Информативная ценность изучения истории будет невелика, пока история как таковая не станет полноценной наукой, т. е. пока не будут с теоретических позиций проанализированы закономерности поведения человека. Только наличие достоверных фактов и их теоретическое осмысление делают то или иное исследование подлинно научным. Историки имеют ложное представление о людях. В их глазах люди не меняются и никогда не менялись. Историк не отрицает эволюцию, но и не интересуется ею. Все происходившее до появления письменности получает наименование «предыстория» и тем самым отделяется от собственно истории. С позиций биологии наиболее характерной видовой чертой человека является его способность приспосабливаться к новым условиям: на основе накопленной им информации он неоднократно перестраивал свое поведение. Однако новая информация не изменила подхода к изучению истории: оно продолжает быть обезличенным, косным, негибким и, подобно большей части информации в научно-техническую эру, фрагментарным.
Играя различные роли в обществе, мы нуждаемся в информации. Мы являемся членами общества, гражданами, работниками, обеспечивающими себя, и потребителями, удовлетворяющими свои нужды. Фрагментарность наших знаний в первую очередь связана с потребностью во все более специализированной информации. Научно-техническая цивилизация — это процесс специализации, в результате которого мы все постепенно становимся экспертами в той или иной области — другими словами, мы знаем все больше и больше о все меньшем и меньшем.
Все большее разнообразие и специализация информации имеют глубокие корни в нашей культуре. Начиная с младших классов школы мы получаем информацию, разделенную на самостоятельные учебные предметы, и на протяжении всего процесса обучения продолжаем мыслить в категориях этих дисциплин. Наибольшую ответственность за создание такой изолированности несут
95
университеты с их факультетами и кафедрами. Устойчивые традиции академического образования закрепляют ситуацию, в которой поведение человека основывается на фрагментарной информации. Высшей целью изучения истории мог бы стать сбор необходимых данных о поведении. Научная, утилитарная история человека должна базироваться на изучении естественной истории. Проблема состоит в нашей способности схватить внутренний смысл эволюции природы и понять, что она включает эволюцию человека, а также во многом объясняет его развитие. Для мыслящего человека, поклоняющегося науке, технике, искусству и религии, это нелегко. Людям, добившимся столь больших успехов, создавшим социальные, экономические и национальные структуры, непросто осознать себя скромными детьми природы.
В длительном процессе прогрессивной эволюции человеческий род напоминает выскочку, которому неожиданно повезло. Как все выскочки, человечество стремилось откреститься от своего прошлого, отречься от собственной эволюционной истории и матери-природы. Но теперь, чтобы узнать правду о самих себе, нам необходимо заглянуть глубоко в прошлое. Мы увидим, что всего лишь десять поколений назад промышленное производство только зарождалось, двадцать поколений назад не было книгопечатания, двести поколений отделяют нас от появления письменности и четыреста — от возникновения земледелия; примерно сто тысяч поколений назад череп человека был вдвое меньше, чем сейчас.
Традиционный взгляд на историю отрицает любые существенные изменения в культурной эволюции, т. е. любые закономерности. Согласно господствующей концепции, свободный полет человеческого духа есть нечто столь неуправляемое, что бессмысленно искать в поведении людей какую бы то ни было систему. Всегда, дескать, остается возможность появления нового мессии, увлекающего нас прочь от мирской суеты, или нового Гитлера, втягивающего в войны и хаос. Иными словами, в любой момент может произойти практически все, что угодно. Такое представление о человеке и традиционный взгляд на историю, исключающий всякое прогнозирование, препятствуют научному объяснению поведения людей, попыткам предвидеть и направлять его. В разгар быстрых изменений и успешно развивающейся научно-технической культуры человек оказался безоружным и беспомощным созданием, покорно ожидающим неминуемой катастрофы;
96
наше молодое поколение лишено надежды и веры в будущее.
К счастью, эта концепция ошибочна. Человек — не царь природы, а передовой отряд великого процесса ее преобразования. Поведение человека вовсе не является бесконечной цепью поступков, направляемых лишь его свободной волей. Оно обусловлено культурной эволюцией, которая подчиняется законам природы и в свою очередь сама развивается под воздействием фундаментальных перемен в поведении.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.