Основными видами негосударственного социального страхования являются:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

добровольное дополнительное (профессиональное) социальное стра­хование наемных работников в рамках отдельных отраслей экономики или отдельных компаний на основе долгосрочных отраслевых (рамоч­ных) или коллективных соглашений. Характер таких систем страхова­ния, как правило, частный, но их деятельность регулируется специ­альным законодательством, предусматривающим социальные гарантии для застрахованных: минимальный период занятости у од­ного работодателя, после которого возникает право на дополнитель­ные виды защиты; сохранение приобретенных прав застрахованного при перемене места работы; формы контроля за состоянием финан­сового положения страховой организации. Важной организационно-правовой формой данного института социальной защиты служит пенсионная система предприятия, в котором пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятия и управляются само­стоятельными пенсионными кассами, фондами, кассами поддержки и т.д. В целях гарантирования реализации приобретенных прав созда­ется резервный пенсионный фонд, из которого осуществляются вы­платы в случае неплатежеспособности предприятия или самостоя­тельной пенсионной кассы (фонда, страховой компании);

добровольное личное (частное) страхование граждан организовано на контрактной основе, что ограничивает его функционирование фиксированными периодами времени, определенными видами риска и финансовыми возможностями отдельных физических лиц. Оно ор­ганизовано на принципах и с помощью механизмов личного страхо­вания (эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка страхо­вой премии с вероятностью возникновения риска для конкретных граждан и т.п.).

Институт добровольного социального страхования еще не получил в России широкого распространения. Так, в период с 1997 по 2003 г. удельный вес страховых взносов на медицинское страхование в общей сумме страховых взносов по договорам добровольного страхования уменьшился с 19 до 9%, в то время как удельный вес страховых взно­сов на имущественное страхование увеличился с 18 до 38%. Приведен­ные данные позволяют говорить о наличии тенденции уменьшения роли социального страхования в системе добровольного страхования.

Социальное обеспечение осуществляется в двух формах: денежной (пенсии, пособия и др.) и не денежной (льготы).

Денежная форма социального обеспечения. Величина пенсий и посо­бий зависит от следующих показателей:

тарифа, т.е. ставки обязательного платежа, определяемого для каждого вида социального страхования. Примером тарифа служит ставка единого социального налога;

суммы страховых взносов, отражающей степень участия застрахо­ванного работника и его работодателей в финансировании страховой системы. Размеры пенсий и пособий увязаны с предыдущими зара­ботками и взносами без всякой проверки нуждаемости;

величины прожиточного минимума, представляющей собой мини­мальную социальную гарантию по доходам. В России минимальный уровень пенсии по старости и минимальная заработная плата нахо­дятся ниже величины прожиточного минимума;

•уровня цен. Инфляция вызывает необходимость индексации до­ходов населения, т.е. поддержания их реального содержания. Соглас­но Федеральному закону «Об индексации доходов и сбережений насе­ления» (1991), индексация должна проводиться либо путем прямых пересчетов и компенсаций, либо путем изменения минимального размера заработной платы, на который ориентированы важнейшие социальные трансферты.

Неденежная форма социального обеспечения. Льгота есть особое по сравнению с общим действующим порядком преимущество, распрост­раняемое на отдельную группу населения. В период советской власти и рыночных реформ в России сложилась громоздкая система социаль­ных льгот, которая регламентировалась более чем 80 законами и иными нормативными актами. Наличие многочисленных натуральных льгот (по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, проезда на обще­ственном транспорте, по обеспечению лекарственными средствами и т.д.) не позволяло разграничить финансовую ответственность за их предоставление между различными ветвями публичной власти. Кроме того, многие нормы не применялись на практике и регулярно приоста­навливались федеральными законами о бюджете. В целях разрешения накопившихся проблем в сфере социального обеспечения был принят Федеральный закон № 122 «О внесении изменений...» (2004), который послужил правовой основой для проведения социальной реформы в стране. Суть этой реформы состояла в замене большого числа нату­ральных льгот фиксированными денежными выплатами, т.е. в «моне­тизации» льгот.

 

Единый социальный налог

 

Единый социальный налог (ЕСН) является основным источником де­нежных средств, необходимых для финансирования системы соци­ального обеспечения Российской Федерации. Суммы ЕСН поступают в федеральный бюджет, в фонд социального страхования РФ, в феде­ральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Часть средств, поступающих в федеральный бю­джет (около 50%), направляется в Пенсионный фонд РФ. Распределе­ние поступлений единого социального налога в 2003 г. схематически представлено на рис. 8.2.

Налогоплательщиками единого социального налога являются, прежде всего, работодатели, производящие выплату заработной платы наемным работникам. Кроме того, данный налог взимается с самоза­нятых лиц, которые, по сути, представляют собой работодателя и ра­ботника в одном лице.

Объектом налогообложения для работодателя признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых яв­ляется выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским дого­ворам. При этом учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от их формы, в частности полная или частичная оплата товаров, предназначенных для работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Объектом налого­обложения для индивидуального предпринимателя признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятель­ности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для налого­плательщиков — членов крестьянских (фермерских) хозяйств из до­хода также исключаются фактически произведенные расходы, связанные с развитием данного хозяйства.

Налоговая база единого социального налога равна денежному эк­виваленту объекта налогообложения за вычетом сумм, не подлежа­щих налогообложению. Работодатель определяет налоговую базу от­дельно по каждому работнику.

Не подлежат налогообложению единым социальным налогом не­которые виды доходов, в частности:

•государственные пособия (по временной нетрудоспособности, по безработице и др.);

•компенсационные выплаты (связанные с возмещением вреда здоровью, бесплатным предоставлением жилья и т.д.);

• единовременная материальная помощь (в связи со стихийным бедствием, смертью члена семьи работника и т.д.);

• доходы крестьянского (фермерского) хозяйства в течение первых пяти лет после его регистрации;

Налоговые льготы. От уплаты единого социального налога осво­бождаются некоторые налогоплательщики, у которых сумма выплат или иных вознаграждений не превышает в течение года 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо. К таким налогоплательщикам относятся прежде всего общественные организации инвалидов и индивидуаль­ные предприниматели-инвалиды.

Ставки единого социального налога дифференцируются по груп­пам налогоплательщиков и по величине налоговой базы. Ставка ЕСН при налоговой базе до 280 тыс. руб. для следующих групп налогопла­тельщиков составляет:

• организации — 26%;

• сельскохозяйственные товаропроизводители, организации на­родных художественных промыслов и родовых, семейных общин ко­ренных малочисленных народов Севера, занимающихся традицион­ными отраслями хозяйствования, — 20%;

•организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зо­ны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на тер­ритории данной зоны, — 14%;

• индивидуальные предприниматели и члены крестьянских (фер­мерских) хозяйств — 10%;

•адвокаты — 8%.

Ставки налоговых отчислений для ЕСН в федеральный бюджет и внебюджетные фонды для различных групп налогоплательщиков ука­заны в табл. 8.1.

Предельная ставка единого социального налога равна доле налога в дополнительном рубле дохода. С ростом дохода предельная ставка ЕСН в целом уменьшается. Это связано с тем, что максимально возможный объем социальной помощи работнику ограничен, и поэтому взимание налога пропорционально доходу привело бы к неоправданно высокому, несправедливому уровню налогообложений при высоких доходах.

Предельная налоговая ставка для следующих промежутков изме­нения годового дохода работника организации (точнее, налоговой ба­зы) составляет:

•до 280 тыс. руб. — 26%;

• от 280 тыс. руб. до 600 тыс. руб. — 10%;

• свыше 600 тыс. руб. — 2%.

Расчет суммы единого социального налога осуществляется по сле­дующим правилам.

1. Если налоговая база меньше 280 тыс. руб., то ЕСН составляет 26% от налоговой базы.

2. Если налоговая база находится в промежутке от 280 тыс. руб. до 600 тыс. руб., то ЕСН равен 72,8 тыс. руб. (26% от 280 тыс. руб.) плюс 10% с суммы, превышающей 280 тыс. руб.

3. Если налоговая база превышает 600 тыс. руб., то ЕСН равен 104,8 тыс. руб. плюс 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.

Для других групп налогоплательщиков применяются аналогичные правила расчета единого социального налога.

Таблица 1 Ставки единого социального налога, % (при годовом доходе до 280 тыс. руб.)

Налогоплательщик Федеральный бюджет Фонд социального страхования

Фонды ОМС

Итого
            федераль­ный террито­риальный    
Организация 20,0 2,9 1,1 2,0 26,0
Сельхозпроизводитель 15,8 1,9 1,1 1,2 20,0
Резидент особой эконо­мической зоны 14,0 0,0 0,0 0,0 14,0
Индивидуальный пред­приниматель 7,3 0,0 0,8 1,9 10,0
Адвокат 5,3 0,0 0,8 1,9 8,0

И с т о ч н и к: Ст. 241 Налогового кодекса РФ (на 1 января 2006 г.).

Пример. Налоговая база (годовой доход работника) составляет 450 тыс. руб., тогда сумма единого социального налога составит

72,8 + 0,1 х (450 - 280) = 89,8 (тыс. руб.).

 

Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социаль­ных гарантий стабильного развития общества. Проблемы пенсионно­го обеспечения непосредственно затрагивают население пенсионного возраста, а косвенно практически все трудоспособное население. Конституция России гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по старости, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

В Российской Федерации основными видами пенсий являются: пенсия по государственному пенсионному обеспечению и трудовая пенсия. Пенсии первого вида выплачиваются за счет средств феде­рального бюджета с использованием распределительных механизмов, а пенсии второго вида — за счет Пенсионного фонда РФ с использо­ванием накопительных и распределительных механизмов.

Основная часть трудовой пенсии формируется в рамках системы пенсионного страхования (страховая часть пенсии). Пенсионное стра­хование строится на следующих принципах:

• единство и федеральный характер государственного пенсионно­го страхования;

• обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов;

• государственная гарантия для всех застрахованных;

• солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями, территориями);

• федеральный характер собственности на уплаченные страховые взносы;

• автономность бюджета пенсионной системы от государственно­го бюджета;

• поддержание уровня жизни пенсионеров (индексация пенсий);

• эквивалентность страховых платежей и пенсионных выплат;

• целевое использование страховых взносов;

•зависимость размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы);

• индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страховых взносов.

Социальная сущность пенсионного страхования заключается в пе­рераспределении риска наступления страхового случая между застра­хованными, с одной стороны, и всеми работодателями — с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, между застра­хованными и работодателями, проживающими в разных регионах страны, занятых в различных отраслях экономики, и т.д.

Рассмотрим два основных вида пенсий.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом № 166 «О го­сударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2001). Право на пенсии данного вида имеют:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техно­генных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане — инвалиды и граждане, достиг­шие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) и не имеющие права на трудовую пенсию.

В России существуют следующие виды пенсий по государственно­му пенсионному обеспечению:

• пенсия за выслугу лет (назначается федеральным государствен­ным служащим и военнослужащим);

• пенсия по старости (назначается пострадавшим в техногенных катастрофах и т.п.);

• пенсия по инвалидности (назначается военнослужащим, участни­кам Великой Отечественной войны, жертвам техногенных катастроф);

• социальная пенсия (назначается нетрудоспособным гражданам).

Пенсия за выслугу лет выплачивается федеральным государствен­ным служащим одновременно с трудовой пенсией. Федеральный го­сударственный служащий получает право на пенсию по выслуге лет после увольнения с федеральной государственной службы при нали­чии стажа государственной службы не менее 15 лет. Размер данной пенсии при стаже государственной службы 15 лет составляет 45% среднего заработка федерального государственного служащего за вы­четом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за вы­слугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% средне­месячного заработка федерального государственного служащего.

Систему финансирования пенсий по государственному пенсионно­му страхованию называют распределительной, поскольку она определяет способ распределения бюджетных средств, но не содержит механизма формирования пенсионного фонда на принципах солидарности мате­риальных обязательств (между поколениями, отраслями, территория­ми), эквивалентности пенсионных взносов и пенсионных выплат, целе­вого использования пенсионных взносов, индивидуального учета и т.д.

Пенсии военнослужащим назначаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, про­ходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государ­ственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (1993), другими нормативными актами.

В Советском Союзе пенсионная система не имела накопительных механизмов, т.е. была чисто распределительной. Российский закон «О государственных пенсиях» (1990) стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную си­стему. Тем самым были созданы предпосылки для использования вне­бюджетного источника осуществления пенсионного обеспечения.

Трудовая пенсия

Трудовая пенсия назначается и выплачивается в соответствии с Федераль­ным законом № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (2001). Право на пенсию данного вида имеют лица, застрахованные в со­ответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном стра­ховании в Российской Федерации».

В России существуют следующие виды трудовых пенсий:

• трудовая пенсия по старости;

• трудовая пенсия по инвалидности;

• трудовая пенсия по потере кормильца.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достиг­шие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при нали­чии страхового стажа не менее пяти лет. Страховой стаж суммар­ная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также период прохождения военной службы, период ухода родителя за ребенком и т.д.

Механизм назначения трудовой пенсии по старости основан на разделении индивидуального лицевого счета (ИЛС) на две части: общую и накопительную. На общей части ИЛС аккумулируются стра­ховые взносы на финансирование страховой части пенсии. На специ­альной части ИЛС аккумулируются страховые взносы на финан­сирование накопительной части трудовой пенсии, а также чистый финансовый результат (доход) от инвестирования средств пенсион­ных накоплений.

З  астрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ вправе доверить инвестирование накопленных на счете денежных средств управляю­щей компании, при этом оно может действовать через Пенсионный фонд или самостоятельно. Если работник осуществляет формирова­ние накопительной части своей трудовой пенсии через Пенсионный фонд, он имеет право выбрать одну из управляющих компаний из числа заключивших с этим фондом договор доверительного управле­ния средствами пенсионных накоплений. Если работник осуществляет формирование накопительной части своей пенсии самостоятельно, он вправе выбрать негосударственный пенсионный фонд, обеспечи­вающий обязательное пенсионное страхование.

Механизм защиты поступивших на ИЛС страховых взносов от ин­фляции реализуется с использованием коэффициентов индексации, которые устанавливаются постановлением Правительства РФ. Так, в 2004 г. сумма страховых взносов, поступивших в 2002 г., подлежала увеличению в 1,2509 раза, а сумма страховых взносов, поступивших в 2003 г., - в 1,0628 раза.

Совокупность средств, учтенных в специальной части индивиду­ального лицевого счета, называют пенсионными накоплениями.

Расчет трудовой пенсии по старости осуществляется по следую­щей формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П — размер трудовой пенсии по старости; БЧ — базовая часть тру­довой пенсии по старости; СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости; НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в оди­наковом размере для абсолютного большинства пенсионеров. На 14 февраля 2005 г. ее размер составлял 900 руб. в месяц. Право на по­вышенный размер базовой части трудовой пенсии имеют:

•лица, достигшие 80 лет, и инвалиды III степени (1800 руб.);

• лица, на иждивении которых находятся нетрудоспособные чле­ны семьи (от 1200 до 1800 руб.);

• лица, достигшие 80 лет, и инвалиды III степени, на иждивении ко­торых находятся нетрудоспособные члены семьи (от 2100 до 2700 руб.);

• лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (900 руб. умножается на соответствующий район­ный коэффициент).

Страховая часть трудовой пенсии по старости определяется по

формуле

СЧ = ПК/Т,

где СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК — рас­четный пенсионный капитал, т.е. общая сумма страховых взносов И иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ* Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (период «дожития»). Для мужчин в возрасте 60 лет и женщин в возрасте 55 лет данный показатель равен 19 годам (228 месяцам).

Поскольку в первые десятилетия нынешнего века пенсионного возраста достигают лица, начавшие свою трудовую деятельность до создания действующей системы пенсионного страхования, возникает необходимость оценки пенсионных прав таких лиц. Она осуществля­ется путем конвертации (преобразования) таких прав в денежный пенсионный капитал по формуле

ПК = (РП - БЧ) х Т,

где ПК — величина расчетного пенсионного капитала; РП — расчет­ный размер трудовой пенсии, который определяется по следующей формуле:

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП,

где ЗР — среднемесячная заработная плата застрахованного лица за 2000—2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд; ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июня по 30 сентября 2001 г.; СК — стажевый коэффициент, кото­рый принимает значения от 0,55 до 0,75 в зависимости от общего тру­дового стажа.

Отношение среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 для абсолютного боль­шинства пенсионеров. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данное отношение учиты­вается в размерах от 1,2 до 1,9.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости определяется по формуле

НЧ = ПН/Т,

где НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии по старости; ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица; Т — ко­личество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета НЧ (определяется в порядке, ус­тановленном Федеральным законом).

Трудовые пенсии по старости назначают ранее достижения пенси­онного возраста лицам, проработавшим:

• на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми усло­виями труда, в горячих цехах;

• в качестве рабочих локомотивных бригад, водителей грузовых ав­томобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев и т.д.;

• на полевых, геолого-разведочных, поисковых, изыскательских и тому подобных работах;

• на лесозаготовках и лесосплаве;

• в качестве механизаторов комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах;

• в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

• на подземных и открытых горных работах, на строительстве шахт и рудников;

• в летном составе гражданской авиации, на работах по непосред­ственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиа­ции, по их непосредственному обслуживанию;

•в качестве спасателей и работников противопожарной службы МЧС;

• в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лише­ния свободы;

• в качестве педагога государственных и муниципальных учрежде­ний для детей;

• в качестве медицинского работника государственных и муници­пальных учреждений здравоохранения;

• в качестве актера, режиссера в государственных и муниципаль­ных театрах или театрально-зрелищных организациях;

• в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д. Кроме того, трудовые пенсии назначаются ранее достижения пен­сионного возраста следующим категориям граждан:

• женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;

• инвалидам вследствие военной травмы, инвалидам по зрению III степени;

•гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам и др.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.