Для выработки правильного подхода к проблеме эволюции культуры прежде всего необходимо осознать, что в основе биологической эволюции лежит изменение информации, а не организмов как таковых. Муха, например, вовсе не эволюционирует — она просто живет, а затем умирает. Но при этом сохраняется и постепенно эволюционирует информация, заложенная в ДНК. Именно информация и претерпевает изменения, которые затем проявляются — или не проявляются — на уровне организма. В частности, мутации могут возникать в тех фрагментах ДНК, которые не кодируют какой-либо признак, а выполняют роль знаков препинания — если уподобить молекулу ДНК предложению, а ее значащие фрагменты — словам.
Точно так же естественный отбор воздействует фактически на информацию, закодированную в ДНК. Это может осуществляться опосредованно — через выживание и размножение данного организма, но может происходить и иначе — без вовлечения организма. Репликация участка ДНК, несущего мутацию, которая вызывает неверную расстановку «знаков препинания», будет затруднена, и такая мутация вряд ли сохранится. Наоборот, «эгоцентричный» участок ДНК, как бы говорящий просто «скопируй меня», будет воспроизведен и успешно закреплен, если только это не будет помехой выживанию организма.
В основе своей успех биологической эволюции заключается в увеличении общего количества имеющихся в природе копий определенного набора информации, а неудача означает исчезновение всех копий данного набора.
С этой точки зрения культурная эволюция во многом схожа с биологической, с той разницей, что в первом случае информация передается последующим поколениям не посредством размножения с участием ДНК, а путем подражания, обучения и овладения знанием и навыками. Подобно тому как биологическая эволюция основана на передаче от поколения к поколению неиска-
54
женной генетической информации, эволюция культуры связана со способностью сохранять всю накопленную информацию и передавать ее следующему поколению.
Разумеется, в обоих случаях для эволюции просто точной передачи информации еще недостаточно: ведь последняя должна обновляться и изменяться. В культурной эволюции, как и в биологической, возможно случайное появление новой информации — например, когда кто-то непроизвольно обнаруживает новый факт или открывает новую форму поведения. Однако культурная эволюция не зависит всецело от случая: человек способен активно искать новую информацию, сознательно выбирая направление своих поисков. Он может также получить ее путем размышлений, приходя к новым фактам, взаимосвязям, формам поведения методом дедукции.
Естественный отбор, воздействуя на информацию, способен играть в культурной эволюции ту же роль, что и в биологической. Люди, располагающие информацией, которая повышает их шансы на выживание и продолжение рода, смогут иметь более многочисленное потомство, которому и передадут свои знания. Но распространение информации в ходе культурной эволюции не ограничено репродуктивным процессом. Ведь информация не обязательно передается прямым потомкам: путем подражания или обучения ее может воспринять любой человек. Судьба нового знания будет тем успешнее, чем большее количество людей овладеет им. Как правило, наиболее успешно распространяется информация, облегчающая добывание пищи или самозащиту. Кроме того, история человечества свидетельствует, что всегда была велика потребность в информации, относящейся к способам привлечения индивидов противоположного пола.
Однако успешное распространение информации в ходе культурной эволюции определяется и другими факторами. Так, немалую роль играет форма, в которую облечено новое знание: если оно легко усваивается и запоминается, способно заинтересовать и привлечь, то это существенно способствует его восприятию. Важным стимулом может быть и отношение общественной среды: например, информация, которую передают родители детям в процессе воспитания, распространяется достаточно хорошо, ибо она необходима каждому для существования в коллективе.
В культурной эволюции для устранения вредной информации не требуется гибель индивидов или исчезно-
55
вение вида. Человек способен понять, что та или иная форма поведения стала невыгодной, и отказаться от нее, способен воспринимать новые идеи взамен устаревших. Информация может быть устранена просто в силу того, что ее не передают следующему поколению, она может быть мысленно устранена в самый момент своего появления — человек в состоянии обдумывать действия и идеи, а затем логически оценивать, насколько они полезны и целесообразны.
В биологической эволюции доля любых нововведений не должна превышать определенного предела, так как рост количества мутаций приведет к гибели значительной части потомства. В культурной эволюции нововведения не сопряжены с подобным риском, поскольку вредная информация элиминируется гораздо легче. Многие новые генетические признаки, новые свойства могут быть приобретены лишь ценой утраты прежних. Мутация, благодаря которой у птицы появляется клюв, позволяющий раскалывать зернышки, может лишить ее способности ловить насекомых. И, напротив, приобретение новой информации в ходе культурной эволюции обычно не сказывается отрицательно на прежних способностях индивида. В силу этого эволюция культуры может происходить гораздо быстрее: так как новые свойства не вытесняют прежние, а дополняют их, она имеет кумулятивный характер и ее темпы с течением времени должны возрастать.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.