Сосания угасла. При глотании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
ния вне связи с приемом пи­   дить активное внушение вреда привычек.  

В стадии отправного толчка

щи. Кончик языка при глота­   Заботиться о формировании правильной  

Язык упирается в передние

нии упирается в напряженные   осанки. Если нижняя челюсть не перемести­  

Зубы. Мышцы губ не

губы. Затруднено носовое   лась вперед (зубы не контактируют), следует  

Напряжены. Дыхание

дыхание. Вредные привычки   укладывать голову малыша во время сна  

Носовое (рот во время сна

(сосание пальцев, предметов,   на более высокую подушку. Если нижняя  

Закрыт, губы спокойно

пустышек, прием пищи с   челюсть располагается впереди верхней,  

Сомкнуты).

    помощью соски) закреплены   то во время сна следует укладывать голову           и сочетаются с аномалиями   ребенка на более низкую подушку. Устранять           формы челюстей.   привычку спать, уложив голову на ручку.  

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

1. Какова форма соотношения первых моляров верхней и ниж­ ней челюстей при I классе Энгля?

 

2. Какова форма соотношения первых моляров верхней и ниж­ ней челюстей при II классе Энгля?

 

3. Какова форма соотношения первых моляров верхней и ниж­ ней челюстей при III классе Энгля?

 

4. Какие основные группы зубочелюстных аномалий выделяют­ ся в классификации Д.А.Калвелиса?

 

5. Назовите основные положительные стороны и недостатки классификации Энгля.

6. Назовите основные положительные стороны и недостатки классификации Д.А.Калвелиса.

 

7. Изложите принципы классификации В.Ю.Курляндского.

 

8. Изложите суть классификации окклюзии зубных рядов Л.С.Персина.

9. Какие основные группы (и их содержание) зубочелюстных аномалий выделяются в классификации ВОЗ?

10. Что определяет зубочелюстные аномалии как «болезнь»?



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

 

Тема: миогимнастика — метод профилактики и лечения зубо­ челюстных аномалий.

 

Ц е л ь: изучить показания, принципы и организацию проведе­ ния миогимнастики. Овладеть методикой подбора комплекса мио-гимнастических упражнений, научить студентов правильному вы­ полнению упражнений.

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

         

Этапы занятия

Оборудование

Пособия и средства  

Контроля

                1. Инструктаж препода­   План содержания занятия   вателя о содержании       занятия       2. Проверка исходных Диапроектор, актива­ Учебные пособия, лекции,   знаний торы, эквилибраторы, таблицы, диапозитивы,     вестибулярные плас­ контрольные вопросы     тинки, "вертушки"     3. Самостоятельная ку- Оборудование и инс­ Методические указания.   рация больных. трументарий ортодон­ Медицинская документация,   Решение клинических тического кабинета фантомы   задач       4. Обсуждение принятых   Листок ежедневного учета   больных   работы врача-стоматолога       (форма 037-1/у-88).       Медицинские карты   5. Контроль усвоения   Бланки с ситуационными   темы   задачами   6. Подведение итогов   Лекции, учебники, дополни­   занятия. Задание на   тельная литература, методи­   следующее занятие   ческие руководства по орто-       донтическим аппаратам          

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Зубочелюстные аномалии и деформации значительно распрост­ ранены у детей, чему способствуют различные наследственные, врож­ денные и приобретенные факторы. Статистические данные о распрос­ траненности зубочелюстных аномалий и деформаций колеблются от 11 до 72%. По данным Ф.Я.Хорошилкиной (1982) зубочелюстные


 

78


 

аномалии и деформации встречаются по нашей стране в среднем у 33,7% детей. Нами при обследовании детей работников Сибирской птицефабрики выявлены зубочелюстные аномалии и деформации у 67,6% обследованных (Л.Г.Ромахина, В.А.Дистель, 1991).

Среди причин, приводящих к развитию зубочелюстных анома­ лий и деформаций, особо важными являются наследственные фак­ торы, болезни беременной женщины, различные общесоматические заболевания ребенка, искусственное вскармливание, кариес зубов, вредные привычки, аномалии уздечек губ и языка, нарушение сти­ раемости твердых тканей зубов, заболевания верхних дыхательных путей и др. При этом нарушаются основные функции зубочелюст­ ной системы, среди которых необходимо выделить следующие:

 

1. Нарушение функции носового дыхания проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. Нарушение данной функции возникает вследствие заболеваний ЛОР-органов (искривление но­ совой перегородки, хронический ринит, аденоиды и т.д.), функцио­ нальной недостаточности круговой мышцы рта, обусловленной не­ доношенностью, осложнениями в родах, тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте, аномалиями уздечки верхней губы и другими причинами (Ю.Л.Образцов, 1990).

 

2. Нарушение функции глотания обусловливается длительным сосанием соски, поздним включением в рацион твердой пищи, по­ здним прорезыванием временных зубов, вредными привычками, ко­ роткой уздечкой языка.

3. Нарушение функции жевания проявляется вялым жеванием, привычкой жевания на одной стороне или на передних зубах. При­ чинами нарушения этой функции могут быть ротовое дыхание, по­ зднее включение в рацион жесткой пищи, тяжелые заболевания ре­ бенка, кариес зубов, нарушение процесса стираемости твердых тка­ ней зубов, адентия.

 

4. Нарушение речи возникает при различных деформациях неба, аномалийном положении зубов, короткой уздечке языка.

 

Нарушение функций, с одной стороны, является следствием зу­ бочелюстных аномалий и деформаций, а, с другой — причиной их возникновения.

 

Возможности саморегуляции зубочелюстных аномалий доволь­ но ограничены. Так, по мнению Ф.Я.Хорошилкиной, саморегуляция наблюдается в среднем у 11% обследуемых. На наш взгляд, эти дан­ ные несколько занижены, т.к. не учитываются вновь образовавшие­ ся аномалии в промежутках между исследованиями. При изучении зубочелюстных аномалий у детей работников Сибирской птицефаб­ рики нами саморегуляция обнаружена у 22,4% обследованных (Л.Г.Ромахина, В.А.Дистель, 1991).


 

79


Исходя из вышеизложенного, следует заключить, что большин­ ство детей, имеющих зубочелюстные аномалии и деформации, нуж­ даются в ортодонтическом лечении. Значительное количество детей обращаются к ортодонту с выраженными зубочелюстными аномали­ ями и деформациями, что требует длительного (месяцы, годы) аппа­ ратурного лечения. За год ортодонт может закончить лечение при­ мерно 100 таким пациентам (Г.Н.Троянский, М.З.Миргазизов, 1980). Без всякого сомнения, имеющийся штат ортодонтов не спо­ собен справиться с огромным объемом работы. Отсюда вытекает на­ стоятельная потребность в проведении профилактических меропри­ ятий и раннем лечении формирующихся аномалий; одним из суще­ ственных методов при этом является миогимнастика.

 





Дата: 2019-03-06, просмотров: 188.