С углублением изменений в нашем поведении, происходящем по мере продвижения вперед, мы обнаружили, что находимся в конфликте, во-первых, со своим собственным видом, во-вторых, с окружающей средой, и эти конфликты требуют от нас, чтобы мы изменили свое защитное поведение.
219
В период научно-технической культуры человечество продолжало защищать себя от насилия и смерти. Но нынешнее ускорение изменений породило угрозы и опасности нового типа, которые требуют выработки новых форм защитного поведения.
Присущий научно-технической культуре капиталистический способ производства с его погоней за прибылью служил побудительной причиной нашего поведения, и мы находились в постоянной готовности преобразовывать наше поведение с целью получения все новых прибылей, процентов и дополнительных доходов. Такой способ создания прибылей и излишка не мог обходиться без суровой и все усиливающейся конкуренции. И сегодня эта неослабевающая конкуренция превратилась для нас в постоянную угрозу.
Мы, однако, не сдались на милость капиталистической конкуренции, а построили социальную систему, способную всевозможными способами обезопасить наше существование. Изначальный капиталистический способ производства, сутью которого является стремление к росту, и наша ориентирующаяся на человека социальная система, следовательно, связаны между собой и дополняют друг друга. Их тесная взаимосвязь оставалась незамеченной и плохо понятой. Идеологические конфликты и фрагментарность научных интересов мешали нам разглядеть, что основанный на росте способ производства и обеспечивающая сотрудничество общественная система выросли из все тех же жизненно важных основных функций. Подобно тому как кочевое племя было оправданной формой социальной организации для добывания пищи и обеспечения защиты в условиях охотничье-собирательской культуры, так же и ориентированный на рост способ производства и основанная на сотрудничестве система общественного устройства неразрывно слились в научно-технической культуре.
Великие поведенческие изменения, связанные с образованием основанной на сотрудничестве общественной системы, происходили почти непроизвольно. Ранние этапы капиталистического способа производства характеризовались свободной рыночной экономикой и политикой свободы частного предпринимательства. Свободная рыночная экономика полностью и исключительно регулируется деньгами и получением прибыли. Поэтому необходимо, чтобы все факторы производства имели свободно колеблющуюся рыночную цену. Требовалось, чтобы люди все время гнались за максимальными прибылями и доходами, высту-
220
пая в качестве предпринимателей и рабочих. Требовалось, чтобы государственная политика избегала вмешательства в происходящее на свободном рынке. В самом крайнем выражении необходима была свободная международная торговля, при которой самая низкая цена на зерно на мировом рынке определяла бы минимальную повременную заработную плату рабочего.
С моей точки зрения, Карл Полани является социальным мыслителем, наиболее ярко показавшим, что свободная рыночная экономика есть полностью непригодная гипотетическая модель человеческого поведения. Он выдвигает тезис, согласно которому саморегулирующийся рынок представляет собой чистейшую утопию, подчеркивая, что подобный общественный институт не смог бы существовать в течение сколько-нибудь длительного времени, не уничтожив человеческую и природную субстанции общества; он бы физически истребил людей и превратил бы окружающую среду в пустыню. Общество неизбежно предприняло меры самозащиты.
По мысли Полани, коренной ошибкой в философии свободного рынка является включение в факторы производства человека, земли и денег. Ничто из этого не создано для продажи. Описание труда, земли и денег как товаров представляет собой полную фикцию. Труд и земля являются не чем иным, как людьми, составляющими любое общество, и естественной средой, в которой оно существует. Включать их в рыночный механизм — значит подчинять саму субстанцию общества законам рынка. Логическим следствием этого является то, что Полани отрицает существование как свободной рыночной экономики, так и вечных экономических законов, представляющих собой ее часть. Поскольку производственная деятельность в основе своей есть всегда взаимодействие человека с природными ресурсами, так называемое экономическое поведение человека в рамках капиталистического способа производства ни в коей мере не остается неизменным в силу действия экономических законов, а напротив, меняется, как и все человеческое поведение. В частности, поведение человека в капиталистическом производстве менялось, поскольку с помощью общества человек защищал себя от порождаемых капитализмом опасностей.
Полани видит в современном социально-экономическом развитии гигантское двойное движение: расширение рыночной организации в отношении настоящих товаров
221
сопровождалось ее ограничением в том, что касается товаров фиктивных. В то время как, с одной стороны, рынки распространились по всей земле и количество товаров выросло до невероятных размеров, с другой стороны, отдельные политические и иные меры, сдерживающие воздействие рынка на труд, землю и деньги, превратились в систему могущественных институтов. Общество защищало себя от опасностей, возникающих со стороны саморегулирующейся системы.
Возможно, при рассмотрении современного социального развития как примера, относящегося к защитному поведению, наши благородные цели будут выглядеть довольно банально. Ведь мы восклицали «свобода, братство и равенство!», когда переходили от тирании к демократии, и с тех пор эти же принципы всегда и во всем являются для нас путеводными. Но может быть, не так уж и важно, какими словами мы называем те или иные вещи. Гораздо важнее понять характер и сущность перемен. Точка зрения Полани, вне всякого сомнения, облегчает понимание социально-экономических изменений. Защищая себя от капиталистической рыночной экономики как способа производства, стремящегося к росту, мы достигли невиданных доселе масштабов солидарности.
Это развитие защитного поведения также началось в Англии и, распространяясь отсюда, стало глобальным процессом. Оно начиналось как защита трудящимися своих прав, но затем переросло в социальную политику и стало носить все более и более общий характер. Профессиональное и политическое рабочее движение было движущей силой развития защитного поведения, в ходе которого с помощью парламентов государство и его институты власти стали исполнителями желаний граждан. Этот переход государства на службу нам, гражданам, представляется одним из величайших чудес нашего времени. Мы больше не подданные государства, мы стоящая за ним решающая власть.
Процесс обеспечения защиты был особенно далеко идущим на многих уровнях и никоим образом не ограничивался защитой труда и граждан. Поскольку риск и опасности, присущие свободной рыночной экономике, проистекают прежде всего из изменений и неожиданностей, связанных с обострением экономической конкуренции, вполне понятно, что и предприятия, т. е. основные единицы рыночной экономики, стараются защитить себя от потерь. Оптовые торговые предприятия ранних стадий
222
капитализма постепенно трансформировались в современные банковские и страховые организации, с помощью которых смягчаются последствия всевозможных непредвиденных случайностей.
Не вызывает сомнений, что при капиталистическом способе производства необходимы мощные внутренние и внешние системы защиты для того, чтобы мы могли выжить и приспособиться к нему. Все современные политические идеологии, по существу, единодушно признают наличие проистекающих от капитализма опасностей. Уже с 20-х годов нашего века рыночная экономика и неограниченная свобода частного предпринимательства в их первоначальном виде перестали быть принципиальной целью развития. Вместо этого консервативные идеологи повсеместно старались хотя бы притормозить любые тенденции к общественному контролю и управлению рыночной экономикой. Социализм поставил своей целью изменить рыночную экономику таким образом, чтобы производство контролировалось и управлялось демократическим обществом. Через социал-демократию это нашло свое воплощение в политике постепенных реформ в странах с многопартийной системой; в странах с планируемой экономикой и однопартийной системой устанавливается коммунистический социализм, при котором средства производства находятся в коллективной собственности.
Однако нет сомнения, что до сих пор в производственных методах научно-технической культуры капиталистические черты преобладают над социалистическими, да и сами социалистические государства восприняли капиталистический стимул прибыльности. Прибыль выдвигается как одна из целей экономического роста в условиях планового хозяйства. Наша научно-техническая культура всегда зависела от роста. Сотрудничество как часть процесса обеспечения безопасности не ограничивается национальными границами, ибо одним из свойств научно-технической культуры оказалась ее возрастающая интернациональность, и не только в традиционной сфере торговли.
В результате мировых войн появились Лига Наций и Организация Объединенных Наций. Для того чтобы предупреждать войны, государства стали действовать совместно, и сегодня целью международного сотрудничества является защита не только от войн, но и от голода, болезней, безработицы, деградации среды обитания и чаще всего от риска, проистекающего из экономической конкуренции.
223
В результате социально-экономического развития государства превратились в совместные экономические предприятия своих граждан, и вследствие этого они ожесточенно конкурируют друг с другом. Во избежание новых проблем регулирование этой конкуренции, по-видимому, требует еще большего сотрудничества между странами.
В условиях международной конкуренции освободившиеся колониальные страны оказываются довольно беспомощными. В своем поведении, связанном с воспроизводством и самозащитой, страны Азии, Африки и Латинской Америки на несколько поколений отстали от евро-американцев. Хотя это и естественно, такой временной разрыв в условиях ускоряющегося характера научно-технического развития ставит перед международным сотрудничеством дополнительные требования. Как мы уже видели, новые страны платят за свое эволюционное отставание высокую цену, так как импортируемая ими энергия обходится им дороже, чем нам на соответствующей стадии нашего развития, и такого рода проблемы будут углубляться и становиться более частыми по мере ускорения эволюции. Евро-американцы не могут оставаться безучастными наблюдателями их усилий и ожидать, что они удовлетворятся повторением известных европейских этапов феодализма, колониализма, капитализма, индустриализма, научно-технической культуры. Во времена колониализма и капитализма в Европе теперешние новые государства были лишены возможности даже небольшого накопления излишка, который, как показывает поведенческая история человечества, является основой эволюции.
Идет уже третье десятилетие сотрудничества с новыми странами в целях их развития, однако мы все еще уделяем для помощи и ускорения развития этих стран менее чем полпроцента нашего растущего национального продукта в год. Тем временем разрыв в уровне развития, обусловленный эволюционным отставанием, не сокращается, а увеличивается. Земля, истощенная и отравленная в результате эксплуатации десятью поколениями, вряд ли может обеспечить излишек, необходимый для дальнейшей эволюции. Фонды помощи развивающимся странам не обеспечивают этого излишка. В новых государствах так же, как это было в старых, производство, обеспечивающее рост, и общественную систему, обеспечивающую безопасность, можно построить только на основе изменений в поведении их граждан.
В 1944 году Полани указал, что труд, деньги и земля
224
постоянно нуждаются в защите от капиталистической погони за прибылями. Теперь, четыре десятилетия спустя, перед капиталистическими странами неизменно стоят проблемы безработицы и неустойчивости валют; охрана природы выросла в серьезнейшую международную проблему. Мы, люди научно-технической культуры, испокон века занимавшиеся самозащитой, только сейчас предпринимаем первые шаги по охране природы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.