Классификация ретенционных аппаратов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


 


217


(ретенционная пластинка, моноблоковый аппарат, позиционер) и несъемные (небная или лингвальная дуга, ретейнер литой или про­ волочный).

 

Довольно часто используется одночелюстная пластинка с вести­ булярной дугой на верхнюю и нижнюю челюсти, моноблочные ап­ параты — активаторы (при скелетных формах аномалий, особенно 2 класс Энгля), позиционеры (особенно при незаконченном лечении).

 

Ретейнер (несъемный ретенционный аппарат) располагается с небной (язычной) стороны на уровне 2/3 высоты коронки зуба от режущего края. После фиксации ретейнера на композитный матери­ ал лечебный аппарат снимают через 40—60 минут (В.А.Тугарин, Л.С.Персин, А.Ю.Порохин, 1996).

Г.Б.Оспанова, Е.В.Хазина, Е.О.Белокурова и др. (1997) реко­ мендуют следующую схему ношения съемного ретенционного аппа­ рата: первые 3—6 месяцев — 24 часа в сутки, последующие 6 меся­ цев — в ночное время, затем в течение 6 месяцев — через ночь и, на­ конец, 1 раз в неделю в течение всей жизни. Эластомерные каппы (или позиционеры) показаны особенно при бруксизме и дисфунк­ ции височно-нижнечелюстных суставов. После лечения открытого прикуса целесообразно применять позиционер. Ортодонту целесо­ образно наблюдать пациентов в течение 4—10 лет после окончания лечения (предупреждение возможного рецидива).

 

На схеме 3 показана классификация ретенционных аппаратов, предложенная Г.Б.Оспановой с соавторами.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

1. Изложите суть побочного действия ортодонтических аппаратов.

 

2. Дайте характеристику системы лечебных и профилактичес­ ких мероприятий по усилению резистентности органов и тканей по­ лости рта при ортодонтическом лечении.

3. Изложите рекомендации по подбору средств гигиены при ап­ паратурном лечении.

4. Каковы специальные лечебные мероприятия, которые целесо­ образно провести в процессе ортодонтического лечения?

5. Каковы основные причины и механизмы развития рецидивов, возникающих при лечении зубочелюстных аномалий?

6. Дайте характеристику ретенционного периода и ретенцион­ ных аппаратов.


 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 31

 

Т е м а: генетически обусловленные аномалии развития челюст­ но-лицевой области.

Ц е л ь: изучить основные виды генетических аспектов различ­ ных патологических состояний твердых тканей зубов, пародонта, деформаций лицевого и мозгового черепа, методы лечения.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

Этапы занятия Оборудование Пособия и средства контроля
     
1. Инструктаж пре­   План содержания занятия
подавателя о со­    
держании занятия    
2. Проверка Модели с различными Учебные пособия, таблицы,
исходных знаний видами генетически диапозитивы, рентгенограммы.
  обусловленных анома­ диагностические модели.
  лий развития челюстно- ортодонтические аппараты,
  лицевой области. Диап­ контрольные модели
  роектор. Негатоскоп  
3. Самостоятельная Оборудование и инстру­ Методические указания. Меди­
курация больных. ментарий ортодонти­ цинская документация. Контро­
Решение клиничес­ ческого кабинета льные модели, рентгенограммы
ких задач    
4. Обсуждение при­   Листок ежедневного учета ра­
нятых больных   боты врача-стоматолога (фор­
    ма 037-1/у-88). Медицинские
    карты
5. Контроль   Бланки с ситуационными
усвоения темы   задачами
6. Подведение ито­   Лекции, учебники, дополнитель­
гов занятия.   ная литература, методические
Задание на следу­   руководства по современным
ющее занятие   технологиям, методам и сред­
    ствам устранения зубочелюст­
    ных аномалий и деформаций
     

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Еще Ч.Дарвин заметил, что всякая внутренняя причина, в ко­ нечном итоге, зависит от внешней причины. Поэтому категорически разграничить зубочелюстные аномалии наследственные и врожден-


 


219


 

 

Рис. 48. Расщелина губы, альвео­ лярного отростка и неба


 

ные чрезвычайно трудно. "Череп-но-лицевые аномалии, в частности морфологические изменения в зу­ бах, могут быть обусловлены хро­ мосомными аберрациями (ано­ мальный кариотип-числовые, структурные аберрации), генной мутацией, а также совместными действиями многих генов и факто­ ров среды" (Ю.А.Беляков, 1993). В конечном итоге любая зубочелюс-тная аномалия несет в себе опре­ деленное наследственное начало. Мы в настоящем руководстве ос-

 


тановимся лишь на наиболее характерных аномалиях, где наслед­ ственный фактор выступает наиболее четко.

 

Расщелины губы, альвеолярного отростка и неба относятся к

 

тяжелым и наиболее часто встречающимся аномалиям (рис. 48).

 

В настоящее время известно более 50 синдромов, которые в ка­ честве одного из признаков включают расщелину. По данным Н.С.Демикова и Л.П.Касерес (1980) конкордантность при расщели­ не для монозиготных близнецов равна 41,7%, а для дизиготных — лишь 7%. Это говорит о большой роли наследственного фактора в развитии данной патологии. В то же время, нельзя отрицать боль­ шую роль факторов внешней среды в развитии расщелин губы, аль­ веолярного отростка и неба.

 

Несовершенный амелогенез (гипоплазия эмали) также имеют в своей основе как наследственный фактор, так и фактор влияния внешней среды. Все наследственные заболевания эмали по клини-ко-морфологическим признакам можно разделить на 3 основные группы: наследственная гипоплазия эмали, связанная с нарушением

 

ее матрикса; наследственная гипоплазия эмали, связанная с наруше­ нием ее созревания; наследственная гипоплазия эмали, связанная с

 

ее гипокальцификацией.

 

Сочетанным нарушением развития эмали и дентина является

 

синдром (болезнь) Стентона-Капдепона. К стоматологу обращают­

 

ся дети с полным или почти полным отсутствием эмали. Обычно при прорезывании зуба часть эмали имеется, но она быстро скалы­ вается, дентин усиленно стирается. При этом дополнительно, как правило, обнаруживается облитерация зубной полости и каналов. Корни зубов обычно искривлены, тонкие, короткие, отмечаются яв­ ления гиперцементоза. Поражаются временные и постоянные зубы. Наследственный компонент, обычно, хорошо прослеживается.


 





220


 

В широком смысле наследования зубочелюстных аномалий сле­ дует понимать и редукцию зубов и альвеолярных отростков.

 

Ангидротическая эктодермальная дисплазия — тяжелое наслед­ ственное заболевание, характеризующееся патологическими измене­ ниями производных эктодермы. Основные признаки: ангидроз, ги-потрихоз, множественная адентия, дисплазия лица и черепа.

 

У нас на лечении находится Наташа К. У нее имеется 4 пере­ дних зуба на верхней челюсти (все в форме клыка) и ни одного зуба на нижней челюсти. Имеющиеся зубы нельзя назвать временными или постоянными, так как это единственный комплект. Эмаль этих зубов очень податлива к химическим и механическим факторам. Альвеолярный отросток нижней челюсти слабо развит. Волосы на голове редкие, короткие, ломкие, брови и ресницы отсутствуют. Кожа лица сухая, шелушащаяся. Вид лица старческий. На рисунке 49 показаны модели челюстей больного ангидротической эктодер-мальной дисплазией.

 

Хондродистрофия (ахондроплазия) или синдром Парро. Это на­ следственное заболевание, характеризующееся аномальным преоб­ разованием хряща в кость. Преобладает поражение эпифизов длин­ ных костей. Рост эпифизов отстает и рано прекращается. Этим обусловливается карликовость (ко­


 

роткие верхние и нижние конечно­ сти при нормальном размере туло­ вища). Поражаются только кости, растущие по эндохондральному типу. Голова имеет характерный вид: седловидно вытянутый нос, плоское лицо, крутой лоб резко на­ висает над носом. Верхняя челюсть рано останавливается в развитии, тогда как нижняя челюсть продол­ жает расти. Таким образом разви­ вается прогеническое соотношение челюстей (мезиальная окклюзия). Ветви нижней челюсти, как прави­ ло, хорошо развиты. Вследствие уменьшения верхней челюсти по сравнению с нижней уменьшена средняя часть лица.

 

Хондродистрофия передается но доминантному принципу или возникает вследствие новой мута-


 

 

Рис. 49. Модели челюстей боль­ ного ангидротической эктодер-мальной дисплазией

 


 





221


пни, которая затем также закрепляется по доминантному типу. За­ болевание в среднем встречается у новорожденных 1:10000, а у взрослых 1:25000 или 1:50000, так как очень высока смертность та­ ких детей, особенно на первом году жизни (Ю.А.Беляков, 1993).

 

Имеется значительное количество врожденных, в том числе на­ следственных, черепных дизостозов. При этом нарушается форми­ рование нейрокраниального тяжа, из которого помимо мозга, фор­ мируются элементы средней зоны лица, I и II жаберных дуг, в том числе зубочелюстная система.

 

Характерным примером данной патологии является черепно-ли-цевой дизостоз (болезнь Крузона). При этом имеется деформация черепа и его основания, лица и зубов. В особенности страдает сред­ няя часть лица. Имеется характерный внешний вид больного: недо­ развитая средняя часть лица, экзофтальм, мелкие орбиты, нистагм, конвергирующее косоглазие, широкий лоб, широкий и приплюсну­ тый нос. Верхняя челюсть обычно значительно недоразвита, ниж­ няя челюсть, как правило, смещена, часто наблюдается открытый или перекрестный прикус, гиподентия, аномалии коронок зубов, ис­ кривление корней зубов.

 

Нижнечелюстно-лицевой  дизостоз (синдром Франческетти).

 

Обычно отмечается недоразвитие одной половины лицевого черепа (недоразвитие или отсутствие половины нижней челюсти, иногда только восходящей ветви, иногда суставного отростка). Нередко на­ блюдается аплазия ушной раковины, атрезия слухового прохода и глухота. На рис. 50 изображено типичное лицо больного с синдро­ мом Франческетти.


 

Рис. 50. Лицо больного с односто­ ронним мандибуло-фациальным дизостозом


 

 

Значительные и разнообразные изменения зубочелюстной системы возникают при хромосомных бо­ лезнях. Хромосомными болезнями называют группу заболеваний, вы­ зываемых числовыми или струк­ турными аберрациями хромосом, видимыми в световой микроскоп. Хромосомных болезней много. Мы

 

в кратком учебном руководстве коснемся лишь для примера неко­ торых из них, при которых имеют­ ся характерные изменения челюст-но-лицевой области.

 

Хромосомы 21 трисомии (син­ дром Дауна). Челюстно-лицевые

 


 





222


 

признаки следующие: округлая форма головы, скошенный и узкий лоб, плоское лицо, плоская переносица, короткий нос, избыток кожи на шее, диспластичные уши, монголоидный разрез глаз, уве­ личенный складчатый язык. У этих больных, как правило, задержи­ вается прорезывание зубов, довольно часто — гипоплазия эмали, аномалии формы коронок зубов, пародонтит.

 

Как правило, отмечается гипотония жевательных мышц, дис­ функция языка и губ. У этих больных часто наблюдается гипопла­ зия средней части лица, открытый и перекрестный прикус.

 

Хромосомы X моносомии (синдром Шерешевского-Тернера) ха­ рактеризуется нарушением половой дифференциации у женщин (низкий рост, инфантализм, недоразвитие гонад, сопутствующие со­ матические аномалии сердца, почек и др.). У данных больных нару­ шено как энхондральное, так и периостальное костеобразование. Лицо нередко имеет старческие черты, углы рта опущены, часто миндалевидные глаза, птоз век, косоглазие, астигматизм, голубые склеры. Наблюдается укорочение корней зубов и их раннее проре­ зывание (особенно постоянных), резорбция корней зубов, микро-дентия, адентия латеральных резцов верхней челюсти. Довольно ча­ сто — дистальное положение нижней челюсти, задержка роста лице­ вого скелета, ретрогнатия верхнечелюстная и нижнечелюстная (од­ нако, с превалированием нижнечелюстной), уменьшение длины тела верхней челюсти, ветви и тела нижней челюсти. У таких боль­ ных часто встречается необычный признак — раздвоение корня (нижней трети) премоляров нижней челюсти.

 

Хромосомы XXV (синдром Клайнфелтера) — мужской гипого-надизм. Характерны евнухоидное телосложение, высокий рост, раз­ нообразные гонадные нарушения.

 

При этом синдроме часто имеют место аномалии формы зубов, микродентия, адентия, ретенция и дистопия клыков, верхней челюс­ ти, сагиттальное увеличение размеров тела нижней челюсти и ее восходящей ветви, высокое положение височно-нижнечелюстных суставов, остеопороз лицевых костей, прогнатия верхнечелюстная и нижнечелюстная.

 

В заключение данной темы следует отметить, что многие ши­ роко встречающиеся зубочелюстные аномалии (нижнечелюстная макрогнатия, диастема, глубокий прикус и др.) наряду с внешни­ ми причинами значительно детерминированы наследственным фактором, что крайне важно учитывать при планировании профи­ лактических и лечебных мероприятий, которые мы здесь не рас­ сматриваем, так как они излагаются в разделах, посвященных кон­ кретной патологии.


 

 



223


 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

1. Объясните роль наследственного фактора в развитии зубоче­ люстных аномалий.

 

2. Дайте характеристику основных причин развития расщелин губы, альвеолярных отростков и неба и несовершенного амелогенеза.

3. Раскройте суть наследственного заболевания — ангидроти­ ческой эктодермальной дисплазии.

4. Дайте характеристику хондродистрофии.

 

5. Дайте характеристику черепно-лицевому дизостозу (болезнь Кузона) и нижнечелюстно-лицевому дизостозу (синдром Франчес-кетти).

6. Что такое хромосомные болезни и как они отражаются на развитии челюстно-лицевой области?

7. Изложите суть синдромов Дауна, Шерешевского-Тернера и Клайнфелтера.


 


ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАНЯТИЕ № 32

 

Тема: современные технологии, методы и средства устранения зубочелюстных аномалий и деформаций.

 

Ц е л ь: ознакомить студентов с основами лечения зубочелюст­ ных аномалий и деформаций современными несъемными дуговыми аппаратами и съемными аппаратами-позиционерами.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

Этапы занятия Оборудование Пособия и средства контроля
     
1. Инструктаж пре­   План содержания занятия
подавателя о со­    
держании занятия    
2. Проверка исход­ Модели с различными Учебные пособия, таблицы,
ных знаний видами зубочелюстных диапозитивы, рентгенограммы,
  аномалий. Дуговые диагностические модели,
  аппараты и позицио­ ортодонтические аппараты,
  неры. Диапроектор. контрольные вопросы
  Негатоскоп. Различ­  
  ные виды ортодонти­  
  ческих щипцов  
3. Самостоятельная Оборудование и ин­ Методические указания.
курация больных. струментарий орто­ Медицинская документация.
Решение клиничес­ донтического кабинета Контрольные модели,
ких задач   рентгенограммы
4. Обсуждение при­   Листок ежедневного учета ра­
нятых больных   боты врача-стоматолога (форма
    037 -1 /у-88). Медицинские карты
5. Контроль усвое­   Бланки с ситуационными
ния темы   задачами
6. Подведение ито­   Лекции, учебники,
гов занятия.   дополнительная литература
     

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

В настоящее время во всем мире применяется широкий набор съемных и несъемных ортодонтических аппаратов. В рамках данного занятия мы рассмотрим по одному виду несъемной и съемной орто­ донтической аппаратуры, имеющей большие перспективы в будущем.


 

 


225


Основоположником современной несъемной дуговой ортодон­ тической аппаратуры является американский врач Энгль. В 1886 году он предложил универсальный аппарат, основой которого явля­ ется пружинящая дуга сечением 1,14 мм. Дуга своими концами, на которых имеются гайки, вводится в трубки, укрепленные на опор­ ных молярах. Дополнительная фиксация и возможность перемеще­ ния зубов осуществляется с помощью проволочных лигатур и элас­ тической резиновой тяги.

 

В дальнейшем Энгль создал первые образцы «Эджуайс-техни-ки», т.е. с помощью колец крепил на зубах замки с плоской проре­ зью, в которую вводилась прямоугольная или квадратная дуга.

Современные конструкции замков (брекетов) состоят из следу­ ющих элементов (рис. 17):

1. Опорной площадки, с помощью которой брекет либо непос­ редственно приклеивается на эмаль, либо приваривается к ортодон-тическому кольцу, которое фиксируется на зубах.

2. Паза, в котором фиксируется дуга.

 

3. Крыльев, служащих для фиксации дуги с помощью проволоч­ ных или эластичных лигатур.

В целях формирования правильных зубных рядов при исполь­ зовании стандартной эджуайс-техники необходимо на дугах произ­ водить изгибы в горизонтальной, вертикальной и сагиттальной плоскостях.

 

Материалами для изготовления ортодонтических дуг служат зо­ лото, сталь, хромо-кобальтовые, титанмолибденовые лигированные сплавы и сплавы на основе титана и никеля. Приведем некоторые примеры ортодонтических дуг, применяемых в настоящее время. Отечественная фирма "Ортодент-Т" выпускает проволоку "Орто-хром" на основе хромоникелевого сплава. Эту проволоку можно легко преформировать по форме зубного ряда и изгибать на ней различные петли. На первом этапе лечения довольно часто приме­ няются мультиканатные проволочные дуги для нивелирования зуб­ ных рядов (например, "Ортофлекс" круглого, квадратного и прямо­ угольного сечения). Очень широкое применение получили дуги из сплава никель-титан ("Ортонит") — из, так называемого, сплава ме­ таллов "с памятью".

 

На позицию брекетов на вестибулярной поверхности зубов вли­ яют разнообразные факторы (конечное положение зуба, его размер, форма, характер смыкания с зубами-антагонистами, форма зубного ряда и др.). Тем не менее, имеются два основных момента, которые необходимо соблюдать: вертикальная ось брекета должна совпадать с продольной осью зуба, каждый брекет должен быть расположен на


 



226


 

соответствующем расстоянии от окклюзионной поверхности зуба (рас­ стояние от середины паза). На рис. 51 указано это расстояние.

 

При работе с эджуайс-техникой широко используются эласти­ ческая тяга резиновых колец и разнообразные пружины (рис. 52).

 

Для предотвращения перемещения моляров в мезиальном на­ правлении можно дополнительно применять губной бампер (рис. 53).

 

 


Рис. 51. Расположение брекетов на вестибулярной поверхности зубов по Ricketts

 

 

Рис. 52. Эластичная тяга I класса и стя­ Рис. 53. Губной бампер гивающая спиралевидная пружина


 


227


На пелот губного бампера, расположенного в преддверии полос­ ти рта во фронтальном отделе, действуют преимущественно круго­ вая мышца рта и подбородочная мышца.

 

Самое широкое применение во всем мире нашла техника пря­ мой дуги. Впервые ее применил в 1969 году американец L.F.An­ drews. Элементами этой техники являются дуга (преимущественно прямоугольного сечения) и особой конструкции брекеты. За счет применения программированных брекетов перемещение зубов и ус­ тановка их в правильное положение возможно без разнообразных изгибов и петель дуги.

 

Особенности брекетов при технике прямой дуги следующие:

 

1. Каждый брекет предназначен для конкретного зуба: соответ­ ствующий индивидуальный для каждого брекета угол паза позволя­ ет установить зубы в правильное положение.

 

2. Основание каждого брекета имеет индивидуальную компен­ саторную высоту.

 

3. Центр рабочего паза брекета соответствует по горизонтали средней точке клинической коронки зуба, а по вертикали — про­ дольной оси клинической коронки зуба.

 

В процессе ортодонтического лечения желательно достичь ре­ зультатов оптимальной, естественной окклюзии. Эндрюс (Andrews) разработал шесть ключей нормальной окклюзии.

 

1. Соотношение моляров (рис. 54): дистальная плоскость дис-тального края первого постоянного моляра верхней челюсти контак­ тирует с мезиальной плоскостью мезиального края второго моляра нижней челюсти; мезиобуккальный бугор первого верхнего посто­

 

янного моляра находится в продольной бороздке между мезиальным и сред­ ним буграми первого нижнего посто­ янного моляра.

2. Мезиодистальный наклон коро­ нок зубов (рис. 55): каждый зуб имеет (или не имеет) индивидуальный угол наклона.

3. Вестибулооральный наклон ко­ ронок зубов — торк (рис. 56): этот угол образуется между перпендикуляром к окклюзионной плоскости и касатель­ ной на середине вестибулярной повер­ хности клинической коронки зуба; он также индивидуален для каждого зуба.

 


Рис. 54. Ключ 1


 


228


 

4. Ротация (рис. 57): зубы в зубном ряду не дол­ жны иметь поворота вокруг своей оси.

 

5. Плотный контакт: зубы должны стоять в зуб­ ном ряду плотно, без про­ межутков.

 

6. Окклюзионная плос­ кость (рис. 58): окклюзион­ ная плоскость должна быть выровнена, между наиболее выступающим бугорком второго моляра нижней че­ люсти и режущим краем нижнего центрального резца не должно быть расстояния более 1,5 мм. По мнению В.А.Тугарина, Л.С.Персина, А.Ю.Порохина (1996) "наи­ более оптимальная форма кривой Шпее для нормаль­ ной, функциональной окк­ люзии — это прямая окклю­ зионная плоскость".


 

 

Рис. 55. Ключ 2 (неправильный наклон 12 зуба)

 

Рис. 56. Ключ 3 (неправильный наклон 11, 12, 21, 22, зубов)

 


 

Рис. 57. Ключ 4 (ротиро­ Рис. 58. Ключ 6 (правильное выравнивание окк-
ванный 26 зуб занимает люзионной кривой, моляры смыкаются по перво­
дополнительное место) му классу)

 


 





229


Рисунки 26—30 выпол­

 

нены по данным Р.Т.Ли и

 

Р.Х.Киршен.

 

Правильный выбор вида

 

ортодонтической дуги на раз­

 

личных этапах лечения зубо­

 

челюстных аномалий имеет

 

очень важное значение.

 

На первом этапе лечения

 

Рис. 59. Первый этап лечения                       предпочтительнее дуги муль-

 

тиканатные ("Ортофлекс")

 

или дуги из сплава никель-титан ("Ортонит") небольшого (0,36— 0,41 мм) круглого сечения (рис. 59).

 

Через несколько месяцев целесообразно заменить на дугу "Ор­ тонит" четырехгранную сечением 0,43 х 0,64 мм или 0,45 х 0,45 мм. На заключительном этапе лечения хорошие результаты дает сталь­ ная дуга типа "Ортохром" прямоугольной формы сечением 0,43 х 0,64 мм или квадратная 0,45 х 0,45 мм.

 

При применении техники прямой дуги промежутки в зубном ряду закрываются с помощью эластичных цепочек, общей лигатуры или стягивающих пружин; создание места осуществляется с помо­ щью открывающих спиралевидных пружин.

 

На рис. 60 показан момент фиксации дуги к брекету с помощью проволочной лигатуры.

 

На рис. 61 изображены основные виды опорных трубок для фиксации на молярах концов вестибулярных дуг.

 

Внутриротовые дуговые аппараты довольно часто сочетаются с внеротовыми аппаратами (рис. 62).


 

Из большого многооб­ разия видов съемных орто­ донтических аппаратов ос­ тановимся на позиционере

— весьма эффективном ап­ парате и слабо описанном

 

в современной доступной литературе, хотя был впер­ вые применен более 50 лет назад. Первые попытки применения позиционера были осуществлены как дополнительного метода после лечения дуговыми


 

 

Рис. 60. Фиксация дуги к брекету с помо­ щью преформированной металлической ли­ гатуры

 


 





230


 

аппаратами для ликвида­ ции оставшихся промежут­ ков между зубами.

Позиционер - это съемный ортодонтический аппарат из эластического материала, накладываемый, как правило, на оба зубных ряда в виде капп, соединен­ ных между собой (рис. 23).

 

Позиционеры приме­ няются нескольких разно­ видностей.

 

1. Эласто-финишер: модель преформируется (зубы на модели устанав­ ливаются в правильное по­ ложение и далее готовится позиционер). Последова­ тельность лечения следую­

 

щая: 1) брекеты с дугами;     Рис. 61. Опорные трубки

 

2) брекеты с позиционе­ ром; 3) только позиционер.

2. Эласто-элайнер: применение только позиционера без бреке­ тов, изготовленного по преформированным моделям.

 

3. Эласто-бонд: на зубы приклеиваются специальные кнопки и готовится позиционер (вместо кнопок допустимо приклеивание обычных брекетов).

4. OSAMU -ретейнер: аппарат, состоящий из двух материалов (мягкий эластичный материал BIOPLAST и твердо-эластичный ма­ териал LMPRELON "S"). Конструкция подковообразной формы по­

 

крывает зубную дугу и часть слизистой оболочки в пришеечной области. Зубы до альвеолярного отростка покрыты BIOPLAST, который, в свою очередь, вместе с окклюзионной поверхностью покрыт LMPRELON "S".

Мы в своей практике широко при­ меняем позиционеры, изготовленные по стандартным моделям (метод описан в практических занятиях 9—11).

 


Рис. 62. Лицевая дуга


 


231


 


Рис. 63. Изменение формы твердого неба при лечении позиционером

 

При различных зубочелюстных аномалиях, особенно связанных

 

с нарушением носового дыхания, нарушается форма твердого неба. При этом довольно часто наблюдается дефект речи.

Коррекцию формы твердого неба мы успешно проводим с помо­ щью позиционеров, изготовленных по стандартным моделям. Для иллюстрации приводим пример лечения Тани 3., 11 лет (рис. 63).

 

У нее была значительная деформация верхней зубной дуги (зубной ряд сужен в области первых моляров на 16,5 мм); ширина небного свода была 28 мм, а глубина — 15 мм. После 2,5 лет лече­ ния с помощью позиционера зубной ряд в области первых моляров сужен лишь на 7,5 мм, глубина неба увеличилась на 2 мм, а ширина - на 7 мм. Таким образом, удалив в начале лечения первые премоля­ ры, нам удалось восстановить нормальную форму зубного ряда и твердого неба, что способствовало нормализации речи.

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 218.