Общая цель стимулирования трудовой деятельности состоит в максимизации целевых показателей функционирования организации. Для коммерческой организации единственным целевым показателем является прибыль, а для иных организаций система целей описывается набором социально-экономических показателей.
Для достижения общей цели организация разрабатывает систему стимулирования т.е. комплекс взаимосвязанных частных целей стимулирования для каждого работника организации. Частная цель стимулирования трудовой деятельности состоит в изменении трудового поведения работника таким образом, чтобы оно в наибольшей степени содействовало максимизации целевых показателей организации. К частным целям относятся: увеличение дневной выработки рабочего, улучшение трудовой дисциплины, повышение квалификации, закрепление работника в организации.
Создание системы стимулирования представляет собой сложную управленческую задачу, от качества решения которой существенно зависит степень достижения организацией своих конечных целей. При конструировании системы стимулирования необходимо учитывать форму собственности и характер деятельности организации, ее размер, местоположение, сложившиеся в ней традиции, состав работников и т.д. Эффективность системы стимулирования отражает характер причинно-следственной связи между частными целями стимулирования и обшей целью стимулирования. Если достижение частных целей не влечет за собой достижения общей цели, то действующая система стимулирования является неэффективной.
Для достижения частной цели стимулирования выбирают метод стимулирования трудовой деятельности, т.е. комплекс организационных мероприятий, предназначенный для изменения поведения работника (или группы работников) с целью достижения поставленной частной цели стимулирования. Набор методов стимулирования считают заданным, и задача руководства организации заключается в выборе метода, наиболее подходящего для каждого работника. При выборе метода стимулирования труда работника необходимо учитывать его личностные качества, характер и содержание его трудовых функций, психологический климат в коллективе и т.д. Эффективность метода стимулирования отражает характер причинно-следственной связи между выбранным методом стимулирования и частной целью стимулирования. Если действующий метод стимулирования не обеспечивает желаемого изменения поведения работника, то данный метод считается неэффективным.
Рассмотрим основные способы классификации методов стимулирования.
1. Материальные — нематериальные. В рамках данной, наиболее известной классификации методы стимулирования подразделяют на методы материального и методы нематериального стимулирования. В первом случае стимулы называют материальными, во втором — нематериальными. Метод материального стимулирования предполагает регулирование дохода работника, т.е. объема материальных благ, доступных для потребления. Материальные стимулы подразделяют на прямые и косвенные. Прямые стимулы предполагают изменение денежного дохода работника (денежные премии, надбавки, бонусы, штрафы и пр.), а косвенные — изменение элементов его дохода в натуральной форме (оплата образования, лечения, транспортных услуг, питания, форменной одежды и др.). Метод нематериального стимулирования предполагает регулирование условий жизнедеятельности работника в организации (продвижение по службе, изменение условий труда, наделение дополнительной ответственностью, присуждение почетных званий, обеспечение льготами и т.д.).
В табл. 4 приведены некоторые частные цели стимулирования и соответствующие им методы материального и нематериального стимулирования.
Таблица 4 Цели и методы стимулирования трудовой деятельности
Цель | Стимул | |
материальный | нематериальный | |
Повышение дневной выработки рабочего | Сдельная оплата труда | Улучшение условий труда |
Улучшение трудовой дисциплины | Премия, лишение премии | Поощрение, взыскание |
Повышение квалификации специалиста | Оплата обучения | Продвижение по службе |
Закрепление работника | Надбавка за стаж | Почетное звание, льготы |
2. Краткосрочные — долгосрочные. Данная классификация основана на оценке периода времени между началом практического применения метода стимулирования и вызванным им изменением поведения работника. Если этот период составляет не более 1 —2 месяцев, то метод стимулирования считают краткосрочным, в противном случае — долгосрочным.
3. С условием — без условия. Некоторые методы стимулирования предполагают выдвижение перед работником некоторого условия, что гарантирует последнему оговоренный заранее набор благ. Эти блага работник сможет получить лишь после выполнения данного условия. Другие методы стимулирования не предполагают выдвижение каких-либо условий работнику. Например, меры по улучшению производственной среды служат стимулом для продуктивного труда рабочего, но эти меры не обусловлены какими-либо дополнительными требованиями к нему.
4. Нацеленные на личность — нацеленные на результат. Обычно продукт творческого труда не может быть количественно оценен, что затрудняет использование методов стимулирования, нацеленных на результат. Поэтому в современной экономике все шире используются методы стимулирования, нацеленные на личность. Их суть состоит в изменении поведения работника посредством изменения его личностных качеств. Примерами служат профессиональное обучение работника, его медицинское и культурное обслуживание, воспитание в нем преданности, лояльности к организации. Методы стимулирования, нацеленные на личность, имеют долгосрочный характер и не предполагают выдвижение работнику каких-либо условий.
Тема 8: Оплата труда
Дата: 2019-03-05, просмотров: 244.