Человек не был однажды сотворен и не возник в
результате единственной поразительной мутации. Он
вырос из немого и примитивного существа путем посте
пенного эволюционного процесса — восходящего, но
отнюдь не прямолинейного. ■.; . ■ . ■
По определению Тейяра де Шардена, это была эволюция «на ощупь». Она осуществлялась медленно, путем «проб и ошибок», и эти ее особенности затрудняют наши сегодняшние попытки точно определить момент возникновения человека и границы, отделяющие его от царства животных. Наши предки слезли с деревьев, начали передвигаться на двух конечностях и использовать каменные орудия. Все это были необходимые этапы становления человека, но, по существу, оно представляет собой единый процесс, заключающийся в развитии ряда свойств и навыков и основанный на генетических эволюционных изменениях, которые происходили в тканях мозга и нервных клетках человека. А этими изменениями мы в конечном счете обязаны культурной эволюции, создавшей предпосылки для новых форм поведения, которые резко повысили способности человека к добыванию пищи, самозащите, усвоению информации и произ-
57
водству жизнеспособного потомства. Невозможно выделить конкретный момент, когда закончилась биологическая эволюция человечества и оно полностью созрело для культурной эволюции. В ходе биологической эволюции сформировались исходные физиологические и поведенческие характеристики, давшие толчок культурной эволюции, которая способствовала успешному развитию наших человекообразных предков, увеличению популяции, обладающей этими характеристиками, и, таким образом, помогла генетически их закрепить. Индивиды, у которых благодаря мутациям возникли свойства, благоприятные для культурной эволюции, получали преимущества при последующем естественном отборе. Итак, биологическая и культурная эволюции шли рука об руку, и в результате наступил момент, после которого движение вспять стало уже невозможным. Так получилось, что человеку — творению природы и эволюции — суждено было отныне и вовек оставаться человеком.
Чтобы выявить те изменения в поведении человека, которые помогают ему адаптироваться к условиям нашей научно-технической цивилизации, необходимо прежде понять, какие именно поведенческие особенности человека благоприятствовали культурной эволюции. Каким образом можно их определить?
Ответить на этот вопрос поможет общее правило, используемое в генетических исследованиях. Суть его в следующем: если проводится отбор животных по данному полигенному признаку, то все необычные свойства, проявляющиеся в последующих поколениях полученной линии, почти наверняка функционально связаны с искомым признаком. Такие дополнительные свойства могут либо непосредственно вызывать данный признак, либо возникать под действием того же фактора, что и сам признак. Хотя эволюция человечества происходила не в лаборатории, а в природе, указанное правило вполне здесь приложимо. Отбор индивидов, которые смогут выжить и оставить потомство, шел, в общем-то, по одному-единственному признаку — по способности использовать культурную эволюцию, так как именно она обусловила успешное развитие человечества. Человек — единственный продукт культурной эволюции. Следовательно, ви-доспецифичные характеристики поведения, отличающие человека от всех остальных живых существ, по-видимому, функционально связаны с его способностью использовать культурную эволюцию. Выявив эти характеристи-
58
ки, мы сможем судить о качествах, позволивших человечеству использовать культурную эволюцию и/или вызванных некими факторами, которые способствовали самой культурной эволюции.
Отсутствие в области социальных наук специальных работ, посвященных описанию и анализу видоспеци-фичных характеристик поведения человека в процессе его эволюции, вынуждает использовать данные естественных наук, полученные биологами, палеонтологами, антропологами и археологами. Однако эти исследования не содержат анализа культурной эволюции. Даже в данной книге при обсуждении видоспецифичных особенностей поведения человека не рассматривалось, каким образом они могут способствовать культурной эволюции. Тем не менее представляется совершенно очевидным, что они имеют непосредственное отношение к способности извлекать пользу из культурной эволюции и, таким образом, создают основу для развития человечества.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 256.