Ускорение культурной эволюции не было неожиданностью, поскольку это в конце концов вытекает из основных положений нашего биосоциального синтеза. Коль скоро процесс, ведущий к биологической специализации, находит свое продолжение в культурной эволюции, то и здесь основными свойствами эволюционного прогресса являются увеличение числа альтернатив и все более частые поведенческие изменения. Учащение поведенческих изменений можно было ясно увидеть в нашем описании аграрной культуры.
Однако темпы ускорения, характерные для научно технической культуры, нас глубоко озадачивают. Мы живем в гуще этого процесса ускорения; мы сами представляем собой этот процесс. Мы одновременно его источник и результат. Может быть, в этом причина нашего полного непонимания этого происходящего с нами естественного явления и нашей неспособности его контролировать. За время жизни последних поколений мы строили наш человеческий мир, как муравьи строят свой муравейник, не задумываясь над тем, что же такое мы строим. Для человека ясно, что сознание муравья не участвует в строительстве муравьиной кучи. Но а как же быть с нами, с людьми? Нам, творениям биологической эволюции, наделенным разумом, не пристало ли понимать, что мы
205
делаем? Неужели мы не можем оценить возможные последствия постоянно ускоряющихся темпов эксплуатации нами все большего количества природных ресурсов?
Дело в том, что мы не сумели увидеть в повороте нашего поведения к эксплуатации природных ресурсов естественное событие. Мы еще не осознали себя самих в качестве продуктов эволюции и видим в научно-технической культуре с ее ускоряющимися изменениями просто-напросто современную историю, социально-экономический процесс. Для нас это не естественный процесс, в ходе которого человечество как биологический вид добивается успеха путем установления монополии на использование все большего числа природных ресурсов. В ходе знакомства с тем, как историческая наука фиксирует, анализирует и излагает поток событий в последние столетия, с неизбежностью обнаруживается, что теоретически нестрогое описание бесплодно с точки зрения выявления и осмысления причин происшедших в прошлом изменений. Тем не менее именно понимание изменений является задачей исследователя. Историческая наука оказалась не в состоянии объяснить происшедшие в период научно-технической культуры грандиозные перемены, так как эти перемены просто не входят в круг тех явлений, которые находятся в поле ее зрения и с которыми она имеет дело. В начале нашего века фиксация исторически значимого велась в основном на основании четырех главных ценностей — религии, науки, искусства и государственных конституций. И в наше время «научно объективное» историческое исследование в очередной раз стремится дать как можно более полное объяснение взаимосвязи между явлениями и их причинами. В частности, разнообразие общественных структур и функций исследуется с помощью изучения институтов и организаций.
Однако причины явлений так и останутся неясными, если искать источники изменений главным образом в социальных структурах, ибо тайна лихорадочных изменений может быть вскрыта только на основе эволюционной концепции человека.
Познакомившись с трудами в области экономической истории Эли Ф. Хекшера, я убедился в том, что даже блестящего изложения недостаточно без теории, объясняющей изменения. В конце 40-х годов я с восхищением прочел работу Хекшера «Индустриализм. Экономическое развитие». В этой работе четко описаны экономические изменения, происшедшие в ходе индустриального разви-
206
тия за 200 лет, и все-таки это не более чем рассказ о том, что произошло. Хекшер не объяснил и не привел причин описываемых им изменений. Хотя он и пользуется такими выражениями, как «беспокойный дух времени» или «энтузиазм, направленный на совершенствование общества», по существу, единственным объяснением описываемых перемен остается все тот же индустриализм.
Индустриализм, т. е. индустриальная культура, как термин, употребляемый для характеристики нынешних средств производства1, неадекватен, однако, в силу своей узости. Точно так же излюбленное Хекшером понятие технико-экономической культуры не раскрывает самого существа описываемых великих перемен. Ибо в истолкованиях нашей культуры мы проявляем, как кажется, излишнюю сдержанность. Мы заявляем, что она была достигнута с помощью машин и рыночной экономики. Не из-за страха ли перед марксизмом мы не говорим открыто, что это именно люди, стремящиеся к прибыли, дополнительным доходам и растущему потреблению, достигли ее. Двигателем великих перемен нашего времени была капиталистическая погоня за прибылями и прибавочной стоимостью.
Итак, в объяснении изменений в нашем поведении мы снова сталкиваемся с проблемой прибавочного продукта. Именно он становится ключевым понятием всего нашего описания культурной эволюции. А что может быть более естественным? В ходе культурной эволюции человек постоянно меняет свое поведение с целью упрочения жизни, а жизнь упрочивается именно с помощью излишка. При новой организации труда, предполагающей открытую борьбу за спекулятивные прибыли и увеличение заработка, мы стали стремительно накапливать излишки. Ускоренные изменения научно-технической культуры суть следствие освобождения процесса накопления излишков от прежних ограничений.
Что же было причиной этого поощрения накопления и на чем основывается наш современный способ производства?
Он основывается не на технике, предназначенной для массового производства, и не на капиталистической прибыли, а на накоплении нами знаний и умений, стремление к совершенствованию которых не знает границ. Благодаря этому мы и живем сейчас в эпоху научно-технической культуры.
207
Мы уже отмечали, что культурная эволюция является кумулятивным процессом. Неуклонное возрастание накопленной информации открывает перед нами все новые и новые поведенческие альтернативы. Ныне накопление информации происходит в виде развития науки, которая все глубже проникает во все более широкие сферы реальности; в свою очередь умения аккумулируются во все более разнообразной технологии. В рамках научно-технической культуры мы, неуклонно совершенствуя наше понимание законов природы, можем все более эффективно эксплуатировать естественные ресурсы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.