Исполнение решений Конституционного Суда РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

После того как судом было принято решение о том, что федеральный закон был признан неконституционным, у ряда федеральных органов государственной власти возникают соответствующие обязательства. Так, Правительство Российской Федерации обязано внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, который бы в полной мере исполнял судебное решение. Подготовкой проекта


 

В Решения Конституционного Суда Российской Федерации // Официальный сайт

Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx. (дата обращения – 10 сентября 2015 г.).


нормативного правового акта могут заниматься и иные субъекты законодательной инициативы.

 

Если Конституционным Судом был отменен подзаконный акт

 

Президента или Правительства Российской Федерации, то на приведение в

 

соответствие правового регулирования данным государственным органам

 

отводится 2 месяца. Этот же срок дан главе субъекта Российской Федерации

 

для приведения своих решений в полное соответствие с Конституцией

 

Российской Федерации по решению суда, а также органам государственной

 

власти Федерации и ее субъектов на исправление или прекращения договора

 

между собой.

 

Законодательному (представительному) органу субъекта Российской

 

Федерации отводится 6 месяцев для внесения изменений в нормативный

 

правовой акт высшей юридической силы в соответствующем субъекте, если

 

Конституционный Суд Российской Федерации счел таковой противоречащим

 

акту высшей юридической силы всей России.

 

Известный современный юрист В.П. Крусс отмечает, что многие решения Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе, и отказные нередко содержат новые позиции данного органа, которые наполняют собой содержание действующего правового регулирования. Если те или иные акты признаются неконституционными, то правовая система России избавляется от них107. Таким образом, решения Конституционного Суда имеют важное юридическое значение для всей правовой системы.

 

 

Несмотря   на    законодательно  установленные   требования   и

 

ответственность по исполнению рассматриваемых решений высшего органа

 

конституционной юстиции, органы государственной власти не всегда их


 

107 Крусс В.И. Конституционная судебная дискреция в механизме конституционализации правовой системы России // Российская юстиция. 2012. № 9. С. 40.


исполняют. По данным Информационно-аналитического отчета «Об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства в 2014 году», который подготовлен его Секретариатом, в 2014-2015 годах не исполнено наибольшее количество решений – 17. В то же время ранее эти же цифры ранее были гораздо скромнее – в период с 2004 по 2013 от 1 до 5 неисполненных решений в год108. Данная проблема не является новой, т.к. преодолеть ситуацию различными способами в органах федеральной власти пытались и ранее109.

 

Между тем в ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается ответственность за неисполнение любых судебных решений принятыми российскими органами. При этом в качестве санкции закреплены штрафы, лишение занимаемой должности, а также лишением свободы сроком до двух лет110. Однако решения Конституционного Суда Российской Федерации не исполняют по большей части органы власти, которые ответственности по уголовному законодательству не подлежат. Привлечь к ответственности по данной норме можно только должностное лицо, которое своими действиями могло препятствовать осуществлению деятельности по исполнению решения органа конституционной юстиции.

 

108 Информационно-аналитический отчет об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации в 2014 году «Об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства в 2014 году» (подготовлен Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 § 67 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации) // Официальный сайт

 

Конституционного                Суда                 Российской                Федерации.                 URL:

 

http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Informationks/Pages/ReportKS2014.aspx. (дата обращения – 11 сентября 2015 г.).

 

109 О необходимости принятия Правительством Российской Федерации мер по внесению изменений в законодательство Российской Федерации во исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 1 июля 2005 года № 2057-IV ГД // СЗ РФ. 2005. № 28. Ст. 2853.

 

20 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 1996. 17 июня. № 25. Ст. 2954.


Законодательно предусмотрены меры конституционной ответственности за неисполнение рассматриваемых решений. Так, если законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будет исполнено решение о приведении в соответствие Конституции Российской Федерации конституции или устава субъекта в течение 6 месяцев, то Президент Российской Федерации выносит предупреждение данному органу, которое оформляется в форме Указа Президента Российской Федерации. Если по истечении 3 месяцев региональные парламентарии продолжили бездействие, то Глава государства имеет право распустить его. Такой же механизм привлечения к конституционной ответственности предусмотрен для главы субъекта Российской Федерации, разница только в сроках. Так, при неисполнении им в течение двухмесячного срока решения Конституционного Суда влечет предупреждение со стороны Президента России, если в течение еще одного месяца ничего не поменялось в регионе, то такой руководитель может быть отрешен от занимаемого поста111.

 

21 федеральных органах государственной власти имели место факты привлечения к ответственности отдельных должностных лиц за неисполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Например, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации «О допущенных нарушениях установленного законом сроков подготовки ответа на требование Конституционного Суда Российской Федерации» ряд высокопоставленных чиновников были поставлены на вид, а другим были объявлены замечания112.

 

 

111 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 1999. 18 октября. № 42. Ст. 5005.

 

О допущенных нарушениях установленного законом сроков подготовки ответа на требование Конституционного Суда Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1997 года № 537-р // СЗ РФ. 1997.

17.17. Ст. 2068.


 

Дополнительная литература:

 

 

Блохин П.Д., Кряжкова О.Н. Как защитить свои права в Конституционном Суде. Практическое руководство по обращению с жалобой

 

// Конституционный Суд России. – М.: Институт права и публичной политики, 2014. – 208 с.

 

1. Конституционный судебный процесс: Учебник для магистрантов, аспирантов, преподавателей / С.В. Нарутто, С.Э. Несмеянова, Е.С. Шугрина.

 

в М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 432 с.

 

Крусс В.И. Конституционная судебная дискреция в механизме конституционализации правовой системы России // Российская юстиция. 2012. С. 39-43.

 

Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М.: БЕК, 1998. – 462 с.

 

Мильчакова О.В. Конституционный контроль в странах бывшей Югославии. Монография. М.: ДПК Пресс, 2014. – 308 с.

 

Нарутто С.В. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации: научно-практическое пособие. М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 175 с.

 

Саликов М.С. Новеллы конституционного судебного процесса // Российский юридический журнал. 2011. № 4. С. 7-13.

 

Фадеев В.И. Является ли население муниципального образования

 

 

добровольным объединением граждан (о правовых позициях Конституционного Суда РФ по данному вопросу) // Конституционное правосудие в Российской Федерации и Германии: материалы круглого стола 9-10 октября 2012 года / под общей редакцией В.И. Фадеева. – М.:

 

Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013.

 

К 148-154.









Дата: 2019-03-05, просмотров: 257.