Мы подошли к кульминационному пункту нашего ис-J следования. Вопрос в следующем: если на протяжении всей эволюции человек обречен остаться верующим, то каким образом он может управлять своей религиозностью с тем, чтобы одновременно перестраивать свое поведение в соответствии с интересами природы?
Поскольку культура, угрожающая теперь нашему существованию, зародилась на иудейско-христианской почве, речь у нас пойдет в основном о влиянии христианства. Помимо всего прочего, христианство предложило человеку идею спасения души и систему ценностей, руководствуясь которыми можно достичь этой цели. Таким образом, религия, как принято считать, принадлежит к иной реальности — к сфере субъективного духа и души, в противоположность физической реальности, с которой имеет дело наука.
Такое раздвоение реальности, бесспорно, связано с двойственной сущностью человека. Ведь он несет в себе как людское, так и животное начало, является частью природы и в то же время чем-то отличным от нее. Но це-
86
лостная концепция мира не может быть создана на основе раздвоенной реальности. Вопрос о взаимоотношениях религии и науки — важнейший для человека. Многие ученые полагают, что религия и наука могут сосуществовать и совместно служить человечеству. Попытаемся разграничить функции религии и науки. Наука дает возможность человеку накапливать информацию и факты; религия позволяет обрести моральные ценности и цель в жизни. Даже если наука и не нуждается в боге для объяснения законов природы, в нем нуждается человек, чтобы придать смысл своему существованию.
Такое разделение может показаться простым и изящным, однако оно не только не соответствует действительным ролям науки и религии, но также и не дает правильного представления о религии. Христианское учение не сводится к субъективной реальности духа и души; напротив, оно стремится упорядочить наши моральные ценности и тем самым управлять нашим поведением, которое в свою очередь связано с информацией. Религиозные представления глубоко повлияли на процесс информационного развития и, следовательно, проникли в научное мышление. И если мы стремимся покончить с ошибочным представ-1 лением о мире, необходимо отказаться и от религиозных моральных ценностей. Поскольку вера в бога является формой защитного поведения, религия стоит на страже господствующих законов и обычаев, играет консервативную роль и препятствует новому. Руками инквизиции христианство пыталось в 1632 году задушить теорию Галилея о том, что законы природы, действующие на Земле, распространяются и на всю Вселенную. В конце прошлого века такая попытка была сделана и в отношении Дарви-новой теории происхождения видов. Сегодня католическая церковь стремится контролировать сексуальное поведение человека; но и здесь перемены — в данном случае ускорение роста населения — опрокидывают религиозные ценности.
Поскольку мифологические и религиозные представления выглядят правдоподобным и неизменным отражением реальности, вполне понятно, что мифы о сотворении мира и конце света стали неотъемлемой частью христианской веры. В сознании людей таинственные процессы рождения и смерти легко увязывались с религиозными концепциями. Но, став частью религии, эти яркие мифы гораздо сильнее, чем мы думаем, повлияли на представления человека о мире.
87
Возьмем два примера. Исаак Ньютон, гигант духа и выдающийся толкователь законов Вселенной, в 1680-х годах все еще верил в библейскую легенду о начале и конце света. Согласно расчетам епископа Ашера, сотворение мира произошло в 4004 году до н. э. Этого было достаточно автору «Начал» *, чтобы всерьез искать признаки Армагеддона, описанного в откровении Иоанна Богослова.
Столетием позже в принятой Соединенными Штатами Декларации независимости говорилось, что «все люди созданы равными; создатель наделил их определенными неотъемлемыми правами».
Другими словами, мифы о начале и конце света, хотим мы этого или нет, живы в накопленной человечеством информации. Наследство, полученное нервными клетками от предшествующих поколений, позволяет человеку (жаждущему избежать смерти) обрести душевный комфорт в размышлении о том, что и миру придет конец, после чего наступит обещанное в Евангелии вечное блаженство. Процесс усвоения информации людьми обусловлен прежде всего накопленными за миллионы лет верованиями, а также современными, считающимися очевидными ценностными представлениями. Религиозная доктрина, подавляя естественное, эволюционное представление о мире, устанавливает человеческому разуму узкие границы. Искажается понятие человека об отведенном ему времени. Люди считаются одинаковыми и законченными творениями бога, а не самобытными и постоянно развивающимися индивидуальностями. Спасение души и райское блаженство будто бы ожидают после конца света каждого верующего. Религиозно настроенный человек, таким образом, перекладывает всю ответственность на бога и отдает свою судьбу в его руки.
Тем не менее из всех мировых религий христианство было — и, по-видимому, остается — наиболее восприимчивым к идее эволюции.. Под его влиянием находились такие выдающиеся естествоиспытатели, как Коперник, Галилей, Ньютон, Дарвин. Бог — творец всего сущего, но в отличие, например, от солнца, которому поклоняются как божеству, он сам не является частью природы: следовательно, христианину не возбраняется изучать природу и ее закономерности.
Еще более парадоксальную роль сыграла религия, и в частности христианство, в эволюции человека. Религия
* Имеется в виду работа Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687).
Была мощной системой, крторая покровительствовала и служила защитой культурной эволюции. Вместе с тем она мешала утверждению естественнонаучной концепции мира и была помехой для естественного поведения человека.
Способны ли мы следовать глубоко присущей нам религиозности и в то же время вести себя естественно? Не знаю; вероятно, лучшее, что нам остается,— это поиск истины, которая представляла бы собой более полную информационную структуру. Наверное, стоит последовать примеру Томаса Манна — смиренно и прилежно заняться изучением соотношения человека и бога, веры и знания. Роман «Иосиф и его братья», пожалуй, оказал на меня большее влияние, чем любой из учебников, и теперь поиски концепции мира заставляют снова и снова возвращаться к Манну. Свое знание людей писатель черпает из бездонного колодца прошлого, собирая и объединяя фольклор, мифы, религиозные учения. Под его пером Ветхий завет становится монументальной историей борьбы человека в духовном и материальном мире.
По Манну, зарождение самосознания и формирование человеческого общества в представлении всех народов мира тесно связаны. «Очень древняя традиция, возникшая на почве правдивейшего самоощущения человека и воспринятая религиями, пророчествами и сменяющими друг друга гносеологиями Востока, Авестой, исламом, манихейством, гностицизмом и эллинизмом, связана с образом первого или совершенного человека, древнееврейского adam gadmon; его нужно представлять себе юношей из чистого света, созданным до начала мира как символ и прототип человечества; образ этот разные ученья и преданья варьируют, но в самом существенном они совпадают» '.
На протяжении всего романа Манн размышляет о взаимоотношениях бога и человека. По его мнению, создателем бога был Авраам. «Ибо в известной мере Авраам был отцом бога. Он увидел его и выносил мыслью; могущественные свойства, которые он ему приписал, были, конечно, изначально присущи богу, Авраам не был их творцом» 2. Далее Манн задается вопросом: «Но разве он не был им все же в известном смысле, если он их познавал, преподавал и, мысля, осуществлял?» 3
Наличие одного-единственного бога благотворно сказалось на развитии человечества: «Так, из стремления к
' Манн Т. Иосиф и его братья, т. I. M., 1968, с. 62. 2 Там же, с. 404. 1 Там же, с. 403.
89
высшему, Авраам открыл и придумал бога и, уча других, сформировал его и придумал и облагодетельствовал этим все заинтересованные стороны — бога, себя самого и людей, чьи души, уча, завоевывал. Бога — тем, что дал ему осуществиться в человеческом познании, себя же и своих прозелитов — тем, что свел множественное и устрашающе неведомое к единичному и успокаивающе известному, к определенному владыке, от которого шло все — и добро и зло, и внезапное, ужасное и благодатно привычное,— к владыке, которого следовало держаться в любых обстоятельствах» '. Всемогущий бог Авраама лучше вооружил человека для самозащиты.
В «Иосифе и его братьях» Манн выдвигает собственную концепцию развития человека. В центре внимания — вопрос о том, как удалось юному Иосифу вырваться из темницы и в конце концов стать доверенным лицом фараона и владыкой земли Египетской. Секрет следует искать в силе его духа. Об успехе Иосифа Манн рассуждает, описывая продажу Иосифа Потифару.
«Бог... привел его в эту страну. Привел, несомненно, с великим, как всегда, замыслом. Он не делал ничего, что не имело бы великих последствий, и нужно было преданно помогать ему в полную силу отпущенного тебе ума, а не сковывать его намерений своей косной бездеятельностью... Жить соответственно своей молчаливой догадке или даже убежденности, что бог назначил тебе какую-то неповторимую долю,— это не своекорыстная пронырливость, и честолюбием это тоже нельзя назвать; ибо, если честолюбие относится к богу, оно заслуживает более почтительного названия» 2.
Иосифу Манн противопоставляет его обидчивого брата Иуду, обладающего собственным уровнем притязаний: «Вернее всего будет сказать, что с тех пор он искупал свое преступление в аду — в одном из имеющихся на свете адов, в аду пола. Многие подумают, наверно: ну, это еще не самый страшный ад. Но кто так думает, тому неведома жажда чистоты, а без такой жажды ада вообще нет, ни этого, ни какого-либо еще. Ад существует для чистых; это закон нравственного мира. Ведь ад существует для грешников, а погрешить можно только против своей чистоты. Будучи скотом, нельзя совершить грех и получить хоть какое-то пред-
'Манн Т. Иосиф и его братья, с. 400. - Там же, с. 749—750.
90
ставление об аде. Так уж устроено, и ад населен, несомненно, лишь самыми лучшими людьми, что, конечно, несправедливо, но что значит наша справедливость» '.
В заключительных строках романа Иосиф обращается к своим братьям: «... по-видимому, вы не поняли толком всей истории, в которой мы находимся. Я не браню вас за это. Можно преспокойно находиться в истории, не понимая ее. Наверно, так даже и должно быть, и это преступно, что я всегда слишком хорошо знал, какая тут шла игра» 2.
В этом Томас Манн, по-моему, ошибается. Человек больше не может себе позволить быть частью собственной истории, не понимая ее. Чтобы дать людям это понимание, Томас Манн и написал свой роман.
Естественнонаучная концепция мира и соответствующая структура информации, к формированию которых мы стремимся, должны базироваться на достижениях естественных наук. Но у нас до сих пор нет такой концепции. С момента публикации труда Дарвина, посвященного эволюции, прошло 120 лет, но их оказалось недостаточно для всеобщего признания идеи эволюции человека. Даже ученые-естествоиспытатели заявляют, что человек не меняется. Можно ли это утверждать, даже если с точки зрения генетики и не произошло явных, поддающихся измерению сдвигов? Действительно ли человек не изменился с тех пор, как прекратился рост его черепа?
Происшедшие в результате культурной эволюции сдвиги в поведении человека остаются неизученным и неопределенным предметом, что порождает ожесточенные споры среди представителей естественных наук. И культурная эволюция, и изменения в поведении идут все возрастающими темпами. Неясно, какое влияние это оказывает на естественный отбор, направляющий биологическую эволюцию. Многие исследователи, и в их числе Моно, предсказывают, что культурная и биологическая эволюции пойдут разными путями, естественный отбор перестанет действовать, и человечество, как биологический вид, неминуемо придет к вырождению.
Моя позиция такова: биологическая эволюция — это медленный процесс, результаты которого проявляются лишь через несколько поколений. В настоящий момент
1 Манн Т. Иосиф и его братья, т. II, с. 653. '2 Там же, т. II, с. 897.
91
принципиально важно установить контроль над возникающими под влиянием культурнои""эволюции изменениями в поведении, осознать эти изменения, а главное — понять, что своим поведением мы постоянно трансформируем окружающую среду.
Историческая концепция мира или, скорее, отсутствие таковой заслуживает специального рассмотрения. Эволюционная история человечества пока еще не написана.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.