Правоприменительными актами общих и арбитражных судов, нормоустанавливающими правовыми актами органов государственной власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Черты, сущность постановлений Конституционного Суда Российской Федерации позволяют определить их особое положение в соотношении с актами общих и арбитражных судов, правовыми актами Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, других государственных органов. В частности, при наличии некоторой формальной и содержательной схожести постановлений Конституционного Суда Российской Федерации с решениями общих и арбитражных судов (выносятся именем Российской Федерации, устанавливают государственно-властные веления, излагаются в виде отдельного документа, принимаются при соблюдении схожего процессуального порядка, имеют схожую структуру) они отличаются от


последних рядом черт. Отличительные черты: 1) вытекают из реализации специфической компетенции (осуществление официального толкования норм Конституции РФ, разрешение дел о соответствии Конституции РФ определенных нормативных правовых актов, разрешение споров о компетенции между отдельными органами государственной власти, проверка конституционности закона, примененного в конкретном деле (по жалобам граждан) или подлежащего применению в конкретном деле (по запросам судов), и пр.); 2) основаны не на исследовании вопросов факта, а на исследовании вопросов права (предмет исследования – вопрос о соответствии нормативных правовых актов и действий органов государственной власти нормам Конституции Российской Федерации); 3) окончательны и не подлежат обжалованию; 4) действуют непосредственно и не требуют подтверждения какого-либо государственного органа; 5) распространяют сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц на все случаи, являющиеся предметом рассмотрения по конкретному делу; 6)

 

обязательность постановления в целом и правовых позиций, сформулированных как в резолютивной, так и в мотивировочной частях постановления в частности; 7) признание особого конституционно-правового статуса постановления Конституционного Суда Российской Федерации посредством его опубликования в официальных изданиях «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета».

 

Из перечня отличительных черт постановлений Конституционного Суда Российской Федерации важное значение имеет указание на нормативность постановлений. Нормативность - свойство правового акта порождать, изменять и отменять нормы права, то есть установленные или

 

санкционированные государством общеобязательные, формально определенные, действующие в отношении различных заинтересованных лиц (органов, должностных лиц, граждан и их объединений), рассчитанные на многократное применение, обеспечиваемые государственными гарантиями


правила поведения246. В условиях непризнания судебного прецедента в качестве источника российского права юридическая природа решений общих и арбитражных судов может быть сведена исключительно лишь к их статусу

 

как актов индивидуального применения права, то есть актам, не устанавливающим общеобязательные, рассчитанные на многократное применение и в отношении неопределенного круга лиц правила поведения.

 

«Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу».

 

Источник: Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права:

 

учебник. – М.: Проспект, 2016. С. 690.

 

Одновременно следует заметить, что постановления Конституционного Суда Российской Федерации, как и иные его решения (заключения, определения), имеют форму правового акта, для которого свойственны определенная законом процедура принятия специально уполномоченным органом государства; выражение в виде официального документа с необходимыми реквизитами и структурой; установление, изменение или прекращение действия норм (правил) общеобязательного характера247. Как известно, названные качества присущи понятию нормативного правового акта в российской юридической науке и практике. «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от

 

 

6. См.: Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2009. С.

331-332.

16 См.: Петров А.А. Указ. соч. С. 86-87; Червонюк В.И. Указ. соч. С. 392.


того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом»248. Учитывая своеобразие юридической природы постановлений (итоговых решений) Конституционного Суда Российской Федерации, не позволяющей отнести их ни к исключительно правоприменительным актам, ни к исключительно, в классическом понимании нормативным правовым актам, статус постановлений (итоговых решений) Конституционного Суда Российской Федерации можно определить как «федеральные конституционно-интерпретационные правовые акты».

 

Итоговые решения «в качестве нового и самостоятельного

 

источника российского права … являются нормативно-интерпретационными актами в силу осуществления ими официального толкования Конституции и казуального толкования объектов нормоконтроля при выявлении их конституционно-правового смысла».

 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.