По профилактике и лечению перекрестного прикуса
Периоды развития
Зубочелюстной Методы профилактики и лечения системы
Временный прикус 1. Ликвидация вредных привычек, нормализация функции дыхания и глотания.
Сошлифовывание режущих краев и бугров временных зубов.
Миогимнастика в зависимости от конкретного вида патологии.
Протезирование при раннем удалении временных зубов.
Позиционеры, съемные каппы.
Подборочная праща с головной шапочкой и резиновой тягой, функциональные регуляторы.
Сменный прикус
Сочетание миогимнастики с аппаратурным методом
Лечения.
2. Аппаратурный метод лечения (позиционеры, активато
Ры, каппы с наклонными плоскостями, функциональные
Регуляторы, в конце периода — несъемные дуговые
Аппараты и сочетание их со съемными аппаратами и др.).
Сочетание аппаратурного метода с хирургическим.
Постоянный прикус 1. Аппаратурный метод (все вышеперечисленные аппараты; широкое применение несъемных дуговых аппаратов и сочетание их со съемными аппаратами).
Сочетание аппаратурного метода с хирургическим.
Ортопедический метод (протезирование).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 28
Тема: протезирование зубов и зубных рядов в детском возрасте.
Ц е л ь: изучить показания к протезированию зубов и зубных рядов у детей, конструкции основных детских зубных протезов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Оборудование | Пособия и средства контроля |
1. Инструктаж препо | План содержания занятия | |
давателя о содер | ||
жании занятия | ||
2. Проверка исходных | Модели с различными | Учебные пособия, таблицы, |
знаний | видами дефектов ко | диапозитивы, рентгенограммы, |
ронок зубов и зубных | диагностические модели, | |
рядов у детей. Диап | ортодонтические аппараты, | |
роектор. Негатоскоп | контрольные вопросы | |
3. Самостоятельная | Оборудование и ин | Методические указания. |
курация больных. | струментарий орто | Медицинская документация. |
Решение клинических | донтического каби | Контрольные модели, |
задач | нета | рентгенограммы |
4. Обсуждение при | Листок ежедневного учета ра | |
нятых больных | боты врача-стоматолога (фор | |
ма 037-1/у-88). Медицинские | ||
карты | ||
5. Контроль усвоения | Бланки с ситуационными зада | |
темы | чами | |
6. Подведение итогов | Лекции, учебники, дополните | |
занятия. Задание на | льная литература, методичес | |
следующее занятие | кие руководства по ортодон | |
тической и ортопедической | ||
помощи при врожденных и | ||
приобретенных дефектах | ||
челюстно-лицевой области | ||
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Разрушение и отсутствие зубов приводит к нарушению всех функций челюстно-лицевой области, к нарушению процесса пище варения. Кроме того, следствием разрушения зубов является разви тие вторичных деформаций зубных рядов (феномен Попова—Годо на) и недоразвитие альвеолярных отростков челюстей, что приводит
188
к образованию разнообразных зубочелюстных аномалий и, в свою очередь, дополнительно усугубляет нарушение функций зубочелюс тного аппарата.
Пионером в разработке вопросов зубного и челюстного протези рования у детей в нашей стране была Л.В.Ильина-Маркосян. До ее исследований было принято думать, что зубы детям до совершенно летия восстанавливать совсем не обязательно.
Т.В.Шарова и Г.И.Рогожников (1991) определяют следующие показания к зубному протезированию у детей и подростков.
Показания к зубному протезированию в период временного прикуса:
1. Нарушение целостности коронок вследствие аплазии и ги поплазии эмали временных моляров.
2. Наличие неоднократно пломбированных временных моляров
с ослабленными стенками, анатомическая форма которых не может быть восстановлена с помощью пломбы.
3. Субтотальные и тотальные посттравматические дефекты без вскрытия полости зуба.
4. Тенденция развития дентоальвеолярного удлинения и дефор мации окклюзионной плоскости.
5. Стирание твердых тканей временных зубов при дисплазии Стентона—Капдепона.
6. Удаление временных зубов за год и более до прорезывания постоянных.
7. Наличие дефектов зубных рядов при множественной адентии.
8. Необходимость в стимуляции прорезывания временных зубов.
9. Постоперационные дефекты зубных рядов и челюстей.
10. Нарушение процесса становления высоты прикуса на пер вом и втором этапах ее физиологического подъема в связи с ранним разрушением и удалением временных моляров.
11. Наличие зубочелюстных аномалий в сочетании с дефектами зубного ряда.
12. Нарушение речевой функции и наличие вредной привычки (прокладывание языка в область дефекта).
13. Значительное недоразвитие верхней челюсти при врожден ной расщелине губы и неба.
Показания к зубному протезированию в период сменного прикуса:
1. Нарушение целостности коронок первых постоянных моля ров вследствие гипоплазии эмали.
2. Неоднократное пломбирование первых постоянных моляров со значительной потерей твердых тканей зуба, анатомическая фор ма которых не может быть восстановлена пломбой.
189
3. Субтотальные и тотальные посттравматические дефекты ко ронок 12, 11, 21, 22, 42, 41, 31, 32 зубов.
4. Нарушение процесса становления высоты прикуса на 2 этапе
ее физиологического подъема в связи с ранним разрушением и уда лением первых постоянных моляров.
5. Наличие зубочелюстных аномалий в сочетании с дефектами зубных рядов.
6. Патологическая стираемость при дисплазии Стентона—Кап-депона.
7. Множественная или полная адентия временных и постоян ных зубов.
8. Множественная или одиночная ретенция постоянных зубов в альвеолярной кости.
9. Уменьшение размеров дефектов зубных рядов в горизонталь ном направлении, а также уменьшение межальвеолярного расстоя ния в вертикальном направлении.
10. Наличие дефектов зубных рядов и замедленный рост челюс ти или отдельных се участков.
11. Образование дефектов челюстей и зубных рядов после опе ративных вмешательств по поводу опухолей и опухолеподобных об разований.
Показания к зубному протезированию у подростков с посто янным прикусом:
1. Значительное разрушение коронок зубов вследствие кариеса, гипоплазии эмали, флюороза, патологической стираемости, клино видных дефектов, анатомическая форма и высота которых не могут быть восстановлены пломбированием.
2. Эстетическое протезирование при аномалийном развитии формы, цвета, а иногда и положения отдельных зубов.
3. При врожденной множественной адентии постоянных зубов.
4. Протезирование с целью выведения ретенированных зубов.
5. Нарушение процесса становления высоты прикуса на 3 этапе физиологического подъема в связи с ранним разрушением и удале нием вторых постоянных моляров.
6. Замещение дефектов зубных рядов.
7. Замещение дефектов челюстей после оперативных вмеша тельств по поводу опухолей и опухолеподобных образований.
Зубное протезирование детей с временным прикусом. Наибольшее количество детей с временным прикусом нуждают
ся в протезировании вследствие преждевременного удаления вре менных моляров. Эта, на первый взгляд, безобидная операция при водит к значительным негативным последствиям: снижению высоты прикуса, снижению активности зон роста на данном участке, блоки-
190
рованию движений нижней челюсти, образованию вторичных де формаций зубных рядов, снижению жевательной эффективности, ухудшению условий развития постоянных зубов.
В основном при таких дефектах зубных рядов применяются съемные пластиночные протезы. Они не должны препятствовать ро сту альвеолярных отростков и челюстей в целом (хотя совершенно это исключить не возможно). Пластиночные протезы готовятся с довольно большим базисом, в основном без кламмеров и других фиксирующих приспособлений; между искусственной десной и аль веолярным отростком создается пространство (примерно 1—1,5 мм) для снижения препятствия аппозиционному росту челюстей. Аппо зиционному росту челюстей способствует также утолщенный край протеза. Т.В.Шарова считает, что постановка искусственных зубов на приточке способствует смещению зачатков постоянных зубов. Л.В.Ильина-Маркосян (1951) допускает постановку искусственных зубов на приточке. Съемные протезы в период временного прикуса рекомендуется заменять через 8—10 месяцев.
Наличие в настоящее время высококачественных пломбировоч ных материалов снижает потребность в восстановительных коронках
в период временного прикуса. Однако, при значительном разрушении коронки временного зуба, а тем более при отсутствии качественных пломбировочных материалов приходится изготавливать искусствен ные коронки. Подавляющее большинство таких коронок изготавлива ется из хромоникелевой стали. При этом желательно избегать обра ботки твердых тканей зубов. Это возможно при применении так на зываемых тонкостенных коронок (0,14—0,15 мм). Эти коронки мини мально завышают окклюзию и за счет своих эластических свойств до статочно хорошо охватывают шейку зуба. Край коронки только дохо дит до шейки зуба, не погружаясь в десневую бороздку.
Сепарация зубов проводится либо лигатурной проволокой, либо резиновыми кольцами. Если нет тонкостенных гильз, приходится изготавливать искусственные коронки на временные зубы из обыч ных гильз. В этом случае требуется определенная обработка зубов, особенно на жевательной поверхности. Другие поверхности обраба тываются минимально, так как экватор временного зуба располага ется на уровне десневого края.
Зубное протезирование у детей в период сменного прикуса. Дефекты коронок временных зубов протезируются также, как и
в период временного прикуса.
Существующее мнение, что протезирование дефектов коронок постоянных зубов необходимо откладывать до завершения формиро вания корня, не выдерживает критики, так как при этом замедляется
191
формирование корня и возникают вторичные деформации. При зна чительном дефекте коронковой части, особенно после травмы, можно применить следующий прием: на нервом этане изготавливается вре менная металлическая тонкостенная коронка, которая восстанавлива ет форму зуба и удерживает лечебную повязку; после окончания фор мирования корня изготавливается постоянная коронка.
На постоянные зубы готовятся вкладки (металлические, пласт массовые, фарфоровые), искусственные коронки и штифтовые зубы. Технология изготовления этих конструкций принципиально мало отличается от таковой у взрослых. Штифтовые конструкции гото вятся только на зубы со сформированным корнем. Конструкции применяются самые разнообразные: простой штифтовый зуб, штиф-товый зуб с вкладкой, штифтовый зуб с наружным кольцом, культе-вая штифтовая конструкция. На рис. 42 показаны различные конст рукции штифтовых зубов, применяемые па постоянных зубах.
Дефекты зубных рядов в период сменного прикуса наиболее ча сто замещаются съемными пластиночными протезами. Их конструк ция принципиально не отличается от той конструкции, которая применяется в период временного прикуса.
Из несъемных конструкции в период сменного прикуса возмож но применять различные системы распорок (рис. 43) и раздвижные мостовидные протезы (рис. 44).
Наибольшие трудности возникают в протезировании у детей с полным отсутствием зубов, особенно на нижней челюсти. Основной причиной возникновения полного отсутствия зубов является ангид-
ротическая эктодермальная дисплазия. Врожденное от сутствие зачатков зубов приводит к резкому недо развитию альвеолярных от ростков. При этом нецеле сообразно проводить при пасовку индивидуальной ложки по широко применя емому методу Гербста, так как это приведет к умень шению базиса протеза до неприемлемых размеров. Мы предпочитаем прово дить оформление краев от тиска с помощью термопла стической массы по прин-
Рис. 42. Конструкции штифтовых зубов
192
Рис. 43. Несъемные профилактические | Рис. 44. Раздвижной мостовидный |
протезы (распорки) | протез |
ципу Боянова, учитывая следующие зоны возможного расширения базиса: передний язычный (сублингвальный) карман в области рез цов и клыков с язычной стороны, не переходя на уздечку языка, слизистокостномышечный карман в области моляров с вестибуляр ной стороны и область между щечными и губными уздечками.
После припасовки и оформления края индивидуальной ложки снимается функциональный оттиск термопластической массой типа адгезаль с использованием функциональных проб Гербста.
Кроме того, мы создаем в области сублингвального кармана и слизистокостномышечного кармана объемность базиса протеза. Эту манипуляцию целесообразно проводить на этапе проверки конст рукции протеза.
Съемные протезы подлежат замене от 11 до 15 лет через год— полтора года, от 15 до 18 лет через полтора—два года. После 18 лет
в большинстве случаев можно переходить на обычное "взрослое" протезирование.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
1. Изложите обоснование необходимости зубного протезирова ния у детей.
2. Каковы показания к зубному протезированию в период вре менного прикуса?
3. Каковы показания к зубному протезированию в период смен ного прикуса?
193
4. Каковы показания к зубному протезированию у подростков с постоянным прикусом?
5. Назовите основные конструкции зубных протезов, применяе мых в период временного прикуса.
6. Назовите основные конструкции зубных протезов, применяе мых в период сменного прикуса.
7. Назовите основные конструкции зубных протезов, применяе мых у подростков с постоянным прикусом.
Таблица 23
Схема ориентировочной основы действия
по зубному протезированию у детей
Периоды развития
Дата: 2019-03-06, просмотров: 195.