Необходима новая концепция мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку человек не относит себя к царству живот­ных, а свой эволюционный успех — к явлениям природы, он не только не имеет целостного представления о мире, но и не в состоянии его выработать. В разгар величайших изменений в мире мы оказались полуслепыми и не ви­дим, что лежит впереди. Мы не чувствуем себя в безопас­ности, хотя и не осознаем, что сами являемся разруши­телями. Мы отказываемся изменить свое поведение.

Человеку нужна новая концепция мира. Ему необхо­димо уяснить, каким образом он должен перестроить свое поведение, чтобы, продолжая использовать природ­ные ресурсы, не вступать в противоречие с законами экологии. Единственное решение этой проблемы состоит в создании нового представления о мире, новой инфор­мационной структуры. Не преувеличение ли это? Может ли новая концепция мира влиять на повседневное пове­дение человека? Ответ должен быть положительным. По-

83


ступательное информационное развитие лежало в основе эволюции человека и его успеха как вида. И если чело­вечество вошло в конфликт с природой, единственным источником помощи может стать полученная им инфор­мация, его концепция мира.

Моно без колебаний называет накопление и усвоение информации необходимым условием нашего успеха: «...В основе мышления лежит способность индивида про­игрывать предстоящие действия в своем воображении... Тот факт, что наивысшей степени развития эта способ­ность достигла у человека, есть результат эволюционного процесса, в ходе которого естественный отбор подтвердил ее эффективность и важную роль в борьбе за выжива­ние. Практически проверка заключалась в успешности того или иного конкретного действия, которое человек заранее продумал и мысленно проделал». Высокое раз­витие этой способности и ее активное использование являются, по мнению Моно, «уникальным свойством че­ловеческого мозга... лежащим в самой основе познава­тельных функций».

Моно утверждает далее, что «этот логический аппарат, унаследованный нами от предков... работает надежно и позволяет нам «понимать» события окружающего мира, то есть описывать их посредством знакового языка и при наличии необходимой информации предвидеть их дальнейшее течение».

В этой мысли кристаллизована основная идея данной книги. Наш мыслительный аппарат Tie подведет нас, пока центральная нервная система будет в состоянии созда­вать адекватное представление о мире. Как только ста­новятся ясны последствия нашего поведения, нервная система диктует защитную реакцию; в результате чело­век изменяет свое поведение и тем самым избегает опасности.

В биологической эволюции важнейшие переломные моменты связаны с перемещением живых организмов в новые экологические ниши. Неуклюже подпрыгивающая рыба некогда начала завоевывать сушу, и в конце кон­цов это привело к появлению земноводных, пресмыкаю­щихся, птиц, млекопитающих и человека.

Сейчас переломного этапа достигла культурная эво­люция. Человек так глубоко вторгся в окружающую сре­ду, что обеспечить дальнейшее развитие культуры мы можем, лишь в корне изменив наше поведение. А для этого необходимо отбросить нынешнюю ложную концеп-

84


цию мира и выработать новую, открывающую новые возможности поведения.

Вообразим следующий эксперимент. С целью создания нового реалистического и целостного представления о мире ООН поручает ЮНЕСКО выяснить, каким видят люди сегодняшний мир. Для этого всем жителям стран — членов ООН 1964 года рождения предлагается запол­нить опросный лист: «Опишите и поясните Ваш личный взгляд на мир, сформировавшийся в результате по­лученного Вами воспитания и образования, таким обра­зом, чтобы в этой концепции нашли отражение важней­шие особенности развития человека и всего человечест­ва в прошлом и будущем». Какова же будет общая кар­тина?

Надо полагать, чрезвычайно запутанная и отрывочная. Руководитель этого эксперимента, пожалуй, усомнится, имеют ли вообще опрошенные молодые люди хоть какую-нибудь концепцию развития человечества. А если ее нет у нынешней образованной молодежи, чего же ждать от старшего поколения? Результатом этого воображаемого эксперимента был бы следующий вывод: на пороге XXI века человечество живет без единой концепции мира и без ясного представления о своем развитии.

Можно было бы, правда, как-то сгруппировать полу­ченные ответы. Допустим — на три категории: концепции религиозного, естественнонаучного и исторического ха­рактера. Ведь мы мысленно представляем и видим мир на основе информации о мире, которую дают нам рели­гия, наука и история. Однако в структуре информации три указанные группы представлений существуют раз­дельно. Бесспорно, в сознании большинства людей все еще доминируют религиозные воззрения. Как это ни удивительно, религия до сих пор оказывает мощное воз­действие на человеческий разум. Нетрудно понять, почему в определенных исторических условиях ислам, буддизм и индуизм могут властвовать над умами. Но почему ре­лигия сильна и в странах, ставших колыбелью научно-технической цивилизации? В Советском Союзе после по­лувека атеистического воспитания православная церковь продолжает существовать. Выступления папы Иоанна Павла, поляка по происхождению, повсюду собирают тол­пы слушателей. Наука лишила религиозные воззрения почвы и доказала, что происходящие в природе процессы не требуют сверхъестественного объяснения. Она снабдила человека знаниями, позволившими ему перестроить свое

85


поведение и создать современное общество. И все же наука не низвергла религию.

Вера в мифы и религия — глубоко укоренившаяся раз­новидность защитного поведения, которая всегда «спа­сала» человека от окружающих его опасностей. Поскольку современный человек унаследовал весь опыт предшест­вующих поколений, последних двух столетий недоста­точно, чтобы заставить его забыть религию, господст­вовавшую миллион лет. И даже если мы перестаем ходить в церковь и забываем бога, церковные колокола продолжают звучать у нас в душе. Человек практически не может полностью отбросить информацию, которую остави­ла в нем религиозная концепция мира.

Почему же эта концепция является столь ненадежной основой для нашего поведения? И не только ненадеж­ной, но даже опасной? Почему религия ограничивает поступающую информацию, так что в результате мы не можем разумно изменить свое поведение? Что в рели­гиозном понимании мира явно препятствует согласованию поведения человека с интересами природы?




Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.