Главным субъектом регулирования социально-трудовых отношений в мировом масштабе является Международная организация труда (МОТ). Она основана в 1919 г. по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. МОТ создана как международная организация, призванная содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению острых вопросов эволюционным, мирным путем. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, а в 1969 г. ей присуждена Нобелевская премия мира.
К основным задачам МОТ относятся следующие:
• разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
• создание и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций в целях осуществления данной политики;
• помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем (так называемое техническое сотрудничество);
• защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т.п.);
• борьба с бедностью за повышение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
• разработка программ улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды;
• содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;
•разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.
От других международных организаций МОТ отличается не только содержанием работы, но и своей трехсторонней структурой. На всех уровнях этой организации страны представлены правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей, которые имеют равные права.
Международная конференция труда (МКТ) — это высший орган МОТ, который собирается ежегодно в Женеве. Каждое государство представлено четырьмя делегатами с правом решающего голоса: двумя от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей. Все делегаты пользуются равными правами, при этом делегаты от трудящихся и предпринимателей голосуют независимо от представителей своих правительств и друг от друга.
Среди методов работы МОТ можно выделить три основных.
1. Разработка и принятие трудовых норм, которые охватывают такие области, как основные права человека в сфере труда (свободы, ассоциации, ликвидация принудительного труда, равенство возможностей и обращения), содействие занятости, улучшение условий труда и производственной среды, инспекция труда, социальное обеспечение трудящихся, особенности труда в отдельных отраслях, труд некоторых категорий трудящихся. Трудовые нормы устанавливаются конвенциями и рекомендациями. Конвенции — это международно-правовые договоры, закрепляющие для ратифицировавших их государств-членов обязательства юридического характера. Рекомендации же предназначены лишь для создания ориентиров при выработке государствами — членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий.
2. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем (техническое сотрудничество). Помимо работы экспертов и советников техническая помощь включает в себя поставки необходимого оборудования, предоставление стипендий для подготовки национальных кадров, организацию различных семинаров.
3. Исследовательская и издательская деятельность. Нормотворческая деятельность и техническое сотрудничество основываются на систематических исследованиях. Они ведутся департаментами Международного бюро труда (постоянного секретариата МОТ), Международным институтом социально-трудовых исследований МОТ в Женеве и другими организациями. Среди публикаций МОТ - «Официальный бюллетень МБТ», ежемесячный журнал «Международный обзор труда», информационный журнал «Трудовой мир» и другие. Данные, собранные и обобщенные МОТ, публикуются в «Ежегоднике статистики труда», «Бюллетене статистики труда» и других изданиях. Периодический журнал МОТ «Рабочее образование» предназначен для профсоюзов и их учебных заведений.
Основными сферами организационно-практической деятельности МОТ являются занятость и безработица, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, права человека, производственная окружающая среда, заработная плата, социальное обеспечение, отдельные категории трудящихся.
Занятость и безработица. Предупреждение безработицы включен в компетенцию МОТ еще при ее основании. Среди норм о занятости основными выступают:
• Конвенция № 88 (1948) о службе занятости;
• Конвенция № 96 (1949) о платных бюро по найму;
• Конвенция № 122 (1964) о политике в области занятости, предусматривающая активное содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
• Конвенция № 158 (1982) о прекращении трудовых отношений, которая предусматривает защиту трудящихся от увольнения без основательных причин, обеспечение защиты доходов в случае потери работы
• Конвенция № 168 (1988) о содействии занятости и защите от безработицы, в которой подробно рассматриваются вопросы помощи безработным;
• Конвенция № 173(1992) о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предприятия.
Важным этапом в деятельности МОТ стало провозглашение в 1969 г. Всемирной программы занятости. На принявшей ее конференции подчеркивалось, что обеспечение более высоких уровней занятости необходимо для достижения всех других целей МОТ. Утверждалось, что сокращение безработицы требует проведения активной политики на рынке труда, в частности:
а) создания новых рабочих мест и предприятий, чему должна способствовать налоговая и инвестиционная политика национальных правительств;
б) ограничения роста заработной платы путем замораживания заработной платы, снижения ее установленного минимума, прекращения индексации заработной платы;
в) внедрения более гибких, нестандартных форм занятости, увеличивающих общую потребность в рабочей силе: работа на условиях неполного рабочего времени, на временных рабочих местах и т.п.;
г) сокращения сверхурочных работ, общего сокращения рабочего времени;
д) понижения возраста выхода на пенсию.
Стремясь внести свой вклад в борьбу с бедностью, МОТ еще в 1976 г. выдвинула концепцию основных нужд. Они определялись как минимальный уровень жизни, который общество должно установить для беднейших групп населения. Эта концепция способствовала установлению в странах минимального уровня заработной платы и пенсий.
Профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Данная проблема тесно связана с занятостью, поскольку работник высокой квалификации, обладающий несколькими профессиями, обычно долго не остается безработным. Позиция МОТ в отношении подготовки кадров нашла отражение в ряде конвенций:
• Конвенции № 140 (1974) об оплачиваемом отпуске с целью образования, в том числе профессионального;
• Конвенции № 142 (1975) о развитии человеческих ресурсов, увязывающая их развитие с занятостью;
• Конвенции № 159 (1983) о профессиональной подготовке и трудовой деятельности инвалидов.
Права человека широко рассматривались в следующих конвенциях и рекомендациях МОТ:
• Конвенциях № 29 (1930) и № 150 (1957) о принудительном труде — предусматривают безотлагательное устранение всех форм принудительного или обязательного труда, за исключением военной службы, труда заключенных и труда во время чрезвычайных ситуаций, таких, как война, пожары и землетрясения;
• Конвенции № 87 (1948) о свободе ассоциаций и защите права на организацию — предусматривает гарантию и обеспечение трудящимся и предпринимателям права создавать по своему выбору ассоциации и вступать в них, а этим ассоциациям — права действовать без вмешательства государства;
• Конвенции № 98 (1949) о применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров — нацелена на устранение фактов дискриминации профсоюзов, защиту организаций предпринимателей и трудящихся от вмешательства извне, а также на принятие мер по содействию коллективным переговорам;
• Конвенции № 100 (1957) о равном вознаграждении — утверждает принцип равной оплаты за труд равной ценности мужчин и женщин;
• Конвенции № 111 (1958) о дискриминации в области труда и занятий — подчеркивает важность национальной политики, направленной на упразднение дискриминации по признаку пола, цвета кожи, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения.
Производственная окружающая среда. Деятельность МОТ в этой области направлена на улучшение общих условий организации и охраны труда, техники безопасности и гигиены, на гуманизацию труда, повышение удовлетворенности работой, охрану и улучшение окружающей среды. К наиболее общим и принципиальным международным нормам в этой сфере относятся:
• Конвенция № 148 (1977) о производственной среде (загрязнение воздуха, шумы, вибрации);
• Конвенция № 155 (1981) о безопасности, гигиене труда и производственной среде, впервые заложившая основы национальной политики по этим вопросам.
В начале 1970-х гг. МОТ начала осуществление программы по гуманизации труда. Удовлетворенность работой и гуманизация труда провозглашены одними из актуальных проблем будущего. Во второй половине 1970-х гг. начато осуществление Международной программы по улучшению условий труда и производственной среды. В рамках этой и ряда других программ разрабатывались проблемы окружающей среды.
Заработная плата. В Уставе МОТ в качестве основных задач названы достижение гарантий заработной платы, обеспечение удовлетворительных условий жизни и признание принципа равной оплаты за равный труд. В этой области приняты следующие конвенции:
• Конвенция № 26 (1928) о создании и применении процедуры минимальной заработной платы. Она призывает правительства устанавливать минимум заработной платы;
• Конвенция № 95 (1949) об охране заработной платы. Основным ее принципом является своевременная и полная заработная плата, охраняемая от противозаконной практики;
• Конвенция № 99 (1951) о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве;
• Конвенция № 100 (1951) о равном вознаграждении за труд равной ценности мужчин и женщин;
• Конвенция № 131 (1970) об установлении минимальной заработной платы — содержит положение о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению и что неприменение этого положения влечет за собой уголовные и иные санкции.
Социальное обеспечение. В нормативной деятельности МОТ в данной области выделяют два периода: довоенный, получивший название периода социального страхования, и послевоенный — период становления собственно социального обеспечения. Конвенция № 102 (1952) о минимальных нормах социального обеспечения является первым наиболее важным документом второго периода. В ней утверждается принцип универсальности социального обеспечения, охватывающего все слои населения и все виды социального обеспечения. Однако она не предусматривала обязательной социальной защиты всех трудящихся, нормы минимальных пособий в ней довольно низкие. Поэтому в последующих конвенциях, № 121, 128, 130, которые относятся к отдельным видам страхования, учитывается обязательство стран добиваться более высоких уровней пособий. Вопросам социального обеспечения трудящихся-мигрантов посвящены конвенции № 118 (1962) и № 157 (1982).
Отдельные категории трудящихся. МОТ выделяет как категории трудящихся, нуждающиеся в социальной защите, так и работников отдельных отраслей.
Женщины. Законодательные меры о трудном положении женщин на производстве нашли отражение в ряде конвенций, в том числе таких, как:
• Конвенция № 89 (1948) о ночном труде женщин;
• Конвенция № 103 (1952) об охране материнства;
• Конвенция № 156 (1981) о трудящихся с семейными обязанностями — определяет для таких трудящихся ряд льгот и мер помощи.
Молодежь является одной из наиболее уязвимых категорий трудящихся. Первые международные трудовые акты были посвящены установлению минимального возраста для приема на работу, ночному труду подростков и найму их на вредные и опасные работы.
Трудящиеся-мигранты. В конвенциях МОТ № 97 (1949) и № 143 (1975) содержатся положения о ликвидации нелегальной занятости и о предоставлении трудящимся-мигрантам равного обращения с местными трудящимися.
Моряки занимают первое место в законотворческой деятельности МОТ среди отдельных профессиональных групп. Это закономерно, ибо условия труда на борту судов, плавающих по всему миру, объективно требуют международной регламентации. Организацией принято более тридцати конвенций и рекомендаций относительно труда моряков.
Работники интеллектуального труда. Для изучения проблем различных категорий работников интеллектуального труда МОТ создала Трехсторонний консультационный комитет по вопросам служащих и работников умственного труда. Конвенция № 151 (1978) посвящена трудовым отношениям на государственной службе.
МОТ и Россия
Советский Союз стал членом МОТ в 1934 г. В 1940 г. в связи со Второй мировой войной он вышел из ее состава и возобновил свое членство в организации в 1954 г. Советское руководство в целом негативно относилось к МОТ, поскольку на правительство СССР поступало большое количество жалоб. Различные органы МОТ критиковали СССР прежде всего за принудительный труд. При этом основной упор делался на положении колхозников, которые в то время не могли свободно увольняться и выходить из колхоза. Острота вопроса была снята после внесения в примерный Устав колхозов дополнения о порядке выхода колхозников из хозяйства. В МОТ проводилась широкая дискуссия в связи с высылкой академика А.Д. Сахарова в г. Горький.
В различные периоды своей истории МОТ характеризовалась разной степенью политизации. Вступление после Второй мировой войны в МОТ социалистических стран усилило политизацию организации. В 1977 г. США, ссылаясь на политизацию организации, вышли из МОТ. Возвратившись в нее в 1980 г., США усилили давление на социалистические страны. После отказа стран Восточной Европы от социалистической ориентации политическая направленность МОТ ослабла.
Россия как преемница международных обязательств Советскою Союза стала членом МОТ. Отказ России от коммунистической идеи логии, от административно-командной системы и переход к рыночным отношениям изменил отношение руководства МОТ к нашей стране, увеличил интерес к ней. В новой России изменился порядок формирования национальной делегации на Конференцию МОТ. В СССР предпринимательская делегация состояла из руководителей предприятий и советников-ученых, затем — из представителей Торговой палаты. В независимой России создан Российский союз промышленников и предпринимателей, уполномоченный представлять предпринимателей. Вместе с тем осложнилось формирование профсоюзной организации в связи с возникновением нескольких профсоюзов на месте единого профсоюза.
Программным документом МОТ, определяющим ее отношение к России и другим бывшим социалистическим странам, можно считать проблемный доклад Генерального директора МОТ «Демократизация и МОТ» (1992). В нем рассматривается структурная перестройка стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, большое внимание уделено организации трехстороннего сотрудничества как способу приемлемого решения социально-трудовых проблем. В докладе выражается уверенность, что демократизация укоренится в странах, избравших трипартизм методом регулирования социально-трудовых отношений. Россия, как и другие бывшие социалистические страны, должна обеспечить появление независимых партнеров, которые прежде отсутствовали, должна придать им силы, научить вести общую дискуссию и трехсторонние переговоры.
В докладе также отмечается, что трудовые отношения в этих странах развиваются, как правило, на общенациональном и профессиональном уровнях. Однако функции каждой стороны пока еще плохо определены, имеется излишне большое количество соперничающих и малопредставительных организаций. Двусторонние отношения и переговоры между предпринимателями и трудящимися слабо развиты по причине неудовлетворительной подготовки полностью автономных, достаточно представительных и хорошо организованных участников, которые могли бы вести эффективный диалог.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 261.