Проведение занятий по миогимнастике должно соответствовать основным педагогическим принципам — систематичности, последо вательности, сознательности и активности, доступности и индиви дуализации, повторности и прогрессирования наглядности (В.Д.Мо локов, В.Г.Васильев, В.Г.Изатулин и др., 1991).
Основные правила проведения миогимнастики следующие:
1) сокращения мышц должны совершаться с максимальной ам плитудой;
2) интенсивность сокращений мышц не должна быть чрезмер ной, а должна быть в физиологических пределах;
3) скорость и продолжительность сокращений должны посте пенно увеличиваться;
4) между двумя последовательными сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения;
5) сокращения мышц при каждом упражнении должны быть по вторены несколько раз и продолжаться до появления чувства лег кой местной усталости;
6) наиболее благоприятный возраст для проведения миогимнас тики — от 4 до 7 лет.
Миогимнастические упражнения назначаются без аппаратов или со специальными аппаратами (диск Фриэля, индивидуальная и стандартная вестибулярная пластинка, эквилибратор, вертушка руч ная, активатор и др.). Наибольшее распространение из специальных аппаратов получили вестибулярные пластинки (стандартная и ин дивидуальная). Обе эти формы вестибулярных пластинок имеют свои недостатки. Стандартная пластинка выпускается трех разме-
80
ров, что естественно недостаточно для разнообразия форм жева тельного аппарата у детей различного возраста. Изготовление инди видуальной пластинки трудоемко, может быть произведено лишь в лечебном учреждении. Мы готовим вестибулярные пластинки по стандартным моделям, которые получаем от детей с нормальным строением жевательного аппарата. В зависимости от размера зубов (сумма ширины коронок верхних четырех резцов), возраста ребен ка, типа лица (широтный индекс лица) создается банк стандартных моделей. По этим моделям заготавливаются вестибулярные плас тинки в зуботехнической лаборатории. В дошкольном учреждении или школе детям требуется определить лишь размеры зубов, форму лица и соответственно возрасту подобрать заранее изготовленные вестибулярные пластинки (В.А.Дистель, 1988).
Работу по профилактике зубочелюстных аномалий и деформа ций, в том числе проведение миогимнастики, осуществляют ортодонт, участковый детский стоматолог, совместно с медицинским и педаго гическим персоналом детских дошкольных учреждений и школ.
Нами разработана примерная схема организации проведения миогимнастики в детских дошкольных учреждениях.
1. Изучение распространенности зубочелюстных аномалий — ортодонт, участковый детский стоматолог.
2. Семинар с участковыми детскими стоматологами по методи ке проведения миогимнастики — ортодонт.
3. Формирование групп детей для проведения миогимнастики
— ортодонт, участковый детский стоматолог.
4. Семинар-практикум с воспитателями детских дошкольных учреждений — ортодонт.
5. Санпросветработа с родителями и детьми — участковый детс кий стоматолог.
6. Проведение миогимнастики — воспитатель детского дошколь ного учреждения.
7. Контроль эффективности миогимнастики и коррекция сфор мированных групп — ортодонт, участковый детский стоматолог.
Принцип профилактического направления в борьбе с зубочелюс тными аномалиями и деформациями значительно снижает трудозат раты, способствует гармоничному развитию подрастающего поколе ния и полностью соответствует гуманным основам здравоохранения. Миогимнастика является одним из методов достижения этих целей.
Нами предлагаются общие комплексы миогимнастических уп ражнений, которые могут быть взяты за основу для работы с детьми в детских дошкольных учреждениях для профилактики и лечения зубочелюстных аномалий и деформаций.
81
Каждый общий комплекс состоит из нескольких малых комп лексов, что позволяет включать эти упражнения в плановые заня тия по физическому воспитанию, развитию речи, подвижные игры, не требуя выделения специального времени. При составлении комп лексов учитывался возраст детей.
У детей с нарушением функции смыкания губ перед началом занятий можно определить силу мышц приротовой области, с тем, чтобы в процессе тренировки этих мышц проводить объективный контроль происходящих изменений. С этой целью мы используем устройство для измерения силы мышц приротовой области, которое состоит из 2 пластмассовых пластинок, соединенных пружиной с измерительной шкалой. Ребенок максимально сжимает пластинки губами, и по отклонению стрелки на измерительной шкале регист рируется величина силы в граммах. Пластмассовые пластинки снаб жены съемными насадками, что позволяет работать с большой груп пой детей (Л.Г.Ромахина, Э.Г.Гонцова. Устройство для измерения силы мышц приротовой области. Рационализаторское предложение №2216 от 10 июля 1991 г.).
Дата: 2019-03-06, просмотров: 188.