Государственное регулирование социально-трудовых отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В странах с либеральной экономикой центральным элементом соци­ально-трудовой сферы выступает рынок труда, поэтому важнейшей целью государственного вмешательства в эту сферу служит расшире­ние спроса на труд и поддержка эффективного предложения труда. Меры государственного регулирования рынка труда дифференциру­ют следующим образом:

по объектам воздействия. В этой роли могут выступать население и его отдельные группы, работники и их отдельные группы, а также предприниматели и их группы. В то же время в качестве объектов ре­гулирования рынка труда могут рассматриваться элементы организа­ции труда, а именно оплата труда, его продолжительность, условия труда и т.д.;

по направленности воздействия. К этим мерам относятся: меры, увеличивающие (уменьшающие) спрос на рынке труда; меры, воздей­ствующие на структуру предложения труда и структуру спроса на труд; меры регулирования рынка труда, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения;

по форме воздействия меры регулирования рынка труда делятся на прямые и косвенные. При этом как прямое, так и косвенное влияние на рынок труда наиболее эффективно при обязательном учете ба­ланса интересов всех субъектов рынка труда;

по характеру воздействия на рынок труда меры регулирования разделяются на поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные, экономические, административные;

по уровню воздействия меры государственного регулирования рынка труда подразделяются на общегосударственные, региональ­ные, отраслевые, внутрифирменные;

по источникам финансирования — госбюджет, средства внебюд­жетных социальных фондов и т.д.

Существуют два типа государственной политики регулирования рынка труда: пассивная и активная.

Пассивная политика направлена на обеспечение (поддержание) не­которых условий функционирования рынка труда, она предполагает ответственность государства за обеспечение этих условий. В данном случае формируется государственный патернализм в сфере социально-трудовых отношений (от лат. paternus — отцовский, отеческий). Пас­сивная политика регулирования рынка труда включает следующие ме­ры: регистрацию ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организацию системы предоставления пособия по безра­ботице, осуществление не денежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

В странах с развитой рыночной экономикой одной из наиболее рас­пространенных форм реализации пассивной политики занятости явля­ется страхование от безработицы, которое стабилизирует потребление семьи безработного и облегчает ему поиск новой работы, поскольку способствует уменьшению затрат времени на случайные заработки. Кроме того, программы страхования от безработицы способствуют ма­кроэкономической стабилизации, повышая покупательную способ­ность населения в период экономического спада и сокращая неравенст­во доходов в обществе. Вместе с тем программы страхования от безработицы могут поддерживать социальное иждивенчество.

Активная политика направлена на повышение конкурентоспособ­ности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподго­товки и содействия самозанятости. Она поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. В этом случае государство выступает лишь как посредник, предоставляющий человеку возмож­ность занятости. При этом предполагается, что трудоспособный чело­век должен самостоятельно зарабатывать средства на обеспечение сво­ей семьи и что ответственность за уровень благосостояния его семьи лежит на нем самом. Активная политика регулирования рынка труда включает следующие меры: помощь при трудоустройстве, содействие в профессиональной подготовке, развитие самозанятости, профессио­нальное консультирование и т.д.

 

Таблица 1 Трудоустройство населения органами государственной службы занятости в 2004 г.

Категория граждан Трудоустроено, тыс. человек В процентах от числа обратившихся, %
Занятые трудовой деятельностью 115 66,0
Учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время 1445 97,5
Незанятые трудовой деятельностью 2595 52,4
Пенсионеры 126 41,7

Источник: Российский статистический ежегодник. 2005 : стат. сб. С. 160.

Государственная служба занятости реализует основные задачи го­сударственной политики регулирования рынка труда. В России она была создана в 1991 г. и действует в соответствии с Федеральным зако­ном «О занятости населения в РФ» (1991). Государственная служба за­нятости выполняет следующие основные функции:

• оказывает гражданам бесплатное содействие в подборе подходя­щей работы и трудоустройстве;

• предоставляет возможность бесплатного обучения (при необхо­димости) новой профессии с выплатой стипендии;

• содействует развитию самозанятости населения, обучению пред­принимательским навыкам;

• информирует заинтересованных граждан и работодателей о возмож­ности получения работы и обеспечения необходимыми работниками;

• создает условия для публикации статистических данных и ин­формационных материалов о предложении и спросе на труд, возмож­ностях трудоустройства;

• предлагает безработным участие в оплачиваемых общественных работах. Эти работы длятся неполный рабочий день, с тем чтобы часть времени могла быть использована на профессиональную подготовку или поиск постоянного рабочего места. Участники программ общест­венных работ обычно получают минимальную заработную плату. Ор­ганизация общественных работ основана на трех базовых принципах. Во-первых, эти работы должны быть именно временными и не вступать в конкуренцию с обычными рабочими местами. Во-вторых, уча­стники таких работ могут заниматься ими только ограниченный пери­од времени, например до одного года. В-третьих, создание особых ра­бочих мест для безработных должно быть самой крайней мерой.

Данные о трудоустройстве населения органами государственной службы занятости в 2004 г. представлены в табл.1.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 229.