Временный прикус |
Коронки из тонкостенных гильз без обработки зубов.
Съемные пластиночные протезы.
При аномалиях.
Восстановительные металлические коронки на
Разрушенные зубы в боковых отделах зубных рядов.
Коронки на постоянные фронтальные зубы.
Вкладки.
Съемные протезы.
При аномалиях.
Постоянный прикус 1. Все перечисленные выше конструкции.
Обычные мостовидные протезы во фронтальном отделе: девушкам — с 16 лет, юношам — с 18 лет, в боковом отделе: девушкам — с 18 лет, юношам — с 20 лет (сроки усредненные).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 29
Тема: ортодонтическая и ортопедическая помощь при врожден ных и приобретенных дефектах челюстно-лицевой области.
Цель: познакомить студентов с морфологическими и функцио нальными нарушениями при дефектах челюстно-лицевой области, видами ортодонтической и ортопедической помощи в различные возрастные периоды.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Оборудование | Пособия и средства контроля |
1. Инструктаж препо | План содержания занятия | |
давателя о содер | ||
жании занятия | ||
2. Проверка исход | Модели с различны | Учебные пособия, таблицы, |
ных знаний | ми видами дефектов | диапозитивы, рентгенограммы, |
челюстно-лицевой | диагностические модели, орто | |
области. Диапроек | донтические аппараты, контро | |
тор. Негатоскоп | льные вопросы | |
3. Самостоятельная | Оборудование и | Методические указания. |
курация больных. | инструментарий | Медицинская документация. |
Решение клиничес | ортодонтического | Контрольные модели, |
ких задач | кабинета | рентгенограммы |
4. Обсуждение при | Листок ежедневного учета ра | |
нятых больных | боты врача-стоматолога (форма | |
037-1/у-88). Медицинские карты | ||
5. Контроль усвоения | Бланки с ситуационными зада | |
темы | чами | |
6. Подведение ито | Лекции, учебники, дополнитель | |
гов занятия. Зада | ная литература, методические | |
ние на следующее | руководства по осложнениям | |
занятие | при ортодонтическом лечении и | |
рецидивах зубочелюстных | ||
аномалий | ||
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Дефекты челюстно-лицевой области могут быть врожденными
и приобретенными. Врожденные дефекты и дефекты, приобретен ные в период детства, резко нарушают все основные функции зубо челюстной системы (жевание, дыхание, глотание, речь). Происходит
195
вторичная деформация челюстных костей, зубных рядом, нарушает ся взаимоотношение зубных рядов, функция височно-нижнечелюст ных суставов. Дефекты, связанные с появлением сообщения полос ти рта с полостью носа, ведут, кроме того, к резкому нарушению функции ЛОР-органов, развитию в них воспалительных процессов.
Наиболее часто встречаются врожденные дефекты в виде рас щелин губы, альвеолярного отростка и неба. Дети с врожденной расщелиной должны с момента рождения находиться на диспансер ном учете, получать комплексное лечение, в котором очень важное место должна занимать ортопедическая и ортодонтическая помощь. Специализированная помощь должна быть оказана таким детям до первого кормления.
Во внутриутробном периоде и после рождения происходит уве личение расщелины вследствие изменения положения несросшихся небных, альвеолярных отростков и межчелюстной кости под действи ем мышц языка. При этом небные отростки разворачиваются и сме щаются вверх, а межчелюстная кость выдвигается вперед. Смещению небных отростков способствует также имеющееся у этих детей рото вое дыхание. Кроме того, у этих детей под действием массирующих движений языка усиленно развивается сошник. Вследствие вышеиз ложенного становится очевидным нецелесообразность применения у детей с расщелиной на ранних этапах обтураторов, что широко прак тиковалось до недавнего времени. Обтураторы не только не восста навливают форму неба, но еще больше усугубляют смещение небных, альвеолярных отростков и межчелюстной кости. Т.В.Шарова считает целесообразным в первые часы в роддоме изготовить преформиро-ванную пластинку. Для этого эластичной массой снимается оттиск с верхней челюсти с соблюдением всех правил асептики, отливается гипсовая модель, которая затем преформируется (распиливается но линиям расщелины на фрагменты, которые составляются в правиль ное положение в трех плоскостях и соединяются между собой плас тинкой из любого базисного материала). Преформированная плас тинка напоминает базис пластиночного протеза или пластмассовую индивидуальную ложку. В переднем отделе ортопедического аппара та вваривается металлическая фиксирующая петля из проволоки диа метром 0,6 мм, с помощью которой аппарат фиксируется лейкоплас тырем к эластичной давящей повязке (рис. 45).
При значительном смешении фрагментов, образующих небо, последовательно проводится несколько преформаций и, соответ ственно, готовится несколько пластинок. Очень удобно заранее заго товить комплекты ортопедических аппаратов (преформированных пластинок). Они готовятся с учетом вида и топографии дефекта, веса
196
ребенка и неличины сагит тального несоответствия фрагментов (рис. 46).
Набор Т.В.Шаровой состоит из 600 аппаратов. Использование стандарт ного набора пластинок значительно облегчает ра боту: исключается такой нежелательный этап, как снятие оттиска.
Дети с врожденными
расщелинами губы, альве- | Рис. 45. Эластичная давящая повязка | |
олярного отростка и неба нуждаются в многоплановой и многоэтап ной помощи. На схеме 1 иллюстрировано поэтапное лечение детей с врожденными расщелинами губы, альвеолярного отростка и неба (Т.В.Шарова, Г.И.Рогожников, 1991).
После выписки ребенка из роддома проводится планомерная работа по подготовке к оперативным методам лечения. Основной задачей остается репозиция неправильно расположенных фрагмен-
Рис. 46. Комплекты стандартных преформированных ортопедических аппа ратов
197
Схема 1
Дата: 2019-03-06, просмотров: 242.