Во времена первобытной культуры люди могли общаться и понимать друг друга с помощью разговорной речи; это было особенно важно при выполнении основных функций. Столь медлительному и неуклюжему существу, как человек, никогда не удалось бы решить проблемы добывания пищи и размножения без помощи коммуникации, позволяющей сотрудничать с себе подобными. Этнографические и антропологические исследования неоднократно подтверждали исключительное значение речи для человека. С помощью слова передавалась информация; слово позволяло примириться с ненадежностью существования и вселяло веру в будущее; оно помогало сплотить племя.
Любовь и социальное поведение как видоспецифичные характеристики всесторонне изучались антропологами еще в XIX веке. Общественный образ жизни и сам человеческий род, всецело зависящие от сотрудничества между людьми, могли существовать только при условии твердо установленных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
В истории поведения человека вряд ли найдется другой столь же бесспорный и значительный результат биологической и культурной эволюции, как появление нуклеарной семьи, сложившейся в ходе укрепления связей внутри каждой пары. Сначала биологическая эволюция создала возможности для не ограниченных определенными периодами сексуальных отношений; затем благодаря культурной эволюции отношения между людьми, и особенно между сексуальными партнерами, углублялись, включив в себя нежность и сотрудничество. В результате продукту сексуального поведения человека — детям — создавались наиболее благоприятные условия для усвоения и обновления информации. В нуклеарной семье женщина длительное время воспитывает и обучает потомство, а мужчина обеспечивает защиту и пищу.
Итак, нуклеарная семья послужила социальной основой для эволюции человека и возобновления информации; в эпоху собирательства и охоты она направляла репродуктивное поведение и была первейшим фактором, регулирующим взаимное сотрудничество при добывании пищи и обеспечении самозащиты.
Антропологические исследования, содержащие весьма противоречивые сведения о культуре собирательства и охоты, сходятся в одном: корни успеха человечества лежат
119
в его неизменно возраставшей способности к объединению усилий. Все большая склонность к общественному образу жизни и крепнущая взаимовыручка стали важнейшим условием поддержания жизни.
Как постоянно подчеркивает Лесли А. Уайт, вся человеческая культура основана на коммуникации и сотрудничестве между индивидами: «Каждый биологический вид стремится всеми доступными способами сделать свое существование безопасней, расширять сферу обитания и увеличивать свою численность... И поскольку сотрудничество — это способ и средство обеспечения безопасности, каждый вид, обладающий такой способностью, не только использует, но пытается максимально развить и углубить ее».
По мнению Уайта, «социальная организация данного вида — это всего лишь отражение его социальной природы, диктующей необходимость взаимодействия отдельных особей при добывании пищи, обеспечении самозащиты и воспроизводстве себе подобных. Когда мы утверждаем, что живые существа могут выжить только при условии совместного выполнения определенных действий, это одновременно означает, что они будут образовывать социальные группы. Социальная организация — это не просто средство поддержания жизни, это образ жизни, само ее течение».
В этой связи становится понятным тот постоянный интерес, который проявляют антропологи к общественному строю эпохи собирательства и охоты. Супружеская пара, семья, род, племя — вот формы существования, позволившие человечеству выжить. На протяжении десятков тысяч лет единственно возможным для человека образом жизни было существование в составе включающего несколько семей кочевого племени — социальной группы, обеспечивающей своим членам наиболее благоприятные условия для удовлетворения их основных нужд — добывания пищи, самозащиты и размножения. Размер племени непосредственно определял те требования, которые предъявлялись единству его членов. Небольшое племя оказывалось более сплоченным, способным к сотрудничеству и самопожертвованию. По-видимому, наилучшие возможности для самозащиты и продолжения рода племя получает, если в нем не более пятидесяти человек.
Вряд ли можно установить, всегда ли отдельные племена враждовали. Вероятно, соседние племена нередко старались упрочить свое положение, заключая союзы ме-
120
жду собой. Повсеместный запрет на кровосмешение всегда рассматривался как убедительное доказательство стремления собирателей и охотников регулировать свое репродуктивное поведение с таким расчетом, чтобы усилить сплоченность племени. Выбор мужа или жены из другого племени должен был помочь налаживанию отношений между племенами. Тем не менее и столкновения интересов чаще наблюдались именно среди соседей. Наши знания никогда не будут исчерпывающими. Если жизнь собирателей и охотников во всех важнейших аспектах действительно протекала, как полагают антропологи, в небольших кочевых племенах, то и узкие рамки социального поведения определялись основными чертами данной культуры.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.