- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись плеска волн и крика чаек.)
- Вы на лодке, ярко светит солнышко. Плещут волны, слышны тихие крики чаек. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.
V . Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
Упр. 2 (стр. 123). Работа в паре.
- Прочитайте. Обсудите задание в парах.
- Как одним словом назвать все, что записано? (имена)
- Почему иногда называют Катя, а иногда – Екатерина?
- Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное?
- Назовите пары слов, какие у вас получились.
Работа в тетради.
Упр. 75 (стр. 60). Самостоятельная работа.
-Выполните задание в тетради.
(один ученик выполняет упражнение из рабочей тетради на компьютере)
- Напишите свое полное и сокращенное имя.
- Пригодиться ли вам в жизни знакомство с этим упражнением?
- Когда вы будете взрослыми, как вас будут называть?
Продолжение работы по учебнику.
Упр. 4 (стр. 124)
- Между живущих людей безымянным никто не бывает.
Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный дар получает. (Гомер)
(беседа о значимости и уважительном отношении к своему имени)
- А задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?
- Многие имена пришли к нам из других языков: греческого, латинского, еврейского, скандинавского и других. Каждому из вас я дарю карточку, на которой написано ваше имя и что оно означает.
- Итак, у каждого из вас есть имя. Мы его уже записали в тетради, а сейчас назовем ещё раз. Но не торопитесь. Прочитайте задание к упражнению 4.
- Что должны помнить, чтобы правильно выполнить упражнение?
- Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет? А как вы ласково называете своих близких?
- Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?
VI. Самостоятельная работа.
Соотнесение работы с эталоном для самопроверки.
- У нас в классе есть ребята с одинаковыми именами. А что кроме имени есть у человека, чтобы его можно было отличить от других? (фамилия, отчество)
- Напишите свое имя, отчество и фамилию.
Проверка.
- Назовите фамилию, имя, отчество мамы, папы, бабушки, дедушки.
- В учебнике на странице 124 прочитайте рубрику «Обрати внимание!».
- К кому нужно обращаться по имени и отчеству и почему?
Физкультминутка (офтальмотренажер).
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в группах.
Группа. Учебник – упр. 6, стр. 125
Ира Миша
2 группа. Татьяна Юрий Ирина Михаил
Ивановна Васильевич Юрьевна Юрьевич
Румянцева Румянцев Румянцева Румянцев
Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125
………………….Аня Витя
3 группа. Лариса Алексей Анна Виктор
Николаевна Андреевич Алексеевна Алексеевич
Захарова Захаров Захарова Захаров
Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125
Проверка.
- Выполнив это задание, сформулируйте вывод.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…
На уроке я работал…
Материал урока мне был…
Мое настроение…
- Как вы думаете, знания, полученные на уроке русского языка, пригодятся вам в жизни?
Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
(УМК «Школа России»)
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формировать представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.
Задачи урока:
Личностные – формирование положительного отношения к обучению, потребности вслушиваться в родной язык, внимательного отношения к слову, основ этики;
Метапредметные:
1. регулятивные – формирование навыков целеполагания, самоанализа и коррекции действий;
2. коммуникативные - учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника, уметь общаться, соблюдая правила этики;
3. познавательные – иметь представление о многозначных словах, уметь подбирать слова близкие и противоположные по смыслу;
Предметные: создать условия для формирования представления об однозначности и многозначности слов в русском языке, о словах близких и противоположных по смыслу;
закрепить знание «вежливых» слов и умения употреблять их в речи;
формировать представление о разнообразии словарей в русском языке, умение работать со словарём.
Ход урока
Этапы урока | Задания для достижения планируемых результатов | УУД |
I. Орг. момент II. Актуализация опорных знаний. III. Самоопределение к деятельности. IV. Работа по теме урока. V.Физминутка по методике Базарнова. VI. Этап примене-ния новых знаний. VII. Закрепле-ние изучен- ного материала. VIII. Рефлексия IX. Подве- дение итогов урока. | Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Работа с загадками с договариванием: - Отгадайте загадки Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему:«... (Привет!)» А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик,... (здравствуй!)» К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «... (До свиданья!)» Неуклюжий пёсик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он: «... (Извини!)» Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «... (Спасибо!)» Говорит лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» Ты, лиса, не жалуйся, А скажи:«... (Пожалуйста!)» Олениху в два часа Навестить пришла лиса. Оленята и олень Ей сказали: «... (Добрый день!)» На закате мотылёк Залетел на огонёк. Мы, конечно, рады встрече. Скажем гостю: «... (Добрый вечер!)» - Как называются слова-отгадки? («Вежливые» слова.) Какие ещё «вежливые» слова вы знаете? Фронтальная работа. (На доске запись.) СЦЕЯМ - Составьте из букв слово. (Месяц.) -Составьте предложение с этим словом. Какое значение имеет это слово в ваших предложениях? (Единица времени по календарю. Месяц на небе.) - Что обнаружили? (Слово одинаковое, а значение – разное) - Такие слова в русском языке называются многозначными. - Кто может сформулировать тему урока? - Какие задачи поставим перед собой? 1. Работа в парах – учебник с.26, упр. 16 Учебная задача: Рассмотреть рисунки. Назвать нарисованные предметы. Подготовить ответ на вопрос: - Какие слова называются многозначными? - С какими многознач. словами вы познакомились в этом задании? 2. Индивидуальная работа со словарём. - Найти с толковом словаре слова кисть, колокольчик. Составить с одним из них предложение. Выложить на парте схему своего предложения. 3. Словарная работа. - Послушайте загадки (читают подготовленные ученики). Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолёт И большущий пароход. (Карандаш.) В ЭТОЙ узенькой коробке Ты найдёшь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души. (Пенал.) – Кто отгадал? - Что это за слова? (словарные) - Что вам может помочь написать их правильно, если вы призабыли? (орфографический словарик) - Запишите в тетрадь отгадки, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. - Обменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку. - Можно ли назвать эти слова многозначными? – Почему? (они имеют одно значение) - Тогда как они должны называться? (однозначные) - Поищите на стенах класса глазками картинки с изображениями предметов, значения слов которых будут многозначными. (коса, лук, мышка, ручка) 1. Работа по учебнику (дифференцированная работа) А) Упр. 17 (с. 27). — А какое значение подойдёт для выражения золотая рожь? — Какое значение имеет выражение золотые руки? — Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно. Б) Упр.19 (С. 28). - Прочитайте текст. - Как вы думаете, подходит этот заголовок к тексту. Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно. - Сделайте самопроверку. Оцените свою деятельность Смайликом. (физминутка под музыку) Групповая работа. Упражнение в подборе слов с противоположным значением. Мягкий - … узкий - … Близкий - … низкий - … Сладкий - … редкий - … Холодный - … звонкий - … (дети подставляют нужные слова) - Какие задачи мы ставили перед собой? - Кто применял на уроке «вежливые» слова, в каких ситуациях? - Закончите фразу: « - Я доволен тем, что…» «- У меня получилось…» « - Теперь я знаю…» - Какие слова называются однозначными? Многозначными? - Приведите примеры близких и противоположных по смыслу слов. - Спасибо всем за работу! Молодцы! | Регулятивные: настрой на работу, самоанализ готовности к уроку Коммуникативные (постановка задачи -применить вежливые слова на уроке) Личностные Предметные Познавательные (получение новых знаний) Регулятивные (формулировка темы и задач урока) Познавательные (развитие умения распознавать многознач. слова) Коммуникативные Регулятивные Предметные Регулятивные Коммуникативные Познавательные Регулятивные Познавательные Предметные Познавательные Регулятивные (самопроверка по карточкам-помощницам; самооценка) Предметные Коммуникативные Регулятивные Предметные Личностные |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 270.