Факторам, улучшающим существующий процессуальный механизм конституционной (уставной) юстиции отнесем:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В правовые возможности судов устранить несовершенство своих актов, сложность их понимания, приводящих к недопониманию и, как следствие, не исполнению или не надлежащему исполнению решений.

 

Прежде всего, это возможность пересмотра и разъяснения решений конституционными (уставными) судами.

 

Возможность пересмотра решений конституционных (уставных) судов предусмотрена в законодательстве республик Башкортостан, Адыгея, Бурятия, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Дагестан, Саха (Якутия); исправление неточностей в решениях конституционных (уставных) судов республик Башкортостан, Кабардино-Балкария, Дагестан, Марий Эл, Бурятия, Адыгея, Татарстан, Тыва, Чеченской Республике; разъяснение решения – в Чеченской Республике, в Республиках Тыва, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Дагестан, Саха (Якутия), Марий Эл, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Бурятия, Адыгея.

 

Разъяснять принятые им ранее решения может только сам Конституционный Суд РФ, суды же общей юрисдикции давать собственное официально толкование его постановлений, обязательное для других правоприменительных органов, не вправе200.

 

22 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 7 октября 1997 года о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 418 УПК РСФСР в связи с запросом Каратаузского районного суда Красноярского края // СЗ РФ.1997. № 42. Ст. 4900.


Возможность появления официальных аутентичных разъяснений (ст.

 

83 ФКЗ О Конституционном Суде РФ) справедливо связывают с трудностями правоприменения201, однако разъяснения являются и важным средством обеспечения исполнения решений Конституционного Суда РФ. Такие разъяснения даются Судом в пределах содержания разъясняемого решения и не должны являться простым его воспроизведением; ходатайство о даче официального разъяснения (право на него имеют как лица, обратившиеся в Суд, так те, кому решение было направлено) не может быть удовлетворено, если поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования решения по существу или же предполагают необходимость формулирования новых правовых позиций202.

 

23 правовые возможности судов направленные на преодоление ущербности процессуального механизма юрисдикции, незавершенность

 

законодательной регламентации этой стадии конституционного судопроизводства - механизма доведения решений до реализации:

 

мониторинг правоприменения решений конституционных (уставных) судов.

 

Повышению исполнения судебных решений способствует мониторинг правоприменения в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации203; аналогичные меры предприняты в субъектах федерации, но более разнообразно.

 

Так, в субъектах федерации при осуществлении мониторинга практики применения законодательства используется информация о практике Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей

 

201 См.: Несмеянова С.Э. Конституционное правосудие в Российской Федерации: Учеб.

пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. С. 122.

 

202 См.: Витрук Н.В. Виды производств в Конституционном Суде Российской Федерации.//Журнал конституционного правосудия. 2009. № 6. С. 11 – 17.

203 "Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за

2013 год" // http://government.ru по состоянию на 16.11.2015.


юрисдикции, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов (например, ст. 20 Закона Свердловской области от 17.10.2013 N 84-ОЗ (ред. от 03.12.2014) "О мониторинге законодательства Свердловской области и мониторинге практики его применения") и др. 204 .

 

Практика Конституционного Суда Российской Федерации применяется для мониторинга правоприменения нормативных правовых актов принятых определенными органами: представительными, как в Томской 205 и Ярославской областях 206 ; исполнительными, как в Челябинской области 207 ; при проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (например, в Смоленской области 208 ).

 

Дополнительная литература:

 

19. Кокотов А.Н. Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. № 5. с. 90-101.

 

20. Мокосеева М. Причины неисполнения решений конституционных (уставных) субъектов в Российской Федерации // Закон и право. 2014. №10. С.37-40.

 

 

204 Постановление Правительства Тверской области от 18.04.2012 N 178-пп (ред. от

 

25.07.2013) "О мониторинге правоприменения в Тверской области" //КонсультантПлюс.

205 Постановление Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 N 2768 "Об утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области"

 

// "Официальные ведомости Законодательной Думы Томской области", 29.07.2015, N

43(219)-II.

206 Постановление Ярославской областной Думы от 14.05.2013 N 92 "Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе" // КонсультантПлюс.

207 Постановление Губернатора Челябинской области от 07.10.2011 N 365 (ред. от 02.11.2015) "О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Челябинской области, принятых Губернатором Челябинской области и Правительством Челябинской области"//КонсультантПлюс.

208 Постановление Администрации Смоленской области от 23.03.2010 N 139 (ред. от 03.02.2015) "Об утверждении Положения о порядке и сроках проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов" // КонсультантПлюс.


О Нечаева Ж. В. Принципы конституционно-правовой технологии и их роль в повышении эффективности исполнения решений Конституционного Суда России // Актуальные вопросы конституционного правосудия / под ред. С. Д. Князева, М. А. Митюкова и С. Н. Станских. М., 2011. С. 525-526.

 

О Портнова Е. К вопросу об исполнении решений конституционных

 

(уставных) судов субъектов Российской Федерации, принятых по жалобам граждан на нарушения основных прав и свобод// Современное право.- 2014.-

 

в 12.- C.98-102.

 

К Тлехатук А.К. К вопросу об исполнении решений конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Республики Ингушетия. 2015. № 4.с. 111-117.

 

К Шаймарданов К. Д. Исполнение решений Конституционного Суда России // Российское правосудие. 2011. № 10. С. 59-68.

 

 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 182.