В эпоху собирательства и охоты информационное развитие человека еще не побуждало его к поиску новых форм поведения сверх набора самых необходимых. Чего же не хватало человечеству, чтобы выйти за эти узкие рамки?
Прежде всего знаний и навыков — тех видоспецифич-ных поведенческих характеристик человека, которые непосредственно связаны с информационным развитием, т. е. восприятием, анализом и использованием внешних стимулов. Если мы, во-первых, видим и распознаем взаимосвязи в нашем окружении, а кроме того, умеем воздействовать на них, изменяя в соответствии со своими целями, значит, мы располагаем информацией, которая поможет нам постоянно перестраивать поведение; следовательно, мы сумеем приспособиться и преуспеть.
Нет ли здесь противоречия? Разве антропологическая и археологическая литература не заполнена описаниями всего того, что умели охотники и собиратели? Почему же при всех этих знаниях и навыках они постоянно испытывали трудности и лишения?
Думается, многие антропологи просто не придали значения десяти тысячам лет культурной эволюции и легкомысленно отождествили людей, живущих собирательством и охотой в XIX и XX веках, с древними племенами. Они полагают, что интеллектуальный капитал знаний и навыков, которым обладают современные собиратели и охотники, вообще характерен для культуры собирательства и охоты. Когда Уайт приписывает собирателям и охотникам, жившим 15 тыс. лет до нашей эры, знания о движении небесных тел нынешних примитивных индейских племен,
121
он, безусловно, вводит читателя в заблуждение. Современные антропологические исследования крайне запутали вопрос о действительном уровне знаний и навыков людей в эпоху, предшествующую сельскому хозяйству.
Однако недостаточно просто объяснить, почему знания и навыки собирателей и охотников не позволяли им полнее использовать природные богатства. На основании археологических находок утверждалось даже, что жизнь собирателей и охотников была вполне комфортной. Марвин Харрис, ссылаясь на результаты раскопок па юге России и в Чехословакии, описывает пещерных людей, живших примерно 20 тыс. лет назад, и уверяет, что они, вопреки распространенному мнению, знали, как строить укрытия, использовали пещеры и горные выступы в соответствии с местными условиями и временем года. Множество звериных шкур на полу и выстланные мехом постели, запасы сухого навоза или жирных костей для очага якобы делали их жилище чуть ли не более удобным, чем современная городская квартира.
Что тут скажешь? Если кому-то хочется верить в это — пусть верит!
Задавшись вопросом, почему собиратели и охотники не преуспели в использовании природных ресурсов, мы обнаружим коренной недостаток существовавшей тогда системы накопления и передачи информации: информация, которой они располагали, не могла широко распространяться и суммироваться. Знания и навыки с трудом выходили за рамки одного племени, а внутри него передавались от поколения к поколению в основном в устной форме. Такой способ передачи легко мог быть нарушен: с гибелью вождя племени утрачивались ценные знания и умения. Продолжительность жизни была невелика: в среднем менее 30 лет у женщин и чуть больше у мужчин. Многие важные сведения и навыки приходилось узнавать и осваивать каждый раз заново.
Другой недостаток системы информационного развития коренился в том, что это была информация преходящего характера, касающаяся удовлетворения лишь самых элементарных и сиюминутных потребностей. Хотя коммуникация с помощью знаков — уникальная способность человеческого рода — создала возможность заглядывать в будущее, жизнь собирателей и охотников, по-видимому, была столь трудна, что вряд ли они серьезно заботились о завтрашнем дне. Голод и смерть были для них повседневными явлениями и не стимулировали никакую дополни-
122
тельную деятельность мозга. В эпоху, когда характерными чертами существования людей были голод и постоянная угроза гибели, человек стремился обрести поддержку и чувство безопасности в колдовстве и мифах; из-за нехватки подлинного, основанного на опыте знания он прибегал к сверхъестественным объяснениям.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 302.