Правом на обращение с запросом в конституционный (уставный) суд
субъекта Российской Федерации по данной категории дел по общему
правилу обладают главы субъектов Российской Федерации (президент, глава республики, губернатор и пр.), законодательный (представительный) и исполнительный органы субъекта РФ, группы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, а также
органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории региона. Законодательство республик дополнительно расширяет круг субъектов, обладающих правом на обращение с запросом и относит к ним Верховный и Арбитражный Суды
Республики, Прокурора Республики (Республика Адыгея)150, Уполномоченного по правам человека в Республике (Республика Татарстан)151.
Критерием допустимости запроса в орган конституционной юстиции по данной категории дел выступают позиция заявителя, полагающего, что принятый нормативный правовой акт не соответствует конституции (уставу) субъекта РФ и не подлежит применению, а также если оспариваемый нормативный правовой акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти субъекта РФ, либо к совместному ведению Российской Федерации и субъекта РФ, и если в производстве Конституционного Суда Российской Федерации не находятся дела по аналогичному запросу или им не было принято решение.
Общими пределами проверки нормативных актов о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ являются проверка по содержанию норм; по форме закона или иного нормативного правового акта; по порядку принятия, издания, подписания, опубликования или введения в действие. Дополнительно возможна проверка с точки зрения установленного
8. См.: Закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 г. № 11 (ред. от 04.04.2013 г.) «О Конституционном Суде Республики Адыгея» // Ведомости ГС-Хасэ Республики Адыгея. 1996. № 6.
9. См.: Закон РТ от 22 декабря 1992 г. № 1708-XII (ред. от 03.12.2009 г.) «О Конституционном суде Республики Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 1998. № 11. Ст. 312.
конституцией субъекта РФ разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; разграничения компетенции между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории региона; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией, а также между органами государственной власти субъекта РФ и органами государственной власти РФ (указанные пределы проверки закрепляются в законодательстве республик в составе РФ, сформировавших конституционные суды. В частности, в законах о конституционных судах Республики Адыгея и Республики Татарстан).
По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта конституционный (уставный) суд субъекта РФ принимает одно из двух решений:
19 о признании закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений соответствующими конституции (уставу)
субъекта РФ;
В о признании закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений не соответствующими конституции (уставу)
субъекта РФ.
21 свою очередь признание закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений не соответствующими конституции (уставу) субъекта РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов,
основанных на акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих законов субъекта РФ или иных нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 199.