Зубочелюстной Методы профилактики и лечения системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 



Временный прикус 1. Пальцевой массаж.

 

Миогимнастика для мышц языка и мышц, смещающих нижнюю челюсть назад.

Пластика уздечки языка.


 


168


 

 

Продолжение табл. 19

 




Периоды развития

 

Зубочелюстной Методы профилактики и лечения системы

 



Вестибулярная пластинка с заслонкой для языка или

 

Жемчужиной, позиционер, функциональные регуляторы.

 

Сошлифовывание режущих краев резцов и бугров

 

Клыков.

 

Нормализация функций глотания, носового дыхания,

 

Санация ЛОР-органов.

 

Подборочная праща с головной шапочкой и

 

Резиновой тягой.


 


Сменный прикус


 

 


Сочетание миогимнастики с аппаратурным методом

 

Лечения.

 

Аппаратурный метод лечения (вестибулярные

 

Пластинки, позиционеры, аппараты Брюкля, Башаровой,

 

Функциональные регуляторы, активаторы и др.).

 

Сочетание аппаратурного метода с хирургическим

 

(чаще удаление отдельных зубов).

 


Постоянный прикус 1. Аппаратурный метод (все вышеперечисленные аппара­ ты; широкое применение несъемных дуговых аппаратов, сочетание внутриротовых и внеротовых аппаратов).

 


Сочетание аппаратурного метода с хирургическим (удаление отдельных зубов, компактостеотомия).

Хирургический метод.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 22 И № 23

 

Т е м а: открытый прикус. Этиология, патогенез, клиника, диаг­ ностика, профилактика, лечение.

Цель: изучить основные формы открытого прикуса (дизокклю-зии), причины и механизмы их развития. Освоить методы постанов­ ки диагноза, способы профилактики и лечения в различные возрас­ тные периоды.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

Этапы занятия Оборудование Пособия и средства контроля
     
1. Инструктаж пре­   План содержания занятия
подавателя о со­    
держании занятия    
2. Проверка исход­ Модели с различны­ Учебные пособия, таблицы,
ных знаний ми видами прикуса. диапозитивы, рентгенограммы,
  Диапроектор. диагностические модели,
  Негатоскоп ортодонтические аппараты,
    контрольные вопросы
3. Самостоятельная Оборудование и Методические указания.
курация больных. инструментарий Медицинская документация.
Решение клини­ ортодонтического Контрольные модели,
ческих задач кабинета рентгенограммы
4. Обсуждение при­   Листок ежедневного учета рабо­
нятых больных   ты врача-стоматолога (форма
    037-1/у-88). Медицинские карты
5. Контроль ус­   Бланки с ситуационными
воения темы   задачами
6. Подведение ито­   Лекции, учебники, дополнитель­
гов занятия. Зада­   ная литература, методические
ние на следующее   руководства по глубокому
занятие   прикусу
     

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Открытый прикус является разновидностью вертикальных ано­ малий прикуса. При этом имеется вертикальная щель между зубами при смыкании зубных рядов. Эта щель может быть в переднем учас­ тке зубных рядов (чаще) или в боковых участках. Л.С.Персин счи­ тает, что "прикус открытым быть не может, т.к. нет смыкания зубов" (1996). Такое состояние он называет дизокклюзия (рис. 36).


 


170


 


Рис. 36. Открытый прикус

 

Некоторые авторы различают открытый прикус травматический (вследствие дурных привычек) и истинный (рахитический) прикус (Д.А.Калвелис, 1964).

 

Травматический открытый прикус возникает вследствие дей­ ствия вредных привычек (сосание пальцев, губ, щек, языка, различ­ ных предметов, сон с запрокинутой головой). Большое значение при этом имеет ротовое дыхание, инфантильное глотание, макроглоссия, укороченная уздечка языка, неправильная артикуляция языка во время речи. Очень пагубным фактором, на наш взгляд, является длительное сосание соски-пустышки. Кроме того, что она действует как всякая вредная привычка, она приводит к развитию стойкой формы неправильного глотания.

 

Причины истинного (рахитического) прикуса вытекают из са­ мого его названия. Рахит — довольно широко распространенное за­ болевание, связанное с нарушением минерального обмена. При этом одним из ведущих механизмов развития открытого прикуса являет­ ся нарушение миодинамического равновесия.

Нам думается, что столь категорическое разграничение этих двух форм открытого прикуса не целесообразно. Простой пример: ребенок больной рахитом сосет палец. Какая у него форма открыто­ го прикуса? Диалектика нам подсказывает, что определенная при­ чина приводит к определенному следствию, действуя в определен­ ных условиях. Следовательно, в нашем примере можно считать вредную привычку сосания пальца причиной развития открытого прикуса, а рахит условием, в котором действует данная причина. Можно провести такие же логические рассуждения, если поменять местами причину и условие.

 

На наш взгляд, целесообразно выделять формы открытого при­ куса по его локализации. Отсюда две основные формы: открытый


 


171


прикус в области передних зубов и открытый прикус в области бо­ ковых зубов (односторонний, двусторонний). Также целесообразно выделить открытый прикус верхнечелюстной, нижнечелюстной и комбинированные формы.

 

Степень выраженности открытого прикуса целесообразно опре­ делять по величине вертикальной щели: I степень — до 5 мм, II сте­ пень — от 5 до 9 мм, III степень — больше 9 мм.

 

Кроме зубоальвеолярного укорочения (чаше передних верхних зубов) наблюдается в подавляющем большинстве случаев зубоаль­ веолярное удлинение в боковых участках верхней челюсти; нередко увеличиваются нижнечелюстные углы (больше 135°).

 

При открытом прикусе часто наблюдается сужение зубных дуг (особенно верхней), скученность фронтальных зубов.

 

Открытый прикус приводит к значительным функциональным нарушениям (затрудненное откусывание пищи и жевание, непра­ вильное глотание, нарушение речи, изменение дыхания).

 

Лечение открытого прикуса необходимо дифференцировать в зависимости от его разновидности, степени выраженности и возрас­ та пациента.

В период временного прикуса лечение прежде всего должно быть направлено на устранение возможных причин развития откры­ того прикуса: устранение вредных привычек, нормализация положе­ ния языка, нормализация носового дыхания, глотания, звукообразо­ вания. Весьма эффективными в плане ликвидации вредных привы­ чек являются вестибулярные пластинки различных конструкций и позиционеры. Значительно упрощает работу и снижает трудозатра­ ты изготовление этих аппаратов по стандартным моделям.

 

В целях снижения затрат рабочего времени на изготовление ве­ стибулярной пластинки и уменьшения количества посещений паци­ ента к врачу мы готовим вестибулярные пластинки по стандартным моделям следующим образом. Стандартные модели получаются от детей с нормальным строением жевательного аппарата (с ортогнати-ческим прикусом). Создается банк стандартных моделей с учетом возраста ребенка, суммы мезиодистальных диаметров четырех верх­ них резцов и типа лица. Согласно этим показателям составляется таблица и соответственно ей модели нумеруются. У ребенка, кото­ рому необходимо изготовить вестибулярную пластинку, определя­ ется сумма мезиодистальных диаметров четырех верхних резцов, широтный индекс лица и соответственно возрасту подбираются стандартные модели, и по ним готовится аппарат (В.А.Дистель, 1988). При этом исключаются такие трудоемкие работы, как снятие оттисков, отливка моделей, определение конструктивного прикуса,


 



172


 

нанесение изолирующего слоя воска на модель. При данном способе работы количество посещений сокращается до двух. Предлагаемый метод можно применять в организованных детских коллективах без посещения детьми лечебного учреждения. Для этого необходимо за­ готовить заранее комплект вестибулярных пластинок по стандарт­ ным моделям и накладывать их в детском комбинате или школе, где необходимо иметь бормашину и абразивный инструмент для кор­ рекции пластинок. Таким образом, врачебный прием сокращается до одного. По такой же методике готовятся позиционеры.

 

В период временного прикуса применяются разнообразные съем­ ные аппараты с добавлением в их конструкцию элементов из прово­ локи или пластмассы, отстраняющих кончик языка от зубных рядов

 

и препятствующих вредной привычке давления языком на передние зубы (открытый активатор Кламмта, бионатор Бальтерса), а также активатор Андрезена—Хойпля, пропульсор Мюлемана, регулятор функций Френкеля и др. Конструкции этих аппаратов зависят от со­ путствующей сагиттальной и трансверзальной патологии окклюзии.

Весьма эффективным и необходимым методом лечения являет­ ся миогимнастика мышц языка и круговой мышцы рта.

В начальном периоде сменного прикуса применяются те же ме­ тоды лечения, что и в период временного прикуса. В различные пластиночные аппараты монтируются пружины, рычаги, лингваль-ные или вестибулярные дуги, обеспечивающие зубоальвеолярное удлинение (или укорочение) и устранение сагиттальных и транс-верзальных аномалий окклюзии.

 

Мы получили хороший и быстрый эффект при лечении открыто­ го прикуса у девочки 8 лет с помощью позиционера. При этом паци­ ентка пользовалась позиционером крайне недостаточное количество времени (5—6 часов в сутки). Пространство между передними зубами верхней и нижней челюстей в 4 мм было ликвидировано в течение 4 месяцев. Такой эффект, на наш взгляд, связан с тем, что помимо пря­ мого (максимально щадящего) воздействия позиционера на форму зубных рядов, он способствует нормализации носового дыхания и ус­ транению вредных привычек сосания. После устранения дизокклю-зии дальнейшее применение позиционера было нецелесообразно, так как необходимо было ликвидировать деформацию зубных дуг в са­ гиттальном и трансверзальном направлениях (особенно верхней зуб­ ной дуги), а позиционер при этом мало эффективен. Лечение было продолжено с помощью активатора. При этом отрадно отметить, что результат достигнутый с помощью позиционера оказался стойким.

 

В конце периода сменного прикуса и в постоянном прикусе применяются несъемные дуговые аппараты, при достаточно устой-


 



173


 

чивых зубах возможно при­

 

менение реверсионных дуг.

 

Эти аппараты можно соче­

 

тать с вертикальной внеро-

 

товой тягой (подбородоч­

 

ная праща с головной ша­

  почкой). При типичном
 

верхнечелюстном открытом

  прикусе, характеризую­
 

щимся зубоальвеолярным

 

укорочением в области пе­

 

редних верхних зубов и зу­

 

боальвеолярным удлинени­

 

ем в области боковых верх­

  них зубов рекомендуется
 

применять аппарат Герб-

Рис. 37. Аппарат Гербста-Кожокару

ста-Кожокару (рис. 37).

Он состоит из металлических капп или спаянных коронок на боковые нижние зубы с пластмассовыми окклюзионными накладка­ ми, трубками (или крючками) в области моляров и крючками в об­ ласти клыков. На передние зубы верхней челюсти изготавливаются кольца (коронки) с крючками с вестибулярной стороны. Резиновое кольцо накладывается на трубку (крючок) в области моляров с од­ ной стороны, подводится под крючок на клыке, накладывается на крючки на передние зубы верхней челюсти, подводится под крючок на противоположном клыке и фиксируется за трубку (крючок) в области моляров другой стороны. Мы с успехом применяем вместо несъемных капп на боковые зубы съемную пластинку с окклюзион­ ными накладками.

 

В постоянном прикусе для ускорения лечения перед наложени­ ем ортодонтического аппарата можно провести компактостеотомию.

 

В исключительных случаях у пациентов старше 18 лет при неэф­ фективности аппаратурного и комбинированного метода лечения применяется хирургическое лечение. Протезирование с помощью коронок различной конструкции также следует считать лишь мето­ дом вспомогательным.

 

В профилактике открытого прикуса основное внимание следует уделять оздоровлению беременной женщины, соблюдению ею здо­ рового образа жизни, профилактике рахита и других заболеваний ребенка, предупреждению возникновения и устранению вредных привычек, нормализации носового дыхания, артикуляции языка при разговоре и глотании. При короткой уздечке языка необходимо про­ вести ее пластику.


 



174


 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

1. Каковы основные механизмы развития открытого прикуса?

 

2. Назовите главные причины развития открытого прикуса.

 

3. Какие вредные привычки наиболее часто приводят к разви­ тию открытого прикуса?

 

4. Изложите клиническую картину основных форм открытого прикуса.

 

5. Каковы основные принципы лечения открытого прикуса в пе­ риод временного, сменного и постоянного прикуса?

 

6. Назовите основные принципы профилактики открытого прикуса.

 

Таблица   20

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 170.