Поскольку человек не относит себя к царству животных, а свой эволюционный успех — к явлениям природы, он не только не имеет целостного представления о мире, но и не в состоянии его выработать. В разгар величайших изменений в мире мы оказались полуслепыми и не видим, что лежит впереди. Мы не чувствуем себя в безопасности, хотя и не осознаем, что сами являемся разрушителями. Мы отказываемся изменить свое поведение.
Человеку нужна новая концепция мира. Ему необходимо уяснить, каким образом он должен перестроить свое поведение, чтобы, продолжая использовать природные ресурсы, не вступать в противоречие с законами экологии. Единственное решение этой проблемы состоит в создании нового представления о мире, новой информационной структуры. Не преувеличение ли это? Может ли новая концепция мира влиять на повседневное поведение человека? Ответ должен быть положительным. По-
83
ступательное информационное развитие лежало в основе эволюции человека и его успеха как вида. И если человечество вошло в конфликт с природой, единственным источником помощи может стать полученная им информация, его концепция мира.
Моно без колебаний называет накопление и усвоение информации необходимым условием нашего успеха: «...В основе мышления лежит способность индивида проигрывать предстоящие действия в своем воображении... Тот факт, что наивысшей степени развития эта способность достигла у человека, есть результат эволюционного процесса, в ходе которого естественный отбор подтвердил ее эффективность и важную роль в борьбе за выживание. Практически проверка заключалась в успешности того или иного конкретного действия, которое человек заранее продумал и мысленно проделал». Высокое развитие этой способности и ее активное использование являются, по мнению Моно, «уникальным свойством человеческого мозга... лежащим в самой основе познавательных функций».
Моно утверждает далее, что «этот логический аппарат, унаследованный нами от предков... работает надежно и позволяет нам «понимать» события окружающего мира, то есть описывать их посредством знакового языка и при наличии необходимой информации предвидеть их дальнейшее течение».
В этой мысли кристаллизована основная идея данной книги. Наш мыслительный аппарат Tie подведет нас, пока центральная нервная система будет в состоянии создавать адекватное представление о мире. Как только становятся ясны последствия нашего поведения, нервная система диктует защитную реакцию; в результате человек изменяет свое поведение и тем самым избегает опасности.
В биологической эволюции важнейшие переломные моменты связаны с перемещением живых организмов в новые экологические ниши. Неуклюже подпрыгивающая рыба некогда начала завоевывать сушу, и в конце концов это привело к появлению земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и человека.
Сейчас переломного этапа достигла культурная эволюция. Человек так глубоко вторгся в окружающую среду, что обеспечить дальнейшее развитие культуры мы можем, лишь в корне изменив наше поведение. А для этого необходимо отбросить нынешнюю ложную концеп-
84
цию мира и выработать новую, открывающую новые возможности поведения.
Вообразим следующий эксперимент. С целью создания нового реалистического и целостного представления о мире ООН поручает ЮНЕСКО выяснить, каким видят люди сегодняшний мир. Для этого всем жителям стран — членов ООН 1964 года рождения предлагается заполнить опросный лист: «Опишите и поясните Ваш личный взгляд на мир, сформировавшийся в результате полученного Вами воспитания и образования, таким образом, чтобы в этой концепции нашли отражение важнейшие особенности развития человека и всего человечества в прошлом и будущем». Какова же будет общая картина?
Надо полагать, чрезвычайно запутанная и отрывочная. Руководитель этого эксперимента, пожалуй, усомнится, имеют ли вообще опрошенные молодые люди хоть какую-нибудь концепцию развития человечества. А если ее нет у нынешней образованной молодежи, чего же ждать от старшего поколения? Результатом этого воображаемого эксперимента был бы следующий вывод: на пороге XXI века человечество живет без единой концепции мира и без ясного представления о своем развитии.
Можно было бы, правда, как-то сгруппировать полученные ответы. Допустим — на три категории: концепции религиозного, естественнонаучного и исторического характера. Ведь мы мысленно представляем и видим мир на основе информации о мире, которую дают нам религия, наука и история. Однако в структуре информации три указанные группы представлений существуют раздельно. Бесспорно, в сознании большинства людей все еще доминируют религиозные воззрения. Как это ни удивительно, религия до сих пор оказывает мощное воздействие на человеческий разум. Нетрудно понять, почему в определенных исторических условиях ислам, буддизм и индуизм могут властвовать над умами. Но почему религия сильна и в странах, ставших колыбелью научно-технической цивилизации? В Советском Союзе после полувека атеистического воспитания православная церковь продолжает существовать. Выступления папы Иоанна Павла, поляка по происхождению, повсюду собирают толпы слушателей. Наука лишила религиозные воззрения почвы и доказала, что происходящие в природе процессы не требуют сверхъестественного объяснения. Она снабдила человека знаниями, позволившими ему перестроить свое
85
поведение и создать современное общество. И все же наука не низвергла религию.
Вера в мифы и религия — глубоко укоренившаяся разновидность защитного поведения, которая всегда «спасала» человека от окружающих его опасностей. Поскольку современный человек унаследовал весь опыт предшествующих поколений, последних двух столетий недостаточно, чтобы заставить его забыть религию, господствовавшую миллион лет. И даже если мы перестаем ходить в церковь и забываем бога, церковные колокола продолжают звучать у нас в душе. Человек практически не может полностью отбросить информацию, которую оставила в нем религиозная концепция мира.
Почему же эта концепция является столь ненадежной основой для нашего поведения? И не только ненадежной, но даже опасной? Почему религия ограничивает поступающую информацию, так что в результате мы не можем разумно изменить свое поведение? Что в религиозном понимании мира явно препятствует согласованию поведения человека с интересами природы?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.