Современный западный подход к истории отличается исключительной противоречивостью. В то время как наш исторический горизонт расширился в пространственном и во временном отношениях, наши исторические взгляды — то, что мы видим, в отличие от того, что хотели бы видеть,— стремительно сузились и теперь напоминают кругозор лошади с шорами на глазах или капитана подводной лодки, смотрящего в перископ.
Таково мнение Арнольда Тойнби, сформулированное им в 1948 году в работе «Цивилизация перед испытанием». По-моему, Тойнби — последний настоящий специалист в области всемирной истории. Его книга «Исследование истории», написанная в 30—50-х годах, была блестящей попыткой объяснить одновременно ход развития всех человеческих культур. После Тойнби работы западных историков постепенно все более обеднялись, исследования мельчали и вырождались, так что в результате превратились в отрывочные объяснения недавнего прошлого и не удовлетворяют требованиям сегодняшнего дня.
Почему это произошло? Ведь в конце концов задачей исторического исследования является сбор и систематизация данных о прошлом человека с тем, чтобы использовать их как основу для выработки новых линий поведения. Historia vitae magister. Так отчего же история перестала быть учителем жизни?
На то есть немало причин. Даже сами положенные в основу исторических работ факты вызывают сомнения. Написание истории началось с летописей, главной задачей которых было прославление воинской доблести и укрепление существующей власти. Исторические записи традиционно делались «по заказу». Это история властителей и, более того, победивших властителей. До нас дошла история Рима, а не Карфагена. Потребность в исторических трудах возникает в тот момент, когда общества,
93
государства и народы — социальные системы — стремятся доказать свою самобытность. Вслед за Леопольдом фон Ранке историки пытались с помощью тщательного анализа источников исключить из своих работ тенденциозность. Источники подвергались жесткой проверке для выявления наиболее надежных фактов. Историки старались быть объективными и повествовать лишь о том, как развивались события в действительности.
Но какие именно события имеются в виду? Каким образом историк отбирает и систематизирует заслуживающие доверия факты из всего обилия «сведений»? В этом-то и состоит главная проблема.
Отбирая те или иные факты, историк — сознательно или бессознательно — исходит из определенной системы ценностей. Даже и не подгоняя действительность под свои убеждения, он все равно, как правило, трактует события в духе ценностей, господствующих в обществе, в котором он живет. Следовательно, он никогда не описывает прошлое объективно, а консервативно придерживается доминирующих в его время ценностей, выбирая факты, свидетельствующие, что все шло надлежащим путем. История по сей день остается консервативным изучением былых времен, ибо мы довольствуемся простым отбором фактов и забываем о необходимости их теоретического осмысления.
Из-за фрагментарности и узкой специализации ценность исторической информации снизилась. Конечно, любопытно и небесполезно почитать суховатые работы по истории народного хозяйства, полную драматизма историю войн, увлекательную историю искусств или интересную общественную историю. Но что можно сказать о целостном рассмотрении всех этих явлений? Исследования частных проблем вряд ли внесут ясность в общую историю поведения человека и позволят понять единый процесс его успешной адаптации к условиям жизни.
Я повторяю: структура носимой нами информации и все наше поведение взаимосвязаны. Нам не удалось собрать и обобщить сведения о нашем прошлом в единую логическую систему. А поскольку мы не понимаем своего прошлого, то не в состоянии понять и настоящего, не говоря о будущем.
Историки пытались повысить ценность исторической информации, концентрируя свои усилия на изучении недавнего прошлого, отдельных специальных областей и наиболее значительных событий. Анализируя былые события,
94
они стремились ответить на вопросы о настоящем. Но информации такого рода все же недостаточно, чтобы на основе понимания прошлого судить о нашем сегодняшнем поведении.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.