Видоспецифичные особенности поведения человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приводимые ниже соображения касаются изменений в поведении человека в эпоху Homo habilis, Homo erec-tus и Homo sapiens. Хотя трудно полностью абстрагиро­ваться от представлений современного человека, живу­щего в научно-техническую эру, необходимо признать, что видоспецифичные характеристики поведения людей сформировались еще 35 тыс. лет назад.

Коммуникация, язык

Человек — животное говорящее, способное с по­мощью слов сообщать свои мысли и взгляды другим людям. Этот знаковый язык, возможно, наиболее раз­витая отличительная черта поведения человека.

Взаимоотношения между биологической и культурной эволюциями наглядно проявляются в развитии способ­ности к общению. По-видимому, язык возник на основе системы гримас, криков, угрожающих поз, подобных тем, которые сейчас используют крупные обезьяны. Но че­ловеческий знаковый язык — система коммуникации для передачи новых образов и ассоциаций — дал его обла­дателям столь значительные преимущества, что в даль­нейшем отбор был направлен на сохранение мутаций, способствующих использованию языка, т. е. на развитие языкового общения. Такого рода мутации возникали

59


главным образом в центральной нервной системе. Поэто­му хорошо развитая центральная нервная система явля­ется наиболее очевидным и аутентичным символом человека как биологического вида.

Развитие языка, бесспорно, потребовало длительного времени и началось, видимо, еще в эпоху Australopithe­cus. Предполагают, что австралопитеки, имея рост около 130 сантиметров, охотились на гиппопотамов и пантер; если это так, то между охотниками должна была суще­ствовать эффективная система коммуникации. О том, что развитие языка является важнейшим условием эво­люции человека, убежденно писал Ж. Моно: «Как мы можем теперь утверждать с полной уверенностью, эво­люция человека, начиная с самых древних из известных нам примитивных форм, была направлена на прогрессив­ное развитие черепа, то есть мозга... Нельзя отрицать наличие тесной связи между не имеющей аналогов эво­люцией центральной нервной системы человека и столь же характерной лишь для него способностью к слож­ным действиям. Следовательно, язык был не только про­дуктом этой эволюции, но и одним из необходимых ее условий. Наиболее вероятным предположением является следующее: общение при помощи знаков возникло в простейших формах на самых ранних этапах эволюции человека; оно открыло принципиально новые возмож­ности поведения и потому стало тем «первоначальным выбором», который предопределил будущее человеческого рода, создав новый решающий критерий естественного отбора; отбор по этому признаку должен был способ­ствовать развитию речевых навыков и соответствующего органа — мозга».

Особая роль языка как видоспецифичной характе­ристики поведения человека проявляется также в его универсальности: это средство коммуникации, общее для всех людей. Все здоровые люди обладают способ­ностью говорить и пользоваться языком. Особенно важ­но, что у этой способности — единая основа. Все человеческие языки, как утверждает Ноам Хомский, имеют в принципе единую внутреннюю структуру. Этот интересный эволюционный феномен просто и изящно показывает, что в генетическом наследии каждого чело­века аккумулирован опыт, полученный человечеством на ранних стадиях своей истории, в период формиро­вания способности к речи.

Усвоение ребенком навыков устной речи происходит

60


благодаря универсальной природе языка. Каждый здо­ровый ребенок обучается тому языку, который он слы­шит. Младенец, родившийся в джунглях и привезенный затем в Париж, заговорит по-французски, когда ему не исполнится и двух лет. Овладение языком тесно связано с эпигенетическим развитием нервных клеток. Форми­рование человеческого мозга — медленный процесс, для­щийся с момента рождения до наступления половой зрелости и наиболее активный в первые два года жиз­ни. На протяжении всего этого периода постоянно обра­зуются связи между клетками мозга.

Усвоение языка — одно из условий эпигенетического развития человека, а также ключ к его духовной и по­знавательной деятельности.

Любовь и склонность к общественному образу жизни

Человек — животное общественное: среди людей уста­навливаются более длительные и разнообразные взаимо­отношения, чем у представителей других видов. Понятно, что значение этих взаимоотношений для эволюции челове­ка зиждется на его коммуникативной способности.

Склонность к общественному образу жизни ни в коей мере не является недавним достижением культурной эволюции; она возникла очень рано и имеет глубокие кор­ни в нашем генетическом наследии.

Репродуктивное поведение человека иное, чем у пред­ставителей других биологических видов. В отличие от са­мок животных женщина способна вступать в сексуальные отношения в любое время, способна испытывать оргазм и получать удовлетворение как личность, чей сексуальный опыт мыслится как сугубо индивидуальный. Невозможно установить, испытывают ли животные чувство любви, ана­логичное нашему; во всяком случае, трудно предположить, что она может занимать в их жизни столь же значитель­ное место. Образование брачных пар на всю жизнь встре­чается у некоторых насекомых, птиц и млекопитающих, и зачастую животные проявляют к своим партнерам неж­ность и заботу. Совсем иначе обстоит дело у наших ближайших родственников — приматов. Таким образом, в ходе эволюции нежность и любовь возродились в репро­дуктивном поведении человека и стали средством, сплачи­вающим пары и в конечном счете повышающим шансы человека на выживание. Когда Australopithecus и Homo habilis от собирательства перешли к более эффективному способу добывания пищи — охоте, для защиты и выжи-

61


вания потомства было важно, чтобы каждый охотник воз­вращался именно в свою семью. Этому как раз и способст­вовало усиление привязанности между мужчиной и женщиной.

В результате укрепления связей между партнерами образовалась нуклеарная семья, ставшая основой челове­ческих взаимоотношений на всех этапах культурной эво­люции. Такая семья гарантировала высокую выживаемость потомства и обеспечивала ему защиту на протяжении все­го длительного периода детства.

Продолжительное детство и крепкая нуклеарная семья, безусловно, сыграли важную роль в успешном усвоении человечеством достижений культуры. Если в биологиче­ской эволюции информация — то есть ДНК — передается потомству в момент зачатия, то в культурной эволюции она должна быть усвоена после рождения посредством обучения. А это возможно лишь при длительном периоде обучения потомства — сначала языку, а затем с помощью языка — всем остальным знаниям, которыми располагают родители. И только после этого потомство сможет защи­щаться и самостоятельно добывать пищу.

Другая особенность семейных взаимоотношений чело­века состоит в том, что связи между родственниками сохраняются и после того, как дети вырастают. У живот­ных, за немногими исключениями, никакой привязанности между родителями и взрослым потомством не наблюдает­ся. Даже если имеется нечто, напоминающее нуклеарную семью, невозможно усмотреть никаких особых взаимоот­ношений между выросшими детьми и их отцом. У людей же, как правило, взаимные любовь и забота распростра­няются на детей и внуков, а также на родителей, деду­шек и бабушек. Важность таких отношений для культур­ной эволюции неоспорима. Родители, дедушки и бабушки были — особенно до появления письменности — носите­лями информации, и накопленная ими коллективная муд­рость была ценным достоянием, которое передавалось мо­лодым поколениям.

Стремление человека к общественному образу жизни, к установлению взаимоотношений с себе подобными, зна­ния об окружающих людях и чувства к ним уходят кор­нями в нуклеарную семью, но дальнейшее развитие они получили в сложной семье, племени, селении и прочих социальных образованиях. Люди развивали социальные взаимосвязи, поскольку они повышали шансы на выжи­вание каждого отдельного индивида. Групповое поведение

62


нередко дает преимущества и в биологической эволюции, особенно в отношении обеспечения безопасности. Это справедливо и для человека: на протяжении всего развития человечества совершенствовались коллективные способы защиты.

Однако для человека общественный образ жизни имеет также и другой, более важный аспект. Для ранних этапов развития человечества был характерен постоянный обмен информацией между членами группы, тогда как контакты между членами разных групп были относительно редкими. Географическая изоляция, языковый барьер, идеологиче­ские различия, межгрупповая вражда — все это препятст­вовало передаче информации от одной группы к другой, но способствовало обмену информацией внутри групп. Со вре­менем все члены группы могли располагать примерно равным культурным достоянием. Можно провести анало­гию между человеческими коллективами, формирующи­мися в ходе культурной эволюции, и биологическими видами, образующимися в процессе эволюции биологи­ческой, поскольку вид — это группа индивидов, обладаю­щих одинаковой те'нетической информацией. Важность этой параллели трудно переоценить. Она дает ключ к пониманию механизма культурной эволюции и причин ус­пешного развития человечества.

В биологическом отношении человечество составляет единый вид, а в культурном — разделено на группы. И если биологическая эволюция в гораздо большей степе­ни зависит от безжалостной межвидовой борьбы, нежели от ограниченной внутривидовой, то и культурная эволю­ция предполагает жестокую, часто беспощадную конкурен­цию между группами, тогда как борьба внутри группы носит ограниченный характер. Война — явление необъяс­нимое и парадоксальное с позиций генетических пред­ставлений, противоречащее законам биологической эволю­ции, зато она вполне согласуется с законами эволюции культуры, основанной на межгрупповой конкуренции.

Поскольку в культурной эволюции передача информа­ции не столь жестко запрограммирована, как в биологи­ческой, постольку человеческий коллектив — образование более мобильное, нежели биологический вид. Принадлеж­ность животного данному виду неизменна, в то время как человек способен перейти из одной группы в другую и приспособиться к ее укладу. Может меняться и состав группы: сегодня она замыкается рамками племени, а завт­ра — перед угрозой вражеского вторжения — ее границы

63


могут раздвинуться и объединить всех, говорящих на од­ном языке, обитающих на данной территории или испо­ведующих одну религию.

Важнейшим фактором сплоченности группы служит, вероятно, взаимная любовь членов нуклеарной семьи. Она побеждает внутренние распри, и сила ее настолько велика, что во все времена служила стимулом самопожертвования ради спасения группы. Без этой любви, без всемогущей солидарности людей культурная эволюция, скорее всего, была бы невозможна, во всяком случае, она происходила бы совершенно иначе.

Соперничество, власть и война

Эволюцию движет непрерывная борьба за жизненное пространство и пищу. Любой человек (за исключением однояйцевых близнецов) представляет собой неповтори­мую индивидуальность не только с точки зрения зало­женной в нем генетической информации, но и прежде всего по своему культурному достоянию, и это создает основу для постоянного самоутверждения и соперничества. Человек все время сравнивает себя с собратьями и друзья­ми, соревнуется с ними в искусстве добывания пищи, в играх, стремится завоевать авторитет. Извечная неопре­деленность возможностей каждого индивида и поведения окружающих его людей стала движущей силой эволюции. Уникальность любого человека обрекает его на непрестан­ное соперничество и борьбу за свое место в жизни.

Несомненно, соперничество уже в незапамятные вре­мена играло важную роль в поведении человека и в отно­шениях между людьми. Даже первобытное поселение не может жить без определенного порядка: кто-то ведь дол­жен возвестить, что пришло время охоты. Племени нужен вождь, ответственный за его сплоченность. Всюду, где есть власть и стремление к власти, неизбежно и сопер­ничество.

В человеческих обществах власть и жажда власти имеют множество проявлений. Облеченные властью неиз­менно стремятся сохранить ее. Людей, стремящихся к власти, всегда больше, чем обладающих ею. Сама струк­тура власти порождает властолюбие и соперничество.

Имеется существенное различие между иерархически­ми структурами человеческих групп и иерархией внутри групп животных: только у людей власть может переходить по наследству. Конкурируя с себе подобными, человек не только упрочивает собственные позиции, он приобре-

64


тает большие шансы на то, что его биологическая инфор­мация будет передана потомству. Наследование различных форм власти, бесспорно, создало основу для борьбы между различными группами людей, и эта борьба на протяжении столетий являлась движущей силой развития человечес­ких обществ.

Жажда власти и борьба за власть обусловили такие формы поведения человека, которые не имеют аналогов в природе: только человек ведет войны, организует мас­совое уничтожение представителей собственного вида. Война как видоспецифичная форма поведения человека заслуживает особого внимания, поскольку она противо­речит природе и законам биологической эволюции. Унич­тожение себе подобных не типично для других животных: у них иерархические проблемы решаются обычно с по­мощью ритуальных боев и демонстрационного поведения. Животные иногда убивают представителей своего вида, а у некоторых видов это происходит довольно часто и объяс­няется перенаселенностью. И все же для животного мира такое явление не характерно. Убийство как индивидуаль­ный акт несвойственно также и человеку, склонность к убийству сама по себе не может служить признаком, отли­чающим его от животных.

Таким признаком является организованное ведение войн, сопровождающихся массовым уничтожением людей. Люди могут воевать между собой, поскольку они являются единственным видом, располагающим информацией, полу­ченной в ходе и культурной, и биологической эволюции. Оба типа эволюции предполагают проверку накопленной информации, успех или неуспех информации определяется ее распространением или нераспространением, т. е. увели­чением или уменьшением числа индивидов, облада­ющих ею.

В процессе биологической эволюции сложилось общее правило: «Не убивай тех, кто несет ту же информацию, что и ты». Только благодаря ему в ходе эволюции сохра­нилось огромное множество различных видов, воплощаю­щих в себе различные наборы информации.

Однако на человека, владеющего не только генетиче­ской, но и быстро растущей культурной информацией, это правило не распространяется. Люди, принадлежащие к разным группам, естественно, различаются и в культур­ном отношении. Поэтому принцип «Не убивай того, кто несет ту же информацию, что и ты» не столь обязателен для человека. В силу того что представители разных групп

65

3-730


владеют неодинаковой информацией, человек — единст­венный из всех живых существ — обрел способность вести войны внутри своего вида.

Это очевидное соображение поможет объяснить и то, почему человек — единственный биологический вид, ис­пользующий культурную эволюцию. Поскольку разные люди обладают различной культурной информацией, чело­вечество отвергло закон, запрещающий уничтожение себе подобных, что привело к быстрому накоплению инфор­мации, согласно которой войны рассматривались как нечто вполне естественное. Возможно, основа для усвоения та­кой информации была заложена в те далекие времена, когда древний человек вынужден был убивать конкурирую­щие виды гоминид, чтобы защитить свою экологическую нишу. Культурная эволюция закрепила эту линию пове­дения. Детей приучали бояться незнакомцев непривычной наружности — например, похожих на троллей неандер­тальцев,— а затем естественным стало бояться и убивать любых чем-либо необычных людей. Сформировалось пред­ставление о чужаках, которых следует уничтожать, и о членах своего клана, которых убивать ни в коем случае нельзя. Зачастую было совсем нетрудно внушить себе, что враг, по сути дела, не человек, а всего лишь человеко­подобное низшее существо, которое, бесспорно, заслужи­вает уничтожения. В принципе такая информация ничуть не более разрушительна, чем та, которая в рамках биоло­гической эволюции позволяет представителям одного вида убивать представителей другого.

Несмотря на существующие у человека сильный дух соперничества и жажду власти, ему удается, даже обла­дая современным оружием, удерживать себя от уничто­жения членов своей группы. Война не является ни следст­вием генетической информации, ни недавним порождением культурной эволюции. Война — характерное свойство са­мой этой эволюции, форма поведения, основанная на информационной схеме, которая оказалась весьма успеш­ной в своем воспроизводстве и распространении.

Войны сыграли значительную роль в ускорении эволю­ции человека: они стимулировали развитие его умственных способностей, укрепляли чувство групповой солидарнос­ти — как среди победителей, так и среди побежденных, побуждали к приобретению информации и, что еще важ­нее, к использованию ее в практических целях. Особенно значительные изменения, связанные с войнами, произошли в накопленной человеком информации и его социальном

66


поведении. Первоначально основой общества была нукле-арная и сложная семья. На заре развития человечества, в условиях примитивного соперничества, те первобытные племена, которым удавалось — например, с помощью сме­шанных межплеменных браков — установить союзниче­ские отношения друг с другом, получали преимущество перед другими; такой тип взаимоотношений постепенно привел к установлению племенной организации и общест­венному разделению труда.

И хотя эволюция человека продолжается, пришло вре­мя переоценить вопрос о целесообразности войн. Теперь это часть более общей проблемы, перед которой оказа­лось человечество,— проблемы его биологического выжи­вания. Ясно, что человечество либо откажется от этой пагубной формы поведения и заложенной в ней инфор­мации, либо будет оставаться под угрозой исчезновения.

Общий принцип эволюции «Не убивай тех, кто несет ту же информацию, что и ты» будет лишь в том случае означать запрещение войн между народами, если человек проникнется чувством солидарности со всеми представите­лями своего вида. Война — изобретение людей, следова­тельно, положить ей конец также обязаны люди. у,,

Знание и наука

Человек приспособился к природной среде и преуспел как вид именно благодаря накоплению и использованию знаний. Наши органы чувств сами по себе несовершенны: собака и лошадь зачастую лучше своих хозяев восприни­мают сигналы окружающей среды. Зато у людей чрезвы­чайно развиты способности, позволяющие анализировать эти сигналы и приходить к полезным умозаключениям. Совокупность таких способностей я называю «информа­ционным развитием».

Общение людей между собой создало предпосылки для накопления информации. Знание стало первейшим и не­исчерпаемым источником средств для выживания.

Однако даже в последних специальных работах его роль едва ли не игнорируется. Антропологи и археологи, естественно, сосредоточивались на изучении ископаемых остатков самых первых предков современного человека. Описание и реконструирование стадий, которые прошел в своей эволюции человек,— это теперь головоломка, со­стоящая из обломков костей и каменных орудий, которую ученые с увлечением пытаются разгадать. Анализируя

67 3*


ключевые факторы становления человека, исследователи уделяют чрезмерное внимание развитию зубов, недооцени­вая изменения в нервной системе, которые как раз и сыграли важнейшую роль в эволюции. Именно развитие нервной системы, обеспечивая сбор и хранение знаний, определяло поведение людей и привело человеческий род к огромному успеху в эволюционном развитии.

Мысль о том, что способность приобретать знания является одним из источников эволюционного процесса, вряд ли можно назвать открытием. Эволюция отдает пред­почтение любым мутациям и новым формам поведения, ко­торые повышают защитные возможности организма. Таким образом, генетическая и культурная эволюции совместно отбирали и закрепляли те формы поведения и те изме­нения, которые помогали человеку выжить и развить свои способности.

В реальной жизни выбор новых форм поведения касал­ся очень простых и сугубо практических вещей. Когда наш древний предок учился ходить на двух ногах (это происхо­дило, видимо, в саваннах около 10 миллионов лет назад), он уже обладал немалым опытом успешной самозащиты. Можно предположить, что извлечение знаний из опыта, подобно развитию коммуникации у людей, в значительной мере было обусловлено потребностью в защитных формах поведения. После того как человек понял, что накоп­ление и передача информации повышают его шансы на выживание, использование эмпирического знания уг­лублялось, расширялось и в результате стало стратегией поведения, стимулирующей общее эволюционное развитие человека.

Информационное развитие следует рассматривать как видоспецифичную поведенческую характеристику челове­ка. На всех этапах оно было продуктом одновременного воздействия и генетической и культурной эволюции. Зна­ние накапливалось благодаря случайностям, часто путем проб и ошибок, но изменения в нервной системе человека осуществлялись постоянно и были результатом влияния как биологических, так и культурных факторов.

Обязательное обучение вовсе не было изобретено энту­зиастами просвещения в начале XIX столетия. Это форма поведения, в рудиментарной форме встречающаяся у мно­гих высших животных и заложенная в наше генетическое наследие миллионы лет назад. И если нашим детям для их умственного и физического созревания требуется столь продолжительное время, то это, надо думать, было специ-

68


ально заложено в них эволюцией в целях облегчения пе­редачи знаний от поколения к поколению.

Homo habilis, собиратель знаний, которого следует уже признать человеком, уразумел, что если животные каждый раз пьют воду в одном и том же месте, то там и нужно устраивать засаду, если заостренный камень делает удар более эффективным, то, отшлифовав его по руке или при­делав деревянную рукоять, можно добиться еще большего результата. Homo erectus уже знал, что если он разожжет огонь, то сможет видеть в темноте, согреться и приго­товить мясо. A Homo sapiens на основе своего опыта создал еще более широкую и разнообразную систему зна­ний, которая позволила успешно существовать миллионам собирателей и охотников. Человек постоянно подмечал, открывал и усваивал с пользой для себя все новые и но­вые взаимосвязи и закономерности типа «если — то». Эво­люционное развитие шло медленно и носило случайный характер, но в накоплении знаний наблюдался постоян­ный прогресс. Хотя экспериментальное знание как таковое и не передается генетически, возможности для его приоб­ретения — иными словами, способности к выявлению за­кономерностей «если — то»,— очевидно, передавались в виде мутаций, закрепляемых посредством естественного отбора в генетическом наследии человека. Таким образом, человек постепенно оказывался все в большей зависимости от собственного мозга и нервных клеток.

Мы никогда не перестаем узнавать новое и думать. «Я все еще учусь»,— восклицал на склоне лет Микеланд-жело. Судьба мыслящего человека нелегка, особенно в наши дни, когда мы видим, как применение накопленных знаний приводит к уничтожению природы, впрочем, она никогда не была легкой.

Для человечества болезненным был процесс обретения самосознания. В определенный момент человек осознал собственную неповторимую индивидуальность и быстро­течность своей жизни. «Я уникальная и самостоятельная личность, отличная от всех ныне живущих и когда-либо живших людей, благодаря непрерывной веренице храни­мых в памяти или забытых впечатлений, приобретенных в силу обстоятельств моей жизни, течение которой опреде­лялось унаследованными мной свойствами»,— пишет Доб-жанский и далее утверждает, что формирование самосоз­нания сопровождается такими мрачными эмоциями, как страх, тревога, предчувствие смерти.

Уяснив свою неповторимость и смертность, люди не в

69


силах были нести в себе это знание, не обращаясь к ми­фам и религии. Со временем человек с помощью религии сумел убедить себя в своем бессмертии. Мир мифа и религии предназначен для явлений, которые не могут быть объяснены никак иначе. И все же в своем повседневном поведении человек всегда руководствовался не одними ре­лигиозными представлениями, но и знаниями, получен­ными на основе опыта. И спиритуалистические взгляды и эмпирическое обиходное знание были неотъемлемой частью человеческой жизни. Таким образом, информация состояла на службе у человека даже на самых ранних этапах его становления.

И само знание, и обладающие им люди — разного рода пророки, предсказатели и ясновидцы — вызывали к себе мистическое почтение. Первоначально процесс получения и передачи знаний носил случайный, неорганизованный характер. Впоследствии по мере развития эксперименталь­ных наук с их строгими методами этот процесс стал упорядочиваться.

Суть и назначение информационного развития на службе человечества наглядно проявляются в том, что тео­ретическая наука строится на основе знания таким же образом, каким Homo habilis приходил от накопленных им фактов к выводам. Истинность любого теоретического объяснения реальности, сколь угодно сложного, может быть установлена только с помощью опыта. Не сущест­вует другого знания о действительности, кроме того, ко­торое подтверждается опытом. '_'

Разумеется, законы природы — в том числе касающие­ся процесса эволюции — существуют и действуют в мире независимо от человека. Но как только они становятся частью знаний человека, он получает возможность ис­пользовать их. Применение накопленных знаний в своих интересах — один из основополагающих принципов, управляющих нашим поведением.

Трудовые навыки и техника

Еще на заре своей эволюции человек для защиты и добы­вания пищи использовал орудия. Таким образом, владение техническим «ноу-хау» (know-how) является одной из его видоспецифичных поведенческих характеристик.

Человек многим обязан своим рукам, однако для эво­люции важнее знание, нежели навыки ручной работы. Отдельно расположенный большой палец не сыграл столь принципиальной роли в становлении человека, какую ему

70


Видоспецифичные особенности поведения человека



 


 


Добывание пищи


Самозащита


Основные функции живых оргашамов

Рис. 3. Динамическая схема, представляющая в системе все формы поведения человека.

иногда приписывают. Прежде чем Australotithecus научил­ся точно поражать камнем врага или раскалывать орехи, он должен был сообразить, как именно можно этот ка­мень использовать.

Применение орудий способствовало ускорению темпов эволюции. Археологические раскопки позволяют судить, как во времена Homo habilis и Homo erectus орудия труда и инструменты постепенно становились все более совер­шенными. Когда в эпоху охоты и собирательства появи­лись относительно постоянные поселения людей, возросли и возможности для применения орудий. Среди первых навыков, приобретенных человеком, наиболее впечатляю­щим и значительным было освоение .огшь.. Нельзя недо­оценивать технические знаниями навыки человека — соби­рателя и охотника. Хотя главным источником энергии служила физическая сила, использовались также энергия ветра и текущей воды. Человек познакомился с основами механики и начал плавать по морям гораздо раньше, чем занялся сельским хозяйством.

Когда около 40 тыс. лет назад — после исчезновения Homo sapiens neanderthalensis — Homo sapiens sapiens ос­тался единственным представителем человеческого рода на Земле, технические навыки и «ноу-хау» достигли уже дос-

71


таточно высокого уровня. Существовали разнообразные орудия, изготовление и использование которых требо­вало немалой сноровки. Основными материалами были камень, дерево, кожа и кость, а кое-где человек уже научился ткачеству.

Мифы и религия

Осознав свою неповторимость и испытав страх смерти, человек почувствовал жизненную потребность верить во что-то великое и вечное, в некие сверхъестественные силы, будто бы управляющие его поведением. Многовековое гос­подство мифических и религиозных верований свиде­тельствует об их существенном вкладе в успех челове­ческого рода.

i Действенность мифов и религиозных учений не зави­сит от их истинности. Миф — это иллюзия, вера, сто­ронники которой игнорируют любые логические объясне­ния и явные противоречия. Иррациональность мифа не мешает ему играть полезную роль в эволюции.

А что дает человеку религия? В процессе своего ста­новления как вида люди постоянно сталкивались с но­выми проблемами и противоречиями. Труднее всего было примириться с неотвратимостью смерти. Религия дает человеку простое объяснение смерти и обеспечивает чувст­во безопасности в перипетиях быстротечной жизни. Таким образом, в основе обращения к религии лежит защитное поведение.

Религия имела важное значение для социального раз­вития человечества, сближая людей и воспитывая в них чувство духовного родства. Но прежде всего религия пред­лагает способ отличить добро от зла, справедливость от несправедливости. Она утверждает, что в любом обществе законы, которым должно подчиняться поведение людей, предопределены и освящены некими высшими силами. Эта направляющая роль религии чрезвычайно интересна в контексте нашего исследования эволюции. Как мы убеди­лись, прогрессивное эволюционное развитие привело к возникновению противоречий между отдельными индиви­дами и сообществами людей, а также ко все более острой борьбе за власть и за существование. Очевидно, что, стал­киваясь в ходе своей эволюции с трудным выбором форм поведения, человек мог справиться с этой задачей лишь с благословения «высших сил»; только с их соизволения он мог решиться на жесточайший шаг — убивать пред­ставителей собственного вида. Бог был особенно необхо-

72


дим, чтобы воевать. Ускоряющаяся эволюция расширяет свободу действий, а культурная эволюция все чаще ставит человека перед проблемой выбора, заставляя решать, что есть добро и что зло. Таким образом, она усиливает потребность в определенной системе правил поведения. Эти правила впервые были установлены религией. После того как они были закреплены в поведении, они посте­пенно превратились в общепринятые нормы морали, ко­декс хороших манер и достойного поведения.

Но и религия в свою очередь зависит от поведения. По мере того как на базе эмпирического знания разви­валась экспериментальная наука, человек все более напря­женно искал в самом себе основу для выработки норм поведения. Накапливая знание и поклоняясь ему, человек чувствует себя все более одиноким. Эволюция продол­жается, наше поведение меняется; меняется и назна­чение религии.

Красота и искусство

Человеку свойственно стремиться к прекрасному и це­нить его, он всегда старался украсить себя и свое окру­жение. Стремление к наслаждению и красоте — нераз­делимые стимулы его поведения.

Потребностью в красоте и ясности мы всецело обязаны нашей уникальной нервной системе. Разнообразные и многочисленные сигналы, постоянно получаемые органами чувств, слились бы в сплошной хаос, если бы она их просто регистрировала. Прежде чем они будут проана­лизированы и использованы, их необходимо организо­вать, упорядочить, придать им должную эстетическую фор­му. Все это входит в задачу нервной системы.

С помощью зрения прежде всего мы получаем пред­ставления о форме окружающего мира. Точное трехмерное и цветовое зрение человек унаследовал от предков, обитав­ших на деревьях. Организуя поле своего зрения, мы стре­мимся к простоте, ясности и целостности. Знаменательно, что десятки тысяч лет назад различные племена охотни­ков и собирателей независимо друг от друга использовали в своих украшениях и наскальных рисунках одни и те же геометрические формы — круги, треугольники, спира­ли, параллельные линии. В одинаковом понимании пре­красного, так же как и в единой языковой структуре, проявляется общность происхождения всех представите­лей человеческого рода.

73


Организованные зрительные модели и формы обеспе­чивают человеку столь желаемую им преемственность в восприятии. Формы, символизирующие в рисунках древ­него человека движение, возможно, указывают на опреде­ленное направление развития человеческого мышления и отражают процесс эволюции.

В эпоху охоты и собирательства тяга к красоте прояв­лялась не только в отдельных графических изображениях или в украшениях праздничных одежд, но и в оформлении повседневных орудий труда. На протяжении всей эволю­ции человек стремился сделать среду обитания приятной, чистой и красивой. Еще до появления чтения и письма потребность в красоте реализовывалась в фольклоре. У разных народов одни и те же темы и творческие стили повторялись из поколения в поколение, не зная временных и пространственных границ.

Потребность в прекрасном не утратила своего значения и поныне: современный человек настолько охвачен често­любием, соперничеством и жаждой власти, что отчаянно нуждается в простоте, ясности и красоте. Искусство соз­дает комфорт, оно украшает жизнь, помогает нам понять и принять ее. '' .

Экономика и общественное устройство

Человек — существо, заботящееся не только о себе, но и о своих близких. В ходе эволюции у него выработалась привычка не только удовлетворять свои сегодняшние за­просы, но и думать о будущих нуждах.

Поскольку главной целью хозяйственной деятельности человека является обеспечение своей основной потреб­ности — потребности в пище,— изменения поведения в этой области имели далеко идущие последствия. Наши человекообразные предки, вероятно, кормились на протя­жении всего дня, подобно другим животным со сход­ным рационом. Australopithecus, научившись охотиться, перешел к периодическим трапезам, разделяя добычу на части. Со времени появления первых представителей рода Homo в хозяйственную деятельность людей входило соз­дание продовольственных запасов. Несомненно, сохране­ние пищи впрок стало одним из важных факторов эво­люционного развития. Более обильное питание позволило людям расселяться, приспосабливаясь к новым условиям жизни. Появление излишков пищи способствовало разде­лению труда: все больше людей освобождалось от непос­редственного участия в добывании хлеба насущного, и это

74


открывало возможность для новых видов деятельности.

Наличие продуктов питания в количестве, превышаю­щем жесткий минимум, т. е. их избыток,— это ключ к объяснению культурной эволюции. Изменения в поведе­нии, приводящие ко все большей приспособленности че­ловека к жизни, были связаны прежде всего с появлением излишков пищи, а способы ее добывания, средства произ­водства создали базу для культурной эволюции.

В целом успех человека как биологического вида наиболее наглядно проявляется в добывании пищи и ве­дении домашнего хозяйства. В эпоху собирательства, рыб­ной ловли и охоты этот успех имел ограниченный харак­тер, ибо численность человечества составляла всего не­сколько миллионов. С появлением сельского хозяйства был достигнут экономический уровень, обеспечивающий существование сотен миллионов людей. А в период уско­ренного экономического развития за счет достижений нау­ки и техники человек даже не успел осознать пределы успеха своего вида.

Поскольку основу социального строя составляют эко­номические отношения и средства производства, быстрые сдвиги в поведении человека, затрагивающие эту сферу, вызывают постоянные перемены в общественном устройст­ве, хотя, возможно, при нынешнем политическом климате осознать этот феномен непросто. Между тем обществен­ный строй является одним из механизмов, регулирующих все аспекты поведения человека. И чтобы обеспечить даль­нейшее существование человечества, необходимо рассмат­ривать социальные системы как явно меняющиеся формы сотрудничества. С их помощью мы, вероятно, сможем так изменить свое поведение, чтобы не только выжить, но и научиться управлять ходом эволюции.























Резюме

Мало-помалу человечество стало осознавать, что само является продуктом эволюции, хотя наши представления на этот счет еще нельзя признать строго научными.

Наши знания, и прежде всего знания о самих себе, все еще неполны. Тому есть несколько причин. Человек актив­но пренебрегал данными о собственной генетической эво­люции. Быстрые изменения в ходе культурной эволюции приводили нас в замешательство и в значительной мере игнорировались.

75


На рис. 3 суммарно представлены все существенные особенности становления человека в ходе его эволюции, явившейся предметом рассмотрения в данной главе. В ос­нове этой эволюции лежат четыре главные функции, общие для всех живых организмов. Видоспецифичные особен­ности поведения человека развились из этих основных функций. Следовательно, приведенная схема подводит итог всей эволюции человека. Конечно, она упрощает этот про­цесс, зато облегчает его понимание.

Не следует требовать от предлагаемой схемы слишком многого. Восемь видоспецифичных поведенческих особен­ностей человека, разумеется, были изначально взаимосвя­заны, а в ходе эволюции к тому же сильно переплелись. Мы не ставим целью количественно охарактеризовать их взаимовлияние; их расположение на рисунке не отражает также последовательности их возникновения в процессе эволюции, хотя, безусловно, люди должны были научиться обмениваться информацией прежде, чем стала возможной какая-либо форма человеческого общества.

Итак, данную схему следует использовать и интерпре­тировать с известной осторожностью и ни в коей мере не считать ее слепком с действительности. И все же резюме возникших в ходе эволюции видоспецифичных поведен­ческих характеристик человека поможет рассмотреть воп­росы развития мира под новым углом зрения. Если пред­ложенная классификация будет способствовать лучшему пониманию указанных проблем, это само по себе уже не­малое достижение. Если в хаосе имеются закономерности, то на них-то и должен опираться думающий человек, выбирая линию поведения.

В данной книге предпринимается попытка всерьез ис­следовать возникшие в процессе эволюции поведенческие особенности человека одновременно с биологических и социологических позиций, чтобы в дальнейшем на базе нашего эволюционного опыта установить, какие изменения в нашем поведении позволят человечеству даже теперь, в эпоху научно-технической цивилизации, существовать в согласии с природой и ее экологическими законами.




ЧЕЛОВЕК —ЧАСТЬ ПРИРОДЫ

Человек со всеми его способностями и умениями — это продукт природы и вместе с тем существо, впитавшее в себя культуру и наделенное уникальным даром умст­венной деятельности; это венец эволюционного процесса.

Но при всех своих специфических дарованиях и навы­ках это существо не вышло из подчинения законам при­роды. Его генетическая структура — в основных чертах — имеет не исключительный, а универсальный характер и могла бы быть воспроизведена искусственно, по крайней мере теоретически это допустимо. По своим важнейшим функциям человек не отличается от всех других живых существ; будучи продуктом природы, он является и ее частью. Как же получилось, что он вошел с ней в конфликт?

Защитники окружающей среды повсюду в мире без ко­лебаний называют виновника: это сам человек — алчный, недальновидный, расточительный, он чинит насилие над природой — над почвой, водой и атмосферой. По их мне­нию, природа погибает, потому что человек — это зло.

Однако человек просто-напросто ведет себя так, как и другие животные: он следует законам природы. Он добы­вает пищу и защищается за счет информационного раз­вития и приобретения полезных навыков. Он размножа­ется с интенсивностью, какую допускает окружающая среда, и стремится поддерживать собственную жизнь и существование своего вида в целом. Но человек преуспел больше, чем любое другое живое существо, и именно это дает основание защитникам окружающей среды считать его врагом природы.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 299.