Приводимые ниже соображения касаются изменений в поведении человека в эпоху Homo habilis, Homo erec-tus и Homo sapiens. Хотя трудно полностью абстрагироваться от представлений современного человека, живущего в научно-техническую эру, необходимо признать, что видоспецифичные характеристики поведения людей сформировались еще 35 тыс. лет назад.
Коммуникация, язык
Человек — животное говорящее, способное с помощью слов сообщать свои мысли и взгляды другим людям. Этот знаковый язык, возможно, наиболее развитая отличительная черта поведения человека.
Взаимоотношения между биологической и культурной эволюциями наглядно проявляются в развитии способности к общению. По-видимому, язык возник на основе системы гримас, криков, угрожающих поз, подобных тем, которые сейчас используют крупные обезьяны. Но человеческий знаковый язык — система коммуникации для передачи новых образов и ассоциаций — дал его обладателям столь значительные преимущества, что в дальнейшем отбор был направлен на сохранение мутаций, способствующих использованию языка, т. е. на развитие языкового общения. Такого рода мутации возникали
59
главным образом в центральной нервной системе. Поэтому хорошо развитая центральная нервная система является наиболее очевидным и аутентичным символом человека как биологического вида.
Развитие языка, бесспорно, потребовало длительного времени и началось, видимо, еще в эпоху Australopithecus. Предполагают, что австралопитеки, имея рост около 130 сантиметров, охотились на гиппопотамов и пантер; если это так, то между охотниками должна была существовать эффективная система коммуникации. О том, что развитие языка является важнейшим условием эволюции человека, убежденно писал Ж. Моно: «Как мы можем теперь утверждать с полной уверенностью, эволюция человека, начиная с самых древних из известных нам примитивных форм, была направлена на прогрессивное развитие черепа, то есть мозга... Нельзя отрицать наличие тесной связи между не имеющей аналогов эволюцией центральной нервной системы человека и столь же характерной лишь для него способностью к сложным действиям. Следовательно, язык был не только продуктом этой эволюции, но и одним из необходимых ее условий. Наиболее вероятным предположением является следующее: общение при помощи знаков возникло в простейших формах на самых ранних этапах эволюции человека; оно открыло принципиально новые возможности поведения и потому стало тем «первоначальным выбором», который предопределил будущее человеческого рода, создав новый решающий критерий естественного отбора; отбор по этому признаку должен был способствовать развитию речевых навыков и соответствующего органа — мозга».
Особая роль языка как видоспецифичной характеристики поведения человека проявляется также в его универсальности: это средство коммуникации, общее для всех людей. Все здоровые люди обладают способностью говорить и пользоваться языком. Особенно важно, что у этой способности — единая основа. Все человеческие языки, как утверждает Ноам Хомский, имеют в принципе единую внутреннюю структуру. Этот интересный эволюционный феномен просто и изящно показывает, что в генетическом наследии каждого человека аккумулирован опыт, полученный человечеством на ранних стадиях своей истории, в период формирования способности к речи.
Усвоение ребенком навыков устной речи происходит
60
благодаря универсальной природе языка. Каждый здоровый ребенок обучается тому языку, который он слышит. Младенец, родившийся в джунглях и привезенный затем в Париж, заговорит по-французски, когда ему не исполнится и двух лет. Овладение языком тесно связано с эпигенетическим развитием нервных клеток. Формирование человеческого мозга — медленный процесс, длящийся с момента рождения до наступления половой зрелости и наиболее активный в первые два года жизни. На протяжении всего этого периода постоянно образуются связи между клетками мозга.
Усвоение языка — одно из условий эпигенетического развития человека, а также ключ к его духовной и познавательной деятельности.
Любовь и склонность к общественному образу жизни
Человек — животное общественное: среди людей устанавливаются более длительные и разнообразные взаимоотношения, чем у представителей других видов. Понятно, что значение этих взаимоотношений для эволюции человека зиждется на его коммуникативной способности.
Склонность к общественному образу жизни ни в коей мере не является недавним достижением культурной эволюции; она возникла очень рано и имеет глубокие корни в нашем генетическом наследии.
Репродуктивное поведение человека иное, чем у представителей других биологических видов. В отличие от самок животных женщина способна вступать в сексуальные отношения в любое время, способна испытывать оргазм и получать удовлетворение как личность, чей сексуальный опыт мыслится как сугубо индивидуальный. Невозможно установить, испытывают ли животные чувство любви, аналогичное нашему; во всяком случае, трудно предположить, что она может занимать в их жизни столь же значительное место. Образование брачных пар на всю жизнь встречается у некоторых насекомых, птиц и млекопитающих, и зачастую животные проявляют к своим партнерам нежность и заботу. Совсем иначе обстоит дело у наших ближайших родственников — приматов. Таким образом, в ходе эволюции нежность и любовь возродились в репродуктивном поведении человека и стали средством, сплачивающим пары и в конечном счете повышающим шансы человека на выживание. Когда Australopithecus и Homo habilis от собирательства перешли к более эффективному способу добывания пищи — охоте, для защиты и выжи-
61
вания потомства было важно, чтобы каждый охотник возвращался именно в свою семью. Этому как раз и способствовало усиление привязанности между мужчиной и женщиной.
В результате укрепления связей между партнерами образовалась нуклеарная семья, ставшая основой человеческих взаимоотношений на всех этапах культурной эволюции. Такая семья гарантировала высокую выживаемость потомства и обеспечивала ему защиту на протяжении всего длительного периода детства.
Продолжительное детство и крепкая нуклеарная семья, безусловно, сыграли важную роль в успешном усвоении человечеством достижений культуры. Если в биологической эволюции информация — то есть ДНК — передается потомству в момент зачатия, то в культурной эволюции она должна быть усвоена после рождения посредством обучения. А это возможно лишь при длительном периоде обучения потомства — сначала языку, а затем с помощью языка — всем остальным знаниям, которыми располагают родители. И только после этого потомство сможет защищаться и самостоятельно добывать пищу.
Другая особенность семейных взаимоотношений человека состоит в том, что связи между родственниками сохраняются и после того, как дети вырастают. У животных, за немногими исключениями, никакой привязанности между родителями и взрослым потомством не наблюдается. Даже если имеется нечто, напоминающее нуклеарную семью, невозможно усмотреть никаких особых взаимоотношений между выросшими детьми и их отцом. У людей же, как правило, взаимные любовь и забота распространяются на детей и внуков, а также на родителей, дедушек и бабушек. Важность таких отношений для культурной эволюции неоспорима. Родители, дедушки и бабушки были — особенно до появления письменности — носителями информации, и накопленная ими коллективная мудрость была ценным достоянием, которое передавалось молодым поколениям.
Стремление человека к общественному образу жизни, к установлению взаимоотношений с себе подобными, знания об окружающих людях и чувства к ним уходят корнями в нуклеарную семью, но дальнейшее развитие они получили в сложной семье, племени, селении и прочих социальных образованиях. Люди развивали социальные взаимосвязи, поскольку они повышали шансы на выживание каждого отдельного индивида. Групповое поведение
62
нередко дает преимущества и в биологической эволюции, особенно в отношении обеспечения безопасности. Это справедливо и для человека: на протяжении всего развития человечества совершенствовались коллективные способы защиты.
Однако для человека общественный образ жизни имеет также и другой, более важный аспект. Для ранних этапов развития человечества был характерен постоянный обмен информацией между членами группы, тогда как контакты между членами разных групп были относительно редкими. Географическая изоляция, языковый барьер, идеологические различия, межгрупповая вражда — все это препятствовало передаче информации от одной группы к другой, но способствовало обмену информацией внутри групп. Со временем все члены группы могли располагать примерно равным культурным достоянием. Можно провести аналогию между человеческими коллективами, формирующимися в ходе культурной эволюции, и биологическими видами, образующимися в процессе эволюции биологической, поскольку вид — это группа индивидов, обладающих одинаковой те'нетической информацией. Важность этой параллели трудно переоценить. Она дает ключ к пониманию механизма культурной эволюции и причин успешного развития человечества.
В биологическом отношении человечество составляет единый вид, а в культурном — разделено на группы. И если биологическая эволюция в гораздо большей степени зависит от безжалостной межвидовой борьбы, нежели от ограниченной внутривидовой, то и культурная эволюция предполагает жестокую, часто беспощадную конкуренцию между группами, тогда как борьба внутри группы носит ограниченный характер. Война — явление необъяснимое и парадоксальное с позиций генетических представлений, противоречащее законам биологической эволюции, зато она вполне согласуется с законами эволюции культуры, основанной на межгрупповой конкуренции.
Поскольку в культурной эволюции передача информации не столь жестко запрограммирована, как в биологической, постольку человеческий коллектив — образование более мобильное, нежели биологический вид. Принадлежность животного данному виду неизменна, в то время как человек способен перейти из одной группы в другую и приспособиться к ее укладу. Может меняться и состав группы: сегодня она замыкается рамками племени, а завтра — перед угрозой вражеского вторжения — ее границы
63
могут раздвинуться и объединить всех, говорящих на одном языке, обитающих на данной территории или исповедующих одну религию.
Важнейшим фактором сплоченности группы служит, вероятно, взаимная любовь членов нуклеарной семьи. Она побеждает внутренние распри, и сила ее настолько велика, что во все времена служила стимулом самопожертвования ради спасения группы. Без этой любви, без всемогущей солидарности людей культурная эволюция, скорее всего, была бы невозможна, во всяком случае, она происходила бы совершенно иначе.
Соперничество, власть и война
Эволюцию движет непрерывная борьба за жизненное пространство и пищу. Любой человек (за исключением однояйцевых близнецов) представляет собой неповторимую индивидуальность не только с точки зрения заложенной в нем генетической информации, но и прежде всего по своему культурному достоянию, и это создает основу для постоянного самоутверждения и соперничества. Человек все время сравнивает себя с собратьями и друзьями, соревнуется с ними в искусстве добывания пищи, в играх, стремится завоевать авторитет. Извечная неопределенность возможностей каждого индивида и поведения окружающих его людей стала движущей силой эволюции. Уникальность любого человека обрекает его на непрестанное соперничество и борьбу за свое место в жизни.
Несомненно, соперничество уже в незапамятные времена играло важную роль в поведении человека и в отношениях между людьми. Даже первобытное поселение не может жить без определенного порядка: кто-то ведь должен возвестить, что пришло время охоты. Племени нужен вождь, ответственный за его сплоченность. Всюду, где есть власть и стремление к власти, неизбежно и соперничество.
В человеческих обществах власть и жажда власти имеют множество проявлений. Облеченные властью неизменно стремятся сохранить ее. Людей, стремящихся к власти, всегда больше, чем обладающих ею. Сама структура власти порождает властолюбие и соперничество.
Имеется существенное различие между иерархическими структурами человеческих групп и иерархией внутри групп животных: только у людей власть может переходить по наследству. Конкурируя с себе подобными, человек не только упрочивает собственные позиции, он приобре-
64
тает большие шансы на то, что его биологическая информация будет передана потомству. Наследование различных форм власти, бесспорно, создало основу для борьбы между различными группами людей, и эта борьба на протяжении столетий являлась движущей силой развития человеческих обществ.
Жажда власти и борьба за власть обусловили такие формы поведения человека, которые не имеют аналогов в природе: только человек ведет войны, организует массовое уничтожение представителей собственного вида. Война как видоспецифичная форма поведения человека заслуживает особого внимания, поскольку она противоречит природе и законам биологической эволюции. Уничтожение себе подобных не типично для других животных: у них иерархические проблемы решаются обычно с помощью ритуальных боев и демонстрационного поведения. Животные иногда убивают представителей своего вида, а у некоторых видов это происходит довольно часто и объясняется перенаселенностью. И все же для животного мира такое явление не характерно. Убийство как индивидуальный акт несвойственно также и человеку, склонность к убийству сама по себе не может служить признаком, отличающим его от животных.
Таким признаком является организованное ведение войн, сопровождающихся массовым уничтожением людей. Люди могут воевать между собой, поскольку они являются единственным видом, располагающим информацией, полученной в ходе и культурной, и биологической эволюции. Оба типа эволюции предполагают проверку накопленной информации, успех или неуспех информации определяется ее распространением или нераспространением, т. е. увеличением или уменьшением числа индивидов, обладающих ею.
В процессе биологической эволюции сложилось общее правило: «Не убивай тех, кто несет ту же информацию, что и ты». Только благодаря ему в ходе эволюции сохранилось огромное множество различных видов, воплощающих в себе различные наборы информации.
Однако на человека, владеющего не только генетической, но и быстро растущей культурной информацией, это правило не распространяется. Люди, принадлежащие к разным группам, естественно, различаются и в культурном отношении. Поэтому принцип «Не убивай того, кто несет ту же информацию, что и ты» не столь обязателен для человека. В силу того что представители разных групп
65
3-730
владеют неодинаковой информацией, человек — единственный из всех живых существ — обрел способность вести войны внутри своего вида.
Это очевидное соображение поможет объяснить и то, почему человек — единственный биологический вид, использующий культурную эволюцию. Поскольку разные люди обладают различной культурной информацией, человечество отвергло закон, запрещающий уничтожение себе подобных, что привело к быстрому накоплению информации, согласно которой войны рассматривались как нечто вполне естественное. Возможно, основа для усвоения такой информации была заложена в те далекие времена, когда древний человек вынужден был убивать конкурирующие виды гоминид, чтобы защитить свою экологическую нишу. Культурная эволюция закрепила эту линию поведения. Детей приучали бояться незнакомцев непривычной наружности — например, похожих на троллей неандертальцев,— а затем естественным стало бояться и убивать любых чем-либо необычных людей. Сформировалось представление о чужаках, которых следует уничтожать, и о членах своего клана, которых убивать ни в коем случае нельзя. Зачастую было совсем нетрудно внушить себе, что враг, по сути дела, не человек, а всего лишь человекоподобное низшее существо, которое, бесспорно, заслуживает уничтожения. В принципе такая информация ничуть не более разрушительна, чем та, которая в рамках биологической эволюции позволяет представителям одного вида убивать представителей другого.
Несмотря на существующие у человека сильный дух соперничества и жажду власти, ему удается, даже обладая современным оружием, удерживать себя от уничтожения членов своей группы. Война не является ни следствием генетической информации, ни недавним порождением культурной эволюции. Война — характерное свойство самой этой эволюции, форма поведения, основанная на информационной схеме, которая оказалась весьма успешной в своем воспроизводстве и распространении.
Войны сыграли значительную роль в ускорении эволюции человека: они стимулировали развитие его умственных способностей, укрепляли чувство групповой солидарности — как среди победителей, так и среди побежденных, побуждали к приобретению информации и, что еще важнее, к использованию ее в практических целях. Особенно значительные изменения, связанные с войнами, произошли в накопленной человеком информации и его социальном
66
поведении. Первоначально основой общества была нукле-арная и сложная семья. На заре развития человечества, в условиях примитивного соперничества, те первобытные племена, которым удавалось — например, с помощью смешанных межплеменных браков — установить союзнические отношения друг с другом, получали преимущество перед другими; такой тип взаимоотношений постепенно привел к установлению племенной организации и общественному разделению труда.
И хотя эволюция человека продолжается, пришло время переоценить вопрос о целесообразности войн. Теперь это часть более общей проблемы, перед которой оказалось человечество,— проблемы его биологического выживания. Ясно, что человечество либо откажется от этой пагубной формы поведения и заложенной в ней информации, либо будет оставаться под угрозой исчезновения.
Общий принцип эволюции «Не убивай тех, кто несет ту же информацию, что и ты» будет лишь в том случае означать запрещение войн между народами, если человек проникнется чувством солидарности со всеми представителями своего вида. Война — изобретение людей, следовательно, положить ей конец также обязаны люди. у,,
Знание и наука
Человек приспособился к природной среде и преуспел как вид именно благодаря накоплению и использованию знаний. Наши органы чувств сами по себе несовершенны: собака и лошадь зачастую лучше своих хозяев воспринимают сигналы окружающей среды. Зато у людей чрезвычайно развиты способности, позволяющие анализировать эти сигналы и приходить к полезным умозаключениям. Совокупность таких способностей я называю «информационным развитием».
Общение людей между собой создало предпосылки для накопления информации. Знание стало первейшим и неисчерпаемым источником средств для выживания.
Однако даже в последних специальных работах его роль едва ли не игнорируется. Антропологи и археологи, естественно, сосредоточивались на изучении ископаемых остатков самых первых предков современного человека. Описание и реконструирование стадий, которые прошел в своей эволюции человек,— это теперь головоломка, состоящая из обломков костей и каменных орудий, которую ученые с увлечением пытаются разгадать. Анализируя
67 3*
ключевые факторы становления человека, исследователи уделяют чрезмерное внимание развитию зубов, недооценивая изменения в нервной системе, которые как раз и сыграли важнейшую роль в эволюции. Именно развитие нервной системы, обеспечивая сбор и хранение знаний, определяло поведение людей и привело человеческий род к огромному успеху в эволюционном развитии.
Мысль о том, что способность приобретать знания является одним из источников эволюционного процесса, вряд ли можно назвать открытием. Эволюция отдает предпочтение любым мутациям и новым формам поведения, которые повышают защитные возможности организма. Таким образом, генетическая и культурная эволюции совместно отбирали и закрепляли те формы поведения и те изменения, которые помогали человеку выжить и развить свои способности.
В реальной жизни выбор новых форм поведения касался очень простых и сугубо практических вещей. Когда наш древний предок учился ходить на двух ногах (это происходило, видимо, в саваннах около 10 миллионов лет назад), он уже обладал немалым опытом успешной самозащиты. Можно предположить, что извлечение знаний из опыта, подобно развитию коммуникации у людей, в значительной мере было обусловлено потребностью в защитных формах поведения. После того как человек понял, что накопление и передача информации повышают его шансы на выживание, использование эмпирического знания углублялось, расширялось и в результате стало стратегией поведения, стимулирующей общее эволюционное развитие человека.
Информационное развитие следует рассматривать как видоспецифичную поведенческую характеристику человека. На всех этапах оно было продуктом одновременного воздействия и генетической и культурной эволюции. Знание накапливалось благодаря случайностям, часто путем проб и ошибок, но изменения в нервной системе человека осуществлялись постоянно и были результатом влияния как биологических, так и культурных факторов.
Обязательное обучение вовсе не было изобретено энтузиастами просвещения в начале XIX столетия. Это форма поведения, в рудиментарной форме встречающаяся у многих высших животных и заложенная в наше генетическое наследие миллионы лет назад. И если нашим детям для их умственного и физического созревания требуется столь продолжительное время, то это, надо думать, было специ-
68
ально заложено в них эволюцией в целях облегчения передачи знаний от поколения к поколению.
Homo habilis, собиратель знаний, которого следует уже признать человеком, уразумел, что если животные каждый раз пьют воду в одном и том же месте, то там и нужно устраивать засаду, если заостренный камень делает удар более эффективным, то, отшлифовав его по руке или приделав деревянную рукоять, можно добиться еще большего результата. Homo erectus уже знал, что если он разожжет огонь, то сможет видеть в темноте, согреться и приготовить мясо. A Homo sapiens на основе своего опыта создал еще более широкую и разнообразную систему знаний, которая позволила успешно существовать миллионам собирателей и охотников. Человек постоянно подмечал, открывал и усваивал с пользой для себя все новые и новые взаимосвязи и закономерности типа «если — то». Эволюционное развитие шло медленно и носило случайный характер, но в накоплении знаний наблюдался постоянный прогресс. Хотя экспериментальное знание как таковое и не передается генетически, возможности для его приобретения — иными словами, способности к выявлению закономерностей «если — то»,— очевидно, передавались в виде мутаций, закрепляемых посредством естественного отбора в генетическом наследии человека. Таким образом, человек постепенно оказывался все в большей зависимости от собственного мозга и нервных клеток.
Мы никогда не перестаем узнавать новое и думать. «Я все еще учусь»,— восклицал на склоне лет Микеланд-жело. Судьба мыслящего человека нелегка, особенно в наши дни, когда мы видим, как применение накопленных знаний приводит к уничтожению природы, впрочем, она никогда не была легкой.
Для человечества болезненным был процесс обретения самосознания. В определенный момент человек осознал собственную неповторимую индивидуальность и быстротечность своей жизни. «Я уникальная и самостоятельная личность, отличная от всех ныне живущих и когда-либо живших людей, благодаря непрерывной веренице хранимых в памяти или забытых впечатлений, приобретенных в силу обстоятельств моей жизни, течение которой определялось унаследованными мной свойствами»,— пишет Доб-жанский и далее утверждает, что формирование самосознания сопровождается такими мрачными эмоциями, как страх, тревога, предчувствие смерти.
Уяснив свою неповторимость и смертность, люди не в
69
силах были нести в себе это знание, не обращаясь к мифам и религии. Со временем человек с помощью религии сумел убедить себя в своем бессмертии. Мир мифа и религии предназначен для явлений, которые не могут быть объяснены никак иначе. И все же в своем повседневном поведении человек всегда руководствовался не одними религиозными представлениями, но и знаниями, полученными на основе опыта. И спиритуалистические взгляды и эмпирическое обиходное знание были неотъемлемой частью человеческой жизни. Таким образом, информация состояла на службе у человека даже на самых ранних этапах его становления.
И само знание, и обладающие им люди — разного рода пророки, предсказатели и ясновидцы — вызывали к себе мистическое почтение. Первоначально процесс получения и передачи знаний носил случайный, неорганизованный характер. Впоследствии по мере развития экспериментальных наук с их строгими методами этот процесс стал упорядочиваться.
Суть и назначение информационного развития на службе человечества наглядно проявляются в том, что теоретическая наука строится на основе знания таким же образом, каким Homo habilis приходил от накопленных им фактов к выводам. Истинность любого теоретического объяснения реальности, сколь угодно сложного, может быть установлена только с помощью опыта. Не существует другого знания о действительности, кроме того, которое подтверждается опытом. '_'
Разумеется, законы природы — в том числе касающиеся процесса эволюции — существуют и действуют в мире независимо от человека. Но как только они становятся частью знаний человека, он получает возможность использовать их. Применение накопленных знаний в своих интересах — один из основополагающих принципов, управляющих нашим поведением.
Трудовые навыки и техника
Еще на заре своей эволюции человек для защиты и добывания пищи использовал орудия. Таким образом, владение техническим «ноу-хау» (know-how) является одной из его видоспецифичных поведенческих характеристик.
Человек многим обязан своим рукам, однако для эволюции важнее знание, нежели навыки ручной работы. Отдельно расположенный большой палец не сыграл столь принципиальной роли в становлении человека, какую ему
70
Видоспецифичные особенности поведения человека
Добывание пищи
Самозащита
Основные функции живых оргашамов
Рис. 3. Динамическая схема, представляющая в системе все формы поведения человека.
иногда приписывают. Прежде чем Australotithecus научился точно поражать камнем врага или раскалывать орехи, он должен был сообразить, как именно можно этот камень использовать.
Применение орудий способствовало ускорению темпов эволюции. Археологические раскопки позволяют судить, как во времена Homo habilis и Homo erectus орудия труда и инструменты постепенно становились все более совершенными. Когда в эпоху охоты и собирательства появились относительно постоянные поселения людей, возросли и возможности для применения орудий. Среди первых навыков, приобретенных человеком, наиболее впечатляющим и значительным было освоение .огшь.. Нельзя недооценивать технические знаниями навыки человека — собирателя и охотника. Хотя главным источником энергии служила физическая сила, использовались также энергия ветра и текущей воды. Человек познакомился с основами механики и начал плавать по морям гораздо раньше, чем занялся сельским хозяйством.
Когда около 40 тыс. лет назад — после исчезновения Homo sapiens neanderthalensis — Homo sapiens sapiens остался единственным представителем человеческого рода на Земле, технические навыки и «ноу-хау» достигли уже дос-
71
таточно высокого уровня. Существовали разнообразные орудия, изготовление и использование которых требовало немалой сноровки. Основными материалами были камень, дерево, кожа и кость, а кое-где человек уже научился ткачеству.
Мифы и религия
Осознав свою неповторимость и испытав страх смерти, человек почувствовал жизненную потребность верить во что-то великое и вечное, в некие сверхъестественные силы, будто бы управляющие его поведением. Многовековое господство мифических и религиозных верований свидетельствует об их существенном вкладе в успех человеческого рода.
i Действенность мифов и религиозных учений не зависит от их истинности. Миф — это иллюзия, вера, сторонники которой игнорируют любые логические объяснения и явные противоречия. Иррациональность мифа не мешает ему играть полезную роль в эволюции.
А что дает человеку религия? В процессе своего становления как вида люди постоянно сталкивались с новыми проблемами и противоречиями. Труднее всего было примириться с неотвратимостью смерти. Религия дает человеку простое объяснение смерти и обеспечивает чувство безопасности в перипетиях быстротечной жизни. Таким образом, в основе обращения к религии лежит защитное поведение.
Религия имела важное значение для социального развития человечества, сближая людей и воспитывая в них чувство духовного родства. Но прежде всего религия предлагает способ отличить добро от зла, справедливость от несправедливости. Она утверждает, что в любом обществе законы, которым должно подчиняться поведение людей, предопределены и освящены некими высшими силами. Эта направляющая роль религии чрезвычайно интересна в контексте нашего исследования эволюции. Как мы убедились, прогрессивное эволюционное развитие привело к возникновению противоречий между отдельными индивидами и сообществами людей, а также ко все более острой борьбе за власть и за существование. Очевидно, что, сталкиваясь в ходе своей эволюции с трудным выбором форм поведения, человек мог справиться с этой задачей лишь с благословения «высших сил»; только с их соизволения он мог решиться на жесточайший шаг — убивать представителей собственного вида. Бог был особенно необхо-
72
дим, чтобы воевать. Ускоряющаяся эволюция расширяет свободу действий, а культурная эволюция все чаще ставит человека перед проблемой выбора, заставляя решать, что есть добро и что зло. Таким образом, она усиливает потребность в определенной системе правил поведения. Эти правила впервые были установлены религией. После того как они были закреплены в поведении, они постепенно превратились в общепринятые нормы морали, кодекс хороших манер и достойного поведения.
Но и религия в свою очередь зависит от поведения. По мере того как на базе эмпирического знания развивалась экспериментальная наука, человек все более напряженно искал в самом себе основу для выработки норм поведения. Накапливая знание и поклоняясь ему, человек чувствует себя все более одиноким. Эволюция продолжается, наше поведение меняется; меняется и назначение религии.
Красота и искусство
Человеку свойственно стремиться к прекрасному и ценить его, он всегда старался украсить себя и свое окружение. Стремление к наслаждению и красоте — неразделимые стимулы его поведения.
Потребностью в красоте и ясности мы всецело обязаны нашей уникальной нервной системе. Разнообразные и многочисленные сигналы, постоянно получаемые органами чувств, слились бы в сплошной хаос, если бы она их просто регистрировала. Прежде чем они будут проанализированы и использованы, их необходимо организовать, упорядочить, придать им должную эстетическую форму. Все это входит в задачу нервной системы.
С помощью зрения прежде всего мы получаем представления о форме окружающего мира. Точное трехмерное и цветовое зрение человек унаследовал от предков, обитавших на деревьях. Организуя поле своего зрения, мы стремимся к простоте, ясности и целостности. Знаменательно, что десятки тысяч лет назад различные племена охотников и собирателей независимо друг от друга использовали в своих украшениях и наскальных рисунках одни и те же геометрические формы — круги, треугольники, спирали, параллельные линии. В одинаковом понимании прекрасного, так же как и в единой языковой структуре, проявляется общность происхождения всех представителей человеческого рода.
73
Организованные зрительные модели и формы обеспечивают человеку столь желаемую им преемственность в восприятии. Формы, символизирующие в рисунках древнего человека движение, возможно, указывают на определенное направление развития человеческого мышления и отражают процесс эволюции.
В эпоху охоты и собирательства тяга к красоте проявлялась не только в отдельных графических изображениях или в украшениях праздничных одежд, но и в оформлении повседневных орудий труда. На протяжении всей эволюции человек стремился сделать среду обитания приятной, чистой и красивой. Еще до появления чтения и письма потребность в красоте реализовывалась в фольклоре. У разных народов одни и те же темы и творческие стили повторялись из поколения в поколение, не зная временных и пространственных границ.
Потребность в прекрасном не утратила своего значения и поныне: современный человек настолько охвачен честолюбием, соперничеством и жаждой власти, что отчаянно нуждается в простоте, ясности и красоте. Искусство создает комфорт, оно украшает жизнь, помогает нам понять и принять ее. '' .
Экономика и общественное устройство
Человек — существо, заботящееся не только о себе, но и о своих близких. В ходе эволюции у него выработалась привычка не только удовлетворять свои сегодняшние запросы, но и думать о будущих нуждах.
Поскольку главной целью хозяйственной деятельности человека является обеспечение своей основной потребности — потребности в пище,— изменения поведения в этой области имели далеко идущие последствия. Наши человекообразные предки, вероятно, кормились на протяжении всего дня, подобно другим животным со сходным рационом. Australopithecus, научившись охотиться, перешел к периодическим трапезам, разделяя добычу на части. Со времени появления первых представителей рода Homo в хозяйственную деятельность людей входило создание продовольственных запасов. Несомненно, сохранение пищи впрок стало одним из важных факторов эволюционного развития. Более обильное питание позволило людям расселяться, приспосабливаясь к новым условиям жизни. Появление излишков пищи способствовало разделению труда: все больше людей освобождалось от непосредственного участия в добывании хлеба насущного, и это
74
открывало возможность для новых видов деятельности.
Наличие продуктов питания в количестве, превышающем жесткий минимум, т. е. их избыток,— это ключ к объяснению культурной эволюции. Изменения в поведении, приводящие ко все большей приспособленности человека к жизни, были связаны прежде всего с появлением излишков пищи, а способы ее добывания, средства производства создали базу для культурной эволюции.
В целом успех человека как биологического вида наиболее наглядно проявляется в добывании пищи и ведении домашнего хозяйства. В эпоху собирательства, рыбной ловли и охоты этот успех имел ограниченный характер, ибо численность человечества составляла всего несколько миллионов. С появлением сельского хозяйства был достигнут экономический уровень, обеспечивающий существование сотен миллионов людей. А в период ускоренного экономического развития за счет достижений науки и техники человек даже не успел осознать пределы успеха своего вида.
Поскольку основу социального строя составляют экономические отношения и средства производства, быстрые сдвиги в поведении человека, затрагивающие эту сферу, вызывают постоянные перемены в общественном устройстве, хотя, возможно, при нынешнем политическом климате осознать этот феномен непросто. Между тем общественный строй является одним из механизмов, регулирующих все аспекты поведения человека. И чтобы обеспечить дальнейшее существование человечества, необходимо рассматривать социальные системы как явно меняющиеся формы сотрудничества. С их помощью мы, вероятно, сможем так изменить свое поведение, чтобы не только выжить, но и научиться управлять ходом эволюции.
Резюме
Мало-помалу человечество стало осознавать, что само является продуктом эволюции, хотя наши представления на этот счет еще нельзя признать строго научными.
Наши знания, и прежде всего знания о самих себе, все еще неполны. Тому есть несколько причин. Человек активно пренебрегал данными о собственной генетической эволюции. Быстрые изменения в ходе культурной эволюции приводили нас в замешательство и в значительной мере игнорировались.
75
На рис. 3 суммарно представлены все существенные особенности становления человека в ходе его эволюции, явившейся предметом рассмотрения в данной главе. В основе этой эволюции лежат четыре главные функции, общие для всех живых организмов. Видоспецифичные особенности поведения человека развились из этих основных функций. Следовательно, приведенная схема подводит итог всей эволюции человека. Конечно, она упрощает этот процесс, зато облегчает его понимание.
Не следует требовать от предлагаемой схемы слишком многого. Восемь видоспецифичных поведенческих особенностей человека, разумеется, были изначально взаимосвязаны, а в ходе эволюции к тому же сильно переплелись. Мы не ставим целью количественно охарактеризовать их взаимовлияние; их расположение на рисунке не отражает также последовательности их возникновения в процессе эволюции, хотя, безусловно, люди должны были научиться обмениваться информацией прежде, чем стала возможной какая-либо форма человеческого общества.
Итак, данную схему следует использовать и интерпретировать с известной осторожностью и ни в коей мере не считать ее слепком с действительности. И все же резюме возникших в ходе эволюции видоспецифичных поведенческих характеристик человека поможет рассмотреть вопросы развития мира под новым углом зрения. Если предложенная классификация будет способствовать лучшему пониманию указанных проблем, это само по себе уже немалое достижение. Если в хаосе имеются закономерности, то на них-то и должен опираться думающий человек, выбирая линию поведения.
В данной книге предпринимается попытка всерьез исследовать возникшие в процессе эволюции поведенческие особенности человека одновременно с биологических и социологических позиций, чтобы в дальнейшем на базе нашего эволюционного опыта установить, какие изменения в нашем поведении позволят человечеству даже теперь, в эпоху научно-технической цивилизации, существовать в согласии с природой и ее экологическими законами.
ЧЕЛОВЕК —ЧАСТЬ ПРИРОДЫ
Человек со всеми его способностями и умениями — это продукт природы и вместе с тем существо, впитавшее в себя культуру и наделенное уникальным даром умственной деятельности; это венец эволюционного процесса.
Но при всех своих специфических дарованиях и навыках это существо не вышло из подчинения законам природы. Его генетическая структура — в основных чертах — имеет не исключительный, а универсальный характер и могла бы быть воспроизведена искусственно, по крайней мере теоретически это допустимо. По своим важнейшим функциям человек не отличается от всех других живых существ; будучи продуктом природы, он является и ее частью. Как же получилось, что он вошел с ней в конфликт?
Защитники окружающей среды повсюду в мире без колебаний называют виновника: это сам человек — алчный, недальновидный, расточительный, он чинит насилие над природой — над почвой, водой и атмосферой. По их мнению, природа погибает, потому что человек — это зло.
Однако человек просто-напросто ведет себя так, как и другие животные: он следует законам природы. Он добывает пищу и защищается за счет информационного развития и приобретения полезных навыков. Он размножается с интенсивностью, какую допускает окружающая среда, и стремится поддерживать собственную жизнь и существование своего вида в целом. Но человек преуспел больше, чем любое другое живое существо, и именно это дает основание защитникам окружающей среды считать его врагом природы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 299.