С х е ма ориентировочной основы действия по аномалиям положения зубов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
             

Вид аномалии

Причина

Морфологические и

Лечебные мероприятия

   

Функциональные нарушения

                          1. Мезиальное и дис­ Раннее удаление временных зубов, Нарушение пережевывания Перемещение зубов различными орто­     тальное положение вредные привычки, сверхкомплек­ пищи. Эстетические нарушения донтическими аппаратами (пластинки с     зубов тные зубы, адентия, неправильное   активаторами, пружинами, резиновой       положение зачатков, недоразвитие   тягой, аппараты Катца, Каламкарова,       альвеолярных отростков   Поздняковой, несъемные дуговые аппа­           раты и др.). Нередко в сочетании с           хирургическим методом (удаление           отдельных зубов)     2. Инфраокклюзия Отсутствие зубов-антагонистов Деформация зубных рядов в Протезирование при раннем удалении     зубов   вертикальном направлении. временных зубов. Зубоальвеолярное         Блокирование движений ниж­ укорочение (накусочные пластинки, дуг­         ней челюсти. Нарушение отку­ овые аппараты). В постоянном прикусе         сывания и пережевывания пищи — региональное протезирование     3. Дистопия клыков Отсутствие места в зубном ряду Эстетические нарушения, реже Протезирование при раннем удалении       вследствие недоразвития челюстей — нарушение пережевывания зубов (профилактика). Установка клы­       (альвеолярных отростков). пищи ков в зубную дугу с помощью различ­       Мезиальное смещение жевательных   ных съемных и несъемных ортодонти­       зубов. Сверхкомплектные зубы.   ческих аппаратов; при необходимости       Неправильное положение зачатков   — создание надлежащего места за счет       зубов. Несвоевременная смена   удаления отдельных зубов (чаще —       временных зубов   премоляров)     4. Диастема Наследственность, широкий небный Эстетические и фонетические Пластика уздечки губы, удаление сверх­       шов, низкое прикрепление уздечки нарушения комплектных зубов. Сближение цент­       верхней губы и высокое — нижней,   ральных резцов с помощью пластинок с       адентия боковых резцов, вредные   рукообразными пружинами, резиновой       привычки, сверхкомплектные зубы   тягой, дуговых аппаратов и др.                

 

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

1. Каковы основные причины аномалийного положения зубов?

 

2. Изложите основные принципы лечения при мезиальном по­ ложении зубов.

 

3. Изложите основные принципы лечения при дистальном (ла­ теральном) смещении зубов.

4. Изложите основные принципы лечения при вестибулярном, оральном положении зубов и повороте зубов вокруг оси.

 

5. Что является самым важным моментом при лечении супрапо-зиции верхних и инфрапозиции нижних зубов?

 

6. Изложите суть метода поэтапного выведения зуба из окклю­ зии при устранении дефектов коронок зубов.

7. Каковы основные принципы лечения при аномалиях формы зубных рядов в сагиттальном, трансверзальном и вертикальном на­ правлениях?

8. Каковы возможности саморегуляции аномалий положения

 

зубов?



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 18 И 19

 

Т е м а: дистальная окклюзия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика и лечение.

Цель: изучить основные виды дистальной окклюзии, причины

и механизмы их развития. Освоить методы постановки диагноза, способы профилактики и лечения в различные возрастные периоды.

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

         

Этапы занятия

Оборудование

Пособия и средства  

Контроля

        1. Инструктаж препо­   План содержания занятия   давателя о содержа­       нии занятия       2. Проверка исходных Модели с различными Учебные пособия,таблицы.   знаний видами дистальной диапозитивы, рентгеногра­     окклюзии. Диапроек­ ммы, диагностические мо­     тор. Негатоскоп дели, ортодонтические аппа­       раты, контрольные вопросы   3. Самостоятельная Оборудование и ин­ Методические указания.   курация больных. струментарий орто­ Медицинская документация.   Решение клинических донтического каби­ Контрольные модели,   задач нета рентгенограммы   4. Обсуждение принятых   Листок ежедневного учета   больных   работы врача-стоматолога       (форма 37-1/у-88).       Медицинские карты   5. Контроль усвоения   Бланки с ситуационными   темы   задачами   6. Подведение итогов   Лекции, учебники, дополни­   занятия. Задание на   тельная литература, методи­   следующее занятие   ческие руководства по ме-       зиальной окклюзии          

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Дистальная окклюзия (дистальный прикус, прогнатический прикус) — это такое нарушение смыкания зубных рядов, когда ниж­ ние зубы располагаются дистально по отношению к верхним зубам (2 класс Энгля). Такое взаимоотношение зубных рядов может быть обусловлено различными факторами: макрогнатией верхнечелюст-


 


156


 

ной, микрогнатией нижнечелюстной, прогнатией верхнечелюстной, ретрогнатией нижнечелюстной, смешением зубов и зубных рядов. Этот факт чрезвычайно важный, так как определяет суть проводи­ мого лечения. Однако, следует заметить, что, как правило, встреча­ ются комбинированные формы.

Среди причин возникновения дистальной окклюзии существен­ ное значение имеет генетически обусловленное несоответствие раз­ меров и положения зубов и челюстей.

Ребенок рождается с дистальным положением челюстей. Лишь

 

в процессе естественного вскармливания и в дальнейшем под дей­ ствием жевательной функции нижняя челюсть постепенно растет и перемещается в ортогнатическое соотношение с верхней челюстью. Следовательно, искусственное вскармливание является одной из ос­ новных причин развития дистальной окклюзии, так как при этом ребенок не прилагает достаточных усилий и, следовательно, снижа­ ется амплитуда движений нижней челюсти. Если после прорезыва­ ния временных зубов ребенок продолжает питаться в основном мяг­ кой пищей, то это также способствует развитию дистальной окклю­ зии. Резко снижает жевательную функцию разрушение зубов кари­ озным процессом.

 

Развитию дистального прикуса (дистальной окклюзии) способ­ ствуют различные вредные привычки (сосание соски-пустышки, пальцев, различных предметов и т.д.).

 

К возникновению дистальной окклюзии, как правило, приводит нарушение носового дыхания. При этом верхняя челюсть, лишенная внутренней опоры языка, суживается, фронтальный участок ее вме­ сте с передними зубами выдвигается вперед, чему способствует сла­ бость круговой мышцы рта. При ротовом дыхании нижняя челюсть смещается назад за счет повышенного тонуса подбородочно-подъя-зычной, двубрюшной и челюстно-подъязычной мышц.

 

При дистальном прикусе клыки, премоляры и моляры могут на­ ходиться в бугорковых контактах или зубы верхней челюсти распо­ лагаются впереди коронок одноименных зубов нижней челюсти. В классификации Энгля это обозначается как второй класс (передний щечный бугорок верхнего первого моляра устанавливается на одно­ именный бугорок нижнего первого моляра или в промежуток между шестым и пятым зубом). Энгль делит этот класс на два подкласса:

1) верхние передние зубы веерообразно наклонены вперед, 2) верх­ ние передние зубы расположены с наклоном в оральную сторону, плотно прижаты к нижним зубам. Чаще всего дистальная окклюзия сочетается с глубоким резцовым перекрытием. Нередко вследствие несоответствия размеров зубных дуг в сагиттальном направлении


 



157


нижняя губа попадает в щель между верхними и нижними зубами, что приводит к дальнейшему отклонению вперед верх­ них резцов и усугублению патологии (рис. 30).

Ю.М.Малыгин выде­ ляет 9 разновидностей ди­ стального прикуса:

1) без деформации зубных дуг;

2) при боковом сме­ щении нижней челюсти в привычной окклюзии;

 

3) при тесном положе­ нии верхних передних зу­

 

Рис. 30. Дистальная окклюзия                            бов, сужении зубных дуг и нормальной их длине;

 

4) при удлинении верхнего зубного ряда, протрузии верхних резцов с тремами, без сужения зубных дуг;

5) при удлинении верхнего зубного ряда, протрузии верхних резцов с тремами и сужении зубных дуг;

6) при удлинении верхней и иногда нижней зубной дуги, про­ трузии верхних передних зубов и их тесном положении, сужении зубных дуг;

7) при асимметрии верхней (и иногда нижней) зубных дуг и од­ ностороннем укорочении и расширении зубной дуги с противопо­ ложной стороны, протрузии верхних резцов с одной стороны и их ретрузии с другой стороны;

8) при укорочении зубных дуг, ретрузии верхних центральных резцов и протрузии боковых и нормальной ширине зубных дуг;

9) при укорочении и сужении зубных дуг и ретрузии всех резцов. Л.П.Григорьева выделяет две основные формы прогнатического

прикуса: прогнатический нейтральный прикус и прогнатический дистальный прикус. Хотя первая форма и не является дистальной окклюзией, для сохранения целостности классификации мы ее из­ лагаем в этом разделе. В каждой из этих основных форм она выде­ ляет несколько разновидностей прогнатического прикуса.

 

I. Прогнатический нейтральный прикус:

 

1. Прогнатический нейтральный прикус с верхней альвеоляр­ ной протрузией. Коронки верхних фронтальных зубов отклонены в


 



158


 

сторону губ, имеются диастемы и тремы между резцами верхней и нижней челюсти. Форма зубной дуги нижней челюсти правильная. Зубная дуга верхней челюсти вытянута в антериальном направле­ нии. Мезиодистальное соотношение первых моляров правильное.

2. Прогнатический нейтральный прикус с нижней альвеоляр­ ной ретрузией. Отсутствует контакт между резцами верхней и нижней челюсти в сагиттальном направлении за счет резкого на­ клона в сторону полости рта и скученности нижних фронтальных зубов. Зубная дуга верхней челюсти имеет правильную форму, нижняя зубная дуга деформирована, уплощена во фронтальном участке, имеет трапециевидную форму. Соотношение первых мо­ ляров правильное.

 

3. Прогнатический нейтральный прикус с верхней альвеоляр­ ной протрузией и нижней альвеолярной ретрузией. При этом де­ формированы зубные дуги верхней и нижней челюстей (первая выг­ нута вперед, нижняя уплощена во фронтальном отделе). Имеет мес­ то значительное сагиттальное пространство между верхними и ниж­ ними фронтальными зубами. Мезиодистальное соотношение первых моляров в пределах нормы.

 

4. Прогнатический нейтральный прикус с верхней альвеоляр­ ной протрузией и нижней альвеолярной протрузией (бипрогнати-ческий прикус). Коронки верхних и нижних резцов и альвеолярные отростки отклонены в вестибулярном направлении, имеются тремы

и диастемы. Соотношение первых моляров в пределах нормы.

 

I I . Прогнатический дистальный прикус:

 

1. Прогнатический дистальный прикус с верхней альвеолярной протрузией или максиллярной протрузией. Фронтальные зубы вер­ хней и нижней челюстей не контактируют между собой, имеется са­ гиттальная щель. Тремы и диастемы между верхними фронтальны­ ми зубами, соотношение клыков и первых моляров по второму классу Энгля. Наклон центральных резцов верхней челюсти к осно­ ванию верхней челюсти в среднем равен 55,2о , наклон нижних рез­ цов к мандибулярной плоскости — 87,0о , межрезцовый угол — 115,0°. При максиллярной протрузии длина верхней челюсти боль­ ше нормы в среднем на 9 мм, при альвеолярной протрузии длина верхней челюсти в норме.

 

2. Прогнатический дистальный прикус с нижней альвеолярной ретрузией. Фронтальные зубы верхней и нижней челюстей не кон­ тактируют между собой, имеется сагиттальная щель. Верхняя че­ люсть в норме. Соотношение клыков и первых моляров по 2 классу Энгля. Наклон верхних резцов к базальной плоскости соответствует норме (в среднем 70,0о ), наклон нижних резцов к мандибулярной


 



159


 

плоскости в среднем — 98,0о, что говорит о их ретрузии. Межрезцо­ вый угол в среднем — 134о. Длина тела нижней челюсти в среднем меньше нормы на 7 мм.

 

3. Прогнатический дистальный прикус с верхней альвеолярной протрузией или максиллярной протрузией и нижней альвеолярной ретрузией. Имеется большая сагиттальная щель, верхняя челюсть вытянута во фронтальном отделе. Нижняя челюсть уплощена за счет наклона нижних фронтальных зубов в сторону полости рта. Соотношение клыков и первых моляров по 2 классу Энгля. На теле­ рентгенограмме — протрузия верхних резцов (их наклон в среднем

— 55,0о); ретрузия нижних резцов — 106,0о. При максиллярной фор­ ме длина основания верхней челюсти увеличена в среднем на 7 мм.

 

4. Прогнатический дистальный прикус с верхней альвеолярной протрузией или максиллярной протрузией и нижней альвеолярной протрузией. Альвеолярные отростки верхней челюсти (или челюсти в целом) и нижней челюсти, а также фронтальные зубы, отклонены вперед, контакты могут быть или отсутствовать. Соотношение клы­ ков и первых моляров по 2 классу Энгля. Угол наклона верхних резцов к основанию верхней челюсти в среднем равен 50,0о; угол на­ клона нижних резцов к мандибулярной плоскости — 73,6°. Длина основания верхней челюсти при максиллярной форме может быть увеличена до 10 мм.

 

5. Прогнатический дистальный прикус с мандибулярной ретру­ зией. Фронтальные зубы не контактируют. Формы и размеры верх­ ней и нижней зубных дуг нормальные. Соотношение клыков и пер­ вых моляров по 2 классу Энгля. Угол наклона верхних резцов в среднем 70,0о; нижних резцов — 89,0о; что близко к норме. Длина ос­ нования верхней и нижней челюстей соответствует норме или близ­ ка к норме. Имеется дистальное положение нижней челюсти.

 

При дистальной окклюзии нарушаются основные функции зу­ бочелюстной системы: откусывания пищи и жевания, нередко имеет место нечеткое произношение звуков, инфантильное глотание.

Прежде чем приступить к специальным методам лечения дис­ тальной окклюзии, необходимо, по-возможности, ликвидировать причины, вызывающие развитие данной аномалии, или способ­ ствующие этому факторы. Необходимо провести санацию ЛОР-ор-ганов, санацию полости рта с восстановлением формы коронок зу­ бов, при необходимости пластику уздечек губ, устранение вредных привычек.

 

Одним из действенных методов лечения дистальной окклюзии

 

в период временного прикуса является миогимнастика круговой мышцы рта и мышц, выдвигающих нижнюю челюсть.


 



160


 

В задачи лечения дистальной окклюзии при втором классе 1 под­ классе по Энглю, как правило, входит расширение зубных дуг, ретру-зия фронтальных зубов верхней челюсти, стимуляция роста нижней челюсти. В зависимости от конкретной формы аномалии (зубоальвео-лярные формы, гнатические формы), задачи могут изменяться.

В период временного прикуса для лечения дистальной окклю­ зии некоторые авторы рекомендуют применять вестибулярные пла­ стинки, предложенные Korbitz (1914). В настоящее время наиболее приемлемым для этих целей следует считать позиционеры. Из мето­ дов щитовой терапии рекомендуется применять регулятор функции Френкеля (ФР-1). Основными деталями этого аппарата являются боковые щиты, которые не должны касаться альвеолярных отрост­ ков верхней и нижней челюсти, и нижнегубные пелоты, которые не должны касаться альвеолярного отростка нижней челюсти. Допол­ нительными деталями служат вестибулярная дуга для ретракции верхних фронтальных зубов, петли на клыки, способствующие за­ держке роста верхней челюсти и дистальному смещению клыков, небный бюгель, соединяющий щечные пелоты, лингвальная дуга, устанавливающая нижнюю челюсть в нейтральное положение и от­ клоняющая нижние резцы вперед.

 

В период временного прикуса возможно применение пропуль-сора Мюлемана, который удерживает нижнюю челюсть в выдвину­ том положении (до нейтрального соотношения первых постоянных моляров), разобщает прикус в области боковых зубов, смещает фронтальные зубы верхней челюсти назад (рис. 31).

 

В период сменного прикуса

 

наиболее целесообразно приме­ нять различные конструкции ак­ тиваторов (Андрезена—Хойпля, Кламмта и др.), формирователей прикуса.

 

Открытый активатор Клам­ мта применяется для лечения дистального прикуса с протру - зией верхних передних зубов (рис. 32).

Вестибулярные дуги для верхнего и нижнего зубных ря­ дов выводятся из базиса аппара­ та между клыками и первыми премолярами (или первыми вре­ менными молярами). Они изги-

 


Рис. 31. Пропульсор Мюлемана


 


161


баются кзади в виде петли и до­ ходят до вторых премоляров (вторых временных моляров). Небный бюгель выходит из пла­ стмассовой части аппарата на уровне первого премоляра (пер­ вого временного моляра), изги­ бается кверху и кзади с создани­ ем овального изгиба на уровне дистальной поверхности первых

Рис. 32. Открытый активатор Кламмта   постоянных моляров. Небный бюгель, повторяя контур альвео­

 

лярного отростка и неба, отстоит от слизистой оболочки на 0,5 мм. Пластмассовая часть аппарата располагается с язычной (небной) поверхности зубоальвеолярных дуг от клыков до первых или вто­ рых постоянных моляров.

 

В постоянном прикусе, наряду с описанными выше аппаратами, целесообразно применять дуговые аппараты с межчелюстной тягой. Возможно применение съемных и несъемных аппаратов с дополни­ тельной внеротовой тягой (рис. 33).

При лечении дистальной окклюзии, сопровождающейся недо­ развитием апикального базиса, нередко приходится прибегать к уда­ лению отдельных зубов (чаще первых премоляров)

Лечение дистальной окклюзии при втором классе втором подклас­ се по Энглю необходимо проводить в два этапа: 1) устранение блоки­ рования нижней челюсти путем нормализации формы верхнего зубного ряда и 2)


 

нормализация взаимоотно-шений зубных рядов.

Меры профилактики дистальной окклюзии вы­ текают из причинных фак­ торов: естественное вскар­ мливание, профилактика детских болезней, профи­ лактика кариеса и санация полости рта, устранение вредных привычек, норма­ лизация носового дыхания, своевременное детское зуб­ ное протезирование.


 

 

Рис. 33. Лицевая дуга и внеротовая резино­ вая тяга

 


 





162



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

1. Каковы основные нарушения развития зубов, зубных рядов и челюстей, приводящие к возникновению дистальной окклюзии?

 

2. Назовите главные причины развития дистальной окклюзии.

 

3. Изложите механизм развития дистальной окклюзии при на­ рушении носового дыхания.

 

4. Какие вредные привычки могут привести к развитию дис­ тальной окклюзии?

5. Изложите клиническую картину основных форм дистальной окклюзии.

6. Назовите основные принципы лечения дистальной окклюзии

 

и период временного, сменного и постоянного прикуса.

 

7. Каковы основные принципы профилактики дистальной окк­ люзии?

 

Таблица 18

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 264.