Цели и методы деятельности МОТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главным субъектом регулирования социально-трудовых отношений в мировом масштабе является Международная организация труда (МОТ). Она основана в 1919 г. по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. МОТ создана как международная орга­низация, призванная содействовать социальному прогрессу, установ­лению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению острых вопросов эволюционным, мирным путем. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным уч­реждением Организации Объединенных Наций, а в 1969 г. ей присуж­дена Нобелевская премия мира.

К основным задачам МОТ относятся следующие:

• разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

• создание и принятие международных трудовых норм в виде кон­венций и рекомендаций в целях осуществления данной политики;

• помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем (так называемое техническое сотрудничество);

• защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т.п.);

• борьба с бедностью за повышение жизненного уровня трудящих­ся, развитие социального обеспечения;

• разработка программ улучшения условий труда и производствен­ной среды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восста­новление окружающей среды;

• содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

•разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

От других международных организаций МОТ отличается не только со­держанием работы, но и своей трехсторонней структурой. На всех уров­нях этой организации страны представлены правительствами, организа­циями трудящихся и предпринимателей, которые имеют равные права.

Международная конференция труда (МКТ) — это высший орган МОТ, который собирается ежегодно в Женеве. Каждое государство представлено четырьмя делегатами с правом решающего голоса: дву­мя от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей. Все делегаты пользуются равными правами, при этом делегаты от тру­дящихся и предпринимателей голосуют независимо от представите­лей своих правительств и друг от друга.

Среди методов работы МОТ можно выделить три основных.

1. Разработка и принятие трудовых норм, которые охватывают такие области, как основные права человека в сфере труда (свободы, ассоциа­ции, ликвидация принудительного труда, равенство возможностей и об­ращения), содействие занятости, улучшение условий труда и производ­ственной среды, инспекция труда, социальное обеспечение трудящихся, особенности труда в отдельных отраслях, труд некоторых категорий тру­дящихся. Трудовые нормы устанавливаются конвенциями и рекоменда­циями. Конвенции — это международно-правовые договоры, закрепляю­щие для ратифицировавших их государств-членов обязательства юридического характера. Рекомендации же предназначены лишь для создания ориентиров при выработке государствами — членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке на­ционального законодательства и практических мероприятий.

2. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем (техническое сотрудничество). Помимо работы экспертов и советни­ков техническая помощь включает в себя поставки необходимого обо­рудования, предоставление стипендий для подготовки национальных кадров, организацию различных семинаров.

3. Исследовательская и издательская деятельность. Нормотворческая деятельность и техническое сотрудничество основываются на системати­ческих исследованиях. Они ведутся департаментами Международного бюро труда (постоянного секретариата МОТ), Международным институ­том социально-трудовых исследований МОТ в Женеве и другими органи­зациями. Среди публикаций МОТ - «Официальный бюллетень МБТ», ежемесячный журнал «Международный обзор труда», информационный журнал «Трудовой мир» и другие. Данные, собранные и обобщенные МОТ, публикуются в «Ежегоднике статистики труда», «Бюллетене стати­стики труда» и других изданиях. Периодический журнал МОТ «Рабочее образование» предназначен для профсоюзов и их учебных заведений.

Основными сферами организационно-практической деятельности МОТ являются занятость и безработица, профессиональная подго­товка и переподготовка кадров, права человека, производственная окружающая среда, заработная плата, социальное обеспечение, отдельные категории трудящихся.

Занятость и безработица. Предупреждение безработицы включен в компетенцию МОТ еще при ее основании. Среди норм о занятости основными выступают:

• Конвенция № 88 (1948) о службе занятости;

• Конвенция № 96 (1949) о платных бюро по найму;

• Конвенция № 122 (1964) о политике в области занятости, предусматривающая активное содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости;

• Конвенция № 158 (1982) о прекращении трудовых отношений, которая предусматривает защиту трудящихся от увольнения без основательных причин, обеспечение защиты доходов в случае потери работы

• Конвенция № 168 (1988) о содействии занятости и защите от безработицы, в которой подробно рассматриваются вопросы помощи безработным;

• Конвенция № 173(1992) о защите требований трудящихся в слу­чае неплатежеспособности предприятия.

Важным этапом в деятельности МОТ стало провозглашение в 1969 г. Всемирной программы занятости. На принявшей ее конференции под­черкивалось, что обеспечение более высоких уровней занятости необ­ходимо для достижения всех других целей МОТ. Утверждалось, что со­кращение безработицы требует проведения активной политики на рынке труда, в частности:

а) создания новых рабочих мест и предприятий, чему должна спо­собствовать налоговая и инвестиционная политика национальных правительств;

б) ограничения роста заработной платы путем замораживания за­работной платы, снижения ее установленного минимума, прекраще­ния индексации заработной платы;

в) внедрения более гибких, нестандартных форм занятости, увели­чивающих общую потребность в рабочей силе: работа на условиях не­полного рабочего времени, на временных рабочих местах и т.п.;

г) сокращения сверхурочных работ, общего сокращения рабочего времени;

д) понижения возраста выхода на пенсию.

Стремясь внести свой вклад в борьбу с бедностью, МОТ еще в 1976 г. выдвинула концепцию основных нужд. Они определялись как мини­мальный уровень жизни, который общество должно установить для беднейших групп населения. Эта концепция способствовала установ­лению в странах минимального уровня заработной платы и пенсий.

Профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Данная проблема тесно связана с занятостью, поскольку работник высокой квалификации, обладающий несколькими профессиями, обычно долго не остается безработным. Позиция МОТ в отношении подго­товки кадров нашла отражение в ряде конвенций:

• Конвенции № 140 (1974) об оплачиваемом отпуске с целью обра­зования, в том числе профессионального;

• Конвенции № 142 (1975) о развитии человеческих ресурсов, увя­зывающая их развитие с занятостью;

• Конвенции № 159 (1983) о профессиональной подготовке и тру­довой деятельности инвалидов.

Права человека широко рассматривались в следующих конвенциях и рекомендациях МОТ:

• Конвенциях № 29 (1930) и № 150 (1957) о принудительном тру­де — предусматривают безотлагательное устранение всех форм при­нудительного или обязательного труда, за исключением военной службы, труда заключенных и труда во время чрезвычайных ситуа­ций, таких, как война, пожары и землетрясения;

• Конвенции № 87 (1948) о свободе ассоциаций и защите права на организацию — предусматривает гарантию и обеспечение трудящим­ся и предпринимателям права создавать по своему выбору ассоциа­ции и вступать в них, а этим ассоциациям — права действовать без вмешательства государства;

• Конвенции № 98 (1949) о применении принципов права на орга­низацию и ведение коллективных переговоров — нацелена на устра­нение фактов дискриминации профсоюзов, защиту организаций предпринимателей и трудящихся от вмешательства извне, а также на принятие мер по содействию коллективным переговорам;

• Конвенции № 100 (1957) о равном вознаграждении — утверждает принцип равной оплаты за труд равной ценности мужчин и женщин;

• Конвенции № 111 (1958) о дискриминации в области труда и за­нятий — подчеркивает важность национальной политики, направ­ленной на упразднение дискриминации по признаку пола, цвета кожи, религии, политических убеждений, национального или соци­ального происхождения.

Производственная окружающая среда. Деятельность МОТ в этой области направлена на улучшение общих условий организации и ох­раны труда, техники безопасности и гигиены, на гуманизацию труда, повышение удовлетворенности работой, охрану и улучшение окружа­ющей среды. К наиболее общим и принципиальным международным нормам в этой сфере относятся:

• Конвенция № 148 (1977) о производственной среде (загрязнение воздуха, шумы, вибрации);

• Конвенция № 155 (1981) о безопасности, гигиене труда и произ­водственной среде, впервые заложившая основы национальной поли­тики по этим вопросам.

В начале 1970-х гг. МОТ начала осуществление программы по гуманизации труда. Удовлетворенность работой и гуманизация труда провозглашены одними из актуальных проблем будущего. Во второй половине 1970-х гг. начато осуществление Международной програм­мы по улучшению условий труда и производственной среды. В рам­ках этой и ряда других программ разрабатывались проблемы окружа­ющей среды.

Заработная плата. В Уставе МОТ в качестве основных задач назва­ны достижение гарантий заработной платы, обеспечение удовлетво­рительных условий жизни и признание принципа равной оплаты за равный труд. В этой области приняты следующие конвенции:

• Конвенция № 26 (1928) о создании и применении процедуры ми­нимальной заработной платы. Она призывает правительства устанав­ливать минимум заработной платы;

• Конвенция № 95 (1949) об охране заработной платы. Основным ее принципом является своевременная и полная заработная плата, охраняемая от противозаконной практики;

• Конвенция № 99 (1951) о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве;

• Конвенция № 100 (1951) о равном вознаграждении за труд рав­ной ценности мужчин и женщин;

• Конвенция № 131 (1970) об установлении минимальной заработ­ной платы — содержит положение о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению и что непримене­ние этого положения влечет за собой уголовные и иные санкции.

Социальное обеспечение. В нормативной деятельности МОТ в дан­ной области выделяют два периода: довоенный, получивший назва­ние периода социального страхования, и послевоенный — период становления собственно социального обеспечения. Конвенция № 102 (1952) о минимальных нормах социального обеспечения является первым наиболее важным документом второго периода. В ней ут­верждается принцип универсальности социального обеспечения, охватывающего все слои населения и все виды социального обеспече­ния. Однако она не предусматривала обязательной социальной защи­ты всех трудящихся, нормы минимальных пособий в ней довольно низкие. Поэтому в последующих конвенциях, № 121, 128, 130, кото­рые относятся к отдельным видам страхования, учитывается обяза­тельство стран добиваться более высоких уровней пособий. Вопросам социального обеспечения трудящихся-мигрантов посвящены кон­венции № 118 (1962) и № 157 (1982).

Отдельные категории трудящихся. МОТ выделяет как категории трудящихся, нуждающиеся в социальной защите, так и работников отдельных отраслей.

Женщины. Законодательные меры о трудном положении женщин на производстве нашли отражение в ряде конвенций, в том числе та­ких, как:

• Конвенция № 89 (1948) о ночном труде женщин;

• Конвенция № 103 (1952) об охране материнства;

• Конвенция № 156 (1981) о трудящихся с семейными обязаннос­тями — определяет для таких трудящихся ряд льгот и мер помощи.

Молодежь является одной из наиболее уязвимых категорий трудя­щихся. Первые международные трудовые акты были посвящены установлению минимального возраста для приема на работу, ночному тру­ду подростков и найму их на вредные и опасные работы.

Трудящиеся-мигранты. В конвенциях МОТ № 97 (1949) и № 143 (1975) содержатся положения о ликвидации нелегальной занятости и о предоставлении трудящимся-мигрантам равного обращения с мест­ными трудящимися.

Моряки занимают первое место в законотворческой деятельности МОТ среди отдельных профессиональных групп. Это закономерно, ибо условия труда на борту судов, плавающих по всему миру, объектив­но требуют международной регламентации. Организацией принято бо­лее тридцати конвенций и рекомендаций относительно труда моряков.

Работники интеллектуального труда. Для изучения проблем раз­личных категорий работников интеллектуального труда МОТ создала Трехсторонний консультационный комитет по вопросам служащих и работников умственного труда. Конвенция № 151 (1978) посвящена трудовым отношениям на государственной службе.

МОТ и Россия

Советский Союз стал членом МОТ в 1934 г. В 1940 г. в связи со Второй мировой войной он вышел из ее состава и возобновил свое членство в организации в 1954 г. Советское руководство в целом негативно отно­силось к МОТ, поскольку на правительство СССР поступало большое количество жалоб. Различные органы МОТ критиковали СССР преж­де всего за принудительный труд. При этом основной упор делался на положении колхозников, которые в то время не могли свободно увольняться и выходить из колхоза. Острота вопроса была снята после внесения в примерный Устав колхозов дополнения о порядке выхода колхозников из хозяйства. В МОТ проводилась широкая дискуссия в связи с высылкой академика А.Д. Сахарова в г. Горький.

В различные периоды своей истории МОТ характеризовалась раз­ной степенью политизации. Вступление после Второй мировой войны в МОТ социалистических стран усилило политизацию организации. В 1977 г. США, ссылаясь на политизацию организации, вышли из МОТ. Возвратившись в нее в 1980 г., США усилили давление на социалисти­ческие страны. После отказа стран Восточной Европы от социалисти­ческой ориентации политическая направленность МОТ ослабла.

Россия как преемница международных обязательств Советскою Союза стала членом МОТ. Отказ России от коммунистической идеи логии, от административно-командной системы и переход к рыноч­ным отношениям изменил отношение руководства МОТ к нашей стране, увеличил интерес к ней. В новой России изменился порядок формирования национальной делегации на Конференцию МОТ. В СССР предпринимательская делегация состояла из руководителей предприятий и советников-ученых, затем — из представителей Торго­вой палаты. В независимой России создан Российский союз промыш­ленников и предпринимателей, уполномоченный представлять предпринимателей. Вместе с тем осложнилось формирование проф­союзной организации в связи с возникновением нескольких профсо­юзов на месте единого профсоюза.

Программным документом МОТ, определяющим ее отношение к России и другим бывшим социалистическим странам, можно считать проблемный доклад Генерального директора МОТ «Демократизация и МОТ» (1992). В нем рассматривается структурная перестройка стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, большое внимание уделено организации трехстороннего сотрудничества как способу приемлемого решения социально-трудовых проблем. В до­кладе выражается уверенность, что демократизация укоренится в странах, избравших трипартизм методом регулирования социально-трудовых отношений. Россия, как и другие бывшие социалистичес­кие страны, должна обеспечить появление независимых партнеров, которые прежде отсутствовали, должна придать им силы, научить ве­сти общую дискуссию и трехсторонние переговоры.

В докладе также отмечается, что трудовые отношения в этих стра­нах развиваются, как правило, на общенациональном и профессио­нальном уровнях. Однако функции каждой стороны пока еще плохо определены, имеется излишне большое количество соперничающих и малопредставительных организаций. Двусторонние отношения и пе­реговоры между предпринимателями и трудящимися слабо развиты по причине неудовлетворительной подготовки полностью автоном­ных, достаточно представительных и хорошо организованных участ­ников, которые могли бы вести эффективный диалог.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.