Основные биологические функции как фактор исторического процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В истории человечества — при правильном учете зако­номерностей поведения людей — принципиальная роль принадлежит четырем основным функциям: добыванию пищи, самозащите, информационному развитию и размно­жению. Так как они действительно являются общими для всех живых организмов, естественно было бы попытаться связать эволюционный успех человека с изменениями в поведении, касающимися этих четырех функций.

Важнейшие функции живых существ были описаны выше, и теперь я лишь напомню главные положения.

Добывание пищи, самозащита, размножение — этим трем биологически обусловленным функциям уделяется внимание практически во всех антропологических иссле­дованиях, посвященных сравнительному изучению поведе­ния представителей различных культур.

Четвертая биологически обусловленная функция — информационное развитие — пока изучена антропологами явно недостаточно. Тем не менее все аспекты поведения, касающиеся добывания пищи, самозащиты и размноже­ния, зависят от усвоенной нами информации. Информа­ция и поведение теснейшим образом связаны. Информа­ционное развитие направляло весь процесс формирования человека и всю его эволюцию; благодаря этой функции человек стал человеком.

Наиболее интеллектуальное существо в эволюционном процессе — мыслящий человек,— по-видимому, всегда задавался вопросом об отношении материи к сознанию — в природе и особенно в себе самом. С позиций социобио-логического синтеза сознание и материя теряют свою разнородность: в человеке они столь же взаимосвязаны, как информация и поведение. Однако разум не позволяет

97 4-730


человеку довольствоваться простой констатацией взаимо­связи духовного и материального, и люди стремятся глуб­же понять характер этой взаимосвязи, узнать, что же имеет приоритет.

Социобиологический подход позволяет легко ответить на этот вопрос. В великом процессе естественной эво­люции материя была основой сознания; материальное предшествовало духовному. Однако в биологической эво­люции и особенно в выросшей из нее культурной эволю­ции дух управляет материей. Появление свободного че­ловеческого духа связано с эволюцией человека в ходе всеобщей эволюции природы. Чтобы выжить, человечеству необходимо научиться управлять собственной эволюцией.

Мы принимаем четыре основные функции за ключевые переменные культурной эволюции, с тем чтобы найти тео­ретическую базу для изучения истории человечества. Сле­довательно, в данной книге исторические наблюдения над поведением человека группируются и анализируются при том допущении, что выбор той или иной стратегии поведе­ния не носит случайного характера и подлежит логичес­кому объяснению, если рассматривать его как изменение в способах добывания пищи, обеспечения безопасности, информационного развития и размножения. Итак, мы бу­дем исследовать способы добывания пищи, самозащиты, информационного развития и воспроизводства себе по­добных, используемые человеком на разных истори­ческих этапах.

Четыре основные функции всецело определяют и роль другой важной переменной нашей эволюционной исто­рии — видоспецифичных поведенческих особенностей. Они характерны только для человека, тогда как основные функции являются общими для всех живых организмов.

Поскольку речь зашла о переменных, может возник­нуть вопрос, способны ли восемь рассмотренных ранее ха­рактеристик (с. 59—75) исчерпывающим образом объяс­нить все аспекты поведения человека, сформировавшиеся в процессе его становления. Их объяснительная ценность в существенной степени зависит от конкретного этапа нашей эволюционной истории.

Таким образом, чтобы проанализировать историю с точки зрения эволюции человека, необходимо иметь в виду четыре основные жизненные функции и восемь ви­доспецифичных поведенческих характеристик человека. Эти функции (от добывания пищи до воспроизводства себе подобных) и характеристики (от коммуникации до

98


общественного устройства) выступают на первый план в качестве главных факторов истории. Такой подход, не­сомненно, будет означать новый взгляд на историю в це­лом. Возможно, история, написанная с этих позиций, поте­ряет часть своего романтического ореола; исторические исследования перестанут быть приключенческими рас­сказами для школьников, и одомашнивание свиней пред­станет не менее значительным событием, чем деятель­ность Александра Македонского. Но если в рамках такого понимания истории будут постепенно выявлены законо­мерности и формы поведения, которые могли бы помочь человеку эпохи научно-технической цивилизации приспо­собиться к природным условиям, это, вероятно, компенси­рует утрату знаменитых героев с их удивительными подви­гами, занимающих столь важное место в традиционных исторических повествованиях.

Эволюционная история позволила бы подвергнуть реальной проверке соображения о культурной эволюции, содержащиеся в одной из глав данной книги. Она показала бы, можно ли рационально объяснить поведение человека, исходя из указанных основных жизненных функций и видоспецифичных поведенческих характеристик.

Возможно, у сторонников традиционного взгляда столь наивный прием вызовет снисходительную усмешку. Сна­чала, скажут они, автор позаимствовал из эволюционной биологии понятийный аппарат, затем с его помощью за­ново пересказал историю и завершил все выводом, что этот метод выдержал проверку и создана новая истори­ческая наука, основанная на эволюционной теории. Не слишком ли просто? Однако эволюция человека — это факт, а следовательно, можно создать и эволюционную историю. - . ' -

Думается, весь вопрос в качестве, то есть в инфор­мативной ценности этой эволюционной истории. Если, оперируя понятиями указанных основных функций и видоспецифичных характеристик, она действительно пред­лагает простые и изящные формулы, объясняющие поведение человека, то эволюционная история — это как раз то, в чем мы остро нуждаемся.

Следует еще раз подчеркнуть, что изучение поведения человека с использованием перечисленных основных функций и видоспецифичных характеристик напоминает подход, принятый в естественных науках. Великие естествоиспытатели высказывали гениальные гипотезы и с их помощью объясняли изучаемые явления. Галилео Га-

99

4*


лилей догадался, что законы, действующие на Земле, при­менимы и ко всей Вселенной, и затем показал, что это допущение позволяет объяснить движение небесных тел. Историческая наука, основанная на эволюционной теории, исходит из того, что история человека — это часть при­роды, она регулируется основными функциями живых организмов, видоспецифичными поведенческими характе­ристиками и законами эволюции — биологической и куль­турной. Именно с этих позиций эволюционная история стремится объяснить изменения, происшедшие в поведе­нии человека.

В главах об особенностях человека как выходца из царства животных и о его эволюции проанализированы главные черты культурной эволюции, а также всеобщие и видоспецифичные характеристики. Были выявлены сле­дующие биологически обусловленные особенности куль­турной эволюции:

— восходящий характер,

— увеличение числа альтернативных форм    пове­
дения,

— увеличение числа изменений в поведении,

— ускорение эволюции.

С учетом этих особенностей было дано определение культурной эволюции как повышения конкурентоспособ­ности человека в борьбе за выживание.

Эволюционная история призвана проверить эти общие признаки культурной эволюции, а также выяснить, за счет чего увеличивались шансы человека на выживание и как он добился эволюционного успеха.

Подчеркнем, что и повышение шансов человека на выживание, и его успех на поприще эволюции не равно­значны прогрессу. Оба этих процесса имеют биологи­ческую основу и не зависят от ценностных установок, тогда как понятие прогресса основано на той или иной социально обусловленной системе ценностей. В природе же успех означает всего лишь увеличение числа особей данного вида.

Мы знаем, что до сих пор человек преуспевал. В биоло­гической эволюции человечество являет эффектнейший пример специализации, но культурная эволюция из-за конфликта с окружающей средой сделала нас крайне уязвимыми. Эволюционная история призвана выявить опасности, которые сопряжены с успехом человека как живого существа, специфической особенностью которого является мышление.







Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.