Все началось на Ближнем Востоке. Прежде чем завоевать весь мир, человек, родиной которого считается Африка, должен был пройти через ближневосточную горловину. И именно здесь — на территории современных Турции, Ирака, Ирана, Сирии, Израиля, Иордании, Ливана — расцвела аграрная культура.
Переход к аграрной культуре как один из каналов эволюции
Аграрная культура не имела единой исходной точки — ее истоками были многообразные и зачастую не связанные между собой навыки и знания. Собиратели и охотники жили среди растений и животных и кормились за их счет. Переход к аграрной культуре осуществлялся, по моему
131
глубокому убеждению, медленно и постепенно. Это происходило, по-видимому, одновременно в различных регионах планеты. Единственным общим знаменателем этого процесса была нехватка дичи.
Наши знания все еще неполны. Археологические находки последнего десятилетия заставляют пересматривать многие датировки, отодвигая достижения человека все дальше и дальше в глубь веков. Но многое по-прежнему остается неясным. При отсутствии убедительных данных люди, склад ума которых склонен все упрощать, легко могут представить себе появление сельского хозяйства в виде единовременного эффектного и радикального акта. Считается, что выращивать пшеницу раньше всего научились на Ближнем Востоке, оттуда это умение распространилось по всему миру. Аналогичным образом и изменения поведения в ходе культурной эволюции свелись в нашем представлении к серии едва ли не сверхъестественных событий, приведших к возникновению новых форм поведения, которые человек с готовностью осваивал и воспроизводил.
Изучение жизни американских индейцев, вероятно, может служить очевидным свидетельством того, что культурная эволюция происходила иначе, а именно: составляла цепь последовательных изменений, общих для всего человечества. Согласно современным представлениям, индейцы пришли в Америку из Азии самое позднее 13— 15 тыс. лет назад. В то время люди, где бы они ни жили, занимались собирательством и охотой. После окончания ледникового периода индейцы оказались отрезанными от Евроазиатского континента морем. Ледниковая эпоха, вероятно, вызвала схожие климатические изменения и в Евразии, и в Северной и Южной Америке. Одним из них было сокращение количества дичи, вынудившее людей перейти к использованию преимущественно растительной пищи. Знаменательно, что индейцы начали культивировать растения почти одновременно с обитателями Ближнего Востока. Установлено, что в Иерихонском оазисе пшеницу стали выращивать примерно за 8 тыс. лет до нашей эры. В Мексике же самые ранние примеры разведения растений относятся к началу седьмого тысячелетия до нашей эры.
На мой взгляд, эти независимые изменения форм поведения убедительно свидетельствуют, что культурная эволюция представляет собой общую тенденцию поведения, направленную на поддержание жизни нашего биоло-
132
гического вида. Если предки людей, живших в Иерихоне и Мексике, отделились друг от друга около миллиона лет назад, во время их ухода из Африки, кажется почти чудом, что после миллиона лет странствий они начали осваивать земледелие в пределах одного и того же тысячелетия. Одновременное зарождение сельского хозяйства в разных регионах мира заставляет предположить, что оно было связано с каким-то событием глобального масштаба. Таким событием был ледниковый период.
Культурная эволюция — явление, характерное для всего человечества, и в схожих обстоятельствах люди ведут себя в общих чертах одинаково. Колоссальное изменение во внешней среде — например, конец ледникового периода — вызывает более или менее однотипные поведенческие изменения у всех народов, чьи условия жизни схожи в остальном. Если же эти условия различны, то и соответствующие изменения могут не произойти. Так, сельское хозяйство возникло не одновременно во всех регионах мира, ибо не все народы и группы людей достигли одинакового уровня развития. В рамках аграрной культуры люди эволюционировали разными темпами.
Поскольку поведенческие изменения, происходящие в ходе культурной эволюции, трактуются в данной книге в соответствии с концепцией биологически обусловленного развития человечества, то есть как природные явления, постольку вполне естественно, что кое-кто — особенно историки — не согласится с моим объяснением возникновения аграрной культуры. Если это изменение рассматривать одновременно как явление природы и видо-специфичную особенность человека, призванную повысить приспособленность к жизни (к чему людям суждено постоянно стремиться), то историки отвергают такую точку зрения как рассуждение по типу deus ex machina *. И если переход к аграрной культуре я называю звеном в эволюции и утверждаю, что он происходил параллельно в разных районах мира под воздействием климатического сдвига, то такую позицию осуждают как представляющую собой порочный круг.
Суть культурной эволюции — изменения в поведении человека — до тех пор останутся загадкой природы, пока не будет полностью изучена их генетическая основа.
* Бог из машины (лат.) — неожиданное разрешение сложной ситуации, не вытекающее из естественного хода событий, с привлечением вмешательства извне.— Прим. ред.
133
В ходе генетической эволюции наша нервная система выработала умение приспосабливаться к условиям окружающей среды; в результате открылась возможность для новых поведенческих реакций. Человек обладает исключительной среди других живых существ способностью к обучению и умению выбрать адекватную форму поведения, но эти его потенциальные качества реализуются только при наличии давления извне, стимулирующего соответствующую перемену. Таким образом, культурная эволюция неотрывна от изменяющейся внешней среды.
Предлагаемая версия истории аграрной культуры, исходящая из развития поведенческих особенностей людей той эпохи, в основе своей — это поиск взаимосвязей между поведением и изменениями в окружающей среде. Возможно, моя цель не вполне достигнута; надеюсь, однако, что высказанные соображения помогут дальнейшим исследованиям. Основная сложность состоит в отборе фактов: я постоянно выискиваю примеры изменений поведения, повышающих приспособленность к жизни, и соответствующих им изменений в окружающей среде.
Культурная эволюция и сопряженные с ней изменения в поведении распространялись прежде всего с помощью подражания: люди воспринимали и осваивали навыки, оказавшиеся полезными в условиях других культур. Нас, однако, больше интересует само возникновение новых форм поведения, которые красноречивее всего свидетельствуют о характере внешних обстоятельств, побудивших культурную эволюцию к новым шагам по пути информационного развития.
Два способа добывания пищи
В основе аграрной культуры лежат два способа добывания пищи: возделывание полезных растений и содержание домашних животных. Первоначально они были независимы друг от друга, но постепенно становились все более и более взаимосвязанными. Последовательность усвоения соответствующих навыков определялась конкретными обстоятельствами.
Поражает, что наиболее важный шаг — начало возделывания растений,— по всей видимости, произошел незаметно, во всяком случае для самого человека. Еще за 10 тыс. лет до нашей эры, когда дичи стало не хватать, собиратели и охотники, обитавшие на территории нынешних Израиля, Сирии и Ирака, начали строить жилища в тех местах, где росли дикий ячмень и пшеница.
134
В постоянных жилищах было удобнее хранить зерно, молоть его, печь и варить пищу. Собиратели и охотники с их кремневыми серпами ежегодно собирали урожай и приучались тщательно наблюдать за возобновлением посевов, ростом и созреванием диких злаков. Осознание взаимосвязи между посевом и урожаем, разумеется, в конце концов привело к тому, что человек стал сам сажать семена в землю. Это и дало толчок развитию аграрной культуры.
Наилучшие условия для нее были в приречных районах. Племена, ловившие рыбу по берегам рек, особенно в их дельтах, не могли не заметить, что ежегодно река приносит много ила, способствующего росту растений. Естественно, люди стали пересаживать в наиболее богатые илом места полезные растения взамен ненужных. Они также начали строить запруды, чтобы лучше использовать речные наносы.
Так, незаметно и неосознанно собиратель и охотник превратился в земледельца, культивирующего растения и собирающего урожай. Это не значит, что он перестал охотиться. Он просто все больше и больше полагался на вегетарианскую пищу, поскольку сам мог ее выращивать. Эта форма поведения, повышающая шансы человека на выживание, и ознаменовала начало великого перелома. Столь же незаметно человек приручил животных и взял на себя уход за ними. В книге «История одомашненных животных» Фредерик Е. Зайнер подчеркивает плодотворность биологического взгляда на приручение: привычки человека, с одной стороны, и некоторых животных — с другой, делали одомашнивание последних почти неминуемым. Союз постоянно перемещавшихся собирателей и охотников с бродячими собаками, сосуществование человека с карибу и северным оленем — в основе всех таких явлений лежали взаимные интересы и общность образа жизни людей и животных.
Овцы и козы первоначально были на Ближнем Востоке объектом охоты, но со времеР1ем превратились в одомашненных стадных животных, которых, видимо, довольно легко удалось приручить. При выпасе скота неоценимую помощь оказывали собаки. На территории Ирака овец начали пасти раньше, чем выращивать растения, но, как правило, скотоводство появлялось одновременно с переходом к земледелию. Земледелие давало солому и другие отходы, пригодные на корм овцам и козам. Некоторые племена продолжали кочевать и после освоения
135
скотоводства, но большинство перешло к оседлому образу жизни и занялось земледелием. Скотоводство впервые обеспечило человеку постоянный источник мяса. Конечно же, это повысило его приспособленность к жизни.
Значение возделывания растений не ограничивается лишь получением пищи. Земледелие привязывает человека к земле; будучи в течение миллионов лет кочевником и странником, он теперь обосновался на постоянном месте, что само по себе открыло перед ним множество возможностей. В определенном смысле человек сам себя одомашнил.
По прошествии тысяч лет нам трудно оценить, как много эволюционных преимуществ давало обретение постоянного жилища: оно стабилизировало человеческую жизнь, обеспечивало убежище для удовлетворения основных нужд; превращало поиски пищи в организованный процесс выращивания и хранения продовольственных продуктов. Стало легче защищаться от неблагоприятных погодных условий, хищников и врагов. Размножение уже не было связано с проблемой слишком частого рождения детей, так как теперь матери могли заботиться одновременно о нескольких детях.
Оседлый образ жизни способствовал накоплению знаний и опыта. В кочевых племенах лишь в редких случаях опыт передавался от дедов к внукам. Однако в нарождающейся деревенской общине это стало правилом. Атмосфера постоянного дома создавала подрастающим детям лучшие условия для усвоения информации и общего развития, нежели кочевой образ жизни.
Грандиозные изменения в человеке обусловлены исключительно его информационным развитием. Эту мысль изящно выразил Джейкоб Броновски, описывая стадии эволюции людей: «Подлинная власть над обстоятельствами, которую обрел человек,— это результат познания и совершенствования им окружающей среды. Именно так человек вступил в недолгий период изобилия. Он стал хозяином растений и животных, и учась жить среди них, преобразовывал внешний мир в соответствии с собственными потребностями». Реальным эволюционным результатом информационного и интеллектуального развития человека была постоянно растущая независимость от окружающей среды.
136
Плоды земли и труд
На протяжении всей эпохи аграрной культуры увеличивалось число видов одомашненных животных и культурных растений, а рано начавшееся применение селекции улучшало их свойства. В первые тысячелетия технология сельскохозяйственного производства была достаточно примитивна. Поскольку скот еще не использовали в качестве тягловой силы, в период небольших государств земледелие в буквальном смысле находилось в человеческих руках. Орудия делали главным образом из камня и дерева, и основным инструментом земледельца была, вероятно, палка-копалка.
Знаток каменного века Салинс проанализировал взаимоотношения человека и орудий труда. Он называет орудие искусственным продолжением человека и утверждает, что для большей части истории человечества характерно положение, когда работник считается важнее инструмента, интеллектуальные усилия производителя имели большее значение, чем используемые приспособления. До недавнего времени история труда в целом была историей совершенствования профессиональных навыков.
Новые формы производства — возделывание полезных растений и скотоводство — имели успех по двум основным причинам. Во-первых, по сравнению с периодом собирательства и охоты продуктивность земли возросла во много раз. Во-вторых, в отличие от предшествовавшего времени производительность труда стала важным фактором производства.
Собирательство и охота предполагают применение таких «средств производства», которые нуждаются в пространстве. Чтобы прокормить одного человека, требовалось около двух квадратных километров. Всю историю аграрной культуры можно свести к постоянному сокращению земельной площади, необходимой для поддержания одной человеческой жизни. В Китае в начале XX века эффективность сельского хозяйства достигла такого уровня, что для пропитания одного человека достаточно было всего лишь 100 квадратных метров обработанной земли. За 10 тыс. лет продуктивность земли возросла в 20 тыс. раз.
И все же человек обрабатывал землю недостаточно эффективно. По берегам и в дельтах рек продуктивность земледелия могла быть повышена с помощью ирригации; единственным же способом сельскохозяйственного освоения неполивных земель была вырубка и выжигание расти-
137
тельности. Засевать такие участки было не очень-то выгодно: как правило, уже после двух урожаев землю для восстановления ее плодородия приходилось оставлять под паром. Однако такой тип земледелия вполне подходил для оседлых поселений.
Продуктивность сельскохозяйственного труда лучше всего можно определить, измерив соотношение затраченной и полученной энергии. Работая, человек тратит собственную энергию и в результате получает солнечную энергию, накопленную растениями и животными. Согласно различным исследованиям, это соотношение оставалось на всем протяжении периода аграрной культуры практически постоянным.
Растения и животные, как правило, производят энергии в 40 раз больше, чем затрачивается на их выращивание. Среднее значение энергетического соотношения не позволяет нам судить о продуктивности самой работы, ибо условия сельскохозяйственного труда существенно различаются. Однако можно судить о степени продуктивности, которая была настолько высока, что позволяла удовлетворить большую часть потребностей в пище. Земледелец был в состоянии прокормить себя собственным трудом. Нужно было лишь иметь землю и вложить труд, а успех гарантировался.
Излишки
Успех человека — как и всех живых существ в природе — базировался на росте энергетических поступлений. Для человеческого рода единственной возможностью увеличения своей численности было создание излишков пищи. Действительно ли человек стремился работать ради таких излишков? Думается, с позиций истории поведения эта проблема еще не до конца решена. Антропологи, историки, социологи и другие исследователи ломали головы над происхождением обычая накапливать излишки, пытаясь понять, какова природа такой формы поведения. Самое, пожалуй, распространенное объяснение предполагает воздействие некой внешней силы, заставившей человека работать с большей нагрузкой и создавать излишки.
Салинс подчеркивает, сколь ограниченны были цели хозяйствования в древние времена. В качестве важнейшего обстоятельства он отмечает, что величина продукта, производимого в индивидуальном хозяйстве, должна была
138
удовлетворять минимальному требованию: обеспечивать существование семьи. Домашнее хозяйство — это система, по самой своей природе несовместимая с излишками.
Уайт же, напротив, полагает, что «потребность в увеличении количества продукции характерна для аграрной революции». Он пытается выявить и проанализировать факторы, обусловившие потребность в излишках. К таким факторам он относит тогдашние опустошительные войны и в еще большей степени интересы политической верхушки общества, которое Уайт называет «государством-церковью». По его мнению, «получил развитие специфический политический государственно-церковный механизм, координировавший различные звенья общества и социальные функции, объединявший их в единое целое, а затем осуществлявший управление и контроль над ними. Это с неизбежностью привело к появлению силы, заставлявшей земледельцев производить больше продукции, чем им было нужно или чем они могли употребить».
Главная мысль Уайта — о принудительном воздействии со стороны высших слоев общества — оказала существенное влияние на теории, объясняющие происхождение излишков. Все правители — от деревенских старейшин до фараонов, от самых младших священнослужителей до папы, от помещиков до императоров — рассматривались как эксплуататоры, заставляющие производить излишки. Посредством вассальной зависимости, налогов и кнута властители выкачивали излишки из народа. Образование излишков вело к увеличению численности населения и росту его благосостояния.
В концепции принудительного создания излишков, бесспорно, есть своя логика. Однако, как считает Салинс, роль сильных мира сего в этом процессе была куда многообразней. Действительно, правители силой извлекали излишки для собственных нужд. В аграрную эпоху механизм правления был именно таким, и это, разумеется, влияло на условия труда людей.
И все же этим рассуждениям присущ принципиальный изъян. Дело в том, что в них не учитываются биологические и эволюционные факторы. Для того чтобы образовались излишки, не требовалось воздействия внешней силы: они были естественным следствием стремления разумного существа поддержать жизнь своего вида. Никто не заставлял человека возделывать пшеницу. Никто не заставлял его преследовать карибу. По самой своей сути создание излишков было истинной целью изменений в по-
139
ведении, способствующих процветанию человечества как биологического вида.
Подчеркивая биологическую основу стремления к производству излишков, я не отрицаю полностью влияния внешних факторов. Если бы никакой правитель не заставлял человека собирать дикую пшеницу, его вынудил бы к этому голод. Человек уже постиг смысл высевания, роста и созревания дикой пшеницы, и, когда внешние обстоятельства оказались благоприятными для освоения новой формы поведения, он начал вмешиваться в процесс роста злаков и стал земледельцем.
Трудно осознать тот факт, что образование излишков биологически обусловлено — ведь в аграрной культуре они на деле были очень невелики. На всем протяжении той эпохи большинство людей трудились до изнеможения и удовлетворяли лишь каждодневные потребности, не имея реальных шансов создать запасы. Тем не менее излишки накапливались: только с полей они поступали к вождю племени.
Развитие аграрной культуры
Период аграрной культуры, для которого было характерно существование небольших государств (8000— 3500 годы до н. э.), дает ключ к пониманию культурной эволюции, то есть истории поведения. В высших слоях общества еще не сформировались жесткие иерархические структуры. В отсутствие прочной государственной или церковной власти земледельцы и скотоводы особенно не зависели от высших классов в своем поведении. И все же оно менялось.
Созданные Гленом Тревортом карты населения иллюстрируют процесс распространения сельского хозяйства. Рис. 5 показывает, в каких районах мира (в конце периода небольших государств) люди уже производили пищу и в каких по-прежнему жили собирательством.
Четыре-пять тысяч лет спустя после возникновения сельского хозяйства, еще до появления настоящих империй, производители пищи жили в Средиземноморье и в зоне Персидского залива, они обитали также в Китае, на островах нынешней Индонезии и в Мексике.
Эта карта убедительно демонстрирует прогресс культурной эволюции, т. е. результаты изменения в поведении. Кое-где собиратели пищи постепенно превращались в ее производителей, но, поскольку увеличение количества пищи приводило к росту населения, земли для сельско-
140
Рис. 5. Районы проживания производителей и собирателей пищи (5000—6000 лет назад).
хозяйственного освоения стало не хватать. В силу этого миграции людей были неотъемлемой особенностью начальных стадий аграрной культуры. Земледельцы и скотоводы были вынуждены постоянно искать новые территории, пригодные для производства пищи. Распространению культурной информации в аграрный период во многом способствовал тот факт, что благодаря более высокому уровню организации люди, занимавшиеся сельским хозяйством, всегда брали верх над собирателями и охотниками в столкновениях.
Процесс миграции, бывший атрибутом ранней аграрной культуры, можно проследить с помощью современных методов изучения концентрации генов в различных популяциях людей. Составленные в итоге карты, по мнению их авторов, бесспорно, свидетельствуют, что первые земледельцы с Ближнего Востока переселились в Европу в период небольших государств; этот процесс привел к столь глубоким изменениям в технических познаниях и трудовых навыках, которые не имеют прецедента в истории поведения человека.
Составители этих карт утверждают, что из всех известных примеров массовых переселений миграция, связанная с началом сельского хозяйства, имела, пожалуй, наибольшие масштабы. Об этом свидетельствует соотношение числа пришельцев и исконных жителей в тех или иных районах. Широкий размах переселения объясняется возникновением условий для быстрого роста населения в результате перехода к сельскому хозяйству.
Упрочение положения человека в природной среде и его эволюционный успех
Эпоха небольших государств — время процветания человека и укрепления его позиций как биологического вида. По оценкам демографов, в этот период население земного шара увеличилось по меньшей мере десятикратно и к началу 4-го тысячелетия до н. э. составляло около 87 млн. человек.
Столь быстрый рост свидетельствует прежде всего о том, что, овладевая условиями жизни, человек был способен перестраивать свое поведение. Начав производить пищу, он в отличие от животных стал создавать ее излишки.
Этот колоссальный успех относится ко времени небольших поселений деревенского типа. В эпоху древних империй прирост численности населения почти повсеместно снизился. С повышением эффективности сельскохозяйст-
142
венного производства кочевые племена переходили к оседлому образу жизни; на этой фазе развития аграрной культуры жизнь человека и процесс производства пищи протекали главным образом в рамках отдельных селений.
Даже когда плотность населения возросла, поселения все еще оставались сравнительно небольшими. Если пищи становилось недостаточно, часть жителей периодически отправлялась на поиски новых земель и переселялась туда. (В каждой деревне жило 100—200 человек.)
Постепенно, с увеличением плотности населения, в некоторых регионах мира начали возникать города. Этому способствовали освоение гончарного дела, развитие ремесел и торговли, а также необходимость защиты от врагов. Город Иерихон, с его стенами, башнями, окрестными сельскохозяйственными угодьями и 3 тыс. жителей, был ' величественным творением своего времени; однако его, как и другие города и деревни в период сельского образа жизни, приходилось снова и снова возрождать из руин.
Стены Иерихона не только не были бы разрушены, они вообще не были бы воздвигнуты в начале 7-го тысячелетия до н. э., если бы повышение эффективности сельского хозяйства не сопровождалось ростом насилия. Вожди небольших поселений становились правителями все более широких союзов племен. Единство и равенство, характерные для взаимоотношений внутри кочевого племени и основанные на внутрисемейных родственных узах, постепенно исчезали. Отныне социальные отношения определялись властью, важнейшие черты которой оставались неизменными на всем протяжении периода аграрной культуры. В применении к этим деревням и городам я использовал термин «небольшие государства», ибо в них уже получили развитие характерные особенности всякого государства: фиксированная территория и постоянная централизованная власть.
Однако это было время, когда преобладала власть правителей отдельных сел и городов. Настоящих сильных государств во главе с могучими владыками, царившими на огромных территориях, по-видимому, еще не существовало. Поскольку письменности тогда не было, а построек сохранилось крайне мало, наши представления о поведении живших в то время людей весьма туманны. Правда, в работе Д. Шмандт-Дессера, опубликованной в 1979 году, показано, что в период небольших государств взаимные связи и торговля получили куда большее развитие, чем принято было считать.
143
Коллекции мелких предметов из обожженной глины, найденные при раскопках на Ближнем Востоке, хранятся в археологических музеях еще с начала XIX века, однако их значение до сих пор оставалось неясным. Только сейчас становится понятно, что предметы, которые тысячами находили на больших территориях, являются частью системы учета и информации о товарах и имевшихся запасах. Полагают, что она применялась в период с 8000 по 2000 год до н. э., но достигла расцвета в эпоху появления первых империй — приблизительно в середине 4-го тысячелетия до н. э. Глиняные предметы различной формы условно обозначали различные товары, а также измерительные величины, используемые при торговых операциях. Так, овца, определенный объем масла, единица измерения ткани или браслет — каждый предмет имел свое обозначение, одинаковое на всей территории Ближнего Востока. Подобная система информации, видимо, была создана вскоре после возникновения сельского хозяйства и использовалась до появления письменности. Система обмена информацией, построенная на условных знаках, и развивающаяся торговля открыли человеку возможность освоения новых форм поведения.
Изменения в поведении человека, происшедшие в тот период, свидетельствуют о несостоятельности попыток объяснить огромные сдвиги в культурной эволюции всего лишь умением человека приспособиться к новым условиям. Человек не только успешно приспосабливался, но и сам двигался вперед. Талкотт Парсонс называет такой процесс «адаптивным развитием», но и это определение не проясняет изменений в поведении человека. Истинная причина ускоряющихся изменений — развитие человека, повышение его приспособленности к жизни.
Есть ли основания называть, как это с некоторых пор делают антропологи, возникновение сельского хозяйства революцией? Если понимать этот термин буквально, вряд ли он подходит для характеристики постепенного перехода к сельскому хозяйству. Возможно, свою роль тут играет невольное отождествление термина «революция» с марксистской материалистической концепцией истории.
Бесспорно, однако, что превращение человека в производителя было важнейшим и наиболее революционным изменением поведения за всю историю человечества. Земледелие дало возможность создавать избыток пищи, что в свою очередь стало условием сложного процесса становления человека. Этот процесс, понимаемый здесь
144
как информационное развитие, привел к освоению новых форм поведения. Если попытаться определить в культурной эволюции момент начала цивилизации, такой вехой, безусловно, следует считать переход к производству пищи. Не было ли это биоэкологической революцией в природопользовании? Не стало ли выращивание растений и животных первым шагом на пути к овладению природой в целом?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 392.