В истории человечества — при правильном учете закономерностей поведения людей — принципиальная роль принадлежит четырем основным функциям: добыванию пищи, самозащите, информационному развитию и размножению. Так как они действительно являются общими для всех живых организмов, естественно было бы попытаться связать эволюционный успех человека с изменениями в поведении, касающимися этих четырех функций.
Важнейшие функции живых существ были описаны выше, и теперь я лишь напомню главные положения.
Добывание пищи, самозащита, размножение — этим трем биологически обусловленным функциям уделяется внимание практически во всех антропологических исследованиях, посвященных сравнительному изучению поведения представителей различных культур.
Четвертая биологически обусловленная функция — информационное развитие — пока изучена антропологами явно недостаточно. Тем не менее все аспекты поведения, касающиеся добывания пищи, самозащиты и размножения, зависят от усвоенной нами информации. Информация и поведение теснейшим образом связаны. Информационное развитие направляло весь процесс формирования человека и всю его эволюцию; благодаря этой функции человек стал человеком.
Наиболее интеллектуальное существо в эволюционном процессе — мыслящий человек,— по-видимому, всегда задавался вопросом об отношении материи к сознанию — в природе и особенно в себе самом. С позиций социобио-логического синтеза сознание и материя теряют свою разнородность: в человеке они столь же взаимосвязаны, как информация и поведение. Однако разум не позволяет
97 4-730
человеку довольствоваться простой констатацией взаимосвязи духовного и материального, и люди стремятся глубже понять характер этой взаимосвязи, узнать, что же имеет приоритет.
Социобиологический подход позволяет легко ответить на этот вопрос. В великом процессе естественной эволюции материя была основой сознания; материальное предшествовало духовному. Однако в биологической эволюции и особенно в выросшей из нее культурной эволюции дух управляет материей. Появление свободного человеческого духа связано с эволюцией человека в ходе всеобщей эволюции природы. Чтобы выжить, человечеству необходимо научиться управлять собственной эволюцией.
Мы принимаем четыре основные функции за ключевые переменные культурной эволюции, с тем чтобы найти теоретическую базу для изучения истории человечества. Следовательно, в данной книге исторические наблюдения над поведением человека группируются и анализируются при том допущении, что выбор той или иной стратегии поведения не носит случайного характера и подлежит логическому объяснению, если рассматривать его как изменение в способах добывания пищи, обеспечения безопасности, информационного развития и размножения. Итак, мы будем исследовать способы добывания пищи, самозащиты, информационного развития и воспроизводства себе подобных, используемые человеком на разных исторических этапах.
Четыре основные функции всецело определяют и роль другой важной переменной нашей эволюционной истории — видоспецифичных поведенческих особенностей. Они характерны только для человека, тогда как основные функции являются общими для всех живых организмов.
Поскольку речь зашла о переменных, может возникнуть вопрос, способны ли восемь рассмотренных ранее характеристик (с. 59—75) исчерпывающим образом объяснить все аспекты поведения человека, сформировавшиеся в процессе его становления. Их объяснительная ценность в существенной степени зависит от конкретного этапа нашей эволюционной истории.
Таким образом, чтобы проанализировать историю с точки зрения эволюции человека, необходимо иметь в виду четыре основные жизненные функции и восемь видоспецифичных поведенческих характеристик человека. Эти функции (от добывания пищи до воспроизводства себе подобных) и характеристики (от коммуникации до
98
общественного устройства) выступают на первый план в качестве главных факторов истории. Такой подход, несомненно, будет означать новый взгляд на историю в целом. Возможно, история, написанная с этих позиций, потеряет часть своего романтического ореола; исторические исследования перестанут быть приключенческими рассказами для школьников, и одомашнивание свиней предстанет не менее значительным событием, чем деятельность Александра Македонского. Но если в рамках такого понимания истории будут постепенно выявлены закономерности и формы поведения, которые могли бы помочь человеку эпохи научно-технической цивилизации приспособиться к природным условиям, это, вероятно, компенсирует утрату знаменитых героев с их удивительными подвигами, занимающих столь важное место в традиционных исторических повествованиях.
Эволюционная история позволила бы подвергнуть реальной проверке соображения о культурной эволюции, содержащиеся в одной из глав данной книги. Она показала бы, можно ли рационально объяснить поведение человека, исходя из указанных основных жизненных функций и видоспецифичных поведенческих характеристик.
Возможно, у сторонников традиционного взгляда столь наивный прием вызовет снисходительную усмешку. Сначала, скажут они, автор позаимствовал из эволюционной биологии понятийный аппарат, затем с его помощью заново пересказал историю и завершил все выводом, что этот метод выдержал проверку и создана новая историческая наука, основанная на эволюционной теории. Не слишком ли просто? Однако эволюция человека — это факт, а следовательно, можно создать и эволюционную историю. - . ' -
Думается, весь вопрос в качестве, то есть в информативной ценности этой эволюционной истории. Если, оперируя понятиями указанных основных функций и видоспецифичных характеристик, она действительно предлагает простые и изящные формулы, объясняющие поведение человека, то эволюционная история — это как раз то, в чем мы остро нуждаемся.
Следует еще раз подчеркнуть, что изучение поведения человека с использованием перечисленных основных функций и видоспецифичных характеристик напоминает подход, принятый в естественных науках. Великие естествоиспытатели высказывали гениальные гипотезы и с их помощью объясняли изучаемые явления. Галилео Га-
99
4*
лилей догадался, что законы, действующие на Земле, применимы и ко всей Вселенной, и затем показал, что это допущение позволяет объяснить движение небесных тел. Историческая наука, основанная на эволюционной теории, исходит из того, что история человека — это часть природы, она регулируется основными функциями живых организмов, видоспецифичными поведенческими характеристиками и законами эволюции — биологической и культурной. Именно с этих позиций эволюционная история стремится объяснить изменения, происшедшие в поведении человека.
В главах об особенностях человека как выходца из царства животных и о его эволюции проанализированы главные черты культурной эволюции, а также всеобщие и видоспецифичные характеристики. Были выявлены следующие биологически обусловленные особенности культурной эволюции:
— восходящий характер,
— увеличение числа альтернативных форм пове
дения,
— увеличение числа изменений в поведении,
— ускорение эволюции.
С учетом этих особенностей было дано определение культурной эволюции как повышения конкурентоспособности человека в борьбе за выживание.
Эволюционная история призвана проверить эти общие признаки культурной эволюции, а также выяснить, за счет чего увеличивались шансы человека на выживание и как он добился эволюционного успеха.
Подчеркнем, что и повышение шансов человека на выживание, и его успех на поприще эволюции не равнозначны прогрессу. Оба этих процесса имеют биологическую основу и не зависят от ценностных установок, тогда как понятие прогресса основано на той или иной социально обусловленной системе ценностей. В природе же успех означает всего лишь увеличение числа особей данного вида.
Мы знаем, что до сих пор человек преуспевал. В биологической эволюции человечество являет эффектнейший пример специализации, но культурная эволюция из-за конфликта с окружающей средой сделала нас крайне уязвимыми. Эволюционная история призвана выявить опасности, которые сопряжены с успехом человека как живого существа, специфической особенностью которого является мышление.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 255.