Харрис оспаривает широко распространенное среди антропологов мнение о миролюбии собирателей и охотников. Наоборот, он считает войны древнейшим обычаем данной культуры, тесно связанным с задачей сохранения охотничьих угодий и направлением действия популяцион-ного пресса внутри племени. Собирателей и охотников принято считать миролюбивыми, поскольку у них в отличие от земледельцев, дескать, не было оснований для острых межплеменных конфликтов по поводу границ занимаемой территории. На самом же деле борьба за жизненное пространство была естественной чертой поведения людей той эпохи. Если племени, чтобы прокормить
115
себя собирательством и охотой, требуется территория в 100 квадратных километров, то необходимо наличие «ничейной» земли между местообитаниями различных племен. И если под давлением большой численности населения такая земля заселялась, создавалась конфликтная ситуация.
В книге Эйбла-Эйбесфельдта «Биология мира и войны» насилие рассматривается как феномен, обусловленный и биологической, и культурной эволюцией. Как этнограф, он исходит из нераздельности защитных и агрессивных действий в поведении людей. Насильственные действия человека против человека первоначально были формой защитного поведения, призванного как раз пресекать агрессию.
В качестве охотников люди не отличались от животных; их исключительной особенностью стала именно готовность убивать представителей собственного вида. Эйбл-Эйбесфельдт считает внутривидовую агрессивность естественной: «Вообще говоря, каждое животное конкурирует главным образом с особями того же вида. Они нуждаются в одинаковой пище, одинаковых местах для отдыха и выведения потомства, а все это имеется в ограниченном количестве. Для процветания данной популяции животных им необходимо свободное пространство, чтобы избежать скученности. С помощью агрессивного поведения животные определенным образом воздействуют на своих сородичей, заставляя их распространяться на большей площади».
Все это, безусловно, приложимо и к людям — собирателям и охотникам — не в меньшей степени, чем к любым другим млекопитающим. Согласно Эйблу-Эйбесфельдту, все млекопитающие обладают биологическим механизмом, который не позволяет им убивать особей собственного вида, и различными способами обуздания своей агрессивности. Так как поддержание и обновление иерархической структуры внутри стада важны для его выживания, агрессивность может проявляться в схватках, которые, однако, носят ритуальный характер.
Перейдем теперь к больному вопросу: почему же человек не сумел взять под контроль свою агрессивность и силу?
По мнению Эйбла-Эйбесфельдта, способность убивать представителей своего вида — это результат культурной эволюции. И группа шимпанзе, и племя людей для защиты своей территории от себе подобных используют одинаковые приемы, с той, однако, разницей, что человек способен
116
убить врага с помощью оружия, а шимпанзе — нет. Конечно, и у людей есть биологический механизм, препятствующий уничтожению особей своего вида, но убийство превратилось в столь стремительный акт, что действие этого механизма стало нетрудно побороть. «Оружие, безусловно, было важнейшим фактором развития губительной агрессивности. Смертоносное оружие, постоянно совершенствуясь, как бы возобладало над нашими врожденными сдерживающими механизмами. Мгновенный удар с помощью оружия позволяет убить человека раньше, чем тот, соответствующими жестами выразив покорность, сумеет вызвать у нас чувство сострадания»,— полагает Эйбл-Эйбесфельдт.
На мой взгляд, такое объяснение происхождения войн в общем справедливо, но недостаточно полно. Думается, люди начали воевать между собой именно потому, что они являются продуктом информационного развития. В ходе военных действий человек не убивает тех, кто обладает той же информацией, что и он сам, ибо это противоречило бы законам биологии; напротив, он убивает чужака, врага, чье поведение ему незнакомо. Значит, биологический механизм работает у человека совершенно так же, как и у других млекопитающих,—препятствует уничтожению себе подобных.
Борьба за выживание собирателей и охотников была
столь жестокой, что, если голод заставлял убивать собст
венных детей, он вынуждал также уничтожать чужаков,
покушавшихся на добычу данного племени. Представи
тели других племен считались врагами. А к врагам собира
тели и охотники относились как к нелюдям. Именно так в
годы второй мировой войны союзники относились к нацис
там, а нацисты — к евреям. Война подчиняла себе поведе
ние людей и жизнь племени; его преуспеяние зависело от
ловкости и силы мужчин, носящих оружие. Таким образом,
война была мощным фактором эволюции: она устраняла
сла^1'х7^'авала"Ттре"Ш^ спло-
ченность племени. Она укрепляла власть добившегося победы вождя над другими мужчинами племени и особенно над женщинами. Она была обоюдоострым клинком и пробным камнем первобытной культуры. ,,..._
Информационное развитие
По-видимому, основные функции живых организмов довольно жестко направляли и регулировали поведение че-
117
ловека на протяжении всего периода собирательства и охоты; закономерности этой культуры обусловлены прежде всего способами добывания пищи, репродуктивным поведением и формами защиты человеческой жизни от различных внешних угроз. И поведение племени в целом, включая кочевку и регулирование состава, и поведение каждого индивида определялись добыванием пищи, размножением и самозащитой.
А что же можно сказать относительно четвертой основной функции? Какую роль играла усвоенная собирателем и охотником информация в выработке им все более разнообразного и гибкого поведения?
Конечно, человек — собиратель и охотник,— живший около 20 тыс. лет назад, с точки зрения умственных способностей, знаний и навыков резко отличался от животных. Его информационное развитие (восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их) было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, т. е. природу. По сравнению и с животными, и с современным человеком собиратель и охотник был величайшим знатоком природы. Как существо общественное и мыслящее, он был в состоянии использовать природные богатства, хотя при этом фактически все еще оставался в плену своих основных функций.
Описание и анализ культуры охоты и собирательства, думается, позволили показать, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестким правилам, регулируемой этими тремя функциями. Именно в этих рамках двуногое существо — человек с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение.
Надо подчеркнуть, что в эпоху охоты и собирательства процесс становления человека еще не сулил особых перспектив. Первобытный человек, несмотря на миллионы лет его развития, все еще оставался узником природы. На протяжении десятков тысяч лет численность человечества не увеличивалась; ему приходилось поддерживать свое существование, даже убивая собственных детей. Изучая влияние видоспецифичных поведенческих характеристик на жизнь собирателя и охотника, мы отдаем себе отчет, что этого влияния было так или иначе недостаточно для прочного успеха человека как вида.
118
Дата: 2019-03-05, просмотров: 244.