Человек должен управлять эволюцией своего вида
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Настало время привести в действие наши логические способности и объявить, что саморегулирующаяся модель развития находится в логическом противоречии с выжи­ванием. Поскольку эволюционный процесс вовлекает всех членов вида, поскольку прогресс принадлежит каждо­му, логическим следствием является то, что все большее число людей стремится использовать все большее коли­чество естественных ресурсов. Этот процесс должен привести к кризису внутри вида, к углубляющимся кон­фликтам с природой и в конечном счете к гибели. Чтобы выжить, человек должен отказаться от пассивной роли и выбрать себе новую цель — управление эволюцией вида, что выглядит на первый взгляд странно, а ученым, есте­ствоиспытателям и обществоведам может показаться теоретической ошибкой, заблуждением. Однако из био­лого-социологического синтеза с очевидностью вытекает, что, если мы научимся управлять нашей эволюцией, мы выживем, в противном случае мы уничтожим самих себя.

Доктрина управления эволюцией равнозначна доктрине выживания. Это — доктрина, на которой должна быть построена человеческая жизнь.

Я должен подчеркнуть, что речь здесь идет не о новых названиях для старых понятий. Доктрина управления

254


эволюцией вида поднимает на новый уровень наше инфор­мационное развитие:

первое: основное понятие доктрины — эволюция ви­да — формулирует фундаментальную исти­ну, применимую для всего человечества в качестве одного из оснований нашей ин­формационной системы: человек — часть природы.

второе: доктрина дает нам прочное основание само­идентификации человека — биологическое представление о человеке.

третье: она показывает наше место — лидеров вели­кого эволюционного процесса.

четвертое: она способствует внутривидовой солидарно­сти на основе идей и действий, обращенных к человеческому виду как целому.

пятое: доктрина раздвигает границы общественного и индивидуального понимания.

шестое: соответственно она выдвигает новые альтер­нативы индивидуального и социального по­ведения.

Поскольку эволюция всегда начинается с имеющейся у организма информации, доктрина как усвоенная новая информация сама должна стать причиной эволюционного скачка.

Индивидуальное поведение всегда осуществляется в социальной среде. Общинный и социальный характер был присущ человеческому поведению на самых ранних этапах нашей биологической эволюции. Общественное поведение, поддержанное видовой солидарностью, глубоко отпечаталось в наших генах. Поэтому недостаточно объ­яснить индивиду доктрину выживания вида, основ челове­ческого существования. Войны не кончаются оттого, что каждый индивид понимает их непригодность как средства разрешения конфликтов. Требуется не только индиви­дуальное, но и новое общественное понимание.

Доктрина управляемой эволюции вида должна поэтому быть обращена к нам и как к индивидам, и как к членам общества, и особенно как к людям, принимающим ре­шения и, следовательно, ответственным за поведение нашего общества. Мы должны в точности уяснить, какие изменения в индивидуальном и социальном поведе­нии необходимы для обеспечения выживания. Главный

255


вопрос, который здесь возникнет, будет следующим: какие проблемы мы должны решать совместно? Где проходит грань между индивидуальным и социальным принятием решений? Этот вопрос является основным для любого политического действия, и мы как индивиды и как гражда­не уже встречались с ним. Сформулированный по-другому, он звучит так: какие задачи мы ставим перед обществен­ной властью?

Я считаю, что в нашем эволюционном скачке мы долж­ны быть свободны от предвзятости. Стараясь решить вопрос о степени регулирования, необходимого для вы­живания в изменяющемся мире, постараемся не ограни­чиваться расхожими идеями.

Здесь в фокусе нашего внимания оказывается госу­дарственная власть. В современном мире наиболее влия­тельным фактором, направляющим социальное поведение, представляется государственная власть, опирающаяся на принятую ею общественную систему. Как рабочие, потре­бители, граждане и индивиды мы в своем поведении прежде всего направляемся властью нашего собственного государства. Но куда она ведет нас? Надежды, обычно связываемые с государственной властью, претерпевают быстрые изменения, соответственно изменились и задачи государства. Как в капиталистических, так и в социалисти­ческих странах государство, по существу, превратилось в объединенное экономическое предприятие народа, и каждое государство действует исключительно в интере­сах собственных граждан. Поскольку государства состя­заются друг с другом в экономической и военной областях, их поведение до сей поры совершенно не соответствует тому, которое требуется для управляемой эволюции.

К числу характерных свойств социальных институтов относится, по-видимому, то, что мы не можем приспо­собить их развитие к ускоряющемуся темпу изменений в нашем поведении. Несмотря на возрастающую ответ­ственность, государственная власть, на мой взгляд, с точ­ки зрения доктрины выживания рассматривается как препятствие на пути эволюции вида. Как видно из цити­ровавшихся выше высказываний Гвишиани и Рейффа, между социалистическими и капиталистическими странами существуют различия в способах управления поведением со стороны общества. В капиталистических странах госу­дарственная власть еще дальше отстоит от задач управ­ления эволюцией. Однако по мере прогресса в сторону управления эволюцией вида национальное самосознание,

256


границы и прерогативы национальных государств должны становиться повсеместно менее жесткими. Возможно, марксистская идея отмирания государства не останется навечно недостижимой.

Анализ показывает, что в осуществлении доктрины выживания имеются две стадии. Во-первых, мы должны научиться распознавать препятствия, существующие ныне на пути к осуществлению цели нашего выживания: только после этого мы можем переходить ко второй стадии — к решению того, как мы должны менять наше поведение. Все основывается на доктрине выживания: основные функции должны быть согласованы с природным процес­сом. Наиболее трудны для преодоления факторы, которые мешают нашей адаптации к природе. Если нам мешает общественная система, мы должны менять методы, ис­пользуемые для поддержки и развития этой системы. Существующие формы государства и общественные сис­темы — это недавние создания в долгой истории челове­ческой деятельности, орудия управления формами сотруд­ничества, и, если они стоят между нами и выживанием, их следует изменить.

Следующие главы книги посвящены поиску препят­ствий выживанию и необходимых для выживания изме­нений. Мы будем искать эти препятствия и поведен­ческие изменения для каждой из основных функций в отдельности. Размножение, добывание пищи и обеспе­чение безопасности — каждая со своими препятствиями и необходимыми изменениями — будут описаны раздель­но, хотя вместе эти функции образуют поведенческое единство, управляемое системой развития информации.

В настоящей главе обсуждались в основном препят­ствия и необходимые изменения в информационном раз­витии. Представленное здесь отношение между саморе­гулирующейся и управляемой эволюциями будет исследо­вано в последующих главах.

Все, что я напишу дальше, может быть названо:

«ДОКТРИНА ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО».

9-730






Дата: 2019-03-05, просмотров: 214.