В странах с либеральной экономикой центральным элементом социально-трудовой сферы выступает рынок труда, поэтому важнейшей целью государственного вмешательства в эту сферу служит расширение спроса на труд и поддержка эффективного предложения труда. Меры государственного регулирования рынка труда дифференцируют следующим образом:
• по объектам воздействия. В этой роли могут выступать население и его отдельные группы, работники и их отдельные группы, а также предприниматели и их группы. В то же время в качестве объектов регулирования рынка труда могут рассматриваться элементы организации труда, а именно оплата труда, его продолжительность, условия труда и т.д.;
• по направленности воздействия. К этим мерам относятся: меры, увеличивающие (уменьшающие) спрос на рынке труда; меры, воздействующие на структуру предложения труда и структуру спроса на труд; меры регулирования рынка труда, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения;
• по форме воздействия меры регулирования рынка труда делятся на прямые и косвенные. При этом как прямое, так и косвенное влияние на рынок труда наиболее эффективно при обязательном учете баланса интересов всех субъектов рынка труда;
• по характеру воздействия на рынок труда меры регулирования разделяются на поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные, экономические, административные;
• по уровню воздействия меры государственного регулирования рынка труда подразделяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные;
• по источникам финансирования — госбюджет, средства внебюджетных социальных фондов и т.д.
Существуют два типа государственной политики регулирования рынка труда: пассивная и активная.
Пассивная политика направлена на обеспечение (поддержание) некоторых условий функционирования рынка труда, она предполагает ответственность государства за обеспечение этих условий. В данном случае формируется государственный патернализм в сфере социально-трудовых отношений (от лат. paternus — отцовский, отеческий). Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры: регистрацию ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организацию системы предоставления пособия по безработице, осуществление не денежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.
В странах с развитой рыночной экономикой одной из наиболее распространенных форм реализации пассивной политики занятости является страхование от безработицы, которое стабилизирует потребление семьи безработного и облегчает ему поиск новой работы, поскольку способствует уменьшению затрат времени на случайные заработки. Кроме того, программы страхования от безработицы способствуют макроэкономической стабилизации, повышая покупательную способность населения в период экономического спада и сокращая неравенство доходов в обществе. Вместе с тем программы страхования от безработицы могут поддерживать социальное иждивенчество.
Активная политика направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки и содействия самозанятости. Она поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. В этом случае государство выступает лишь как посредник, предоставляющий человеку возможность занятости. При этом предполагается, что трудоспособный человек должен самостоятельно зарабатывать средства на обеспечение своей семьи и что ответственность за уровень благосостояния его семьи лежит на нем самом. Активная политика регулирования рынка труда включает следующие меры: помощь при трудоустройстве, содействие в профессиональной подготовке, развитие самозанятости, профессиональное консультирование и т.д.
Таблица 1 Трудоустройство населения органами государственной службы занятости в 2004 г.
Категория граждан | Трудоустроено, тыс. человек | В процентах от числа обратившихся, % |
Занятые трудовой деятельностью | 115 | 66,0 |
Учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время | 1445 | 97,5 |
Незанятые трудовой деятельностью | 2595 | 52,4 |
Пенсионеры | 126 | 41,7 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2005 : стат. сб. С. 160.
Государственная служба занятости реализует основные задачи государственной политики регулирования рынка труда. В России она была создана в 1991 г. и действует в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в РФ» (1991). Государственная служба занятости выполняет следующие основные функции:
• оказывает гражданам бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
• предоставляет возможность бесплатного обучения (при необходимости) новой профессии с выплатой стипендии;
• содействует развитию самозанятости населения, обучению предпринимательским навыкам;
• информирует заинтересованных граждан и работодателей о возможности получения работы и обеспечения необходимыми работниками;
• создает условия для публикации статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на труд, возможностях трудоустройства;
• предлагает безработным участие в оплачиваемых общественных работах. Эти работы длятся неполный рабочий день, с тем чтобы часть времени могла быть использована на профессиональную подготовку или поиск постоянного рабочего места. Участники программ общественных работ обычно получают минимальную заработную плату. Организация общественных работ основана на трех базовых принципах. Во-первых, эти работы должны быть именно временными и не вступать в конкуренцию с обычными рабочими местами. Во-вторых, участники таких работ могут заниматься ими только ограниченный период времени, например до одного года. В-третьих, создание особых рабочих мест для безработных должно быть самой крайней мерой.
Данные о трудоустройстве населения органами государственной службы занятости в 2004 г. представлены в табл.1.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 229.