Итак, если культура собирательства и охоты является древнейшей, имеющей долгую историю, исходной человеческой культурой, возникает вопрос: почему же человек отказался от нее?
К пятнадцатому тысячелетию до нашей эры человек достиг той стадии развития, когда с точки зрения разнообразия форм своего поведения он намного превосходил животных. Однако его положение вовсе не было прочным. Напротив, по имеющимся данным, в течение долгого времени человечество как биологический вид не прогрессировало. Жизни кочевого племени постоянно угрожали i-олод, гибель от руки врага и детоубийство, а человек — собиратель и охотник, казалось, исчерпал все возможные варианты поведения. Наш биологический вид столкнулся с ситуацией, когда количество добываемой пищи непрерывно сокращалось.
Человек разрешил эту проблему, перестроив свое поведение. Существо, жившее в нахлебниках у природы, превратилось в земледельца, управляющего природой. Это было, бесспорно, настоящим переворотом в культурной эволюции. До того как человек научился выращивать продовольственные культуры, его шансы на успех в эволюции были весьма неопределенны. После освоения навыков ведения сельского хозяйства успех следовал за успехом.
125
Культурная эволюция изучена недостаточно для того, чтобы полностью понять процессы, лежащие в основе изменений поведения, позволившие в определенный момент перейти от сбора пищи к ее выращиванию. Объяснение пытались найти, во-первых, в результатах этих изменений, например росте популяции охотников и собирателей, а во-вторых, в изменениях окружающей среды, в частности климата.
Думается, исследователи причин «аграрной революции» в последнее время слишком большую роль отводили давлению численности населения. Например, Марк Натан Коэн в книге «Продовольственный кризис в доисторический период» утверждает, что этот переход был вызван исключительно воздействием усиления популяционного пресса. Согласно большинству статистических оценок, общая численность собирателей и охотников равнялась 5— 6 млн.
Коэн же называет цифру 15 млн. и заключает, что собиратели и охотники были вынуждены осваивать такие способы пропитания, которые позволяли бы на той же территории прокормиться большему числу людей.
Не будем подвергать сомнению это рассуждение, укажем лишь, что несбалансированное соотношение числа едоков и количества пищи всегда составляло проблему. Ее обострение и привело к продовольственному кризису.
Как полагает Коэн, продовольственный кризис начался около 10 тыс. лет назад, когда Земля оказалась переполнена собирателями и охотниками. Свободного пространства для существования еще большего их числа не осталось, и возникла необходимость ослабления популяционного пресса с помощью перехода к сельскому хозяйству.
Неясно, однако, как могло кочевое племя, состоящее из 40 человек, замечать различия в давлении популяционного пресса, связанные с изменением ежегодного прироста населения с 0,001% до 0,003%. Если популяционный пресс был уже настолько ощутим, что необходимо было уничтожать детей, а кроме того, существовала постоянная угроза голода, трудно представить себе, как это небольшое увеличение прироста могло стать достаточным стимулом для перехода к сельскому хозяйству. Кажется более вероятным, что в конечном счете сама биологическая и культурная эволюция человека достигла той степени зрелости, когда человечество как вид обрело способность к освоению новых форм поведения (возможно, под влиянием внешних факторов) и постепенно перешло к сельскому хозяйству.
126
Я полагаю, что перемены, происходившие в то время в окружающей среде, могли также побудить человека изменить свое поведение. Заканчивался последний ледниковый период, ледяной покров смещался к северу, и климатические сдвиги вызвали на огромных территориях изменения флоры и фауны. Очевидно также, что человек научился более эффективно добывать пищу, одомашнивая животных и полнее используя природные богатства. Таким образом, уже в те далекие времена человечество начало подрубать сук, на котором сидит.
Но в результате всего этого его поведение изменилось. Увеличение количества пищи создало излишки, а они в свою очередь стали предпосылкой большей свободы действий человека и новых жизненных возможностей. Так сложились условия для продолжения культурной эволюции.
АГРАРНАЯ КУЛЬТУРА
Некогда существовало двуногое млекопитающее, жившее небольшими кочующими группами и добывавшее пищу собирательством и охотой. Прошло 10 тыс. лет; млекопитающее это все шире расселялось и в конце концов завоевало Землю.
Эти 10 тыс. лет во многом покрыты тайной, и у нас нет целостной картины происшедших за это время грандиозных изменений. Принятое ныне представление о человеке не может быть в равной степени отнесено и к нашему пещерному предку, и к Гёте. Мы пока не располагаем такой теорией исторического процесса, таким пониманием истории, которое объясняло бы, каким образом свершились эти изменения.
При нашем комплексном социобиологическом подходе центральным пунктом исторической схемы является аграрная культура — период, включающий в себя пещерного человека и Гёте, собирание семян дикой пшеницы и изобретение парового двигателя. Именно на стадии аграрной культуры человек конкретно и зримо изменился. Каким же образом это произошло?
Борьба за выживание столь же естественна для человека, как и для всех живых организмов, но люди — существа с развитым мозгом — сумели использовать в этой борьбе такой фактор, как растущее качество жизни. Им удавалось находить новые пути повышения своих шансов на выживание; совершенствование умственных способностей приводило к постоянному накоплению поведенческих изменений, которые и вызвали существенные перемены в жизни человеческого рода.
Человек всегда стремился к информационному развитию и совершенствованию своего поведения: изменения стали видоспецифичной поведенческой характеристикой человека. Мышление, обучение, понимание — вот те силы, которые вели человека через величайшие преобразования
128
аграрной эпохи. Таким образом, источник изменений, кажущийся прямо-таки волшебным,— в самом человеке. Мы сами изменяли мир через укрепление своих позиций в борьбе за выживание и все возрастающее качество жизни. Великая перемена, о которой идет речь,— это просто-напросто успех человечества как биологического вида.
Однако не следует думать, что наше развитие и преуспеяние шли неуклонно и равномерно. В биологической эволюции изменения осуществляются как бы на ощупь; это же характерно и для изменений в поведении, происходящих в процессе культурной эволюции. Когда пытаешься в целом представить историю поведения человека, она кажется беспорядочной и почти хаотичной. Волнообразные изменения в поведении в ходе культурной эволюции напоминают взлеты и падения наций в истории: пики стремительного расцвета и быстрые спады чередуются с длительными периодами застоя.
Трудности в понимании культурной эволюции — эволюции поведения человека — отражают не только сложность данной проблемы, но и наше неумение правильно подойти к ней. Литература, посвященная культурной эволюции, очень скудна. Интерес к этой проблематике проявляли главным образом антропологи, но оказалось, что с позиций современной науки трудно составить общую картину изменений в поведении пещерного человека.
Предлагаемое в данной книге объяснение культурной эволюции базируется на биологических знаниях. Вначале мы исследовали взаимоотношения биологической и культурной эволюции, обратившись к трудам эволюционистов-теоретиков, и убедились, что восходящая и поддерживающая жизнь эволюция открывает человеку все новые возможности, которые ведут к увеличению числа изменений в его поведении. Было дано определение культурной эволюции как процесса ускорения таких изменений. Наметить путь к установлению контроля над этим процессом — такова в конечном счете цель данной книги.
Описание культурной эволюции как ускоряющегося процесса изменений, в основе которого лежат биологические закономерности, думается, отвечало бы нашему теоретическому представлению о глубокой перестройке поведения человека. Вторая часть книги посвящена анализу того, как в действительности осуществлялся этот процесс:
— культура собирательства и охоты — длительная начальная стадия, протекавшая почти без изменений;
129 5-730
— аграрная культура — промежуточная стадия, про
должавшаяся 10 тыс. лет и характеризующаяся низкими
темпами развития;
— научно-техническая культура — короткая современ
ная стадия лихорадочного роста.
Изменения в поведении мыслящего существа, рассматриваемые под углом зрения основных функций живых организмов, выстраиваются в единую логическую схему. На протяжении длительного периода собирательства и охоты жизнь человека жестко регулировалась четырьмя основными функциями. Их давление было столь велико, что у человека оставалось крайне мало возможностей изменить свое поведение в целях лучшей адаптации к условиям жизни. Хотя внешне человек казался законченным продуктом биологической эволюции, его информационное развитие было еще недостаточным, но изменения в поведении не могли произойти раньше, чем было обеспечено удовлетворение основных функций.
Это объясняет, почему основные функции останутся в поле-нашегб'зрения и при рассмотрении аграрной культуры. Чтобы постичь эволюцию поведения человека, следует, кроме всего прочего, выявить и изучить факторы, обусловливающие перемены или постоянство.
Меня интересуют прежде всего те изменения в поведении, которые повышали шансы в борьбе за выживание. Необходимо выявить специфику этих изменений в период аграрной культуры и условия их возникновения. Только тогда, на мой взгляд, можно будет понять механизм осуществления упомянутой выше грандиозной перемены, а также найти ключ к управлению ускоряющимся процессом дальнейших изменений. Процесс этот не отличается единообразием и не охватывает весь человеческий род: на Земле до сих пор существуют племена собирателей и охотников, а большинство людей все еще живет в условиях аграрной культуры. Таким образом, в восприимчивости к поведенческим изменениям имеются большие различия. Их выявление и анализ, вероятно, помогут людям установить более разумные отношения с природой. Поскольку эволюция ведет к расширению свободы выбора, должен быть реальным шанс на то, что человек как авангард эволюции станет более умеренным и воздержанным.
Аграрная культура охватывает всю эпоху, когда основой материального производства было земледелие и скотоводство. Сельское хозяйство зародилось примерно за
130
8 тыс. лет до нашей эры, а настоящее промышленное производство началось где-то после 1750 года нашей эры. Таким образом, золотой век европейского абсолютизма, одним из символов которого был знаменитый Версальский двор, является частью аграрной культуры. Для большей ясности мы позволим себе разделить эту эпоху на четыре этапа:
— период небольших госу- 8000 г. до н. з.— 3500 г.
дарств до н. э.
— период древних империй 3500 г. до н. э.— 600 г. до
н. э.
— период античных госу- 600 г. до и. э.— 500 г. и. э.
дарств
— период европейского 500 г. н. э.— 1750 г. и. э.
господства
Формирование государств — одна из наиболее наглядных и устойчивых особенностей истории поведения человека, и наряду с появлением письменности ее часто называют начальной вехой становления цивилизации.
На протяжении аграрной эпохи характер государственного устройства менялся в зависимости от условий, которые складывались в рамках первых трех из указанных выше этапов. Попытаемся разобраться, какая связь существует между изменениями в поведении и, допустим, различными типами политической власти и почему период европейского господства явился естественной переходной стадией к современной научно-технической культуре.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 250.