• добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование наемных работников в рамках отдельных отраслей экономики или отдельных компаний на основе долгосрочных отраслевых (рамочных) или коллективных соглашений. Характер таких систем страхования, как правило, частный, но их деятельность регулируется специальным законодательством, предусматривающим социальные гарантии для застрахованных: минимальный период занятости у одного работодателя, после которого возникает право на дополнительные виды защиты; сохранение приобретенных прав застрахованного при перемене места работы; формы контроля за состоянием финансового положения страховой организации. Важной организационно-правовой формой данного института социальной защиты служит пенсионная система предприятия, в котором пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятия и управляются самостоятельными пенсионными кассами, фондами, кассами поддержки и т.д. В целях гарантирования реализации приобретенных прав создается резервный пенсионный фонд, из которого осуществляются выплаты в случае неплатежеспособности предприятия или самостоятельной пенсионной кассы (фонда, страховой компании);
• добровольное личное (частное) страхование граждан организовано на контрактной основе, что ограничивает его функционирование фиксированными периодами времени, определенными видами риска и финансовыми возможностями отдельных физических лиц. Оно организовано на принципах и с помощью механизмов личного страхования (эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка страховой премии с вероятностью возникновения риска для конкретных граждан и т.п.).
Институт добровольного социального страхования еще не получил в России широкого распространения. Так, в период с 1997 по 2003 г. удельный вес страховых взносов на медицинское страхование в общей сумме страховых взносов по договорам добровольного страхования уменьшился с 19 до 9%, в то время как удельный вес страховых взносов на имущественное страхование увеличился с 18 до 38%. Приведенные данные позволяют говорить о наличии тенденции уменьшения роли социального страхования в системе добровольного страхования.
Социальное обеспечение осуществляется в двух формах: денежной (пенсии, пособия и др.) и не денежной (льготы).
Денежная форма социального обеспечения. Величина пенсий и пособий зависит от следующих показателей:
• тарифа, т.е. ставки обязательного платежа, определяемого для каждого вида социального страхования. Примером тарифа служит ставка единого социального налога;
• суммы страховых взносов, отражающей степень участия застрахованного работника и его работодателей в финансировании страховой системы. Размеры пенсий и пособий увязаны с предыдущими заработками и взносами без всякой проверки нуждаемости;
• величины прожиточного минимума, представляющей собой минимальную социальную гарантию по доходам. В России минимальный уровень пенсии по старости и минимальная заработная плата находятся ниже величины прожиточного минимума;
•уровня цен. Инфляция вызывает необходимость индексации доходов населения, т.е. поддержания их реального содержания. Согласно Федеральному закону «Об индексации доходов и сбережений населения» (1991), индексация должна проводиться либо путем прямых пересчетов и компенсаций, либо путем изменения минимального размера заработной платы, на который ориентированы важнейшие социальные трансферты.
Неденежная форма социального обеспечения. Льгота есть особое по сравнению с общим действующим порядком преимущество, распространяемое на отдельную группу населения. В период советской власти и рыночных реформ в России сложилась громоздкая система социальных льгот, которая регламентировалась более чем 80 законами и иными нормативными актами. Наличие многочисленных натуральных льгот (по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте, по обеспечению лекарственными средствами и т.д.) не позволяло разграничить финансовую ответственность за их предоставление между различными ветвями публичной власти. Кроме того, многие нормы не применялись на практике и регулярно приостанавливались федеральными законами о бюджете. В целях разрешения накопившихся проблем в сфере социального обеспечения был принят Федеральный закон № 122 «О внесении изменений...» (2004), который послужил правовой основой для проведения социальной реформы в стране. Суть этой реформы состояла в замене большого числа натуральных льгот фиксированными денежными выплатами, т.е. в «монетизации» льгот.
Единый социальный налог
Единый социальный налог (ЕСН) является основным источником денежных средств, необходимых для финансирования системы социального обеспечения Российской Федерации. Суммы ЕСН поступают в федеральный бюджет, в фонд социального страхования РФ, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Часть средств, поступающих в федеральный бюджет (около 50%), направляется в Пенсионный фонд РФ. Распределение поступлений единого социального налога в 2003 г. схематически представлено на рис. 8.2.
Налогоплательщиками единого социального налога являются, прежде всего, работодатели, производящие выплату заработной платы наемным работникам. Кроме того, данный налог взимается с самозанятых лиц, которые, по сути, представляют собой работодателя и работника в одном лице.
Объектом налогообложения для работодателя признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. При этом учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от их формы, в частности полная или частичная оплата товаров, предназначенных для работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Объектом налогообложения для индивидуального предпринимателя признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для налогоплательщиков — членов крестьянских (фермерских) хозяйств из дохода также исключаются фактически произведенные расходы, связанные с развитием данного хозяйства.
Налоговая база единого социального налога равна денежному эквиваленту объекта налогообложения за вычетом сумм, не подлежащих налогообложению. Работодатель определяет налоговую базу отдельно по каждому работнику.
Не подлежат налогообложению единым социальным налогом некоторые виды доходов, в частности:
•государственные пособия (по временной нетрудоспособности, по безработице и др.);
•компенсационные выплаты (связанные с возмещением вреда здоровью, бесплатным предоставлением жилья и т.д.);
• единовременная материальная помощь (в связи со стихийным бедствием, смертью члена семьи работника и т.д.);
• доходы крестьянского (фермерского) хозяйства в течение первых пяти лет после его регистрации;
Налоговые льготы. От уплаты единого социального налога освобождаются некоторые налогоплательщики, у которых сумма выплат или иных вознаграждений не превышает в течение года 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо. К таким налогоплательщикам относятся прежде всего общественные организации инвалидов и индивидуальные предприниматели-инвалиды.
Ставки единого социального налога дифференцируются по группам налогоплательщиков и по величине налоговой базы. Ставка ЕСН при налоговой базе до 280 тыс. руб. для следующих групп налогоплательщиков составляет:
• организации — 26%;
• сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, — 20%;
•организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории данной зоны, — 14%;
• индивидуальные предприниматели и члены крестьянских (фермерских) хозяйств — 10%;
•адвокаты — 8%.
Ставки налоговых отчислений для ЕСН в федеральный бюджет и внебюджетные фонды для различных групп налогоплательщиков указаны в табл. 8.1.
Предельная ставка единого социального налога равна доле налога в дополнительном рубле дохода. С ростом дохода предельная ставка ЕСН в целом уменьшается. Это связано с тем, что максимально возможный объем социальной помощи работнику ограничен, и поэтому взимание налога пропорционально доходу привело бы к неоправданно высокому, несправедливому уровню налогообложений при высоких доходах.
Предельная налоговая ставка для следующих промежутков изменения годового дохода работника организации (точнее, налоговой базы) составляет:
•до 280 тыс. руб. — 26%;
• от 280 тыс. руб. до 600 тыс. руб. — 10%;
• свыше 600 тыс. руб. — 2%.
Расчет суммы единого социального налога осуществляется по следующим правилам.
1. Если налоговая база меньше 280 тыс. руб., то ЕСН составляет 26% от налоговой базы.
2. Если налоговая база находится в промежутке от 280 тыс. руб. до 600 тыс. руб., то ЕСН равен 72,8 тыс. руб. (26% от 280 тыс. руб.) плюс 10% с суммы, превышающей 280 тыс. руб.
3. Если налоговая база превышает 600 тыс. руб., то ЕСН равен 104,8 тыс. руб. плюс 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
Для других групп налогоплательщиков применяются аналогичные правила расчета единого социального налога.
Таблица 1 Ставки единого социального налога, % (при годовом доходе до 280 тыс. руб.)
Налогоплательщик | Федеральный бюджет | Фонд социального страхования | Фонды ОМС | Итого | |
федеральный | территориальный | ||||
Организация | 20,0 | 2,9 | 1,1 | 2,0 | 26,0 |
Сельхозпроизводитель | 15,8 | 1,9 | 1,1 | 1,2 | 20,0 |
Резидент особой экономической зоны | 14,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 14,0 |
Индивидуальный предприниматель | 7,3 | 0,0 | 0,8 | 1,9 | 10,0 |
Адвокат | 5,3 | 0,0 | 0,8 | 1,9 | 8,0 |
И с т о ч н и к: Ст. 241 Налогового кодекса РФ (на 1 января 2006 г.).
Пример. Налоговая база (годовой доход работника) составляет 450 тыс. руб., тогда сумма единого социального налога составит
72,8 + 0,1 х (450 - 280) = 89,8 (тыс. руб.).
Пенсионное обеспечение
Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества. Проблемы пенсионного обеспечения непосредственно затрагивают население пенсионного возраста, а косвенно практически все трудоспособное население. Конституция России гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по старости, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).
В Российской Федерации основными видами пенсий являются: пенсия по государственному пенсионному обеспечению и трудовая пенсия. Пенсии первого вида выплачиваются за счет средств федерального бюджета с использованием распределительных механизмов, а пенсии второго вида — за счет Пенсионного фонда РФ с использованием накопительных и распределительных механизмов.
Основная часть трудовой пенсии формируется в рамках системы пенсионного страхования (страховая часть пенсии). Пенсионное страхование строится на следующих принципах:
• единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;
• обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов;
• государственная гарантия для всех застрахованных;
• солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями, территориями);
• федеральный характер собственности на уплаченные страховые взносы;
• автономность бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;
• поддержание уровня жизни пенсионеров (индексация пенсий);
• эквивалентность страховых платежей и пенсионных выплат;
• целевое использование страховых взносов;
•зависимость размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы);
• индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страховых взносов.
Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями — с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, между застрахованными и работодателями, проживающими в разных регионах страны, занятых в различных отраслях экономики, и т.д.
Рассмотрим два основных вида пенсий.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2001). Право на пенсии данного вида имеют:
1) федеральные государственные служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) нетрудоспособные граждане — инвалиды и граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) и не имеющие права на трудовую пенсию.
В России существуют следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
• пенсия за выслугу лет (назначается федеральным государственным служащим и военнослужащим);
• пенсия по старости (назначается пострадавшим в техногенных катастрофах и т.п.);
• пенсия по инвалидности (назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, жертвам техногенных катастроф);
• социальная пенсия (назначается нетрудоспособным гражданам).
Пенсия за выслугу лет выплачивается федеральным государственным служащим одновременно с трудовой пенсией. Федеральный государственный служащий получает право на пенсию по выслуге лет после увольнения с федеральной государственной службы при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет. Размер данной пенсии при стаже государственной службы 15 лет составляет 45% среднего заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Систему финансирования пенсий по государственному пенсионному страхованию называют распределительной, поскольку она определяет способ распределения бюджетных средств, но не содержит механизма формирования пенсионного фонда на принципах солидарности материальных обязательств (между поколениями, отраслями, территориями), эквивалентности пенсионных взносов и пенсионных выплат, целевого использования пенсионных взносов, индивидуального учета и т.д.
Пенсии военнослужащим назначаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (1993), другими нормативными актами.
В Советском Союзе пенсионная система не имела накопительных механизмов, т.е. была чисто распределительной. Российский закон «О государственных пенсиях» (1990) стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему. Тем самым были созданы предпосылки для использования внебюджетного источника осуществления пенсионного обеспечения.
Трудовая пенсия
Трудовая пенсия назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (2001). Право на пенсию данного вида имеют лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В России существуют следующие виды трудовых пенсий:
• трудовая пенсия по старости;
• трудовая пенсия по инвалидности;
• трудовая пенсия по потере кормильца.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Страховой стаж — суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также период прохождения военной службы, период ухода родителя за ребенком и т.д.
Механизм назначения трудовой пенсии по старости основан на разделении индивидуального лицевого счета (ИЛС) на две части: общую и накопительную. На общей части ИЛС аккумулируются страховые взносы на финансирование страховой части пенсии. На специальной части ИЛС аккумулируются страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также чистый финансовый результат (доход) от инвестирования средств пенсионных накоплений.
З астрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ вправе доверить инвестирование накопленных на счете денежных средств управляющей компании, при этом оно может действовать через Пенсионный фонд или самостоятельно. Если работник осуществляет формирование накопительной части своей трудовой пенсии через Пенсионный фонд, он имеет право выбрать одну из управляющих компаний из числа заключивших с этим фондом договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Если работник осуществляет формирование накопительной части своей пенсии самостоятельно, он вправе выбрать негосударственный пенсионный фонд, обеспечивающий обязательное пенсионное страхование.
Механизм защиты поступивших на ИЛС страховых взносов от инфляции реализуется с использованием коэффициентов индексации, которые устанавливаются постановлением Правительства РФ. Так, в 2004 г. сумма страховых взносов, поступивших в 2002 г., подлежала увеличению в 1,2509 раза, а сумма страховых взносов, поступивших в 2003 г., - в 1,0628 раза.
Совокупность средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, называют пенсионными накоплениями.
Расчет трудовой пенсии по старости осуществляется по следующей формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ,
где П — размер трудовой пенсии по старости; БЧ — базовая часть трудовой пенсии по старости; СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости; НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в одинаковом размере для абсолютного большинства пенсионеров. На 14 февраля 2005 г. ее размер составлял 900 руб. в месяц. Право на повышенный размер базовой части трудовой пенсии имеют:
•лица, достигшие 80 лет, и инвалиды III степени (1800 руб.);
• лица, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (от 1200 до 1800 руб.);
• лица, достигшие 80 лет, и инвалиды III степени, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (от 2100 до 2700 руб.);
• лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (900 руб. умножается на соответствующий районный коэффициент).
Страховая часть трудовой пенсии по старости определяется по
формуле
СЧ = ПК/Т,
где СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК — расчетный пенсионный капитал, т.е. общая сумма страховых взносов И иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ* Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (период «дожития»). Для мужчин в возрасте 60 лет и женщин в возрасте 55 лет данный показатель равен 19 годам (228 месяцам).
Поскольку в первые десятилетия нынешнего века пенсионного возраста достигают лица, начавшие свою трудовую деятельность до создания действующей системы пенсионного страхования, возникает необходимость оценки пенсионных прав таких лиц. Она осуществляется путем конвертации (преобразования) таких прав в денежный пенсионный капитал по формуле
ПК = (РП - БЧ) х Т,
где ПК — величина расчетного пенсионного капитала; РП — расчетный размер трудовой пенсии, который определяется по следующей формуле:
РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП,
где ЗР — среднемесячная заработная плата застрахованного лица за 2000—2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд; ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июня по 30 сентября 2001 г.; СК — стажевый коэффициент, который принимает значения от 0,55 до 0,75 в зависимости от общего трудового стажа.
Отношение среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 для абсолютного большинства пенсионеров. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данное отношение учитывается в размерах от 1,2 до 1,9.
Накопительная часть трудовой пенсии по старости определяется по формуле
НЧ = ПН/Т,
где НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии по старости; ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета НЧ (определяется в порядке, установленном Федеральным законом).
Трудовые пенсии по старости назначают ранее достижения пенсионного возраста лицам, проработавшим:
• на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в горячих цехах;
• в качестве рабочих локомотивных бригад, водителей грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев и т.д.;
• на полевых, геолого-разведочных, поисковых, изыскательских и тому подобных работах;
• на лесозаготовках и лесосплаве;
• в качестве механизаторов комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах;
• в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
• на подземных и открытых горных работах, на строительстве шахт и рудников;
• в летном составе гражданской авиации, на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, по их непосредственному обслуживанию;
•в качестве спасателей и работников противопожарной службы МЧС;
• в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
• в качестве педагога государственных и муниципальных учреждений для детей;
• в качестве медицинского работника государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;
• в качестве актера, режиссера в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях;
• в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д. Кроме того, трудовые пенсии назначаются ранее достижения пенсионного возраста следующим категориям граждан:
• женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;
• инвалидам вследствие военной травмы, инвалидам по зрению III степени;
•гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам и др.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.