Социальное партнерство в сфере труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работ­никами, работодателями, органами государственной власти, органа­ми местного самоуправления, обеспечивающая согласование интере­сов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений. Социальное партнерство выступает в качестве альтернативы силовых методов решения трудовых кон­фликтов и является цивилизованным методом их решения в рамках социального мира. Систему социального партнерства характеризуют также термином трипартизм (от англ. three — три; party — часть). Пра­вовой основой развития социального партнерства в Российской Фе­дерации послужил Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» (1991).

Система социального партнерства включает в себя следующие уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (муниципальный) и уровень организации.

Системы принципов социального партнерства, провозглашенные в отечественном законодательстве и документах МОТ, существенно различаются между собой по своей направленности.

В Трудовом кодексе РФ (ст. 24) указаны следующие принципы по­строения системы социального партнерства, которые определяют механизм ее функционирования:

• равноправие сторон;

• уважение и учет интересов сторон;

• заинтересованность сторон в участии в договорных отношения •содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

•соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

• полномочность представителей сторон;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

• контроль выполнения принятых коллективных договоров, согла­шений;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

В официальных документах МОТ сформулированы следующие принципы построения системы социального партнерства, которые непосредственно вытекают из конечной цели ее функционирова­ния — повышения благосостояния населения:

• всеобщий и прочный мир может быть установлен только на ос­нове социальной справедливости;

• непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;

• свобода слова и свобода объединения есть необходимые условия постоянного прогресса;

• нищета в любом месте представляет собой угрозу для всеобщего благосостояния;

• все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на мате­риальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей;

• необходимо стремиться к полной занятости и повышению жиз­ненного уровня;

• труд не является товаром.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах (ст. 27 ТК РФ):

• коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

• взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирова­ния трудовых отношений, обеспечение гарантий трудовых прав ра­ботников в совершенствовании трудового законодательства;

• участие работников, их представителей в управлении организацией;

• участие представителей работников и работодателей в досудеб­ном разрешении трудовых споров.

Функционирование системы социального партнерства в ряде от­раслей социально-инфраструктурной сферы (органы внутренних дел, таможенные органы и др.) имеет свои особенности, которые устанав­ливаются федеральными законами.

Коллективные переговоры

Органом социального партнерства является комиссия, образованная из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях комиссия яв­ляется трехсторонней. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, членами которой являются предста­вители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. Комиссия создается для ведения коллективных переговоров по подго­товке, заключению и изменению коллективного договора или согла­шения. Участники коллективных переговоров свободны в выборе во­просов регулирования социально-трудовых отношений.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодате­лей по следующим вопросам:

• формы и системы оплаты труда; выплата пособий, компенсаций;

• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уров­ня инфляции, выполнения показателей, определенных коллектив­ным договором;

• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

• рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

• улучшение условий труда и охраны труда работников, в том чис­ле женщин и молодежи;

• соблюдение интересов работников при приватизации организа­ции, ведомственного жилья;

•экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

• гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

• оздоровление и отдых работников и членов их семей;

• контроль выполнения коллективного договора, порядок внесе­ния в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспе­чение нормальных условий деятельности представителей работников;

• отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора и других аналогичных действий.

Соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей. В со­глашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следу­ющим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства и т.д.

Сторонами социального партнерства выступают работники и рабо­тодатели в лице уполномоченных представителей.

Представителями работников в социальном партнерстве, как прави­ло, являются профессиональные союзы и их объединения. Профсоюз — массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов. Главная цель профсоюза состоит в улучшении денежных и неденежных условий занятости своих членов. Профсоюзы бывают двух видов: от­раслевые, которые объединяют большую часть или всех работников в отрасли или фирме независимо от рода их занятий, и цеховые, объеди­няющие работников исключительно одной и той же профессии.

В России профсоюзы возникли в ходе первой русской революции 1905—1907 гг. В годы советской власти практически все работающее население состояло в профсоюзах. Как составное звено государствен­ной машины управления производством и общественной жизнью профсоюзы были наделены некоторыми функциями социальной за­щиты трудящихся, включая управление и использование значитель­ной части фондов общественного потребления и социального страхо­вания. Мотивация профсоюзного членства в советский период определялась как административно-принудительными методами (обязательное вступление), так и возможностями потребления ряда дефицитных товаров и услуг, распределяемых профсоюзами.

В современной России крупнейшим профсоюзным объединением является Федерация независимых профсоюзов (ФНПР), которая была создана после распада СССР. Правовой основой деятельности отечест­венных профсоюзов в условиях рыночной экономики служит Закон РФ «О профессиональных союзах» (1996). К настоящему времени профсо­юзы в России еще не играют той роли в экономической жизни страны, которую они выполняют в развитых капиталистических странах.

В западных странах отношение к профессиональным союзам со стороны общественного мнения и государства не всегда было благо­приятно. Так, в начале прошлого века в США работодатели часто ут­верждали, что профсоюзы ведут себя как монополисты на рынке труда, в силу чего они подпадают под действие антитрестовского зако­нодательства. На этом основании некоторые работодатели добива­лись постановления суда о запрещении деятельности профсоюзов на своих предприятиях. Кроме того, при найме новых работников рабо­тодатели часто имели возможность заставить их подписать обяза­тельство не вступать в профсоюз, выдвигавшееся условием найма. Как следствие, к 1930 г. уровень участия в профсоюзах составлял ме­нее 7% от рабочей силы. В последующие три десятилетия был принят ряд законов, которые способствовали повышению числа членов профсоюзов. В 1970 г. доля членов профсоюзов составляла 24,7% ра­бочей силы, а в последующие два десятилетия этот показатель не­уклонно уменьшался (в 1992 г. — 12,9%).

Представителем работодателей в социальном партнерстве вы­ступает, как правило, объединение работодателей — некоммерчес­кая организация, включающая на добровольной основе работодате­лей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной вла­сти и местного самоуправления. В современной России крупней­шим объединением работодателей является Российский союз про­мышленников и предпринимателей (РСПП), уставом которого предусмотрено право его руководящих органов представлять инте­ресы своих членов в переговорном процессе с правительством и профсоюзами. РСПП участвует в экспертизе проектов законода­тельных актов и управленческих решений по вопросам регулирова­ния трудовых отношений.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.