Настало время привести в действие наши логические способности и объявить, что саморегулирующаяся модель развития находится в логическом противоречии с выживанием. Поскольку эволюционный процесс вовлекает всех членов вида, поскольку прогресс принадлежит каждому, логическим следствием является то, что все большее число людей стремится использовать все большее количество естественных ресурсов. Этот процесс должен привести к кризису внутри вида, к углубляющимся конфликтам с природой и в конечном счете к гибели. Чтобы выжить, человек должен отказаться от пассивной роли и выбрать себе новую цель — управление эволюцией вида, что выглядит на первый взгляд странно, а ученым, естествоиспытателям и обществоведам может показаться теоретической ошибкой, заблуждением. Однако из биолого-социологического синтеза с очевидностью вытекает, что, если мы научимся управлять нашей эволюцией, мы выживем, в противном случае мы уничтожим самих себя.
Доктрина управления эволюцией равнозначна доктрине выживания. Это — доктрина, на которой должна быть построена человеческая жизнь.
Я должен подчеркнуть, что речь здесь идет не о новых названиях для старых понятий. Доктрина управления
254
эволюцией вида поднимает на новый уровень наше информационное развитие:
первое: основное понятие доктрины — эволюция вида — формулирует фундаментальную истину, применимую для всего человечества в качестве одного из оснований нашей информационной системы: человек — часть природы.
второе: доктрина дает нам прочное основание самоидентификации человека — биологическое представление о человеке.
третье: она показывает наше место — лидеров великого эволюционного процесса.
четвертое: она способствует внутривидовой солидарности на основе идей и действий, обращенных к человеческому виду как целому.
пятое: доктрина раздвигает границы общественного и индивидуального понимания.
шестое: соответственно она выдвигает новые альтернативы индивидуального и социального поведения.
Поскольку эволюция всегда начинается с имеющейся у организма информации, доктрина как усвоенная новая информация сама должна стать причиной эволюционного скачка.
Индивидуальное поведение всегда осуществляется в социальной среде. Общинный и социальный характер был присущ человеческому поведению на самых ранних этапах нашей биологической эволюции. Общественное поведение, поддержанное видовой солидарностью, глубоко отпечаталось в наших генах. Поэтому недостаточно объяснить индивиду доктрину выживания вида, основ человеческого существования. Войны не кончаются оттого, что каждый индивид понимает их непригодность как средства разрешения конфликтов. Требуется не только индивидуальное, но и новое общественное понимание.
Доктрина управляемой эволюции вида должна поэтому быть обращена к нам и как к индивидам, и как к членам общества, и особенно как к людям, принимающим решения и, следовательно, ответственным за поведение нашего общества. Мы должны в точности уяснить, какие изменения в индивидуальном и социальном поведении необходимы для обеспечения выживания. Главный
255
вопрос, который здесь возникнет, будет следующим: какие проблемы мы должны решать совместно? Где проходит грань между индивидуальным и социальным принятием решений? Этот вопрос является основным для любого политического действия, и мы как индивиды и как граждане уже встречались с ним. Сформулированный по-другому, он звучит так: какие задачи мы ставим перед общественной властью?
Я считаю, что в нашем эволюционном скачке мы должны быть свободны от предвзятости. Стараясь решить вопрос о степени регулирования, необходимого для выживания в изменяющемся мире, постараемся не ограничиваться расхожими идеями.
Здесь в фокусе нашего внимания оказывается государственная власть. В современном мире наиболее влиятельным фактором, направляющим социальное поведение, представляется государственная власть, опирающаяся на принятую ею общественную систему. Как рабочие, потребители, граждане и индивиды мы в своем поведении прежде всего направляемся властью нашего собственного государства. Но куда она ведет нас? Надежды, обычно связываемые с государственной властью, претерпевают быстрые изменения, соответственно изменились и задачи государства. Как в капиталистических, так и в социалистических странах государство, по существу, превратилось в объединенное экономическое предприятие народа, и каждое государство действует исключительно в интересах собственных граждан. Поскольку государства состязаются друг с другом в экономической и военной областях, их поведение до сей поры совершенно не соответствует тому, которое требуется для управляемой эволюции.
К числу характерных свойств социальных институтов относится, по-видимому, то, что мы не можем приспособить их развитие к ускоряющемуся темпу изменений в нашем поведении. Несмотря на возрастающую ответственность, государственная власть, на мой взгляд, с точки зрения доктрины выживания рассматривается как препятствие на пути эволюции вида. Как видно из цитировавшихся выше высказываний Гвишиани и Рейффа, между социалистическими и капиталистическими странами существуют различия в способах управления поведением со стороны общества. В капиталистических странах государственная власть еще дальше отстоит от задач управления эволюцией. Однако по мере прогресса в сторону управления эволюцией вида национальное самосознание,
256
границы и прерогативы национальных государств должны становиться повсеместно менее жесткими. Возможно, марксистская идея отмирания государства не останется навечно недостижимой.
Анализ показывает, что в осуществлении доктрины выживания имеются две стадии. Во-первых, мы должны научиться распознавать препятствия, существующие ныне на пути к осуществлению цели нашего выживания: только после этого мы можем переходить ко второй стадии — к решению того, как мы должны менять наше поведение. Все основывается на доктрине выживания: основные функции должны быть согласованы с природным процессом. Наиболее трудны для преодоления факторы, которые мешают нашей адаптации к природе. Если нам мешает общественная система, мы должны менять методы, используемые для поддержки и развития этой системы. Существующие формы государства и общественные системы — это недавние создания в долгой истории человеческой деятельности, орудия управления формами сотрудничества, и, если они стоят между нами и выживанием, их следует изменить.
Следующие главы книги посвящены поиску препятствий выживанию и необходимых для выживания изменений. Мы будем искать эти препятствия и поведенческие изменения для каждой из основных функций в отдельности. Размножение, добывание пищи и обеспечение безопасности — каждая со своими препятствиями и необходимыми изменениями — будут описаны раздельно, хотя вместе эти функции образуют поведенческое единство, управляемое системой развития информации.
В настоящей главе обсуждались в основном препятствия и необходимые изменения в информационном развитии. Представленное здесь отношение между саморегулирующейся и управляемой эволюциями будет исследовано в последующих главах.
Все, что я напишу дальше, может быть названо:
«ДОКТРИНА ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО».
9-730
Дата: 2019-03-05, просмотров: 249.