидетельствуют о том, что даже современный евро-американский уровень прироста — 0,5—0,75 процента — не гарантирует выживания рода человеческого, если позволить ему сохраняться в течение пары сотен лет. При 15 млрд. населения единственной надеждой на выживание может быть использование неистощающихся природных ресурсов.
Более того, с точки зрения выживания вида самым опасным типом людей в общей массе увеличивающегося
260
населения являются евро-американцы. Если исходить из валового национального продукта, то каждый человек в Соединенных Штатах потребляет в 40 раз больше природных ресурсов, чем в Индии; следовательно, нынешний ежегодный прирост в 2 млн. американцев ложится большим бременем на природные ресурсы, чем 15-миллионный прирост в Индии.
Это сравнение показывает, что, задумываясь над проблемами регулирования народонаселения, евро-американцы должны не только оглядываться на восточные и южные народы, а учитывать и то, что их собственный уровень воспроизводства также представляет собой угрозу выживанию.
Таблица ясно демонстрирует значение этого главного требования, необходимого для нашего выживания, однако существуют ли реальные основания надеяться, что мы сможем быстро установить контроль над рождаемостью и положить конец росту народонаселения?
Я склонен ответить на этот вопрос утвердительно. Демографическая катастрофа может быть предотвращена, если учитывать, что культурная эволюция является источником неограниченных возможностей для тех, кто проник в суть ее законов. Человечество сможет управлять ростом численности своего вида, если оно разберется в проблемах своей эволюции.
В течение последних поколений в нашем репродуктивном поведении происходили такие же революционные перемены, какие на более ранних культурных стадиях произошли с другой основной функцией — добыванием пищи. В нашем репродуктивном поведении мы научились делать различие между половым актом ради удовольствия и половым актом, совершаемым ради зачатия. Только в наше время достижения культурной эволюции позволили нам установить сознательный контроль над рождаемостью. Мы стали более походить на людей, поскольку не являемся отныне, подобно другим животным, пленниками сексуальности. Это новое культурное достижение людей — способность осуществлять сознательный контроль рождаемости — создало возможность управлять и численностью населения.
В повседневной жизни этот контроль проявился в значительных изменениях отношений мужчины и женщины, особенно супружеских. В человеческом репродуктивном поведении обычной связью мужчины и женщины всегда было традиционное супружество, семья, в рамках
261
которой родители в период детородного возраста приблизительно каждые два года производили одного ребенка, а число детей в семье, несмотря на высокую детскую смертность, колебалось между пятью и десятью. В недавнем прошлом в евро-американских странах продолжительность брачного генеративного периода сократилась вдвое. Если раньше женщина рожала последнего ребенка в среднем в возрасте сорока лет, то сейчас это происходит в возрасте примерно тридцати лет, а среднее число рождений уменьшилось с семи до двух-трех.
Нет сомнения в том, что уже сотни тысяч лет назад биологическая эволюция создала предпосылки для различий в поведении человека и всех прочих млекопитающих. В результате эволюции половые отношения постепенно развились от спаривания животных в период течки до такой формы, когда обеспечивается не только сексуальное удовлетворение, но включаются любовь и нежность. Но мужчина и женщина как любовники все же находились в плену своей собственной сексуальности, и только культурная эволюция освободила их, предоставив возможность сознательного и целенаправленного контроля рождаемости.
Это — одно из наиболее существенных для выживания человеческого вида поведенческих изменений, но ему уделялось до сих пор лишь незначительное внимание, что неудивительно. Поскольку мы не понимаем нашего собственного длительного эволюционного процесса, как можем мы понять это быстрое изменение, происшедшее в наши же дни? К счастью, независимо от того, осознаем мы или нет свое репродуктивное поведение, благодаря наличию у нас механизмов адаптации мы осуществляем целенаправленный контроль за размножением, но этот процесс станет еще более гарантированным, когда мы наконец осмыслим и нашу эволюцию.
В своем биологическо-социологическом синтезе я был вынужден прибегнуть к некоторым новым понятиям, включая биокультурные механизмы адаптации человека. И естествоиспытатели, и социологи сочтут это понятие странным. Тем не менее я думаю, что единственный способ понять совместный продукт биологической и культурной эволюции, называемый человечеством, равно как и его поведенческие изменения, состоит в том, чтобы видеть в его способности к адаптации явление, одновременно основывающееся на генетических и культурных факторах. Я также полагаю, что в нашей поведенческой исто-
262
рии мы вряд ли встретим другое такое же изменение, способное, будучи изученным и понятым в общей биолого-культурной перспективе, лучше объяснить нам, что же мы собой представляем как люди, как этот наш переход от стихийности в сексуальных отношениях к сознательному контролю рождаемости.
Когда мы говорим о биокультурной адаптационной способности в контексте регулирования численности населения, это означает, что направление наших мыслей относительно характера и причин изменений в нашем репродуктивном поведении переместилось от генетически обусловленной адаптационной способности к регуляции со стороны культуры. С другой стороны, если мы хотим обеспечить выживание вида, биолого-культурная точка зрения на репродуктивное поведение предполагает понимание первостепенной важности саморегуляции.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.