Заключительную стадию эпохи аграрной культуры я называю периодом европейской гегемонии в мире. В поведенческой истории человечества упрочение основ жизни и поворот к европейской гегемонии шли рука об руку. Научно-техническая культура возникла во времена, когда центром мира была Европа.
Впрочем, справедливость и этого утверждения не бесспорна. Мы, европейцы, еще со времен античности привыкли считать себя отличными от представителей других культур и смотреть на них свысока. Мы так и видим себя поднимающимися из руин античности, чтобы возглавить культурную эволюцию. Дело, однако, обстояло иначе. Европейская гегемония устанавливалась мед-
173
ленно, и произошло это в сравнительно недавнее время, так что у нас есть все возможности для изучения и уяснения этого феномена. Поскольку ныне человечество ищет новую линию поведения, чрезвычайно важно выявить предпосылки роста европейского влияния. Как же это случилось?
Демографические данные
Снова обращаясь к демографическим данным, подчеркну, что сами по себе они свидетельствуют не о прогрессе культуры, а лишь об успехе человечества как биологического вида.
Поскольку данное исследование является биосоциологическим, нужно прямо сказать, что вовсе не легко четко разграничить успех человечества, понимаемый в естественнонаучном смысле, и социальный прогресс, мерилом которого служат определенные ценности и цели. Если культурная эволюция является процессом непрерывных изменений в поведении, в результате которых человек увеличивает свои шансы на выживание, ее общим направлением должен быть успех человечества как биологического вида. Таким образом, демографические данные отражают не только успех человека как природное явление, но и позволяют судить о ходе культурной эволюции. Однако успехи культурной эволюции не равнозначны социальному прогрессу и достижению осознанных целей. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, если оказывается, что эволюционное развитие с его индивидуальными изменениями готовит предпосылки для всеобщей гибели — как это стало очевидным в наши дни,— то мы вправе отвергнуть его как проявление регресса. Во-вторых, эволюционный прогресс может быть поставлен под сомнение и в том случае, если отрицается концепция человека как продукта эволюции. Первое допущение — истинно, второе — нет. Данная книга основывается на первом из них, тогда как принятое ныне общее представление о мире — на втором.
Я использую демографические данные иначе, чем сами демографы. Объясняется это очень просто. Жан-Ноэль Бирабан, чье недавнее исследование стало для меня основным источником информации, подчеркивает непостижимый характер изменений численности людей. По его мнению, «не считая случайных совпадений, нет оснований полагать, что в обособленных или далеко отстоящих друг от друга очагах культуры численность
174
населения изменяется одинаковым образом». Периоды роста и падения численности народонаселения столь длительны, считает Бирабан, что «ни в одном случае невозможно с должным основанием прогнозировать прирост населения, опираясь на демографические тенденции, выявившиеся на протяжении всего лишь нескольких столетий». Бирабан предсказывает, что нынешний быстрый рост населения постепенно сойдет на нет. Его выводы весьма осторожны: «Если будущее вообще предсказуемо, то, думается, очередное сокращение численности людей будет — впервые в истории — результатом их сознательного решения».
Независимо от выводов Бирабана демографические данные, которыми он оперирует, служат хорошей иллюстрацией культурной эволюции человека, т. е. процесса изменений в поведении. На мой взгляд, его таблица (см. табл. 2) представляет лучшее численное выражение успеха человека и его прогресса, начиная с античности и до сегодняшнего дня. Данные Бирабана носят оценочный характер. По его предположению, вероятная ошибка в определении общего населения мира составляет для нашего времени около 5%, для 1700 года — 7—8 и для 1500 года — 10%. Естественно, с продвижением в глубину веков вероятная погрешность увеличивается, причем, как я подозреваю, гораздо в большей степени, чем полагает Бирабан.
Таблица показывает, что культурная эволюция человека сопровождалась в демографической области единым мощным волнообразным движением. Период европейской гегемонии в мире, длившийся 1200 лет, подразделяется на четыре стадии:
Годы
— застой 500—900
— подъем 900—1250
— застой 1250—1400
стабильный подъем 1400—1750
Знаменательно, что, судя по таблице, эти периоды демографического застоя и подъема во всем мире наблюдались более или менее одновременно. Хотя принято считать, что до 1400 года народы жили сравнительно изолированно и автономно друг от друга, нельзя не обратить внимания на всеобщий характер успеха человечества и интерпретировать его как проявление единой направленности эволюционного процесса.
175
Топтание на месте и рост
Размышляя об эволюционном успехе человека, следует задуматься о паузах в этом процессе. Как получилось, что годы с 500-го по 900-й были периодом полной приостановки роста народонаселения? По сути дела, численность рода человеческого не возрастала в течение более чем тысячи лет — со II века до н. э. до IX века н. э. включительно. Отчего спустя 8 тыс. лет после освоения человеком сельского хозяйства и 4 тыс. лет после создания древних империй в развитии человечества наступила пауза, и на протяжении целого тысячелетия аграрная культура могла поддерживать жизнь всего лишь 200 млн. людей?
Как мы видели, в условиях аграрной культуры средства производства по своей природе не поддавались эволюционному развитию, так что методы и орудия труда столетиями оставались неизменными.
Вероятно, со II века до н. э. до начала X века н. э. не было постоянного прироста производства продовольствия из-за нестабильности политической обстановки. Устойчивому росту производства препятствовали — особенно после падения империй — непрекращавшиеся войны, мародерство и грабежи. Ясно, что в эпоху античных империй спрос на сельскохозяйственную продукцию неуклонно увеличивался. Для растущего городского населения и регулярных армий требовалось все больше продовольствия. Сложился рынок сельскохозяйственной продукции, и оживленная морская торговля способствовала его расширению. С падением империй свертывается и этот рынок.
В IX веке, т. е. примерно 50 поколений назад, население Земли — около 200 млн. человек — жило в условиях застоя, разобщенности, непрекращающихся войн, эпидемий и частых неурожаев. Сельское хозяйство, казалось, исчерпало все свои производственные возможности.
Эта ситуация напоминает трудности, с которыми человечество столкнулось на последних этапах эпохи собирательства и охоты. В то время — между XII и VIII тысячелетиями до н. э.— численность людей, которых и так было всего несколько миллионов, сократилась. Казалось, после 10 тыс. лет существования аграрной культуры — накануне ее заката — жизнь человечества вновь была под угрозой.
Однако подъем культурной эволюции в конце аграрной эпохи свидетельствует, что позиции человека упро-
176
чились. Так, появление новых альтернативных вариантов поведения привело к изменениям, которые позволили людям вернуться на путь преуспевания. Период с X до середины XIII века отмечен мощным прогрессом человечества — его численность почти удвоилась. Как показывает приводимая ниже таблица, масштабы этого подъема были повсюду в мире практически одинаковы.
Население (в млн. чел.) | 000 г. | 1250 г. | |
Китай | 48 | 112 | |
Индия | |||
(с прилегающим регионом) | 38 | 83 | |
Европа | 28 | 57 | |
Африка | 28 | 58 | |
Центральная и Южная Амер | ика | 13 | 26 |
Важно отметить, что в XIII веке мы — европейцы — преуспевали ничуть не больше, чем жители других районов мира. С точки зрения развития сельского хозяйства бесспорными чемпионами были китайцы.
В конце XIII века успех человека как биологического вида вновь притормозился. Согласно демографическим данным, в XIV веке во многих регионах настали трудные времена. В Китае за сто с небольшим лет население сократилось более чем на 50 млн., в Индии и Европе численность жителей также значительно снизилась, и в 1400 году в мире жило меньше людей, чем в 1200 году. Причины этой последней по времени паузы в росте населения Земли всесторонне изучались. Принято связывать этот спад с распространением чумы — «черной смерти»,— но разгар эпидемий пришелся на 1345—1351 годы, и потому данное падение численности населения, видимо, не может ограничиваться лишь этими объяснениями.
Б. X. Сличер ван Бат в книге «История сельского хозяйства в Западной Европе: 500—1800 годы нашей эры» описывает и детально анализирует период, непосредственно предшествовавший переходу к научно-технической культуре. Важным представляется его вывод об исключительно тесной связи между количеством продовольствия и численностью населения в Европе вплоть до XIX века. Он полагает, что рост населения здесь зависел в первую очередь от наличия продуктов питания, причем не только от их количества, но и от качества.
177
Как показал Сличер ван Бат, в условиях аграрной культуры рост населения в каждый данный период опережает рост продуктивности сельского хозяйства. Кратковременный подъем производства может быть достигнут за счет чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов. Но стабильный рост населения сверх уровня, обеспечиваемого данной продуктивностью, т. е. относительная перенаселенность, ставит под угрозу все социальное развитие, ибо в этом случае самое страшное — это даже не острый голод, а длительное существование на недостаточно питательном рационе. Недостаточное питание на протяжении нескольких поколений ведет к катастрофическим последствиям: увеличивает вероятность эпидемий и их смертельного исхода для значительной части населения. Именно этим, по мнению Сличера ван Бата, объясняются эпидемии чумы и других заболеваний в XIV веке. Он полагает, что 50-процентное увеличение численности народонаселения в XIII столетии привело к перенаселенности; потребность в пище превосходила тогдашнюю продуктивность сельского хозяйства. Перенаселенность приводила к ухудшению питания и как следствие — к серии смертоносных эпидемий XIV века, одной из которых была эпидемия бубонной чумы.
Этот анализ представляется, в общем, верным, однако недостаточным для объяснения двухсотлетнего застоя в росте населения Европы. Если эпидемии всегда вызывают снижение численности людей, почему же после устранения избытка населения улучшение питания не привело к прекращению эпидемий? Почему по продуктивности сельского хозяйства и количеству производимого продовольствия в Европе XVI век мало отличался от XIV века?
Дело в том, что крестьянство было сковано путами феодальных отношений, которые составляли социальную основу сельского хозяйства в Европе. При феодальной системе общественные отношения ставят жесткие границы росту производства. Структура политической и экономической власти в условиях феодализма такова, что крупные землевладельцы силой забирали у крестьян производимые излишки — столько, сколько могли отнять. Феодализм продлевал и усиливал пагубные последствия войн и эпидемий: эпидемии, войны и феодальные повинности составляли механизм, который блокировал развитие. Он работал следующим образом: во время войн и эпидемий количество населения и продуктивность снижались; феодалы
178
Таблица 2
Численность населения основных районов Земли в разные времена (400 г. до н. э.—1980 г.) (в млн. чел.)
-400 | - 200 | 0 | 200 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 | 1000 | 1100 | 1200 | |
Китай | 19 | 40 | 70 | 60 | 25 | 32 | 49 | 44 | 56 | 48 | 56 | 83 | 124 |
Индия | 30 | 55 | 46 | 45 | 32 | 33 | 37 | 50 | 43 | 38 | 40 | 43 | 69 |
Пакистан | |||||||||||||
Бангладеш | |||||||||||||
Юго-Западная Азия | 42 | 52 | 47 | 46 | 45 | 41 | 32 | 25 | 29 | 33 | 33 | 28 | 27 |
Япония | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 7 |
Остальная часть Азии | |||||||||||||
(исключая СССР) | 3 | 4 | 5 | 5 | 7 | 8 | 11 | 12 | 14 | 16 | 19 | 24 | 31 |
Европа | |||||||||||||
(исключая СССР) | 19 | 25 | 31 | 44 | 36 | 30 | 22 | 22 | 25 | 28 | 30 | 35 | 49 |
СССР | 13 | 14 | 12 | 13 | 12 | 11 | 11 | 10 | 10 | 11 | 13 | 15 | 17 |
Северная Африка | 10 | 14 | 14 | 16 | 13 | 11 | 7 | 6 | 9 | 8 | 9 | 8 | 8 |
Остальная часть Африки | 7 | 9 | 12 | 14 | 18 | 20 | 17 | 15 | 16 | 20 | 30 | 30 | 40 |
Северная Америка | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Центральная и Южная Америка | 7 | 8 | 10 | 9 | 11 | 13 | 14 | 15 | 15 | 13 | 16 | 19 | 23 |
Океания | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Всего на Земле | 153 | 225 | 252 | 257 | 206 | 207 | 208 | 206 | 224 | 222 | 253 | 299 | 400 |
1250 | 1300 | 1340 | 1400 | 1500 | 1600 | 1700 | 1750 | 1800 | 1850 | 1900 | 1950 | 1970 | 1980 | |
Китай | 112 | 83 | 70 | 70 | 84 | ПО | 150 | 220 | 330 | 435 | 415 | 558 | 774 | 995 |
Индия | 83 | 100 | 107 | 74 | 95 | 145 | 175 | 165 | 180 | 216 | 219 | 431 | 667 | 834 |
Пакистан | ||||||||||||||
Бангладеш | ||||||||||||||
Юго-Западная Азия | 22 | 21 | 22 | 19 | 23 | 30 | 30 | 28 | 28 | 31 | 38 | 75 | 118 | 135 |
Япония | 9 | 10 | 10 | 9 | 10 | 11 | 25 | 26 | 25 | 30 | 45 | 84 | 104 | 117 |
Остальная часть Азии (исключая СССР) | 31 | 29 | 29 | 29 | 33 | 42 | 53 | 61 | 68 | 78 | 115 | 245 | 336 | 496 |
Европа (исключая СССР) | 57 | 70 | 74 | 52 | 67 | 89 | 95 | 111 | 146 | 209 | 295 | 395 | 462 | 485 |
СССР | 14 | 16 | 16 | 13 | 17 | 22 | 30 | 35 | 49 | 79 | 127 | 278 | 243 | 265 |
Северная Африка | 9 | 8 | 9 | 7 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 12 | 43 | 52 | 87 | ПО |
Остальная часть Африки | 49 | 60 | 71 | 60 | 78 | 104 | 97 | 94 | 92 | 90 | 95 | 167 | 266 | 360 |
Северная Америка | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 5 | 25 | 90 | 166 | 228 | 252 |
Центральная и Южная Америка | 26 | 29 | 29 | 36 | 39 | 10 | 10 | 15 | 19 | 34 | 75 | 164 | 283 | 360 |
Океания | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 6 | 13 | 19 | 23 |
Всего на Земле | 417 | 431 | 442 | 375 | 461 | 578 | 680 | 771 | 954 | 1241 | 1634 | 2539 | 3637 | 443 |
требовали причитающиеся им подати; давление феодальных повинностей на крестьян увеличивалось; количество продовольствия на каждого члена крестьянской семьи сокращалось или росло недостаточно быстро; таким образом, голод или недоедание продолжались бесконечно.
Думается, сокращение населения Китая и Юго-Восточной Азии в XIV веке также было отражением совместного воздействия эпидемий, войн и феодальных ограничений роста производства. Как и в условиях собирательства и охоты, прирост населения, основой существования которого является аграрная культура, жестко лимитировался количеством добываемой пищи.
Период устойчивого преуспевания с XV века
Несмотря на то, что человек как биологический вид в процессе становления постоянно совершенствовал свои поведенческие характеристики, вплоть до XV столетия он, по существу, жил на грани голода и качество его питания улучшалось очень и очень медленно. Отвоевывая себе место в природе, человек вынужден был подчиняться тем же законам, что и любое другое живое существо.
Однако начиная с XV века преуспевание человека приобрело устойчивый характер. В последние столетия аграрной культуры, между 1400 и 1750 годами, человечество сумело увеличить производство продуктов питания и на этой основе добиться стабильного роста своей численности. Из таблицы на стр. 179—180 видно, что на заключительных этапах аграрной культуры ежегодный прирост населения — впервые в истории — составил 0,2%. Но это было лишь прелюдией к последующему бурному росту народонаселения в период научно-технической культуры.
Таким образом, в истории поведения человека XV век является поворотным пунктом. Именно в этом столетии начала утверждаться явная гегемония Европы в мире. Одновременность двух процессов — роста обеспеченности жизни и упрочения европейского господства — рождала у европейцев иллюзию всемогущества: «Наша взяла!» Первыми начав использовать науку для совершенствования средств производства, они уверовали, что и упрочение условий человеческого существования в конце нашего тысячелетия — их собственное достижение. Чтобы несколько сбить эту европейскую спесь, посмотрим, что представлял собой мир накануне XV столетия — до начала широкого распространения европейского влияния.
181
Мир до установления господства белого человека
Начнем с Азии — ведь именно там в XV и XVI веках проживало большинство человечества. Благодаря путешествиям и развитию торговли европейцы знали о существовании великих империй Китая и Индии. Как утверждает Марк Элвин, автор книги «Каким был Китай в прошлом», основой процветания Китайской империи в первом тысячелетии нашей эры было развитие технологии земледелия и ее успешное применение на орошаемых рисовых полях. По его мнению, наличие единой империи облегчало распространение передовых методов. Профессиональные инструкторы из числа землевладельцев на закрепленных за ними территориях обучали крестьян новейшим методам обработки земли и ведения хозяйства. При этом использовались печатные материалы — рисунки, брошюры и учебники по сельскому хозяйству. (Книгопечатание с помощью деревянных клише применялось в Китае начиная с IX века.)
Ознакомившись с такими сведениями о Китайской империи XIII века, нельзя не согласиться, что китайское сельское хозяйство — с исключительно широкой и эффективной организацией транспортировки, хранения и продажи зерна — занимало в мире передовые позиции. С помощью компаса, которым в Китае пользовались уже в XII веке, китайские торговые суда плавали по всему Индийскому океану. Крупные купцы имели до 50 судов, перевозивших железо, изделия из фарфора, шелковые и хлопчатобумажные ткани, сахар, рис и книги.
Все это базировалось на стабильной денежной системе. Бумажные деньги в Китае получили распространение еще в XII веке, а развитие торговли и ремесел вызвало быстрый рост городов.
По свидетельству венецианского купца Марко Поло, Ханчжоу был красивейшим и богатейшим городом мира. Он был столь велик, писал Марко Поло, что невозможно было поверить, что удается прокормить всех его жителей. По оценке Элвина, в то время в городах жило около 10% населения Китая, и это было самое урбанизированное общество в мире. В XIV и XV веках наблюдался застой, но затем — вплоть до 1850-х годов — население Китая неуклонно росло. Постоянный прогресс китайской культуры примечателен еще и тем, что китайцы успешнее других наций сопротивлялись европейскому влиянию. Когда британский король Георг III в 1770-х годах
182
предложил Китаю установить дипломатические и торговые отношения, император Цяньлун ответил отказом: «Правя обширным царством, я преследую единственную цель — поддержание должного порядка и выполнение государством своих функций... Я не интересуюсь чужеземными диковинками и не нуждаюсь ни в чем, что производится в вашей стране».
Если измерять прогресс замкнувшегося в себе китайского общества численностью населения, то император Цяньлун был, безусловно, прав. В 1660—1850-х годах, в период расцвета европейского могущества, население Китая возросло в четыре раза. В 1850 году — как и в начале XIII века — китайцы составляли треть всех обитателей нашей планеты. В 1850 году в Китае проживало столько же людей, сколько во всем мире в начале эпохи европейского господства.
Застой в росте продуктивности сельского хозяйства, наступивший в Китае в конце XIX века, Элвин объясняет следующим образом: усиленная эксплуатация земли постепенно привела к снижению ее продуктивности в расчете на одного человека. Требовалась новая технология производства, а переход к ней — учитывая огромные масштабы китайского сельского хозяйства и его жесткую структуру — был невозможен без воздействия извне.
В Центральной и Южной Америке к началу XVI столетия обитало почти 40 млн. человек. Империи ацтеков в Мексике и инков в Перу насчитывали более 10 млн. жителей каждая, и, бесспорно, относились к наиболее могущественным державам своего времени — наряду с Францией, Испанией и городами-государствами Италии. Империи ацтеков и инков развивались независимо друг от друга, о чем свидетельствует отсутствие у инков письменности.
Империи инков и ацтеков — с их совершенными ирригационными сооружениями, корпорациями ремесленников, развитыми трудовыми и социальными отношениями и величественными постройками,— конечно же, были воплощением длительной и восходящей культурной эволюции. В донесении Кортеса, посланном им в Испанию в 1519 году, выразилось искреннее изумление, которое испытали испанские конкистадоры при виде мексиканской столицы (цитируется по работе Жака Сустеля): «Тщательно осмотрев и исследовав город, мы обратили внимание на огромный рынок; шум от него раздавался на всю округу. Среди нас были солдаты, побывавшие во всех уголках
183
земли, в Константинополе, в Италии, в самом Риме, но и им прежде не доводилось видеть столь же многолюдного и великолепно организованного рынка». Словом, до колонизации Америка находилась примерно на том же уровне эволюционного развития, что и Евразия. Но поскольку у индейцев не было огнестрельного оружия, их континент превратился в колонию под названием «Новый Свет».
Что же касается Африки, то мы — европейцы — ничего не знали о происшедших там в XII—XVI веках бурных развитиях, которые привели к заметному упрочению условий человеческой жизни. По оценкам Бирабана, в XV—XVI веках в Африке было даже больше жителей, чем в Европе. В это трудно поверить, пока не сообразишь, что по территории Африка превосходит Азию (без территории Советского Союза) и в шесть раз больше Европы (опять-таки без учета Советского Союза). Быстрый рост африканского населения вполне объясним: там имелось много свободной земли. Между 1100 и 1600 годами количество жителей этого континента утроилось; сходное увеличение наблюдалось в этот период в Индии, где были самые высокие темпы роста населения. Столь стабильный успех не мог быть достигнут без сравнительной устойчивости производства и социальных условий. До начала колонизации «Черная Африка» вовсе не была той первозданной землей, населенной дикарями, легенду о которой создали европейцы-колонизаторы. Это был континент аграрной культуры. После падения Арабской империи исламская культура неизменно продолжала оказывать влияние на Северную Африку, которое распространялось к югу и способствовало образованию суданских государств. Силу, могущество и организованность этих государств в XIV веке признавали даже жившие в центре исламской культуры мусульмане, не слишком склонные восхищаться достижениями других. Путешественник Ибн Баттута, побывавший до этого в Китае, в 1352—1353 гг. посетил Мали. По его свидетельству, среди тамошних негров «редко встретишь нечестного. Они любят порядок больше других народов. Их султан не прощает малейшего нарушения законов. В этой стране чувствуешь себя в полной безопасности — ни путешественникам, ни местным жителям не приходится опасаться грабежей или насилия».
Знатоки африканской истории Оливер и Фейдж считают, что именно искусство суданских негров в ведении сельского хозяйства было причиной бурного роста численности обитателей саванн. Постепенно население перемеща-
184
лось к югу, в лесные районы; в XV столетии между низовьями рек Нигер и Берегом Слоновой Кости образовались многолюдные городские поселения. Концентрация населения происходила также на восточном побережье Африки. Как свидетельствуют археологические находки, особенно быстрое развитие этого региона наблюдалось с середины XIII века и до появления португальцев в конце XV века. Вдоль побережья Сомали, Кении и Танзании выросли исламские города, так что мореплавание в Индийском океане по большей части находилось в руках мусульман и служило на благо всему исламскому миру. Этих кратких сведений достаточно для подкрепления тезиса о всеобщем характере культурной эволюции. Поскольку до XV века народы жили еще в относительной изоляции, одновременное развитие на различных континентах стран с населением в 10 и более миллионов человек является бесспорным доказательством, что культурная эволюция, с характерным для нее накоплением поведенческих изменений, длительное время воздействовала на развитие всего человечества. В XV веке население всех частей света, а отнюдь не одной Европы было охвачено процессом прогрессивной перестройки поведения, повышающей приспособленность людей к жизни, и ничто тогда не позволяло предположить, что когда-либо культурная эволюция станет монополией европейцев.
Три типа народов-неудачников
Тот факт, что человечество росло и прогрессировало практически повсеместно, открывает прекрасную возможность проследить действие различных факторов, влиявших на культурную эволюцию. Если начиная с XV века поведенческая перестройка шла с неизменным успехом, то по таблице, предложенной Бирабаном, мы можем увидеть, были ли отклонения от этого общего образца, и выяснить, в чем заключались их причины.
Думается, было три основных типа таких исключений. Каждый из них иллюстрируется в таблице двумя примерами.
Первые два примера особенно наглядны. Они касаются Северной Америки и Океании, население которых вплоть до XIX века почти не увеличивалось. В этих регионах продукты питания добывались главным образом собирательством и охотой и прогресс, разумеется, был очень незначителен. Хотя сама культурная эволюция, безусловно, и здесь не прерывалась. Знания и навыки охотничьих
185
Юго-Западная Азия -Северная Африка |
21% |
Остальная Африка и Азия (за исключением СССР и Океании) |
40%
400 г. до н. э.
Европа + СССР
Северная и Южная Америка
Юго-Западная Азия + Северная Африка
Остальная Африка и Азия (за исключением СССР и Океании)
Европа + СССР
Северная и Южная Америка
1980 г.
Р и с. 8. Удельный вес различных регионов мира в мировом народонаселении на 400 г. до п. э. (верхняя диаграмма) и в 1980 г.
племен Северной Америки и Океании накапливались, но используемые ими средства производства не позволяли эксплуатировать природные богатства с достаточной интенсивностью, и в результате население практически не росло.
Другие два примера — Юго-Западная Азия и Северная Африка. В обоих регионах после XV века наблюдалось некоторое увеличение численности населения, но все же в 1750 году жителей там было значительно меньше, чем в античные времена. И Юго-Западная Азия, и Северная Африка являются ярким свидетельством того, как за 10 тыс. лет аграрной культуры человеку (разводя овец и вырубая леса, что вело к истощению и эрозии почв) удалось — при одновременном воздействии климатических изменений — настолько разрушить окружающую среду, что производство продовольствия оказалось сопряжено с
186
1980 -1970 -1950 1900 1850 С- 1800 0 175° к 1600 1 1400 800 400 0 -400 |
| _|470 | |||||
^^ |
| 1353 | ||||
| J219 | |||||
|138 | ||||||
2( | 02 | |||||
- | 14 б£ | 02 | ||||
- | 11 | 104 | ||||
- | S | 107 | ||||
- | 89f^S^ | ИЗ | ||||
Европа за исключением | СССР 1 | щ м | |68 1 | Африка i i | 1 |
300 400 500 600 |
600 500 400 300 |
200 100 0 100 200 Население (миллионы)
Рис. 9. Сравнительные данные об изменениях численности населения в Европе и Африке.
1980 | 484t^C^^>^^- | |360 | |||
1970 | 462|^^^^^; | |283 | |||
1950 | 3 95 f^4^4>\^4SS^^ | J164 | |||
1900 | 295K^^SSX | | 75 | |||
1850 | 2091^ | |34 | |||
1800 | 146 £ | ^^ | 19 | ||
1750 | 11 | IS | |||
1700 | 95 b^^ | 10 | |||
1600 | - | 89 k^ | 10 | ||
1400 | 52^; | J36 | |||
1200 | - | 49^ | 23 | ||
800 | - | Европа | 25 Т | 15 | Центральная и |
400 | за исключением СССР | 36 g | 11 | Южная Америка | |
0 | - | 0 | |||
-400 | - | i i i i | I Л | 7 1 | iii; |
100 200 300 400 500 600 |
600 500 400 300 200 100
Население (миллионы)
Рис. 10. Сравнительные данные об изменениях численности населения в Европе и Центральной и Южной Америке.
постоянными трудностями. Вызванное человеком ухудшение внешней среды становится очевидным при сопоставлении изменений в доле различных регионов в мировом населении (см. рис. 8).
Наконец, еще два региона, относящихся к исключениям из общего правила,— это Африка южнее Сахары и Латинская Америка. Стабильный рост, характерный для предшествовавшего периода, был нарушен в Африке в XVII веке и столетием раньше — в Центральной и
187
Южной Америке. Однако эти исключения уже являются следствием европейского господства. Приводимые ниже диаграммы убедительно показывают, что принесло вторжение белого человека Африке, а также Центральной и Южной Америке. Другой результат господства белых — прекращение роста населения в Юго-Восточной Азии в XVIII — первой половине XIX века. Бесспорно, мы — европейцы — упрочили условия своего существования за счет колонизации других народов.
Таким образом, поведенческая история человека вовсе не является единообразным прямолинейным процессом прохождения людского рода через все стадии своего становления. Культурная эволюция напоминает биологическую, ибо в ней также, по-видимому, большую роль играют случай и поиски на ощупь. Когда условия менялись, человеку не всегда удавалось избирать такие формы поведения, которые упрочивали бы надежность его существования.
Ответственность авангарда эволюции
С XV века поведение людей стало изменяться еще быстрее. Для эволюции человека такое ускорение характерно и вполне естественно. Умножение альтернативных вариантов поведения означало для человека большую свободу выбора, в частности возможность самому управлять процессом изменения поведения. Словом, человеку представился шанс контролировать природный процесс — собственную эволюцию.
После XV века именно мы, европейцы, определяли выбор форм поведения, оказывающий огромное влияние на человечество, стало быть, и ответственность за управление эволюцией человека (или невмешательство в этот процесс) на протяжении жизни последних 20 поколений лежала прежде всего на нас.
Доходило ли это до сознания жителей Европы? По-моему, нет. Мы стремились — в соответствии с законами природы — упрочить свое существование, вовсе не заботясь о наших собратьях, не говоря уж о будущем человечества. Мы, европейцы, были эгоцентричными и недальновидными. Однако нельзя и впредь уходить от ответственности. Ускорение культурной эволюции наконец-то заставило нас осознать, сколько вреда мы причинили нашей маленькой планете. В период резкого сокращения и истощения природных ресурсов продолжение рода человеческого может быть обеспечено лишь с помощью контроля над культурной эволюцией, т. е. над поведением че-
188
ловека. Чтобы научиться этому, необходимо тщательно проанализировать наш исторический путь. Создав колониальную систему, мы на столетия затормозили развитие наших собратьев и в то же время дали толчок развитию научно-технической культуры, негативные последствия которой ощущает все человечество.
Колониализм и капитализм как ключевые факторы воз вышения Европы
Какие особые внутренние свойства или внешние стимулы помогли европейцам стать создателями научно-технической культуры? Думается, суть дела в излишках производства. Перейдя от собирательства и охоты к сельскому хозяйству, человек научился получать постоянный прибавочный продукт. Однако в условиях аграрной культуры его прирост происходил медленно и был ограничен способом производства. Переход к научно-технической культуре произошел благодаря тому, что человек — сначала неосознанно, а затем все более и более целенаправленно — освободил себя от ограничений, сдерживавших накопление прибавочного продукта.
Важнейшим фактором этого освобождения был капитализм. Все докапиталистические условия производства имели общее свойство: непосредственный производитель в силу экономических причин неминуемо должен был безвозмездно отдавать большую часть излишков общине, племенному вождю, церкви, феодалу-помещику, государству. Капитализм, естественно, не освободил трудящегося от необходимости отдавать производимый им прибавочный продукт, но он изменил условия такой передачи, связав ее с оплатой труда и тем самым придав отношениям по поводу этого продукта экономический характер. Перестройка отношений, связанных с присвоением прибавочного продукта, на основе экономических законов, открыла возможности для постоянного роста производимых излишков, т. е. для увеличения производства. Капиталистическое производство оказалось более гибким и динамичным, нежели производство, основанное на личностных социальных связях.
Каким же путем европейцы пришли к капитализму? Если в условиях аграрной культуры производство повсюду было поставлено в жесткие рамки, то в чем же состояли специфические особенности европейского феодализма?
В простейшем виде ответ таков: европейский феодализм трансформировался в капитализм в первую очередь
189
благодаря колониализму, который — с присущим ему сочетанием военного грабежа и торговли — оказался небывало эффективным и надежным методом изъятия и перемещения прибавочного продукта.
Такой упрощенный подход упускает из виду творческую мощь европейского ренессанса и гуманизма. Но чтобы уяснить суть капитализма и его порождения — научно-технической культуры,— мы, их создатели, должны честно взглянуть на истоки собственного прогресса; иначе мы не научимся регулировать экономическое развитие.
Рассматривая переход от феодализма к капитализму, я опираюсь на работы специалистов по экономической истории Перри Андерсона и Карла Полани. Хотя ни один из них прямо не называет колониализм мостом между феодализмом и капитализмом, их исследования дают серьезные основания для такой точки зрения.
В развитии аграрной культуры и Андерсон и Полани отводят центральную роль войнам и торговле. Для Полани «получение товаров издалека» — ключевая проблема анализа человеческого существования. Способ — мирный или насильственный — получения товаров из отдаленных мест может повлиять на всю структуру государства, а также на методы его деятельности. По мнению Андерсона, для феодальных правителей война была наиболее рациональным и быстрым методом расширения присвоения прибавочного продукта; поэтому вполне понятно, что правящая верхушка феодального общества принадлежала к военному сословию.
Когда в XV столетии одновременно в разных странах Европы появилось огнестрельное оружие и первые корабли, предназначенные для длительных океанских плаваний, ничто уже не могло остановить европейских купцов и феодальную знать. Экспедиции, торговля с дальними странами, завоевание колоний стали предметом неодолимого соблазна и отчаянного соперничества молодых европейских государств, и это способствовало развитию колониализма.
Пожалуй, легче всего понять значение колониализма в эволюции, если представить его в виде всеобъемлющей системы изъятия излишков. На протяжении 400 лет небольшое европейское меньшинство — около 15% населения земного шара,— используя колониализм, собирало излишки со всего мира. Постоянный приток продовольствия с Востока, Запада и Юга в Европу обеспечил постепенное улучшение питания европейцев. Таким образом, колониа-
190
ЛИЗМ Лежал В ОСНОВе прогресса европейскою пасии-пил,
упрочения условий его жизни и умножения альтернативных вариантов поведения.
Колониализм означал также повсеместное насильственное правление европейцев. Он был своего рода продолжением европейского феодализма. Государства Европы — как крупнейшие помещики мирового масштаба — повсюду, куда простиралась их власть, взимали прибавочный продукт с крестьян колоний.
При изучении концепции Андерсона и Полани представляется плодотворным взглянуть на колониализм, эту специфическую систему изъятия излишков, как на сочетание постоянных завоевательных войн и торговых связей с дальними странами. Война и торговля всегда были дополнительным средством присвоения прибавочного продукта; колониализм, похоже, совместил в себе функции той и другой. Он способствовал неуклонному накоплению материальных ценностей и созданию богатств, которые, умножаясь из поколения в поколение, в конечном счете послужили почвой для капиталистической системы, постепенно подчинившей себе экономику. Европейский феодализм, таким образом, медленно, но верно создавал условия для появления капиталистических средств производства, на базе которых только и могла возникнуть научно-техническая культура.
Итак, краеугольные камни капитализма — это рост прибавочного продукта и экономическое развитие. В прежние эпохи упрочение условий жизни и прогресс отождествлялись для человека с поиском надежного источника излишков. Но поскольку Земля не беспредельна, непрерывный экономический рост невозможен и мы не можем неизменно преуспевать за счет излишков и прироста производства. Возможно ли придерживаться принципов капиталистического производства, не вступая при этом в конфликт с результатами капитализма? Эта проблема касается не только присвоения излишков, но в первую очередь самого процесса их образования и регулирования их роста. Может ли человек в условиях капитализма поставить пределы развитию, если оно является законом капиталистической системы? Таковы проблемы, которые нам предстоит разобрать в ходе данного исследования.
На начальных стадиях капитализма развитие не представляло никакой проблемы. Торговля и ремесла процветали; росли города; благодаря появлению новых морских путей главный очаг прогресса человечества переместился
191
из Средиземноморья на побережье Атлантического океана. В истории поведения человека становление европейской гегемонии прошло такие стадии: феодализм, колониализм, капитализм. Следующие звенья этой цепи: индустриализм, научно-техническая культура. Если под эволюцией человечества понимать изменения в поведении, предложенная упрощенная схема развития поведенческих структур, отражающая изменения в методах производства, может дать неплохое представление об эволюционном процессе. Я убежден, что для человечества жизненно важно осознать перемены, происшедшие в нем самом.
Роль Возрождения и Реформации в возвышении Европы
Пытаясь объяснить возвышение Европы с помощью четырех «измов», тесно связанных с уровнем развития средств производства, я прибег к упрощенному описанию эволюции в ее материалистической интерпретации. Однако с глобальной точки зрения несомненно, что начиная с XVII столетия сами европейцы изменились, став колониальными властителями, накопителями прибылей и богатства. До сих пор не вполне ясно, почему именно им досталась эта роль. Если в XIII веке самыми искусными земледельцами были китайцы, то как же удалось европейцам десять поколений спустя стать хозяевами мира?
Секрет кроется в эпохе Возрождения. Здесь наблюдается редкостное единодушие всех специалистов — от идеалистов до материалистов, от философов до естествоиспытателей. Как считает Перри Андерсен, Возрождение остается — при всех попытках критического анализа — ключевым моментом европейской истории, уникальным периодом, для которого характерна одновременная ломка существовавших дотоле временных и пространственных границ. Как раз ко времени открытия Нового Света и повторного открытия античного мира государственная структура в Европе полностью сформировалась в своем своеобразии. Именно это своеобразие форм государственной организации в Европе позволило ей утвердить свою гегемонию в мире, а впоследствии предопределило конец этой гегемонии.
Для европейцев Возрождение поистине расширило пределы времени и пространства, пробудило их дух. Очень важно, однако, что информация и формы поведения, принесенные Возрождением, не были для европейцев чем-то совершенно новым и неведомым. Налицо было обновление традиционных обычаев и сведений, унаследованных не-
192
когда от древних греков и римлян. Ведь эволюционная мощь Возрождения явно имела своим источником культурное наследие античности. Таким образом, Возрождение, которое может показаться стремительным переворотом, на самом деле было классическим примером постоянной, кумулятивной, обновляющей эволюции, составляющей содержание поведенческой истории человечества.
Подъем Европы на ступень научно-технической культуры подтвердил также, что многообразие наших поведенческих особенностей определяется прежде всего информационной деятельностью человека. Дело в том, что именно усвоение новой информации служит истоком всех развивающихся форм поведения. Европейцы с их греко-римским наследием были лучше других народов подготовлены к таким изменениям в поведении, которые благоприятствовали осуществлению основных жизненных функций. Культурное наследие европейцев уникально: греческая математика, зародившаяся эмпирическая наука и логика Аристотеля, скептицизм софистов и римское право. Все это помогло сформировать рациональное, критическое сознание и образ мышления, в свою очередь послужившие основой для развития подлинной науки и техники, а также государственных структур и экономики.
Возрождение не было стартовой площадкой современной науки: Галилей и Ньютон — люди XVII столетия. Но в сфере искусства расцвет человеческого духа выразился во всем блеске; религия, государственная власть и войны также обрели в этот период новые черты.
Макс Вебер в 1904 году в работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что изменения в религиозных воззрениях, происшедшие в ходе Реформации, вызвали глубокие сдвиги в поведении европейцев. По мнению Вебера, система ценностей протестантизма сыграла ключевую роль в становлении капитализма.
Три поколения назад Вебер писал, что современный человек, несмотря на свое развитое воображение, не в состоянии понять, насколько сильно религиозное сознание влияет на его поведение. Последующие события подтвердили его правоту. Даже сейчас, на пороге XXI века, религия является жесткой поведенческой характеристикой, контролирующей и подавляющей социальные и экономические перемены во многих регионах нашей планеты. Еще важнее то обстоятельство, что в Европе протестантская этика поддерживала и укрепляла социально-экономические изменения еще в XVI столетии.
193
7-730
Протестантство и особенно пуританский кальвинизм в совершенно новом свете представили трудовую деятельность человека. В античные времена свободные граждане вообще не занимались физическим трудом; при феодальном строе труд был уделом рабов и крестьян-издольщиков; у дворян и помещиков было одно занятие — служба в армии. Протестантство же рассматривает труд как долг человека и его цель в жизни, предписанные Богом. Истинный протестант был аскетом и считал неустанную, строго размеренную профессиональную деятельность в религиозном ее понимании — самым убедительным и наглядным выражением веры. Однако на этом протестантская этика не останавливается. Целью труда она провозгласила доход. Неутомимым трудом сохранять и приумножать свое имущество — значит служить Богу. По мнению Вебера, протестантский аскетизм отверг все ограничения в стремлении получать прибыль.
Вебер не отрицает материалистической подоплеки капитализма. Напротив, он, как социолог, признает, что западный капитализм можно понять лишь с учетом рациональной капиталистической организации добровольного наемного труда. Капиталистическое общество состоит из предпринимателей и наемных рабочих; одни стремятся к росту прибылей, другие — к стабильно растущим заработкам. Протестантизм благословил оба эти стремления.
Помня о тесной связи культурной эволюции с производством и присвоением излишков, превращение труда, ориентированного на прибыль или заработок, в постоянный источник прибавочного продукта, бесспорно, следует считать одним из важнейших изменений в поведенческой истории человека. Работа ради денег и поныне является одним из основных факторов, предписывающих поведение человека.
Государство как организатор войн и грабежа
В условиях европейского феодализма крестьяне — основные производители,— естественно, старались добиться в рамках этой косной социальной системы большей свободы действий и расширения своих возможностей. Им помогало в этом развитие ремесел и торговли. Другим благоприятным фактором было параллельное со стабилизацией государственной власти становление и утверждение в Европе римского права, которое было юридическим выражением частной собственности. В силу всех этих об-
194
стоятельств феодализм продвигался в направлении капитализма.
В период, последовавший за эпохой Возрождения, прогресс в Европе наиболее наглядно выражался в формировании национальных государств и одновременном становлении абсолютизма. Отныне на континенте преобладали самостоятельные государства во главе с самодержцами. В различных странах укрепление государственной власти по-разному влияло на производство, но в одном отношении монархи действовали одинаково: каждый стремился к военным успехам.
Современным европейцам, живущим в страхе перед ядерной катастрофой, следовало бы задуматься над тем, что за все время европейской гегемонии в мире государственная политика направлялась интересами подготовки и ведения войн. За героическими эпизодами в национальных историях кроется тот факт, что европейские государства — с точки зрения поведенческой истории — были постоянными организациями для насильственного присвоения прибавочного продукта, производимого народами других стран. Они непрерывно боролись за расширение своей территории. В эпоху колониализма они завоевывали и грабили новые земли, а у себя в Европе кроили и перекраивали границы и делили прибавочный продукт военными средствами.
Поскольку прекращение войн (т. е. массового уничтожения представителей собственного вида) стало главной целью культурной эволюции на современном ее этапе, необходимо отметить, что всего лишь десять поколений назад война была важнейшей особенностью поведения людей. В противоположность нашим предкам, которые ради упрочения условий своего существования превратили государство в военную организацию, мы, преследуя ту же цель, пытаемся положить конец войнам. Это различие является хорошей иллюстрацией быстроты темпов культурной эволюции человека.
По словам Макиавелли, «государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого» *. Андерсон подтверждает эту точку зрения. По его мнению, война была не просто спортом для сильных мира сего; она была их предназна-
* Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982, с. 342.
195
чением, невзирая на различия в их способностях и характере. Война была для правителей постоянной побудительной социальной необходимостью, неотъемлемой от владения землей.
Она тяжким бременем ложилась на экономику. Государства могли иметь постоянные наемные армии, но часто мобилизацию проводили лишь на время той или иной кампании — так было даже в Тридцатилетнюю войну. Зачастую войны финансировались крупными торговыми компаниями, т. е. носили характер откровенного экономического грабежа. Но так или иначе содержание армии требовало огромных налогов.
Среди исследователей, занимающихся экономической историей, распространена точка зрения, что именно потребности налогообложения, связанные с военными нуждами, побуждали монархов перестраивать государственную систему, постепенно придавая ей нынешний вид. Военные расходы — в наши дни, как правило, не превышающие 10% государственного бюджета — в XIX веке поглощали львиную его долю. Перед Французской революцией на содержание армии шло две трети всех государственных расходов страны.
Что касается современного милитаризма, то и тут мы являемся законными наследниками античности, а наши правители идут по стопам Юлия Цезаря. По оценке Андерсона, постоянные вооруженные конфликты между государствами определяли политический климат всей эпохи абсолютизма. В Западной Европе в те времена мирные паузы были чрезвычайной редкостью. Подсчитано, что на протяжении XVI столетия в Европе было лишь 25 лет, когда не велись крупные военные действия; в XVII веке было 7 мирных лет, в течение которых не происходило серьезных столкновений между государствами. И в XVIII веке европейцы почти непрерывно воевали: как утверждает Полани, два из каждых трех лет ознаменованы крупными войнами.
Если на всем протяжении длительного периода аграрной культуры война была неотъемлемой частью поведения человека, возникает вопрос, можно ли, не идя вразрез с общими законами культурной эволюции, раз и навсегда избавиться от войн. Приведу три различных соображения, которые — особенно если их брать в совокупности — свидетельствуют в пользу такой возможности.
Во-первых, вооруженные столкновения и проявления воинственности неизбежно утрачивают прежние масштабы.
196
Сегодня условия для новых форм поведения возникают с такой быстротой, что привязанность человека к прежним воинственным обычаям все больше уходит в прошлое и ослабевает.
Во-вторых, сегодня само решение о начале войны принять куда труднее, чем в былые времена. В аграрную эпоху монархи, принимая такое решение, руководствовались главным образом личными соображениями. Теперь же, в условиях научно-технической культуры, мы приближаемся к периоду «народоцентризма», когда постепенно все государства, взвешивая целесообразность войны, будут исходить из тех издержек и выгод, которые она несет нации в целом, всем гражданам.
В-третьих, люди постепенно осознают, что война препятствует эволюции. Прежде инициаторы вооруженных конфликтов всегда рассчитывали на приобретение каких-то выгод. Теперь все больше и больше людей видят в войне пережиток прошлого, несовместимый с культурной эволюцией.
Три приведенных довода в пользу ликвидации войн отражают естественные для культурной эволюции сдвиги и потому неопровержимы. Более подробно они будут развернуты при рассмотрении научно-технической культуры. Но главной предпосылкой отказа от войны будет осознание человечеством того факта, что в наши дни война перестала быть допустимой формой поведения.
Торговля и городская культура как кузница капитализма
Как мы убедились, торговля и война способствовали накоплению прибавочного продукта. А колониализм — как сочетание войны и торговли — стал связующим звеном между феодализмом и капитализмом. Однако успех колониализма обусловлен прежде всего тем, что в Европе торговля и ремесла — важнейшие источники средств к существованию для горожан — получили развитие еще при феодализме. В самом деле, колониализм начался с торговли: странствующие купцы долгое время шли впереди путешественников и захватчиков-колонизаторов.
В истории поведения человека деревенские и городские сообщества играли исключительно важную эволюционную роль. Это относится и к небольшим государствам аграрной эпохи, и к греческим городам-государствам. Это справедливо и для XV века, когда было положено начало европейской гегемонии, когда результатом Возрождения и расширения торговых связей стал расцвет таких
197
городов-государств, как Милан, Флоренция и Венеция. В то время Северная Италия была признанным центром мировой торговли. Оттуда товары, привозимые морем из дальних стран, по старым дорогам, проложенным еще римлянами, попадали в Европу. В результате северные области Италии достигли небывало высокого уровня культуры.
Подобно древнегреческим городам-государствам, крупные города Северной Италии, очаги Возрождения и торговые центры, вели борьбу против сильной государственной власти: те, кто господствовал в сфере торговли, не нуждались в центральном правительстве. Общим итогом было то, что в период европейского владычества формирование национальных государств приостановилось — сначала в Италии, а затем и в Германии, где на торговых рынках царили могущественные ганзейские города.
Города эпохи Возрождения значительно отличались от городов времен античности. Как подметил Андерсон, первые были центрами производства, вторые — центрами потребления того, что производилось в сельской местности. По его оценке, в городах эпохи Возрождения разделение труда и техническое мастерство объединенных в цехи ремесленников — в ткачестве и металлообработке — достигли гораздо более высокого уровня, чем в античные времена; это касается и морских перевозок. Торговый и банковский капитал, сохранность которого в античном мире из-за отсутствия необходимых финансовых институтов никак не гарантировалась, теперь — с появлением корпораций эквивалентного денежного курса и двойного бухгалтерского учета — стали бурно и беспрепятственно расти.
Таким образом, развитие торговли и городской культуры открыло путь капитализму. Итальянские города не только естественным путем унаследовали традиции средиземноморской торговли, но и успешно воспользовались римским гражданским правом, принятие которого, как утверждают специалисты по экономической истории, было одним из необходимых условий становления европейского капитализма: формирующаяся система хозяйствования нуждалась в общеприемлемом и гибком регулировании. По мнению Андерсона, повторное открытие и заимствование античного права способствовало росту свободного капитала как в городах, так и в сельской местности.
Характерной особенностью этого периода является возникновение и развитие буржуазии, третьего сословия.
198
Торговцы и ремесленники, стимулировавшие материальное производство, постепенно становились все более влиятельным общественным классом. Он занял промежуточное положение между правящим классом и крестьянами. К началу XVI века крупные торговцы и банкиры уже финансировали войны в Европе.
Говоря об изменении социальной структуры, необходимо отметить, что становление городской культуры, ремесленного и торгового класса вовсе не сопровождалось ухудшением условий жизни крестьян. Напротив, город и деревня поддерживали оживленные взаимоотношения, от которых выигрывали обе стороны: с развитием торговли и производства крестьяне получали новые стабильные рынки сбыта своей продукции.
Упрочение позиций торгового капитализма, видимо, послужило сильным стимулом для роста производства и расширения ассортимента выпускаемых товаров. Таким образом, происходило не просто перераспределение имевшегося прибавочного продукта — как это имело место при феодализме — посредством войн, торговли и эксплуатации колоний; в данном случае речь шла о реальном увеличении прибавочного продукта в основных отраслях производства, а это создавало новые возможности для роста населения и общего улучшения жизни.
Словом, торговый капитализм может претендовать на сомнительную честь упрочения в сознании людей таких соблазнов, как жажда богатства и погоня за деньгами, от стремления к которым становилось все труднее удержаться. Впрочем, в эпоху аграрной культуры было еще не ясно, куда могут завести эти буржуазные искушения.
Вооружения и строительство дворцов как главные статьи расхода прибавочного продукта
Рост объема излишков все же продолжал оставаться ограниченным, а результаты его использования противоречивыми. Внешние атрибуты процветания были в Европе налицо — пышные королевские дворы, богатые столицы, разнообразная культурная жизнь. В конце XVII века был построен Версаль, и Король Солнце блистал там вместе с десятком тысяч придворных. Искусство и наука достигли новых — зачастую и поныне не превзойденных — высот: это было время Шекспира, Мольера, Рембрандта, Баха, Галилея, Ньютона. Век рационализма — XVIII столетие — был преисполнен твердой верой в разум и в прогресс
199
этого, по словам философа Лейбница, «лучшего из миров». Но как жилось в этом мире простому человеку?
Может показаться удивительным, но, согласно оценкам демографов, доля европейцев в мировом народонаселении оставалась прежней, а доля китайцев — хотя они и не эксплуатировали колоний,— значительно возросла. В то же время население завоеванных европейцами территорий, в частности Латинской Америки и Африки, сократилось. Демографические данные свидетельствуют, что гегемония Европы в эпоху аграрной культуры не особенно способствовала численному росту европейцев-завоевателей, хотя наносила ощутимый ущерб преуспеванию покоренных народов. Дело в том, что из-за нескончаемых войн и непомерно расточительной монархической власти народы европейских стран были вынуждены направлять богатства, которые выкачивались из колоний, главным образом на приобретение оружия и сооружение дворцов.
Англия — лидер поведенческих изменений
В Англии, однако, влияние капитализма не замедлило привести к реальным изменениям в методах производства. Капитализм положил начало развитию промышленности, а также новой научно-технической культуре. Почему это произошло именно в Англии?
Следует сказать, что причина тут не одна. Переход через капитализм и промышленное развитие к научно-техническому развитию и научно-технической культуре был столь же принципиальным сдвигом в поведенческой истории человечества, как и возникновение в свое время аграрной культуры. Думается, англичане потому первыми перестроили свое поведение, что по ряду причин в Англии капиталистическая форма хозяйства сильнее, чем где бы то ни было, влияла на общественную жизнь.
Сошлюсь на концепцию советского антрополога Юрия Семенова, известную мне в пересказе Эрнста Гельнера. Автор полагает, что выдвижение Англии на роль лидера культурной эволюции можно объяснить как процесс передачи исторической эстафеты от одной нации к другой. По мнению Гельнера, наиболее радикальные, ярко выраженные изменения в истории человечества связаны с перемещением центра эволюции и выдвижением в ее лидеры новой нации. Преемственность в развитии культурной эволюции надежнее всего обеспечивается тем, что периодически роль авангарда берет на себя новая нация. Освоение земледелия и животноводства на Ближнем Вос-
200
токе, расцвет античной культуры в Средиземноморье, европейский колониализм и развитие промышленности в Англии — все это примеры передачи эволюционной эстафеты от одного народа к другому.
Конечно, сравнение культурной эволюции с эстафетой довольно условно. Нельзя, однако, не признать, что такая аналогия позволяет по-новому взглянуть на происхождение научно-технической культуры. После периода Возрождения с его приверженностью к античному наследию поведение человека приобрело новые черты, укрепившие его приспособленность к жизни, и передовые рубежи эволюции переместились к северу от Альп. Однако лидерами эволюции стали не сильнейшие западные государства — Испания и Франция, а Англия. Испания в конце XVI века, а Франция в XVII столетии были наиболее могущественными европейскими державами, но их иерархические системы, возглавляемые абсолютными монархами, были, по-видимому, слишком косными и не давали достаточного простора развитию капиталистических тенденций.
На пороге XXI века нам трудно понять, что представляла собой Англия XVI столетия. В ней проживало примерно 4—5 млн. человек, что составляло около половины населения Испании, четвертую часть населения Франции и одну сотую долю всего человечества. Эта небольшая страна в XVIII веке стала бесспорным лидером эволюции и оставалась в этой роли на протяжении жизни пяти-шести поколений.
Из-за своей островной изолированности англичане всегда отличались по образу жизни от других европейцев. В XII столетии монархическая власть в Англии стала настолько жестокой, что дворянство и землевладельцы объединились против нее и добились права участвовать в решении вопросов налогообложения. Городские средние классы тоже воспротивились бесконтрольным поборам. В итоге в Англии значительно раньше, чем в любой другой стране, сложилась единая общенациональная представительная система для решения подобных вопросов. Это повлияло на социальное развитие и уже в XVI веке привело к радикальным переменам. Англия отказалась от ведения войн на суше. Потерпев поражение в военных действиях на континенте в 40-х годах XVI века, англичане больше не делали попыток возродить сухопутную армию и направили все усилия на развитие флота. К концу столетия Британия стала владычицей морей и необходимость в постоянной сухопутной армии отпала.
201
Это самоограничение военных сил имело для страны далеко идущие последствия. Власть помещиков, а также растущей прослойки торговой буржуазии упрочилась и стала сравнимой с властью короля, который уже не располагал регулярной армией. Для поддержания флота требовались столь небольшие средства, что парламенту удалось упорядочить налогообложение, и тем самым — впервые в истории — производство и присвоение излишков оказались под защитой закона.
Господство на море позволило Англии стать крупнейшей колониальной державой. В XVII веке ей принадлежало бесспорное лидерство в колониальных захватах. Ее флот подчинил себе не только моря, но и морскую торговлю; именно морское могущество позволило ей первой объединить военные и торговые методы ограбления колоний. Ослабление роли военных в высших слоях общества, слияние воедино военной, морской и торговой деятельности способствовали тому, что мелкопоместное дворянство, верное старым традициям, но и не чуждое новым интересам, втянулось в колониальную торговлю. Таким образом, перекачка колониальных прибылей в национальную экономику в Англии осуществлялась иначе, чем в странах Европейского континента (пожалуй, за исключением Нидерландов).
Однако источником торгового капитализма в Англии было не только ограбление колоний, но и прогресс в сельскохозяйственном производстве. Капитализм в сельском хозяйстве — это самая ранняя форма капитализма и одновременно первый шаг в промышленном развитии и направлении к научно-технической культуре.
В XVII веке Англия опережала другие страны Европы по уровню технического развития сельского хозяйства. На континенте ядром феодальной системы по-прежнему оставалась военная экономика, целиком подчиненная интересам абсолютистских режимов. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Англии — многогранный процесс, и разные исследователи акцентируют внимание на различных его аспектах. Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что в Англии сложилась совершенно новая организация труда, которая способствовала экономической конкуренции и открывала новые возможности отнюдь не только для незначительного меньшинства. Отсутствие войн, низкие налоги, рост производства шерсти — все это вместе обеспечивало людям, занятым в сельском хозяйстве, мобильность и широту выбора в приложении своих сил.
202
При такой открытой и динамичной организации все три самостоятельных класса — землевладельцы, арендаторы и свободные работники — могли каждый по-своему добывать себе средства к существованию. Таким образом, наличие свободной рабочей силы было одной из необходимых предпосылок для зарождения капитализма.
Землевладельцы, располагавшие обширными поместьями и все более широкими торговыми связями, были, само собой разумеется, заинтересованы в совершенствовании методов сельскохозяйственного производства. Фермеры-арендаторы из-за обострявшейся конкуренции также стремились к специализации и разделению труда, ибо только так они могли оплачивать аренду и избежать перехода в ряды неуклонно растущего класса безземельных работников. Торговля и ремесла предъявляли постоянный спрос на свободные рабочие руки.
Как показывает Полани, большую роль в развитии и организации промышленного производства сыграли оптовые торговцы. Они были знатоками рынка; могли обеспечить снабжение материалами; в одних случаях — шерстью и красителями, в других — прядильными и ткацкими машинами для домашнего производства. Веками такая система расширялась и крепла, пока наконец производство шерстяных тканей — основная отрасль национальной промышленности — не распространилось на всю страну, включая сельские местности. Полани подчеркивает, что движущей силой промышленного производства было стремление к прибыли, столь хорошо знакомое тем, чья профессия связана с куплей-продажей. Словом, в этой атмосфере погони за прибылью наемные рабочие впервые стали одним из важных производственных факторов.
Изменение социальной структуры в Англии XVII столетия отражало общую тенденцию промышленного развития, ориентированного на рынок. Андерсон пишет, что небывалая концентрация торговли и ремесел, происходившая в Лондоне, привела к тому, что между царствованиями Генриха VIII и Карла I город вырос в 7—8 раз, а в 1630-х годах стал величайшей европейской столицей. Роберт Бреннер, изучавший становление капитализма, рассмотрел формирование класса свободных наемных рабочих и пришел к выводу, что без них была бы совершенно невозможна капиталистическая перестройка помещичьего хозяйства и что этот класс стал неотъемлемым элементом капиталистической системы. Богатства, поступавшие в Англию из колоний, направлялись — не в пример другим
203
европейским странам — на изменения в производстве, ибо производственные отношения здесь были уже подготовлены к таким изменениям, т. е. к появлению капиталистов-предпринимателей и свободных наемных рабочих. По определению Бреннера, в Англии во второй половине XVII столетия сложилась сверхгибкая система сельского хозяйства. Она не только способна была реагировать на требования рынка специализацией и расширением производства, но и вынуждена была это делать, поскольку фермер-капиталист должен был работать на рынок, чтобы сохранить и закрепить свое право на аренду земли. В результате эта система обеспечивала постоянный рост сельскохозяйственного производства и укрепляла взаимовыгодные отношения между сельским хозяйством и промышленностью: каждый из партнеров гарантировал другому рынки сбыта, а также более эффективные средства производства и потребления.
Преуспеяние человека всегда было связано с проблемой излишков производства. Научившись извлекать капиталистическую прибыль, человечество наконец-то нашло способ быстро производить излишки. Посмотрим теперь, как, стремясь к прибылям и экономическому росту, используя науку и технику, люди добились небывалого успеха и вместе с тем оказались в ловушке.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 481.