Принципы социального партнерства
Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, обеспечивающая согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений. Социальное партнерство выступает в качестве альтернативы силовых методов решения трудовых конфликтов и является цивилизованным методом их решения в рамках социального мира. Систему социального партнерства характеризуют также термином трипартизм (от англ. three — три; party — часть). Правовой основой развития социального партнерства в Российской Федерации послужил Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» (1991).
Система социального партнерства включает в себя следующие уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (муниципальный) и уровень организации.
Системы принципов социального партнерства, провозглашенные в отечественном законодательстве и документах МОТ, существенно различаются между собой по своей направленности.
В Трудовом кодексе РФ (ст. 24) указаны следующие принципы построения системы социального партнерства, которые определяют механизм ее функционирования:
• равноправие сторон;
• уважение и учет интересов сторон;
• заинтересованность сторон в участии в договорных отношения •содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
•соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
• полномочность представителей сторон;
• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
• контроль выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;
• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
В официальных документах МОТ сформулированы следующие принципы построения системы социального партнерства, которые непосредственно вытекают из конечной цели ее функционирования — повышения благосостояния населения:
• всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;
• непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;
• свобода слова и свобода объединения есть необходимые условия постоянного прогресса;
• нищета в любом месте представляет собой угрозу для всеобщего благосостояния;
• все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей;
• необходимо стремиться к полной занятости и повышению жизненного уровня;
• труд не является товаром.
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах (ст. 27 ТК РФ):
• коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
• взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников в совершенствовании трудового законодательства;
• участие работников, их представителей в управлении организацией;
• участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Функционирование системы социального партнерства в ряде отраслей социально-инфраструктурной сферы (органы внутренних дел, таможенные органы и др.) имеет свои особенности, которые устанавливаются федеральными законами.
Коллективные переговоры
Органом социального партнерства является комиссия, образованная из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях комиссия является трехсторонней. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, членами которой являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. Комиссия создается для ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора или соглашения. Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателей по следующим вопросам:
• формы и системы оплаты труда; выплата пособий, компенсаций;
• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
• рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
• улучшение условий труда и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
• соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
•экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
• гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
• оздоровление и отдых работников и членов их семей;
• контроль выполнения коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
• отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора и других аналогичных действий.
Соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства и т.д.
Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных представителей.
Представителями работников в социальном партнерстве, как правило, являются профессиональные союзы и их объединения. Профсоюз — массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов. Главная цель профсоюза состоит в улучшении денежных и неденежных условий занятости своих членов. Профсоюзы бывают двух видов: отраслевые, которые объединяют большую часть или всех работников в отрасли или фирме независимо от рода их занятий, и цеховые, объединяющие работников исключительно одной и той же профессии.
В России профсоюзы возникли в ходе первой русской революции 1905—1907 гг. В годы советской власти практически все работающее население состояло в профсоюзах. Как составное звено государственной машины управления производством и общественной жизнью профсоюзы были наделены некоторыми функциями социальной защиты трудящихся, включая управление и использование значительной части фондов общественного потребления и социального страхования. Мотивация профсоюзного членства в советский период определялась как административно-принудительными методами (обязательное вступление), так и возможностями потребления ряда дефицитных товаров и услуг, распределяемых профсоюзами.
В современной России крупнейшим профсоюзным объединением является Федерация независимых профсоюзов (ФНПР), которая была создана после распада СССР. Правовой основой деятельности отечественных профсоюзов в условиях рыночной экономики служит Закон РФ «О профессиональных союзах» (1996). К настоящему времени профсоюзы в России еще не играют той роли в экономической жизни страны, которую они выполняют в развитых капиталистических странах.
В западных странах отношение к профессиональным союзам со стороны общественного мнения и государства не всегда было благоприятно. Так, в начале прошлого века в США работодатели часто утверждали, что профсоюзы ведут себя как монополисты на рынке труда, в силу чего они подпадают под действие антитрестовского законодательства. На этом основании некоторые работодатели добивались постановления суда о запрещении деятельности профсоюзов на своих предприятиях. Кроме того, при найме новых работников работодатели часто имели возможность заставить их подписать обязательство не вступать в профсоюз, выдвигавшееся условием найма. Как следствие, к 1930 г. уровень участия в профсоюзах составлял менее 7% от рабочей силы. В последующие три десятилетия был принят ряд законов, которые способствовали повышению числа членов профсоюзов. В 1970 г. доля членов профсоюзов составляла 24,7% рабочей силы, а в последующие два десятилетия этот показатель неуклонно уменьшался (в 1992 г. — 12,9%).
Представителем работодателей в социальном партнерстве выступает, как правило, объединение работодателей — некоммерческая организация, включающая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления. В современной России крупнейшим объединением работодателей является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), уставом которого предусмотрено право его руководящих органов представлять интересы своих членов в переговорном процессе с правительством и профсоюзами. РСПП участвует в экспертизе проектов законодательных актов и управленческих решений по вопросам регулирования трудовых отношений.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.