Основу пенсионной системы России составляет Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — самостоятельное финансово-кредитное учреждение, образованное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Вместе с тем денежные средства ПФР не входят в состав государственного бюджета. В большинстве развитых стран пенсионные фонды не объявляются государственной собственностью. Обычно эти фонды рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей со строго целевым назначением. Бюджет Пенсионного фонда России формируется на основе следующих принципов:
• бюджет ПФР должен быть сбалансирован по доходам и расходам посредством регулирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных категорий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР;
•доходная часть бюджета ПФР формируется исходя из тарифа страховых взносов для различных категорий плательщиков, а также за счет поступлений из федерального бюджета;
• расходная часть бюджета ПФР формируется в соответствии с условиями исчисления размеров пенсий по действующему пенсионному законодательству;
• при формировании бюджета ПФР учитывается Бюджетный кодекс РФ (поскольку используются прогнозные бюджетные показатели), Налоговый кодекс РФ (используются ставки единого социального налога), другие законы РФ.
Основными функциями Пенсионного фонда России являются:
• целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов;
• организация работы по взысканию средств с работодателей и других граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан;
• капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов;
• контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием этих средств;
• ведение индивидуального учета застрахованных лиц и государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;
• внесение в Федеральное собрание РФ предложений по совершенствованию пенсионной системы России;
• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
• информирование населения по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Финансовые потоки распределяются между элементами пенсионной системы следующим образом. Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей страховые взносы через банк плательщика направляются в региональные отделения ПФР, откуда через Центральный банк РФ или банк, уполномоченный Центральным банком, поступают в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплаты производятся тремя службами: почтой, Сбербанком РФ и альтернативными службами доставки.
Если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы-доноры), излишек переводится региональным отделением ПФР в центр, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в те регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.
Таблица .2 Поступление и расходование средств Пенсионного фонда РФ
Показатель | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Остаток средств на начало года, млрд руб. | 98,3 | 115,6 | 33,7 | 57,3 |
Поступление, млрд руб. | 532,1 | 699,9 | 843,1 | 1015,8 |
В том числе из федерального бюджета | 34,0 | 49,5 | 51,0 | 60,5 |
Расходование, млрд руб. | 514,8 | 789,6 | 804,1 | 967,5 |
Отношение расходов ПФР к расходам консолидированного бюджета РФ, % | 21,3 | 23,1 | 20,3 | 20,7 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2005 : стат. сб. С. 613.
В табл. 8.2 приведены данные о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда России в 2001—2004 гг. Как следует из таблицы, отношение расходов ПФР к расходам консолидированного бюджета в этот период превышало 20%. Этот факт демонстрирует важную роль Пенсионного фонда России в экономике страны.
Реформирование пенсионной системы России
В период 1996—2006 гг. пенсионная система России находилась в состоянии реформирования. Суть преобразований состояла в поэтапном переходе от всеобщей распределительной системы к комбинированной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы формирования пенсий. Ожидается, что аккумулирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым существенно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 236.