В первое тысячелетие аграрной культуры человечество добилось феноменального успеха. Численность человечества, возросла десятикратно. Создавая излишки производства и управляя собственным поведением, люди, казалось, завоевали себе высшее положение среди живых организмов.
Роль государства в распределении излишков
Одновременно была достигнута другая важная ступень в истории поведения человека: образование и укрепление настоящих государств. Примерно с середины 4-го тысячелетия до н. э. многие села и города Ближнего Востока и Египта начали, видимо, объединяться в некие подобия государств. Поскольку наша социальная жизнь по-прежнему протекает в рамках государства, нам, конечно же, интересно выявить истоки этой перемены, имевшей далеко идущие последствия.
Очевидно, государство складывалось незаметно для людей. Его образование не было ни целью его основателей, ни средством достижения какой-то определенной цели. Государство — это, с одной стороны, проявление и результат социального поведения человека в условиях аграрной культуры, а с другой — следствие борьбы за право, распоряжаться излишками.
В эпоху аграрной культуры накапливавшиеся излишки создавали постоянный стимул для агрессивных действий. В результате рано или поздно неизбежно складывалась новая организация общественной жизни. Все чужаки считались врагами, готовыми напасть и заслуживающими уничтожения. Конечно, жизнь состояла не только из вооруженных столкновений и грабежей. Конфликты из-за излишков вели к тому, что люди, защищая свое достояние, так или иначе устанавливали контроль над все большими
145
территориями. Для этого требовалась сильная власть, т. е. государство. Словом, государство с его территориальной целостностью и системой исполнительной власти сформировалось в результате конфликтов по поводу присвоения излишков.
Антропологи давно уже увидели эту взаимосвязь. Думается, однако, что они, как правило, превратно ее истолковывают. Они полагают, что государственные руководители — какой бы титул они ни носили — это прежде всего люди, побуждавшие и заставлявшие свой народ производить излишки. Но ведь в действительности главный упор в функциях государственного управления всегда делался не на том, чтобы создавать излишек, а на том, чтобы его присваивать, контролировать и распределять.
Чтобы постичь процесс формирования государства и его значение, рассмотрим само понятие власти. Что такое власть и на чем она зиждется? Существование государства с необходимостью подразумевает наличие централизованной исполнительной власти. Как она поддерживается?
В современных демократических государствах методы
избрания правительства изменились, и основа власти не
столь очевидна. Мы перестали сознавать, что централизо
ванная исполнительная власть всегда покоится на силе и
принуждении, без которых не может функционировать ни
одно государство. ('■•.■ ■ ■ /
Однако 5 тыс. лет назад никаких неясностей на этот счет не было. Власть вождя над другими людьми была неограниченной. Первоначальный естественный источник государственной власти заключался в праве отнять у подданного жизнь, и вождь, без сомнения, пользовался этим правом. В древности для поддержания государственной власти постоянно требовалось насилие. Так как для человека борьба за выживание имеет первостепенное значение, страх расстаться с жизнью срабатывал в любых обстоятельствах.
Кроме того, абсолютная власть освящалась религией. В Египте, например, правитель обожествлялся; родиться владыкой означало быть сыном богов. В Месопотамии высшие священнослужители, включая высших жрецов, одновременно образовывали и государственную иерархию.
Структура власти и организация производства
Переход от власти сельских вождей к диктаторским режимам продолжался тысячи лет. Он происходил постепенно, и каждая новая стадия наступала почти незаметно.
146
Вожди племен и поселений упрочивали свое положение, возглавляя организацию охоты и сельского хозяйства. С ростом деревень те, кто руководил производством и дележом излишков, становились сборщиками излишков, т. е. сборщиками налогов. Особенно большую роль в укреплении власти вождя играли победы в войнах. Завоеванная земля, военнопленные и захваченные трофеи поступали в распоряжение победившего вождя. Не удивительно, что война представлялась ему делом весьма соблазнительным.
Диктаторские режимы древних империй и сопутствовавшие им общественные отношения, построенные на жесткой власти, имели исключительно большое значение для культурной эволюции. Нас здесь интересует прежде всего, каким образом изменения в поведении, обусловливающие рост приспособленности человека к жизни, продолжались после того, как он оказался зажат суровой политической системой древних империй, и что позволило человеку прогрессировать в условиях формировавшейся и окрепшей государственной власти.
Самые ранние империи представляли собой земледельческие общества, расположенные по берегам крупных рек. Целью образования государства было распоряжение излишками и контроль за использованием воды в местных ирригационных системах.
Зерно производили главным образом свободные крестьяне. Однако постоянные войны и развитие денежных отношений меняли структуру собственности и производства. Земля, принадлежавшая семьям и отдельным крестьянам, объединялась в большие поместья и переходила в собственность государства. Производство все больше становилось уделом рабов, а не вольных земледельцев — крестьян. Постоянные войны обеспечивали приток пленников, которые первоначально работали на центральную власть и вождей, но с развитием денежной экономики и невольничьих рынков рабов стали продавать и крупным землевладельцам. Использование рабского труда в сельском хозяйстве было очень выгодным.
Таким образом, в производстве были заняты и рабы, и свободные крестьяне, платившие налоги. В Египте земля принадлежала фараону, т. е. государству, и его правители ведали сельским хозяйством. В Месопотамии, по крайней мере около 1700 лет до н. э., частным лицам также разрешалось покупать землю и владеть ею. Однако свободному крестьянину нелегко приходилось в условиях рабовладель-
147
Рис. 6. Районы проживания производителей и собирателей пищи (3500- 4000 лет назад).
ческой экономики, поскольку государство в виде налогов могло изымать у него все, что он производил сверх самого необходимого для собственного существования.
Социальная структура древних империй четко делилась на две части: класс правителей и класс угнетенных. Первый состоял из тончайшего верхнего слоя населения — государственной иерархии, священнослужителей, военачальников. Так как государство осуществляло крупные работы, особенно ирригационные, а переход к денежной экономике вскоре привел к образованию постоянных наемных армий, правящий класс разрастался. Однако класс угнетенных — обычно рабов и крестьян — составлял большинство населения.
Изменения в поведении, обусловленные культурной эволюцией, постепенно сглаживали это резкое разделение населения. Развитие торговли и ремесел усиливало специализацию среди растущего городского населения. Но эти сдвиги сравнительно мало касались большинства людей, занятых сельским хозяйством.
Геодемографическая карта (см. рис. 6) раздела мира между производителями и собирателями пищи, каким он был примерно четыре тысячелетия назад, дает наглядное представление об успехе культурной эволюции. Сравнивая эту карту с предыдущей, мы убеждаемся, что за 2 тыс. лет своего существования сельское хозяйство распространилось исключительно широко и захватило большую часть Евразии и Африки. В Старом Свете оно уже заняло почти все территории, которые используются как сельскохозяйственные угодья в наши дни. Сельское хозяйство развивалось вширь двумя путями: благодаря, во-первых, расселению самих земледельцев, а во-вторых, распространению методов земледелия. Знаменательно, что, согласно карте, концентрация политической власти в рамках крупных государств имела место не только на Ближнем Востоке и в Египте, но и в Китае, Индии и вдоль средиземноморского побережья Европы. Очевидно, рост производства сельскохозяйственной продукции означал также все большую устойчивость и развитие всех аспектов производства и общества.
Великие изобретения
В эпоху древних империй произошел ряд существенных изменений в структуре и методах ведения сельского хозяйства. Вероятно, наиболее значительным среди них было одомашнивание скота. Как полагает Зайнер, люди созна-
149
тельно, из соображений хозяйственной выгоды, взяли на себя тяжкую обузу приручения и ухода за животными. Первое упоминание об одомашненном крупном рогатом скоте относится к четвертому тысячелетию до нашей эры, но только во времена древних империй животноводство получило распространение. Первоначально крупный рогатый скот служил источником молока и мяса. Позже волы и буйволы стали использоваться как вьючные животные, а еще позднее — как тягловая сила для плугов и повозок. Таким образом, сельское хозяйство получило важнейший, помимо человеческого труда, источник энергии.
Лошадь была одомашнена в степях Украины и Казахстана примерно за 2700 лет до н. э. Ее сила и скоростные качества впервые открыли возможность для развития наземных перевозок. Лошади использовались прежде всего в военных целях, и лишь много позже в некоторых странах они заменили волов в сельском хозяйстве.
Овладение искусством верховой езды позволило создать боевую кавалерию. Кочевники обрели средство не только для внезапных конных набегов, но и для успешного ведения войн. В отличие от народов, занимавшихся земледелием, они не были привязаны к постоянному месту, и весь мир мог стать жертвой их грабительских нападений и завоевательных нашествий. Именно благодаря своей мобильности конные кочевые народы на протяжении тысячелетий, оставаясь воинственными и появляясь всегда внезапно, вели тот же образ жизни, какой был типичен для первобытных племен бродячих охотников и собирателей.
Вслед за одомашниванием вола были изобретены плуг и колесо. В Египте и Месопотамии землю пахали с помощью плуга еще за 3400 лет до нашей эры, и, по-видимому, этот способ оставался основным приемом обработки почвы на протяжении 5 тыс. лет. Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры к деревянным саням, в которые запрягали волов, прикрепили колеса. В дальнейшем соединение деревянного колеса и оси было приспособлено к различным вращающимся механизмам, приводимым в движение животными, водой или ветром, и нашло применение в мельницах, устройствах для подъема воды и т. д.
К важнейшим изменениям, в поведении означавшим повышение приспособленности к жизни, относится начало использования человеком металлов. Природная медь, види-
150
мо, стала применяться на Ближнем Востоке почти одновременно с появлением земледелия. Красно-коричневая медь была известна человеку. Люди знали, что, когда под действием огня зеленый, похожий на руду камень — малахит — видоизменялся, из него начинал течь красный металл,— медь. Человек постепенно понял, каким образом с помощью огня можно извлечь металл из руды. Он уже умел обрабатывать медь, ковать и отливать из нее различные изделия. Однако мягкая медь не подходила для изготовления острых режущих инструментов. Поскольку оловянная и медная руды встречаются в одних и тех же местах, человек, возможно, лишь случайно обнаружил, что сплав олова и меди прочнее, чем каждый из этих металлов в отдельности. Так была открыта бронза.
Использование бронзы стало символом эпохи древних империй. Повсюду — в Азии, Африке и Европе — из нее делали оружие, домашнюю утварь и украшения для дворцов правителей. Олово везли из далекой Испании и «оловянных островов» Британии. Бронзовое оружие, безусловно, способствовало формированию постоянных армий, а следовательно, государственных структур.
Использовалось также железо, причем сначала в качестве «небесного металла», содержащегося в метеоритах, а уж потом человек научился выплавлять его из железной руды. Поскольку для извлечения железа из руды требуется температура порядка 1500° С, вполне естественно, что выплавка была освоена гораздо позже — примерно два тысячелетия спустя. Хетты, жившие в Малой Азии, видимо, научились отливать изделия из железа не позднее 1500 года до н. э., и оттуда это умение распространилось повсюду, где занимались земледелием. Об увеличивающемся размахе культурной эволюции свидетельствует тот факт, что в Индии, как считается, производство железа началось примерно за 1 тыс. лет до нашей эры, а искусство бронзового литья достигло особого расцвета в Китае.
Таким образом, на протяжении более чем пяти тысяч лет умение ковать металлы было фундаментом человеческой культуры. Однако нельзя забывать, что движущей силой культурной эволюции, внутренним импульсом великого изменения в поведении всегда в конечном итоге было само информационное развитие человека.
151
Торговля, деньги и письменность
В эпоху древних империй люди стали гораздо больше общаться между собой. Так, на Ближнем Востоке жители Вавилона, а позднее финикийцы перевозили товары и передавали информацию из страны в страну. Достаточно взглянуть на рис. 5, чтобы убедиться, насколько важное значение для распространения культуры уже в то время приобрели морские пути.
Ключевая роль торговли в культурной эволюции обсуждалась выше в связи со счетной и информационной системой, основанной на использовании маленьких предметов из обожженной глины, условно обозначавших различные товары. Переход к использованию денег в эпоху древних империй также весьма убедительно показывает, как распространялись и закреплялись торговые обычаи. Вначале торговля была меновой; позднее в качестве меры при торговых сделках стали использовать какой-либо специфический товар — например, овец или быков. Потом такой мерой стали металлы, чаще всего золото. Лидийцы начали чеканить кусочки металла одинакового размера в VIII веке до н. э., а греки в VII веке до н. э. уже выпускали настоящие монеты.
Для успешной торговли требуется наличие стабильной системы собственности и законов. И в Вавилоне и в Египте во времена древних империй уже существовали сложные законы, устанавливающие монополию государства на судопроизводство и смертную казнь. Поддержание и охрана права собственности были важной функцией государства. В Вавилоне в период правления Хаммурапи купцы и ростовщики обладали властью, уступавшей лишь могуществу жрецов и военачальников.
Появление письменности как средства передачи мыслей сильно стимулировало информационную деятельность человека. Написанное слово дало человечеству возможность обрести коллективную память и устранило опасность исчезновения знания. Оно позволило включить в систему знаковой коммуникации достоверные и точные сведения и открыло пути для развития науки.
Обретение письменности — процесс, потребовавший 10 тыс. лет; он изящно и убедительно доказывает, что культурная эволюция с сопровождающими ее крупными изменениями поведения определяла судьбу человечества.
Рисунки и знаки использовались собирателями и охотниками на протяжении десятков тысяч лет. Рисунки нано-
152
сили на стены пещеры, позднее — на предметы из глины, потом — на глиняные таблички. В конце концов, естественно, рисунки превратились в клинописные знаки, обозначавшие первоначально предметы, а впоследствии — слоги. Разные народы разработали различные типы клинописи; знаковые системы, состоящие из тысяч знаков, трансформировались в системы, содержащие сотни слогов. Наконец, примерно в середине 2-го тысячелетия до н. э. было создано буквенное письмо. Настоящий алфавит появился около 800 года до н. э., когда греки в результате контактов с финикийцами к консонантному письму добавили буквы, обозначающие гласные.
Какой же момент в истории письменности можно считать началом современной цивилизации? И на какой стадии развития письменности находятся китайцы, у которых знаками являются слова? Или инки с их узелковым письмом? Каждому, кто полагает, что цивилизованным может считаться лишь человек, умеющий писать, я советую отправиться в построенный инками город Мачу-Пикчу. Побывав в этом покинутом городе в Андах, перестаешь ощущать разницу между инками и Писарро, во всяком случае в том, что касается цивилизованности.
Становление письменности между 1500 и 800 годами до н. э. было связано с потребностями государственного и экономического развития — расширением торговли, системы налогообложения, системы регистрации времени. Первыми писцами были жрецы, хотя они, по-видимому, не нуждались в настоящем буквенном письме; налоговые книги также долгое время велись без использования букв. Вероятно, перейти к алфавитному письму побудило в конечном счете расширение торговых связей: коммерческие послания, предназначенные для длительных морских плаваний, должны были быть понятными и максимально точными. Финикийцы и греки потому и внесли столь большой вклад в развитие письменности, что торговали с другими странами.
Ускоряющаяся эволюция
Культурное развитие шло настолько успешно, что теперь применительно к эпохе древних империй и ее достижениям мы используем термин «высокая культура». Во всяком случае, согласно учебникам истории, примеры высокой культуры обнаружены в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и Мексике. Посмотрим, что же позволяет
153
считать проявлением высокой культуры поведение людей в этих странах в те времена.
Конечно, колоссальное впечатление производят великолепные дворцы и статуи, возводившиеся тогдашними правителями для себя и своих богов. Нельзя не восхищаться мастерством и трудом, благодаря которым были построены египетские пирамиды, сфинксы или индийские храмы. Однако достижений архитектуры недостаточно, чтобы охарактеризовать эту историческую стадию в развитии поведения человека как период высокой культуры, недостаточно для понимания эволюционного процесса. Необходимо сравнить поведенческие изменения, происходившие в эпоху небольших государств, с изменениями эпохи древних империй. И если процесс этих изменений в целом действительно шел с ускорением, это не может быть не учтено в предлагаемом мною описании указанных эпох.
А ускорение действительно имело место: в период между 8000 и 3500 годами до н. э. человек медленно овладевал методами культивирования растений, одомашнивал животных, осваивал жизнь в селах и городах и накапливал излишки. Более короткий период между 3500 и 600 годами до н. э. ознаменовался быстрым освоением нового образа жизни, предполагавшего наличие государства, могущественных владык, рабов, волов, плуга, колеса, лошадей, металлов, храмов, денег и письменности. При этом постоянно происходили изменения в поведении человека и, безусловно, нарастали темпы культурной эволюции.
На мой взгляд, чтобы понять человека и его историю, совершенно необходимо убедиться в справедливости тезиса о том, что культурная эволюция является ускоряющимся процессом.
Если учитывать нарастающий темп изменений в поведении, то пройденный за 10 тыс. лет путь от пещерного человека к греческому философу, финикийскому купцу или персидскому воину уже не покажется нам чудом. Почему бы в итоге предстоящих тысячелетий ускоряющейся культурной эволюции человеку не стать покорителем пространства, создателем полностью автоматизированного производства и т. п.?
Медленное накопление излишков
Трактовка культурной эволюции как ускоряющегося процесса не только многое объясняет в истории человека,
154
но и ставит ряд новых вопросов: сможем ли мы преуспевать и дальше, если учитывать возрастающие темпы изменений в поведении? В этой связи пристального внимания заслуживает проблема взаимоотношений между изменениями в поведении и успехом человечества как биологического вида.
В эпоху древних империй многочисленные изменения в поведении не обеспечивали процветания человеческого рода. Численность людей росла очень медленно. В начале периода античности население мира составляло примерно 100—150 млн. человек. Почему же за три тысячи лет культурной эволюции — между 3500 и 600 годами до н. э.,— несмотря на все упомянутые выше поведенческие сдвиги, численность человечества не увеличилась хотя бы вдвое?
Сначала возникает мысль, что оценки демографов попросту неверны. Однако известно, что в 600 году до н. э. на Земле не могло проживать больше 200 млн. человек. Следовательно, противоречие между фактом принципиальных изменений в поведении и медленным ростом населения нельзя объяснить простой ошибкой в расчетах.
Карло М. Чиполла в книге «Экономическая история и народонаселение» тщательно изучил связь между обеспеченностью пищей и численностью населения. Он пришел к выводу, что в эпоху аграрной культуры колебания в численности людей тесно связаны с изменением количества пищи и что на всем протяжении истории земледельческих обществ наблюдались внезапные резкие пики смертности — до 150—300 и даже 500 на тысячу человек. Иногда они совпадали с войнами, но чаще были результатом эпидемий и голода, уносивших жизни большей части населения. Вероятно, в те времена бациллы были даже страшнее голода. Солдаты и бродячие торговцы переносили инфекцию из одной страны в другую, и эпидемии свирепствовали до тех пор, пока у населения не вырабатывалась к ним сопротивляемость.
Далее Чиполла утверждает, что высокие пики смертности свидетельствуют об отсутствии должного контроля над окружающей средой. В земледельческом обществе возраставшая плотность населения, как правило, сводила на нет попытки людей как-то регулировать эпидемии и урожайность. После того как численность населения становилась выше определенного предела, вероятность внезапной роковой катастрофы также увеличивалась.
И в период небольших поселений, и в эпоху древних
155
империй численность человечества, очевидно, испытывала значительные колебания, но все же к первому тысячелетию до н. э. количество пищи и излишков должно было увеличиться по сравнению с уровнем трехтысячелетней давности. Однако, судя по оценкам народонаселения, дело обстояло иначе.
Сравнение условий жизни и тенденций развития в период сельской раздробленности и в период древних империй позволило установить три фактора, объясняющие замедление роста численности населения ранних земледельческих государств. Первый фактор связан с общей продуктивностью сельского хозяйства, второй — с социальной структурой, третий — с наличными природными ресурсами.
Увеличение площадей обрабатываемых земель в 4—3-м тысячелетиях до н. э. (см. рис. 5 и 6), казалось, должно было бы привести к быстрому росту сельскохозяйственной продукции. Однако человек еще во времена сельской раздробленности, по-видимому, освоил все участки, где в естественных условиях росли хлебные злаки, а также бассейны рек, пригодные для ирригации. В эпоху древних империй расширение сельскохозяйственных угодий происходило прежде всего за счет вырубки лесов, и ежегодные урожаи с каждого акра такой земли были невысоки. Структурные различия в сельскохозяйственном производстве и объясняют, почему в указанный период количество пищи и население росли медленнее, чем площадь обрабатываемых земель.
Важно подчеркнуть, что земледельцы и кочевники как производители сильно зависели от сезонных колебаний погоды, солнца, дождей, разливов рек. Суровые природные условия не побуждали земледельца к эволюции и изменениям. Сельскохозяйственные орудия и методы на протяжении тысяч лет оставались практически неизменными, и общепринятый способ производства был с точки зрения научно-технической культуры застойным и косным.
В период сельской раздробленности, а также во времена древних империй изменения в поведении, приводившие к повышению приспособленности к жизни, мало-помалу набирали темп. Возникает вопрос: какая именно часть населения упрочивала свое существование за счет этих изменений и каковы были перемены, обусловившие совершенствование производства и появление излишков? Это зависело главным образом от социальной структуры.
156
В эпоху небольших государств открытая структура общества, видимо, благоприятствовала переменам. Поселения земледельцев были невелики, вожди и старейшины руководили обработкой земли, но одновременно и сами участвовали в производстве. Сплоченность людей, корнями уходившая в племенную культуру, делала усваиваемые изменения доступными для всех.
В древних империях жестокая система власти, очевидно, замедлила прогресс, поскольку оба основных класса — правящий и угнетенный — утратили заинтересованность в развитии производства и увеличении излишков.
Верхушке общества было несложно повысить свою приспособленность к жизни, до тех пор пока были земля и труд, сельское хозяйство позволяло получать излишки. Но придворные, священники, военачальники процветали только потому, что были частью правящего класса — при условии, что государство аккуратно собирает производимые излишки. Эти люди оторвались от процесса производства, а излишки утратили свое значение в качестве источника прогресса, ибо теперь они доставались паразитирующему слою, не участвующему в производстве.
Ни крестьяне, платящие налоги, ни рабы не были заинтересованы в увеличении излишков, которые все равно уплывали в руки правящего класса и городского населения. Таким образом, экономика, основанная на налогах и труде рабов, меньше способствовала эволюции сельского хозяйства, чем экономика сельской общины.
Конечно, такое объяснение выглядит слишком упрощенным, однако нет оснований сомневаться, что в целом оно справедливо. В древних империях жесткая структура власти точно так же вела к застою в развитии новых форм поведения, как постоянная угроза голода в эпоху собирательства и охоты.
Когда большинство населения утратило заинтересованность и возможность осваивать новые формы поведения, которые повышали бы приспособленность к жизни, человечество как бы впало в апатию. Утрата мотивации была противоестественной и подавляла культурную эволюцию; последствия этого сказываются и в глубоких противоречиях сегодняшнего дня.
Истощение и разрушение природных ресурсов
Тем временем происходило определенное истощение и деградация природных ресурсов. Крупные ирригационные сооружения то и дело выходили из строя, и их
157
обслуживание требовало громоздкой иерархической организации труда, целиком зависящей от функционирования государственной бюрократии. И когда она давала сбои, вся система подачи воды и ила сплошь и рядом использовалась неэффективно.
И все же это были лишь временные трудности. С другой стороны, медленное, но неуклонное ухудшение окружающей среды в районе Персидского залива и в Средиземноморье, происходившее из тысячелетия в тысячелетие, оставалось незамеченным.
Оно было вызвано, во-первых, климатическими изменениями, во-вторых, деятельностью человека и вдобавок — совместным действием обоих этих факторов.
Рис. 5 на стр. 141 показывает, что за последние 6 тыс. лет климат, фауна и флора в зоне Персидского залива и Средиземного моря полностью изменились. Пожалуй, это самое убедительное доказательство безжалостной эксплуатации природы человеком. Во времена Ганнибала вокруг Карфагена можно было отловить и приручить дюжины слонов, а затем отправиться на них через Северную Африку в Испанию и Италию. В наши дни этим же маршрутом двигались танки Роммеля и Монтгомери, однако теперь их путь пролегал через песчаные пустыни.
В ледниковый период влажные ветры с Атлантического океана достигали северной границы продвижения холодных воздушных масс — Средиземноморья. С окончанием ледниковой эпохи климат в этих местах постепенно становился все более сухим, и процесс этот, похоже, продолжается и поныне. Однако и человеческая деятельность сыграла свою роль в эрозии почв и климатических изменениях. Овцы и козы нарушали растительный покров, что привело к эрозии почв. Расчистка полей и использование древесины при возведении домов, производстве металлов и постройке кораблей способствовали уничтожению большей части лесов по берегам Персидского залива и в Средиземноморье, что в свою очередь ускоряло эрозию и делало климат более засушливым.
Следует признать, что в период древних империй изменения в окружающей среде, связанные с земледелием и скотоводством, замедлили накопление излишков. По свидетельству Харриса, попытки повысить эффективность производства в долине реки Теуакан неизменно вели к сокращению доступных природных ресурсов. По-видимому, только совершенствуя технику, человек мог избежать расхищения и истощения природных богатств.
158
Таким образом, ускоряющаяся культурная эволюция сопряжена со многими проблемами. Нараставшие изменения в поведении порождали все более глубокие противоречия между разными классами, а также между человечеством и природной средой, но в век античности люди их еще не осознавали.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 391.