В системе видоспецифичных поведенческих характеристик людей эпохи собирательства и охоты наиболее слабое звено находилось в сфере экономики. Для преуспеяния человека как вида необходимы были изменения в его поведении, связанном с хозяйственной деятельностью. Не так просто описать экономику той эпохи. Маршалл Салинс в книге «Экономика каменного века» утверждает, что применительно к первобытному обществу вообще нельзя говорить об экономике, что тогда не существовало экономики как специализированной структуры, а было нечто, обусловленное исключительно социальными отношениями определенных групп. Так как рычаги управления экономическим процессом обычно в руках групп, непосредственно не участвующих в хозяйственной деятельности, экономика является результатом социального поведения, а не социальной структуры. Особенно важно, что процесс производства связан со сложной семьей, состоящей в свою очередь из нескольких семей. В первобытнообщинной экономике домашнее хозяйство в рамках семьи соответствует экономике государства в средние века или корпорации в капиталистической системе: для каждого строя характерна своя основная производственная единица.
В описании Салинса подчеркнута важнейшая особенность длительного периода первобытной культуры — то, что материальное производство целиком основывалось на семейном хозяйстве. В ином случае нарисованная антропологами картина оставалась бы крайне противоречивой, включая, с одной стороны, регулярное уничтожение детей, а с другой — стабильное безбедное существование. По-моему, современные этнографы и антропологи полностью романтизировали жизнь собирателей и охотников, введенные в заблуждение ее естественностью и близостью к природе. Но можно ли быть уверенным, что наблюдения за нынешними представителями культуры собирательства и охоты способны дать достоверную информацию о людях, живших 20 тыс. лет назад? Исследователи обходят этот
123
вопрос стороной. Все они, включая Салинса, описывают культуру собирательства и охоты как общество изобилия, утраченный рай, в котором человек был свободен — в отличие от нас, современных людей, замученных работой и чрезмерными потребностями. Суть рассуждения Салинса выражена в следующем заявлении: утверждая, что охотники жили в достатке, он вовсе не хочет тем самым сказать, будто напряженный труд и постоянный конфликт между чрезмерными запросами и недостаточным количеством продукции неизбежно делает жизнь человека трагедией.
Такого рода сопоставления наводят на размышления. Возможно, нынешняя жизнь действительно во многом нас ограничивает и сковывает, но это не значит, что у собирателя и охотника она была обеспеченной или хотя бы свободной. Антропологи изучили производительность труда современных охотничьих племен и установили, что количества пищи, которую один охотник-бушмен добывает за день, достаточно, чтобы прокормить четырех или даже пять человек. Однако подобные подсчеты абсолютно неприло-жимы к первобытным собирателям и охотникам. Если кочевые племена постоянно находились под угрозой вымирания от голода из-за сокращения продуктивности земель, можно ли точно рассчитать время, затрачиваемое на такую «работу», как выкапывание кореньев или поиски дичи? Собиратель и охотник не работал — он постоянно находился в поисках пищи. Салинс, отрицая наличие у собирателей и охотников хозяйства, отрицает и сам факт работы. Люди той эпохи жили как животные — нуждаясь в пище, они отправлялись на ее поиски и собирали столько, сколько им было необходимо для еды.
Семьи, входящие в состав постоянно мигрирующего племени, как правило, владели тем имуществом, которое могли унести с собой; кочевой образ жизни ограничивал пищевые запасы. Хотя в XVIII и XIX веках некоторые индейские племена, живущие собирательством и охотой, уже хорошо умели запасать и сохранять продукты, первоначально представители этой культуры не делали запасов и, видимо, не обменивались продовольствием с соседними племенами. Подобно животным, каждый собиратель и охотник имел право ловить рыбу в любом месте, рвать фрукты с любого дерева и пользоваться всеми природными богатствами. Человек действительно жил так же, как все животные, и условия его существования диктовались самой природой. Его видоспецифичные поведенческие особенности еще не достигли такого уровня развития, чтобы
124
позволить ему по-настоящему использовать природные ресурсы. Но существо, одаренное стремлением к лучшему, не могло довольствоваться таким положением.
Прежде чем специально рассмотреть такое стремление как свойственный лишь человеку мотив поведения, я бы хотел подчеркнуть, что предлагаемая мной реконструкция жизни собирателей и охотников выглядит более суровой и безрадостной, нежели картины, созданные упомянутыми выше антропологами. Уайт, Харрис и Салинс, которых называют материалистами в области культурологии, описывают существование собирателей и охотников в куда более светлых и радостных тонах. Читая труды антропологов, я нередко с удовольствием представлял себе, как во время очередного отпуска превращусь в эдакого славного собирателя и охотника: буду ловить рыбу, собирать ягоды, грибы и овощи, приносить родниковую воду, проводить время в беседах с семьей. Однако я не смог бы жить так круглый год. Не выдержал такой жизни и весь человеческий род.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 251.