Обращение в Конституционный суд РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На основании ст. 33 Конституции Российской Федерации «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

 

11 действующем законодательстве конституционные положения находят свое более детальное отражение. Так, ст. 2. Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гласит, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам96. Конституционный Суд в этой связи не является исключением.

 

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации является юридическим фактом, который выражается в реализации осознанной воли

 

управомоченного    субъекта      правоотношений     на      инициирование


 

96 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ (ред. от 24 ноября 2014 года) // СЗ РФ. 2006. 8 мая. № 19. Ст. 2060.


разбирательства по делу, имеющему конституционное значение и подсудное обозначенному государственному органу.

 

Обращения в Конституционный Суд Российской Федерации могут быть различных видов.

 

По содержанию:

 

7) запрос;

 

8) ходатайство;

 

9) жалоба.

 

По общему правилу, признавая рассматриваемый суд в качестве органа государственной власти, направить с его адрес можно заявление, жалобу, и предложение, но ст. 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает исчерпывающий перечень видов обращений. Однако это не исключает возможности помимо конституционной жалобы обратить внимание, например, руководства Секретариата на некорректную работу их подопечных или выступить с предложениями по оптимизации функционирования государственного органа. С заявлением также можно обратиться, например, для того, чтобы устроиться туда на работу. И все же для того, чтобы начался конституционный судебный процесс, придется направить именно запрос, ходатайство, а для физического лица – жалобу.

 

По числу лиц, направляющих обращение:

 

5. личные (индивидуальные);

 

6. коллективные (петиции).

 

Конституционный Суд Российской Федерации в разные годы своего функционирования то отрицал возможность подачи коллективного


обращения отдельных категорий объединений граждан97, то признавал это возможным98. В настоящее время подача заявления от нескольких лиц, объединившихся по любым основаниям, разрешена.

 

 

Законодательство России выделяет основные формы обращений граждан в государственные и муниципальные органы (устная, письменная, электронная). На основании ст. 37 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» юридически значимым обращением будет признано только то, которое подано в письменной или электронной форме99. То есть, для того, чтобы возбудить начало конституционного судебного процесса, необходимо предоставить документ, на который можно будет ссылаться при возникновении каких-либо спорных ситуаций. Однако законом не запрещается запись на прием и личное общение с тем или иным чиновником, даже если он проходит службу в высшей инстанции конституционной юстиции.

 

Согласно ст. 125 Конституции Российской Федерации в рассматриваемый орган могут обратиться Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, органы законодательной и

 

 

В Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Омского городского Совета как не

соответствующей требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 20-О // Документ официально опубликован не был.

В Фадеев В.И. Является ли население муниципального образования добровольным объединением граждан (о правовых позициях Конституционного Суда РФ по данному вопросу) // Конституционное правосудие в Российской Федерации и Германии: материалы круглого стола 9-10 октября 2012 года / под общей редакцией В.И. Фадеева. – М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. С. 154.

В О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (ред. от 4 июня 2014 года) // СЗ РФ. 1994. 25 июля. № 13. Ст. 1447.


исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также граждане. Не смотря на такой ограниченный перечень субъектов, имеющих право на обращение в высший орган конституционной юстиции России, Конституционный Суд фактически позволяет обращаться к себе всем

 

российским субъектам конституционно-правовых отношений, расширительно толкуя указанное положение Конституции.

 

Как уже было отмечено выше, обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть направлено в письменной или электронной форме. При этом данное обращение должно выдерживать ряд требований, изложенных в ст. 37 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

 

В обращении должны быть указаны наименования органа, в которое направляется обращение, и лица, которое его направляет, с указанием адреса

 

6. иных необходимых данных, скрепленных подписью заявителя или его законного представителя.

 

Органы государственной власти федерального уровня в Конституционном Суде постоянно представляют уполномоченные на то лица. Поэтому в случае, если запрос направлен от Президента или Правительства Российской Федерации, то интересы данных органов будет отстаивать именно их представители. В таком случае обращение должно содержать данные обозначенного должностного лица. Однако представители сторон далеко не всегда занимают постоянное место в Конституционном Суде, по общему процессуальному правилу представлять интересы одной из сторон может другое лицо, которое по должности не выступает за тот или иной федеральный орган государственной власти. В этом случае к обращению должна быть приложена надлежащим образом оформленная доверенность или иной предусмотренный действующим законодательством


документ, который наделяет правом представительства лицо, отстаивающее интересы соответствующего субъекта процесса.

 

20 Одной из сторон конституционного судебного процесса должен выступать орган, издавший акт, который, по мнению заявителя, противоречит нормативному правовому акту высшей юридической силы. Поэтому в обращении также указываются его наименование и адрес. Кроме того, обозначаются точные реквизиты самого акта, подлежащего проверке на соответствие Конституции Российской Федерации или толкованию. А к заявлению в обязательном порядке должен быть приложен текст этого документа.

 

21 Определенной формальностью являются основания обращения в Конституционный Суд, которые также следует указать в обращении. Данными сведениями являются нормы Конституции России и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», дающие право на соответствующее обращение. Указать также следует и конкретные основания, по которым данное обращение направляется.

 

22 Заявитель должен обосновать свою позицию в обращении по оспариваемому вопросу со ссылками на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации, после чего должно быть сформулировано требование, которое в итоге придется выполнить уполномоченным субъектам, если Конституционный Суд поддержит сторону заявителя.

 

 

С.В. Нарутто определяет позицию заявителя как «деятельность заявителя … по отстаиванию своей точки зрения в отношении оспариваемого


закона и как результат этой деятельности, к которому они стремятся, учитывая интересы заявителя»100.

 

 

5. Общим процессуальным требованием является указание перечня всех документов, которые прилагаются к соответствующему заявлению. Среди таковых, помимо обозначенных выше, должна быть квитанция об уплате государственной пошлины. На основании ст. 39 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» суд своим решением может освободить заявителя от ее уплаты с учетом его материального положения. Кроме того, по некоторым категориям дел уплата государственной пошлины не предусмотрена (выдвижение обвинения Президенту Российской Федерации, его ходатайство о разрешении споров о компетенции государственных органов, толкование Конституции России по запросу судов).

 

В случае если любые материалы, направляемые в рассматриваемый орган, изложены на иностранном языке, то к обращению в обязательном порядке прилагается их перевод на русский язык.

 

Перечень документов, прилагаемых к обращению, не является исчерпывающим, поэтому для достаточного обоснования своей позиции можно прилагать любые иные материалы, включая списки лиц, которых предполагается вызвать в судебное заседание (свидетели и эксперты) и др.

 

Все материалы, направляемые в Конституционный Суд Российской Федерации, должны быть представлены в двух экземплярах за исключением случая, когда обращение направляется в электронной форме.


 

100 Нарутто С.В. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации: научно-практическое пособие. М.: Норма, Инфра-М, 2011.С. 47.


 









Предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ

 

 

Предварительное рассмотрение обращений подробно регламентируется гл. VI Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

 

Особое место в данном процессе занимает Секретариат суда. Во-первых, на него возложена обязанность по регистрации всех поступивших обращений. Во-вторых, данный орган может принять решение о непринятии материалов заявителя из-за несоответствия установленным требованиям. Одним из таких требований выступает явная неподведомственность Конституционному Суду. Необходимо подчеркнуть, что данный вопрос на начальных этапах решается не профессиональными судьями, а чиновниками, работающими в данном подразделении государственного органа. Безусловно,

 

- случае «явной неподведомственности» Секретариат обязан направить данное обращение в компетентный орган по подведомственности.

 

 

По мнению отдельных конституционалистов, этого тоже недостаточно, т.к. отсутствие возможности не принимать жалоб граждан в виду их

 

малозначительности также усиливает общую загруженность Конституционного Суда Российской Федерации101.

 

 

Другими основаниями для отказа в принятии обращения выступают:

 

- несоответствие установленной законом форме обращения;

 

 

- Блохин П.Д., Кряжкова О.Н. Как защитить свои права в Конституционном Суде. Практическое руководство по обращению с жалобой в Конституционный Суд России. – М.: Институт права и публичной политики, 2014. С. 99-100.


заявитель не имеет права направлять подобные материалы в Конституционный Суд Российской Федерации;

 

отсутствует документ об уплате государственной пошлины;

 

случай, когда не истек срок запрета на повторное рассмотрение спора

 

- соответствии правового акта Конституции России.

 

После того как Секретариат пропускает обращение, все материалы поступают Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, который в обязательном порядке принимает решение о предварительном изучении данного обращения одним или несколькими судьями.

 

По итогам предварительного изучения дела профессиональным судьей (или несколькими судьями) готовится заключение, которое докладывается его автором (или авторами) в заседании суда.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 181.