Рассмотрение дел о конституционности законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по запросам судов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Законодательство субъектов РФ закрепляет право на обращение в органы конституционной юстиции судебных органов иной юрисдикции. В частности, в Республиках Северная Осетия-Алания, Татарстан, Марий Эл конституционные суды рассматривают дела о соответствии конституциям республик законов и иных нормативных правовых актов по запросам общей и арбитражной юрисдикции, мировых судей.

 

Необходимо отметить, что в том случае, если суд при рассмотрении дела

 

36 любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Основному закону субъекта РФ закона или иного нормативного правового акта, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в орган конституционной юстиции с запросом о проверке конституционности данного закона или иного нормативного правового акта. Указанный запрос допустим, если нормативный правовой акт республики, муниципальный нормативный правовой акт муниципального образования, расположенного на территории республики, или его отдельное положение применен или подлежит, по мнению суда, мирового судьи, применению в рассматриваемом им конкретном деле. Внесение данного запроса является основанием для приостановки судебного разбирательства или исполнения, вынесенного органом судебной власти судебного решения.

 

Пределы проверки нормативного правового акта по запросу судов аналогичны по общему правилу пределам проверки, установленным при рассмотрении дел о соответствии конституциям (уставам) субъектов РФ законов и иных нормативных правовых актов регионов.

 

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного правового акта субъекта РФ, муниципального нормативного


правового акта по запросу судов орган конституционной юстиции субъекта РФ принимает одно из следующих решений:

 

в о признании акта либо отдельных его положений соответствующими конституции субъекта РФ;

 

в о признании акта либо отдельных его положений не соответствующими конституции субъекта РФ.

 

В случае признания нормативного правового акта субъекта РФ, муниципального нормативного правового акта муниципального образования, расположенного на территории субъекта РФ не соответствующими конституции региона положения этих нормативных правовых актов субъекта РФ, муниципальных нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

 


Рассмотрение особых категорий дел с учетом конституционно-

 

Правового статуса субъекта Российской Федерации

 

Федеративная природа нашего государства и особенности практики государственного строительства, характерные для каждого из субъектов, входящих в состав России, позволяет проанализировать примеры рассмотрения отдельных категорий дел конституционными (уставными) судами субъектов РФ с учетом регионального законодательства и конституционно-правового статуса.

 

 

За период 1992-2016 г.г. предметом исследования конституционности с учетом особенностей конституционно-правового статуса субъекта РФ были проекты поправок в Конституцию Республики Адыгея (4 решения из 42 вынесенных Конституционным Судом Республики Адыгея), проект уставного закона о внесении изменений в Устав Калининградской области (1 решение Уставного Суда


Калининградской области), вопросы выносимые на референдум (1

 

решение         Конституционного      Суда        Республики        Дагестан),

 


Правоприменительная практика, постановление избирательной комиссии субъекта РФ и Соглашение о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха(Якутия) (по одному делу).

 

 

В частности, гл. XIII Закона Республики Татарстан «О

 

Конституционном Суде Республики Татарстан» предусматривает возможность рассмотрения дел о соответствии Конституции Республики действий и решений Президента Республики Татарстан, гл. 13 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» содержит положения, устанавливающие особенности рассмотрения дел о даче заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области.

 

Общим, как для Республики Татарстан, как и для Калининградской области является законодательное закрепление единственного субъекта, имеющего право на обращение с запросом по рассматриваемым категориям дел. В Татарстане правом на обращение с запросом по указанной категории дел обладает только законодательный (представительный) орган республики

 

— Государственный Совет Республики Татарстан и его комитеты, в свою очередь в Калининградской области субъектом права на обращение с запросом выступает Калининградская областная Дума.

 

Интересно, что, если Закон Калининградской области не устанавливает специальных, дополнительных требований к содержанию запроса о соответствии проекта уставного закона о внесении изменений в Устав, устанавливая лишь сроки рассмотрения — один месяц со дня регистрации обращения (ст. 86-11), то Закон Татарстана содержит отдельную статью —


ст. 98 «Порядок направления запроса и дачи заключения», которая детально регламентирует порядок направления запроса, устанавливает перечень сопроводительных материалов и определяет сроки дачи заключения по запросу.

 

Юридические последствия рассмотрения запросов как в Калининградской области, так и в Республике Татарстан можно объединить в две группы. Первая — когда действия и решения Президента Республики Татарстан соответствуют Конституции субъекта РФ и аналогично проект уставного закона Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области не противоречит иным положениям Устава (Основного закона) Калининградской области. Вторая группа — это признание действий и решений высшего должностного лица республики или проекта уставного закона о внесении изменений в Устав (Основной Закон) области не соответствующими и противоречащими основному закону региона. При этом Закон Республики Татарстан дополнительно уточняет, что заключение КС РТ о признании действий и

 

решений, не соответствующих Конституции Татарстана, учитывается Государственным Советом Республики Татарстан при принятии решения о недоверии Президенту Республики Татарстан. В свою очередь, Закон Калининградской области не уточняет юридические последствия признания проекта уставного закона о внесении изменений в Устав (Основной Закон) области, противоречащим иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

Дополнительная литература:

 

 

5. Брежнев О.В. Разрешение споров о компетенции как полномочие конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации //

 

Конституционное и муниципальное право. 2015. N 6. С. 47 - 50.


6) Кравец И.А. Право конституции в действии: соотношение законодательной и судебной конституционализации правопорядка,

 

обеспечения    международных   обязательств,    прав    и    свобод    //

 

Конституционное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 12 - 15.

 

9. Краснов М.А. Толкования Конституции как ее фактические поправки // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 1. С. 77 - 91.

 

10. Мильчакова О.В. Разрешение юрисдикционных споров (споров о компетенции) в Конституционном Суде // Административное и муниципальное право. 2014. N 1. С. 47 - 52.

 

11. Митюков М.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации в кн.: Конституционное правосудие в Российской Федерации и Германии: материалы круглого стола 9-10 октября 2012 года /

 

под общей редакцией В.И. Фадеева. - М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. - С. 76-85.

 

12. Несмеянова С.Э. Международные договоры как объект конституционного судебного контроля // Российский юридический журнал. 2015. N 3. С. 137 - 144.

 

13. Никитин С.В. Косвенный судебный нормоконтроль: понятие и проблемы реализации // Журнал российского права. 2014. N 1. С. 88 - 101.

 

Контрольные вопросы:

 

В Принципы конституционного судопроизводства.

В Участники конституционного судебного процесса.

В Формы конституционного судопроизводства.

 

В Особенности разрешения дел в заседаниях без проведения слушаний.

В Понятие производства и классификация видов производств.

В Стадии конституционного судебного процесса.

 

В Понятие, свойства и виды доказательств в конституционном судебном процессе.

 

В Характеристика видов производств по отдельным категориям дел в Конституционном Суде РФ.

 

В Характеристика видов производств по отдельным категориям дел в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.


 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 170.