Суть противоречия в том, что культурная эволюция человека не укладывается в более широкую систему эволюции биологической. В ходе культурной эволюции чело-
77
век перестает довольствоваться простым поддержанием собственной жизни и существования своего вида. Он постоянно ищет и находит такие новые формы поведения, которые повышают его конкурентоспособность в борьбе за жизнь. Но ни один вид животных не может постоянно преуспевать за счет всех остальных. Преодолимо ли это противоречие? По крайней мере ясно, что его обострение приближает человечество к краху.
Если итогом культурной эволюции станет гибель человечества, это будет вполне соответствовать законам природы. Человек утратит свою приспособленность к жизни в силу сверхспециализации мозга, и выбранная им самим линия поведения постепенно сведет на нет его шансы на выживание в данной экологической системе.
Если мы не сумеем приспособить культурную эволюцию к естественному процессу биологической эволюции, период нашего преуспевания в скором времени неминуемо закончится. И окажется, что человек — культурное животное — всего лишь временный гость на Земле. Следовательно, необходимо привести в соответствие нашу возрастающую приспособленность к жизни и выбираемые нами формы поведения, которые в свою очередь обусловлены законами природы. Но как это сделать? В конце концов, так ли уж невероятно, что человечество не изменит своего поведения до тех пор, пока не разразится катастрофа?
Эволюция открывает человеку возможность выбора новых, альтернативных форм поведения, но они целиком и полностью обусловлены всей суммой накопленной информации. Располагай мы достаточной информацией, мы осознали бы себя детьми Земли и частью природы и изменили бы соответствующим образом свое поведение. Чтобы найти верный путь, надо прежде всего обрести самих себя. Может показаться, что поиски человеком «подлинного я» уже неактуальны, так как именно в них на протяжении тысяч лет заключался смысл литературы, искусства и науки. Однако мы до сих пор не осознали себя частью природы. Предыдущая глава, касающаяся эволюции, заканчивалась утверждением, что в наших знаниях о самих себе все еще имеются значительные пробелы. Попробуем разобраться в проблеме выбора человечеством линии поведения.
Для этого необходимы прежде всего достоверные данные о человеке. Если бы в ходе информационного развития мы продвинулись столь далеко, что наша нервная система могла бы фиксировать те изменения в экологи-
78
ческой системе, которые нами же были вызваны, этого было бы вполне достаточно. Тогда мы могли бы вносить поправки в свое поведение и прогнозировать его последствия на сотни лет вперед, что означало бы принципиальное изменение ситуации. К сожалению, мы не располагаем подобной информацией. Необходимо, наконец, понять, что существуют иные возможности поведения, и мы должны к ним прибегнуть как к вынужденным мерам самозащиты.
В основе рассматриваемого противоречия лежит тот факт, что эволюция человека, корнями уходящая в биологическую эволюцию, подчиняется теперь не только законам, которым подчиняется все живое, но и законам, относящимся исключительно к человеческому роду. Последствия эволюции человека выходят за рамки всеобщего процесса биологической эволюции. Рассмотрим причины этого.
Мы будем исходить из объективности процесса развития природы и отсутствия в нем цели. Тезис об объективности природы — краеугольный камень естествознания. Моно показывает, что невозможно совместить этот тезис с признанием телеологического характера действий живых организмов. По его мнению, нецеленаправленность природы «не может быть доказана, поскольку совершенно невообразим эксперимент, демонстрирующий, что природа не имеет ни замысла, ни плана, ни цели. Однако постулат о ее объективности согласуется с характером естественных наук, и на протяжении трех столетий он определял их развитие. Даже кратковременный и локальный отказ от него автоматически означал бы и отказ от принципов естествознания».
Противоречие тут неизбежно, поскольку представление о нецеленаправленности природы распространяется и на процесс биологической эволюции, в ходе которой живые организмы возникли из предшествующих неорганических образований с явной целью поддержать свои собственные жизни и существование своего вида.
Следовательно, биология — это наука, изучающая, так сказать, закономерности «нецеленаправленной жизни». Само понятие «нецеленаправленная жизнь» позволяет судить о глубине обсуждаемого противоречия. Не преследующий определенной цели человек, который, собственно говоря, не был бы человеком, не имей он цели,— это весьма проблематичный объект для изучения. Как часть природы человек не имеет цели, однако в рамках
79
своей культуры он стремится осуществить собственные замыслы.
Всеобщая нецеленаправленность хода природных событий в рамках космической эволюции не создает почвы для противоречий. Но с появлением жизни и началом биологической эволюции возникает также телеологическая эволюция живых существ. До сих пор конфликт между отсутствием цели у эволюционного процесса и стремлением живых организмов к выживанию и размножению не отличался особой остротой. Одни виды преуспевали и увеличивали свою численность, другие терпели неудачи и исчезали с лица Земли. Тем не менее развитие биологических видов всегда происходило в соответствии с законами эволюции и направлялось ими. По-видимому, неотъемлемой частью эволюционного процесса является поддержание равновесия в природе.
Однако эволюция человека принципиально изменила весь ход нецеленаправленной, стремящейся к равновесию биологической эволюции. Конфликт между человеком и природой вызван прежде всего постоянным разрушительным воздействием человека на природу. Человечество в своем развитии непрерывно обрушивает на биологическую эволюцию град ударов.
История этого пагубного вмешательства не столь продолжительна. На протяжении нескольких миллионов лет эволюции человек — охотник и собиратель — был сравнительно безвредным маленьким существом, живущим во власти необъятной природы.
Истоки конфликта относятся к тому периоду, когда в процессе культурной эволюции человек начал познавать законы природы и, вооруженный этими знаниями, использовать ее ресурсы. Монополизировав эксплуатацию естественных богатств, человечество невольно превратилось в настоящее бедствие для природы.
Противоречие это настолько обострилось, что может привести к поистине фатальному исходу. Сейчас человечество нельзя признать виновным, ибо оно еще не осознало сути своего преступления. Если же мы в самое ближайшее время не отдадим себе отчета в происходящем, то это само по себе будет тяжким прегрешением и наказание не замедлит последовать.
80
Одинокий авангард эволюции
На нынешнем этапе культурной эволюции человеку пришла пора честно взглянуть на себя в зеркало и задаться вопросом «быть или не быть?». Едва ли нам кто-то ответит. Ведь только мы сами способны найти ответ, но лишь при условии понимания своей собственной природы. Мы ведем удивительную двойную жизнь — животного и человека одновременно. Даже в природе наше положение двойственно: хотя знание законов природы отделяет нас от нее, мы все же остаемся ее частью. Эта уникальная двойственность мешает человечеству понять себя.
Чтобы постичь эту двойственность, требуются как смирение, так и отвага; необходимо осознать себя всего лишь одним из видов животных и в то же время одинокой вершиной всеобщего процесса эволюции природы. Ощутив себя одновременно скромным существом и передовым отрядом эволюции, мы сможем найти новые и надежные ориентиры в своих действиях.
Сколь бы ни была чужда природе всякая целенаправленность, человек всегда испытывал жгучую потребность иметь цель в жизни и стремился осуществить ее. С течением эволюции приобретали остроту и проблемы цели и выбора. Человеку, действительно, важно знать, на каком основании ему следует предпочесть одну линию поведения другой. Религия предлагает простой критерий — спасение души, но и этого сегодня никак не достаточно. Цель жизни человека не сводится к преуспеванию его самого и его близких, она обязательно предполагает нечто большее — объективно существующее и вместе с тем вечное. Возможно, человек сумеет понять, что смысл его жизни в том, чтобы возглавить эволюцию, что его предназначение — творчески направлять развитие мира.
Роль авангарда эволюции возложила на человека, хочет он того или нет, бремя чрезвычайной ответственности. Сначала эволюция представляла собой бесконечный и не имеющий цели процесс космического развития; затем на протяжении миллиардов лет шло развитие природы, обеспечивающее сохранение жизни; и, наконец, миллионы лет, вплоть до настоящего момента, продолжалось развитие человека. Сам собой напрашивается вопрос о намерениях и ответственности человека как единоличного лидера эволюции.
81
Человек рождается на свет не по своей воле, а значит, не на кого возложить личную ответственность за судьбу мира. Но каждый живущий ныне человек получает в наследство все разнообразие форм поведения, которые освоил людской род. Таким образом, ответственность лежит на каждом из нас.
Нынешний этап эволюции драматичен, но не обязательно ведет к фатальному исходу. Сама эволюция оказывается источником надежды, поскольку приводит к появлению все новых альтернативных вариантов поведения. Выбирая из них, нам следовало бы учитывать интересы природы куда полнее, чем это делали наши предки. Невозможно примириться с тем, что цель и предназначение человека состоят в разрушении природы. Необходимо найти в себе силы исполнять роль лидера эволюции, согласуясь с природой.
Другой возможности у нас нет. Как и животные, мы должны защищаться от деструктивных воздействий внешней среды; сегодня это означает спасение человечества от самого себя. Эксплуатируя природу, мы создали угрозу собственному существованию. Чтобы защитить себя, нам необходимо вести себя иначе.
Однако человечество не в состоянии изменить свое поведение, не осознав опасности, которую само создает для себя. Оно не может оградить себя от последствий собственных действий, не выработав новую общую концепцию мира и его развития. Без такой единой концепции человек будет скорее пленником эволюции, нежели ее лидером.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.