ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МИОГИМНАСТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проведение занятий по миогимнастике должно соответствовать основным педагогическим принципам — систематичности, последо­ вательности, сознательности и активности, доступности и индиви­ дуализации, повторности и прогрессирования наглядности (В.Д.Мо­ локов, В.Г.Васильев, В.Г.Изатулин и др., 1991).

 

Основные правила проведения миогимнастики следующие:

 

1) сокращения мышц должны совершаться с максимальной ам­ плитудой;

 

2) интенсивность сокращений мышц не должна быть чрезмер­ ной, а должна быть в физиологических пределах;

3) скорость и продолжительность сокращений должны посте­ пенно увеличиваться;

 

4) между двумя последовательными сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения;

5) сокращения мышц при каждом упражнении должны быть по­ вторены несколько раз и продолжаться до появления чувства лег­ кой местной усталости;

6) наиболее благоприятный возраст для проведения миогимнас­ тики — от 4 до 7 лет.

 

Миогимнастические упражнения назначаются без аппаратов или со специальными аппаратами (диск Фриэля, индивидуальная и стандартная вестибулярная пластинка, эквилибратор, вертушка руч­ ная, активатор и др.). Наибольшее распространение из специальных аппаратов получили вестибулярные пластинки (стандартная и ин­ дивидуальная). Обе эти формы вестибулярных пластинок имеют свои недостатки. Стандартная пластинка выпускается трех разме-


 

80


 

ров, что естественно недостаточно для разнообразия форм жева­ тельного аппарата у детей различного возраста. Изготовление инди­ видуальной пластинки трудоемко, может быть произведено лишь в лечебном учреждении. Мы готовим вестибулярные пластинки по стандартным моделям, которые получаем от детей с нормальным строением жевательного аппарата. В зависимости от размера зубов (сумма ширины коронок верхних четырех резцов), возраста ребен­ ка, типа лица (широтный индекс лица) создается банк стандартных моделей. По этим моделям заготавливаются вестибулярные плас­ тинки в зуботехнической лаборатории. В дошкольном учреждении или школе детям требуется определить лишь размеры зубов, форму лица и соответственно возрасту подобрать заранее изготовленные вестибулярные пластинки (В.А.Дистель, 1988).

 

Работу по профилактике зубочелюстных аномалий и деформа­ ций, в том числе проведение миогимнастики, осуществляют ортодонт, участковый детский стоматолог, совместно с медицинским и педаго­ гическим персоналом детских дошкольных учреждений и школ.

 

Нами разработана примерная схема организации проведения миогимнастики в детских дошкольных учреждениях.

 

1. Изучение распространенности зубочелюстных аномалий — ортодонт, участковый детский стоматолог.

 

2. Семинар с участковыми детскими стоматологами по методи­ ке проведения миогимнастики — ортодонт.

 

3. Формирование групп детей для проведения миогимнастики

 

— ортодонт, участковый детский стоматолог.

 

4. Семинар-практикум с воспитателями детских дошкольных учреждений — ортодонт.

 

5. Санпросветработа с родителями и детьми — участковый детс­ кий стоматолог.

 

6. Проведение миогимнастики — воспитатель детского дошколь­ ного учреждения.

 

7. Контроль эффективности миогимнастики и коррекция сфор­ мированных групп — ортодонт, участковый детский стоматолог.

 

Принцип профилактического направления в борьбе с зубочелюс­ тными аномалиями и деформациями значительно снижает трудозат­ раты, способствует гармоничному развитию подрастающего поколе­ ния и полностью соответствует гуманным основам здравоохранения. Миогимнастика является одним из методов достижения этих целей.

Нами предлагаются общие комплексы миогимнастических уп­ ражнений, которые могут быть взяты за основу для работы с детьми в детских дошкольных учреждениях для профилактики и лечения зубочелюстных аномалий и деформаций.


 

81


Каждый общий комплекс состоит из нескольких малых комп­ лексов, что позволяет включать эти упражнения в плановые заня­ тия по физическому воспитанию, развитию речи, подвижные игры, не требуя выделения специального времени. При составлении комп­ лексов учитывался возраст детей.

 

У детей с нарушением функции смыкания губ перед началом занятий можно определить силу мышц приротовой области, с тем, чтобы в процессе тренировки этих мышц проводить объективный контроль происходящих изменений. С этой целью мы используем устройство для измерения силы мышц приротовой области, которое состоит из 2 пластмассовых пластинок, соединенных пружиной с измерительной шкалой. Ребенок максимально сжимает пластинки губами, и по отклонению стрелки на измерительной шкале регист­ рируется величина силы в граммах. Пластмассовые пластинки снаб­ жены съемными насадками, что позволяет работать с большой груп­ пой детей (Л.Г.Ромахина, Э.Г.Гонцова. Устройство для измерения силы мышц приротовой области. Рационализаторское предложение №2216 от 10 июля 1991 г.).

 





Дата: 2019-03-06, просмотров: 188.