Поэтапное лечение детей с врожденными расщелинами губы, альвеолярного отростка и неба
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Догоспитальный период

Госпитализация

 

I этап

 

II этап

   

III этап

 

Родильный

Детская стоматологическая

 

Стационар (детское

 

Дом

поликлиника (ортодонтиче­

 

Отделение)

     

Ское отделение)

          Изготовление и на­  

Получение оттисков и

Одновременное  

Ложение преформи-

 

Выполнение хейло-

   

изготовление индиви­

 

рованного ортопеди­

 

пластики и корри­

   

дуального ортопеди­

 

Ческого аппарата

 

гирующей ринопла­

   

Ческого аппарата для

 

(возможно использо­

 

Стики при одно- и

   

замыкания альвео­

 

Вание стандартных

 

двусторонней рас­

   

Лярной дуги

 

Пластинок)

 

Щелине

       

Догоспитальный период

Госпитализация

 

IV этап

     

V этап

 

Детская стоматологическая поликлиника

 

Стационар (детское отде­

 

(ортодонтическое отделение)

 

Ление)

                Уранопластика  

Создание естественной

Сближение и    

костной основы твердо­

удлинение по­    

Го неба и исправление

ловин расщеп­    

Деформации хрящевого

ленного мягко­    

Отдела носа с помощью

го неба, вос­    

ортодонтических аппа­

становление его     ратов   функции    

 

Лечебная физкультура, массаж, логопедическое обучение

 

Заключительная программа реабилитации

 

тов челюсти, особенно межчелюстной кости при двусторонних рас­ щелинах. Т.В.Шарова предлагает использовать разборный ортопе­ дический аппарат, состоящий из назубодесневой пластинки и носо­ вого пелота, соединенных между собой эластическими кольцами. Это довольно сложный и травматичный метод (возможны носовые кровотечения), поэтому им лучше пользоваться в стационарных ус­ ловиях (например, пансионат, непосредственно примыкающий к хи-


 


198


 

рургическому стационару). Срок пользования таким аппаратом — 4—12 месяцев. После снятия вышеизложенного аппарата целесооб­ разно готовить вибрирующий обтуратор для тренировки мышц мяг­ кого неба, который состоит из части, располагающейся на твердом небе, выполненной из базисной пластмассы, и эластической части, покрывающей мягкое небо. Под базисом в области твердого неба со­ здается пространство, которое способствует расправлению небных отростков. В области преформированного мягкого неба на гипсовой модели создаются иглой (заточенным бором) отверстия, в которые затем поместится эластическая пластмасса и получится своего рода "массажная щетка". Эластическая часть обтуратора должна заканчи­ ваться на уровне нижнего края язычка.

 

В некоторых случаях дети не получают надлежащего своевремен­ ного лечения. Фрагменты челюсти остаются не репонированы. Осо­ бые трудности при этом возникают при двусторонней расщелине. Межчелюстная кость смещается вперед и вниз, чему в значительной степени способствует мощно развитый сошник, фрагменты верхней челюсти смещаются к средней линии, особенно в переднем отделе. Мы при таких ситуациях перед уранопластикой проводим репозицию фрагментов с помощью специального аппарата (рис. 19). Он состоит из пластинки, располагающейся на твердом небе (под пластинкой це­ лесообразно создать "шаблонное пространство") и пластмассовой каппы, располагающейся на межчелюстной кости. В области клыков монтируется комбинированный винт под углом 45 градусов к окклю­ зионной плоскости. Часть винта, действующая в сагиттальном на­ правлении, находится в максимально раздвинутом состоянии. Для осуществления неравномерного трансверзального перемещения че­ люстных фрагментов в дистальном участке пластинки вваривается стопор. На первом этапе активируется часть винта, действующая в трансверзальном направлении, с целью создания достаточного места для перемещения межчелюстной кости. Затем с помощью сагитталь­ но действующей части винта репонируется межчелюстная кость.

 

Практически на всех этапах лечения детей с врожденными рас­ щелинами губы, альвеолярного отростка и неба необходимо участие ортодонта. При операциях, восстанавливающих форму носа и губы, целесообразно готовить формирующие аппараты. Перед уранопласти­ кой готовится защитная пластинка. Перед ее изготовлением гипсовая модель соответствующим образом подготавливается: заливается гип­ сом свод твердого неба и формируется нормальный купол мягкого неба. Срок пользования защитной пластинкой — 3—4 недели.

 

После уранопластики дети с врожденными расщелинами губы, альвеолярного отростка и неба нуждаются в длительном ортодонти-


 



199


ческом лечении, как правило, до окончания формирования костей лицевого скелета. Конкретно лечение зависит от имеющейся зубоче­ люстной аномалии. После окончания формирования костей лицево­ го скелета оставшиеся дефекты исправляются протезным способом.

 

Приобретенные дефекты челюстно-лицевой области возникают вследствие травмы, воспалительных процессов, оперативных вмеша­ тельств и некоторых заболеваний.

Детям с дефектами челюстно-лицевой области необходимо из­ готавливать формирующие и замещающие протезы. Последние под­ лежат замене в те же сроки, что и зубные протезы. Протезные кон­ струкции не должны задерживать роста челюстей и развития зуб­ ных дуг, следовательно либо совсем исключаются специальные фиксирующие приспособления, либо они готовятся так, чтобы ми­ нимально нагружать оставшиеся зубы (например, дентоальвеоляр-ные кламмеры). На формирующем протезе в области переходной складки после резекции верхней челюсти целесообразно создать специальный валик, способствующий более надежному разобщению полости рта и полости носа.

 

Дефекты твердого и мягкого неба как приобретенного так и врожденного характера могут быть и у взрослых, если по каким-то причинам не проводились хирургические методы лечения. У взрос­ лых эти дефекты, как правило, закрываются обтураторами различ­ ных конструкций. Для иллюстрации на рис. 47 приводим обтурато-

 

 


Рис. 47. Обтураторы твердого и мягкого неба (по Л.В.Ильиной-Маркосян и З.Н.Померанцевой-Урбанской)


 


200


 

ры по Л.В.Ильиной-Маркосян и З.Н.Померанцевой-Урбанской. Об­ туратор Л.В.Ильиной-Маркосян состоит из двух частей: небной пластинки, накладываемой на твердое небо (готовится из твердой пластмассы), и обтурирующей части, закрывающей дефект в задней трети твердого неба и дефект мягкого неба.

Обтуратор З.Н.Померанцевой-Урбанской состоит также из двух частей (обе части готовятся из твердой пластмассы). В обтурирую­ щей части монтируются два простых клапана, изготовленных из целлулоидной пластинки. Один клапан располагается со стороны полости рта (работает при выдохе), другой — со стороны полости носа (работает при вдохе).

 

Обтуратор Ильиной-Маркосян применяется при эластичном мягком небе (это чаще при врожденных расщелинах), а обтуратор Померанцевой-Урбанской — при рубцово-измененном мягком небе.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

1. Изложите морфологические и функциональные изменения при врожденных и приобретенных дефектах челюстно-лицевой области.

 

2. Какую помощь необходимо оказать ребенку с расщелиной губы, альвеолярного отростка и неба в первые часы его жизни?

3. Изложите принципы поэтапного лечения детей с врожденной расщелиной губы, альвеолярного отростка и неба.

4. Изложите принципы изготовления разборного ортопедичес­ кого аппарата с небным пелотом и вибрирующего обтуратора по Т.В.Шаровой.

 

5. Какой аппарат целесообразно применять для репозиции меж­ челюстной кости у детей 5—6 лет?

6. Каковы основные принципы лечения детей с приобретенны­ ми дефектами челюстно-лицевой области?



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 30

 

Т е м а: осложнения при ортодонтическом лечении. Рецидивы зубочелюстных аномалий и деформаций, значение ретенционного периода в лечении зубочелюстных аномалий и деформаций, орто-донтические ретенционные аппараты.

Цель: изучить основные причины, проявление и методы пре­ дупреждения осложнений при ортодонтическом лечении; познако­ миться с принципами ретенции при ортодонтическом лечении и конструкциями ретенционных аппаратов.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

Этапы занятия Оборудование Пособия и средства контроля
     
1. Инструктаж препо­   План содержания занятия
давателя о содер­    
жании занятия    
2. Проверка исходных Различные конструк­ Учебные пособия, таблицы,
знаний ции ретенционных диапозитивы, рентгенограммы,
  аппаратов. Диапроек­ контрольные вопросы
  тор. Негатоскоп  
3. Самостоятельная Оборудование и Методические указания.
курация больных. инструментарий Медицинская документация.
Решение клиничес­ ортодонтического Контрольные модели,
ких задач кабинета рентгенограммы
4. Обсуждение при­   Листок ежедневного учета ра­
нятых больных   боты врача-стоматолога (фор­
    ма 037-1/у-88). Медицинские
    карты
5. Контроль усвоения   Бланки с ситуационными
темы   задачами
6. Подведение итогов   Лекции, учебники, дополните­
занятия. Задание на   льная литература, методичес­
следующее занятие   кие руководства по генетичес­
    ки обусловленным аномалиям
    развития челюстно-лицевой
    области
     

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Наряду с лечебным действием ортодонтических аппаратов, они, как инородное тело, оказывают и неблагоприятное (побочное) дей-


 


202


 

ствие. Среди побочных влияний ортодонтических аппаратов можно выделить следующие основные: механическое, термическое, биоло­ гическое (микробное), химическое, аллергическое. Неблагоприятное механическое влияние может быть связано с недоброкачественным изготовлением аппарата или с применением неадекватной силы. Химическое влияние чаще всего связано с действием остаточного мономера пластмассы при неполной ее полимеризации. Аллергичес­ кое состояние также чаще всего связано с компонентами пластмас­ сы, которые выступают в роли гаптенов. Неблагоприятное терми­ ческое действие связано с повышением температуры под съемными ортодонтическими аппаратами, где создаются благоприятные усло­ вия развития микроорганизмов. Все эти вопросы частично затрону­ ты в других разделах учебного руководства и достаточно хорошо из­ ложены в учебниках по ортодонтии и ортопедической стоматологии. Мы более подробно осветим вопрос наиболее важного, на наш взгляд, неблагоприятного действия ортодонтических (съемных и несъемных) аппаратов, связанного с ухудшением гигиенического состояния полости рта, то, что мы выше определили как биологи­ ческое (микробное) влияние.

 

Работами омских исследователей (В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, 1984) достоверно доказано, что зубочелюстные аномалии и дефор­ мации, резко ухудшая гигиеническое состояние полости рта, функ­ цию жевания, возможности самоочищения, приводят к возрастанию поражаемости зубов кариесом. Кроме этого выявлено, что наличие зубочелюстных аномалий и деформаций значительно снижает эф­ фективность патогенетической профилактики кариеса зубов. Так, годовой прирост кариеса при проведении фторпрофилактики у де­ тей с аномалиями и деформациями в 2 раза (Р<0,01) превышает та­ ковой у детей без аномалий.

 

При аппаратурном ортодонтическом лечении ухудшение гигие­ нического состояния полости рта и связанное с этим увеличение по­ ражаемости зубов кариесом и углубление воспаления окружающих зубы тканей закономерно нарастают. Гигиеническое состояние по­ лости рта, поражаемость зубов кариесом и степень воспаления крае­ вого пародонта меняются в зависимости от режима ношения съем­ ных ортодонтических аппаратов.

 

Кроме резкого ухудшения гигиенического состояния полости рта, ортодонтические аппараты наносят определенную механичес­ кую травму и нарушают динамическое равновесие обменных про­ цессов твердых тканей зуба. Обнаружено, что растворимость эмали зубов под кламмером значительно выше, чем в интактных участках эмали. Увеличение растворимости эмали зубов при использовании


 



203


съемных ортодонтических аппаратов в течение года может дости­ гать 14%. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что орто­ донтическое лечение, наряду с основной своей направленностью — восстановлением функции жевательного аппарата, неизбежно при­ водит к негативным последствиям в виде усиления интенсивности основных стоматологических заболеваний. Причиной этого являет­ ся появление инородного тела во рту.

Ухудшение процесса самоочищения, воздействие материала ап­ парата, нарушение обменных процессов и гомеостаза в полости рта и, как следствие этого, нарушение ее гигиенического состояния и возникновение благоприятных условий для развития кариеса и бо­ лезней пародонта. Поэтому ортодонтическое лечение стоматологам необходимо воспринимать как появление нового фактора риска от­ носительно основных стоматологических заболеваний.

 

Основываясь на многолетнем клиническом и научно-исследова­ тельском опыте работы, нами разработана система лечебных и про­ филактических мероприятий по усилению резистентности органов полости рта, улучшению самоочищения и гигиены, снижению ин­ тенсивности кариесогенных факторов, которая предлагается для практического использования (В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, С.Г.Бень-ковская, 1988).

 


I. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Гигиеническим воспитанием в полном объеме должны быть ох­ вачены абсолютно все дети, находящиеся на лечении и диспансер­ ном наблюдении у врача-ортодонта. Наиболее оптимальным для на­ чала санитарно-просветительной работы и обучения рациональным приемам гигиены полости рта является промежуток времени между посещением ребенком врача-ортодонта и наложением ортодонтичес­ кого аппарата той или иной конструкции.

 

При проведении гигиенического воспитания методически обо­ снованным является параллельное просвещение и обучение родите­ лей, которые в последующем возьмут на себя постоянную контроли­ рующую функцию за соблюдением ребенком всех гигиенических ре­ комендаций. Занятия по гигиеническому воспитанию желательно провести также с педагогическим и медицинским коллективом тех дошкольных детских учреждений и школ, которые посещают дети с аномалиями и деформациями зубочелюстной системы.

 

Ответственными за весь комплекс мероприятий по гигиеничес­ кому воспитанию населения являются заведующий ортодонтичес-ким отделением или врач-ортодонт.


 


204


 

Местом проведения гигиенического воспитания в оптимальном варианте является комната гигиены и профилактики детской стома­ тологической поликлиники, которая должна быть оснащена всем необходимым для осуществления двух важнейших составных ком­ понентов работы: санитарно-просветительной пропаганды и обуче­ ния рациональным приемам гигиены полости рта. При отсутствии комнаты гигиены для этих целей может быть использован уголок гигиены в ортодонтическом отделении или кабинете. Оформление и оснащение комнат и уголков гигиены и профилактики проводятся по типовому или приспособленному варианту в зависимости от мес­ тных условий.

 

Существенным моментом является определение лиц, непосред­ ственно занимающихся гигиеническим воспитанием детей, их роди­ телей, воспитателей и учителей. В крупных стоматологических по­ ликлиниках, где имеется типовая комната гигиены, целесообразно выделить для этих целей специально обученную медсестру. В орто­ донтических кабинетах (отделениях) необходимо создать уголок ги­ гиены и воспитание целесообразно поручить медицинской сестре ортодонтического кабинета, которая проводит занятия с детьми и родителями. На врача-ортодонта ложатся обязанности по специаль­ ному обучению этих медицинских сестер по формированию навы­ ков обучения и контроля за качеством гигиены полости рта соответ­ ственно индивидуальным особенностям зубочелюстной системы па­ циентов и применяемым методам ортодонтического лечения. Кроме того, врач-ортодонт в рамках времени, отводимого на санитарно-просветительную работу, проводит соответствующие занятия с пе­ дагогическим коллективом дошкольных учреждений и школ.

 

При проведении гигиенического воспитания необходимо в пол­ ном объеме использовать два основных раздела этой работы: сани-тарно-просветительные мероприятий и обучение рациональным ин­ дивидуальным методам гигиены полости рта.

 

Обучение методам рациональной гигиены полости рта в комп­ лексе гигиенического воспитания в основном направлено на детей, находящихся на ортодонтическом лечении или диспансерном на­ блюдении. Однако при этом виде гигиенического воспитания обяза­ тельно должны присутствовать и родители. Обучение проводится в несколько этапов, начиная с показа методов гигиены на крупных фантомах, далее — непосредственного обучения детей и родителей, контроля за качеством гигиены и внесения соответствующих кор­ рекций, дачи конкретных индивидуальных рекомендаций по подбо­ ру средств и предметов ухода за полостью рта и ортодонтической аппаратурой. Обучение желательно проводить в виде групповых


 



205


обучающих манипуляций с детьми, имеющими одинаковую патоло­ гию и тип аппаратурного лечения или в виде индивидуальных заня­ тий с ребенком. Но окончании занятий каждый ребенок и родитель должны быть снабжены соответствующей памяткой.

 


II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ

В результате ухудшения самоочищения полости рта, накопле­ ния мягкого зубного налета в местах ретенции, повышенного отло­ жения зубного камня могут возникать воспалительные явления в тканях пародонта и нарушаться обменные процессы в твердых тка­ нях зубов, сопровождающиеся преобладанием деминерализации и возникновением начального кариеса. Целесообразное назначение гигиеническо-профилактических средств, обоснованная их смена с учетом воздействия на мягкие и твердые ткани полости рта во мно­ гом предопределяют предупреждение этих нарушений. На практике вполне оправдала себя система периодической замены средств гиги­ ены, воздействующих преимущественно на твердые ткани зубов с целью повышения их резистентности к кариесу и на мягкие ткани пародонта с целью предотвращения воспалительных явлений. Не­ пременным условием при этом является скрупулезное соблюдение всех правил гигиены, интенсивности чистки зубов и индивидуаль­ ного подбора зубных щеток.

 

В качестве примерной схемы при применении съемной и несъемной ортодонтической аппаратуры можно использовать реко­ мендации по гигиене полости рта путем чистки зубов в течение 10 дней фторсодержащими зубными пастами, повышающими резис­ тентность эмали и воздействующими антимикробно на мягкий зуб­ ной налет; затем в течение последующих 10 дней — солевыми или пастами, содержащими растительные добавки, которые воздейству­ ют на мягкие ткани пародонта; заканчивать месячный цикл — 10-дневной чисткой зубов кальций-фосфатсодержащими пастами, ук­ репляющими кристаллическую решетку эмали. При применении конструкций, способствующих повышенному накоплению мягкого налета, в схему необходимо включать ферменто-содержащие пасты, хорошо растворяющие вторичные приобретенные структуры.

 

На гигиенические мероприятия в процессе ортодонтического лечения следует обращать особое внимание. Чистить зубы необхо­ димо 2 раза в день по 3—5 минут, тщательно очищая все поверхнос­ ти зубов и межзубные промежутки. После каждого приема пищи рот нужно прополаскивать. Большое внимание следует уделять и чистке ортодонтического аппарата, который также, как и зубы, не-


 


206


 

обходимо чистить утром и вечером. Съемные ортодонтические ап­ параты целесообразно чистить зубным порошком, обладающим вы­ сокими абразивными свойствами. При этом необходимо соблюдать осторожность при освобождении от налета, осадка слюны тех повер­ хностей, которые прилегают к слизистой оболочке полости рта.

 

Не следует рекомендовать прием пищи со съемным ортодонти­ ческим аппаратом. Пользование съемным ортодонтическим аппара­ том во время приема пищи вызывает резкое ухудшение гигиеничес­ кого состояния полости рта, а также снижение жевательной эффек­ тивности, что может привести к развитию желудочно-кишечных за­ болеваний. Это особенно касается аппаратов, разобщающих прикус в определенных участках.

 

Существенное влияние на гигиеническое состояние полости рта оказывает режим ношения съемных ортодонтических аппаратов. Оптимальным при ортодонтическом лечении съемным аппаратом является режим ношения в течение 18—20 часов в сутки с 4—6-ча­ совым перерывом, что, не удлиняя сроки ортодонтического лечения, способствует восстановлению динамического равновесия в полости рта, нарушенного наложением ортодонтического аппарата. Перерыв следует делать во время пребывания ребенка в школе, так как съем­ ная ортодонтическая аппаратура занимает большой объем в полости рта, нарушает дикцию. Это связывает ребенка при ответах в школе, а также в общении с другими детьми.

 


Дата: 2019-03-06, просмотров: 488.