Принятие обращения Конституционным Судом РФ к рассмотрению, либо его отклонение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Решение о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в целом. При этом с момента его регистрации и до принятия данного решения не должно пройти более трех месяцев. Итог такого заседания суда доводится до сведения всех сторон, участвующих в деле.

 

Действующее законодательство оставляет право за Конституционным Судом Российской Федерации обратиться с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта до момента окончания рассмотрения дела по нему. Однако такое решение суд должен будет


подробно обосновать, но главное – в данном случае должна иметь место ситуация, которая не терпит какого-либо отлагательства.

 

Как и для Секретариата, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает и для суда основания, по которым заявителю может быть отказано в принятии обращения к рассмотрению. К таковым относятся:

 

12. неподведомственность вопроса данному органу;

 

13. обращение не является допустимым с точки зрения тех требований, которые предъявляет закон;

 

14. ситуация, когда по предмету обращения уже было вынесено соответствующее решение, и оно сохраняет свою силу на день рассмотрения конституционным органом соответствующего вопроса. Из этого правила есть исключение, состоящее в том, что Российской Федерацией могли быть ратифицированы международные нормативные правовые акты, из-за чего возможно возникновение внутрироссийского конституционно-правового противоречия;

 

15. документ, конституционность которого оспаривается заявителем, уже отменен или утратил свою юридическую силу. В этом случае необходимость рассмотрения вопроса по существу отпадает.

 

Еще одним основанием к прекращению производства по делу является ситуация, когда заявитель самостоятельно отзывает свое обращение. В этом случае также пропадает логика дальнейшего продолжения процесса.


и Подготовка к судебному разбирательству

 

Подготовка к судебному разбирательству представляет собой сложный процесс, в рамках которого обеспечивается максимально продуктивное непосредственное заседание по делу.

 

На очередном заседании суд принимает решение о назначении дел к слушанию. Такое решение должно быть принято в течение месяца после принятия обращений к рассмотрению. Также по каждому делу в процессе такого же заседания Конституционный Суд Российской Федерации назначает судью-докладчика, на которого ложится обязанность по организации соответствующего судебного заседания. В рамках реализации данного полномочия судья-докладчик собирает все необходимые материалы, организует осуществление экспертиз, исследований, проверок. Кроме того, возможно консультирование со специалистами в узких областях знаний, а также направление иных интересующих его запросов. При этом для эффективной реализации данного положения законодатель в ст. 50 рассматриваемого акта установил гарантии этой деятельности. Так, все необходимые запросы должны быть предоставлены безоговорочно суду в месячный срок после получения соответствующего требования. При этом органы государственной власти должны это сделать за свой счет, а все остальные за счет федерального бюджета. Непредоставление обозначенных сведений или воспрепятствование их получению судьей-докладчиком карается законом.

 

Именно судья-докладчик и председательствующий в заседании имеют право определения круга лиц, которые должны присутствовать на заседании по рассматриваемому вопросу. Также на данных должностных лиц ложится обязанность организации оповещения участников процесса, а также о направлении в их адрес всех необходимых материалов. При этом судьи,


стороны и иные участники рассмотрения данного дела должны быть

 

оповещены не менее чем за 10 дней до начала заседания. Касательно информирования по каждому заседанию, следует отметить, что соответствующие сведения в обязательном порядке размещаются на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в

 

электронно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также доводятся до

 

сведения всех заинтересованных лиц любым другим, не запрещенным

 

законом способом.

 

Основываясь на нормах ст. 47.1 Федерального конституционного

 

закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде

 

Российской Федерации» данным органом может быть принято решение о

 

разбирательстве дела без проведения слушаний. Такая  инициатива может

 

быть реализована, если решение сути вопроса не требует устного пояснения

 

обстоятельств предполагаемого к рассмотрению вопроса, а также имели

 

место другие решения, которые разрешали вопросы по аналогичным нормам

 

правового регулирования. Такое решение принимается Конституционным

 

Судом в заседании, а рассмотрение дела без проведения слушаний

 

проводится уже в назначенный срок. При этом заявители могут настоять на

 

разбирательстве дела с проведением слушаний. Для этого необходимо

 

направить в суд соответствующее ходатайство, которое будет рассмотрено.

 

Известный специалист в области конституционного судебного процесса М.С. Саликов отмечает, что рассмотрение дела без проведения слушания в Конституционном Суде Российской Федерации призвано упростить весь процесс и снизить нагрузку на данный орган. Однако возможность подачи ходатайства с возражением против такой формы разбирательства блокирует возможность снижения загруженности государственного органа102, т.к. сделать это можно по каждому процессу без слушаний и сама возможность сокращения работы рассматриваемого


 

102 Саликов М.С. Новеллы конституционного судебного процесса // Российский юридический журнал. 2011. № 4. С. 11.


государственного органа, таким образом, нивелируется. Вместе с тем общее количество обращений в Конституционный Суд Российской Федерации только растет103.

 






Судебное разбирательство

 

По общему правилу все заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто. У всех лиц, которые присутствуют на процессе, есть право фиксировать на бумажные носители ход разбирательства дела на занимаемых ими местах. Допускается также ведение аудиозаписи процесса. Возможна видео- и фотофиксация, как и прямая теле-или радиотрансляция, в том числе, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», но только с разрешения самого суда. Интернет-трансляция может быть организована по инициативе самого суда.

 

Статья 54 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» наделяет председательствующего правом осуществления проверки документов, а также проведения личного досмотра лиц, присутствующих в зале заседания. Безусловно, данная норма была введена законодателем из соображений соблюдения безопасности.

 

Все присутствующие должны беспрекословно подчиняться требованиям суда и его председательствующего. На случай возникновения каких-либо конфликтных ситуаций в зале заседания всегда присутствуют судебные приставы, которые являются «руками» суда. Кстати говоря, их требования также обязательны для исполнения всеми, что регламентируется


 

14. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 3.


ст. 54 рассматриваемого нормативного правового акта. Кроме того, законодатель предусмотрел некий этический аспект. Так, все лица должны уважительно относиться к Конституционному Суду Российской Федерации, как и к принятым в нем правилам.

 

В случае если все же возникает конфликтная или иная ситуация, которая мешает нормальному ходу процесса, то председательствующий может применить санкции в отношении одного или нескольких нарушителей. Быстрым решением в данном случае является удаление из зала заседания, однако перед принятием такого решения обозначенное должностное лицо обязано предупредить лиц, ведущих себя неподобающим образом. Чуть более долгим решением является наложение на нарушителя штрафа до одной тысячи рублей, что, наверное, является наименее эффективным средством воздействия на нарушителей порядка.

 

В Конституционном Суде Российской Федерации проходят и закрытые заседания в тех случаях, когда этого требует обеспечение государственной тайны или общественной безопасности.

 

 

Статья 55 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» выделяет также защиту общественной нравственности в качестве критерия, по которому может быть выбран закрытый формат проведения заседания, что также представляется, в некоторой степени, этической нормой.

 

 

Закрытое заседание предполагает соблюдение ряда ограничений конституционных демократических принципов. Так, нельзя осуществлять фиксацию хода заседания, исключая бумажную и аудиофиксацию, а также запрещается любое транслирование, в том числе, в сеть «Интернет». Кроме того, в закрытое заседание допускается лишь ограниченный круг лиц: судьи,


стороны или их представители. Наличие же других субъектов процесса определяется председательствующим по мере необходимости.

 

 

Для полного соблюдения требований действующего законодательства о государственной тайне, защите личности общества и государства, необходимо уточнить еще некоторые нюансы. Так, бумажные носители, на которых содержатся сведения о ходе заседания, набранные в электронном формате, и аудиосведения могут сразу после заседания попасть в «Интернет». Закон запрещает только трансляцию в сеть, но не обмен файлами в ней. В результате заинтересованное лицо может просто разослать всем заинтересованным лицам сведения, зафиксированные в ходе конституционного судебного процесса и нанести таким образом ущерб, например, общественной нравственности. Благо, данную информацию нельзя будет посмотреть, а только почитать или послушать.

 

 

Руководство всем процессом осуществляет председательствующий. К его основным функциям относится:

 

18 общее руководство заседанием;

 

19 принятие необходимых мер для нормального проведения разбирательства обеспечения его полноты и всесторонности, в том числе устранение всех обстоятельств, препятствующих работе;

 

20 организация фиксации хода заседания, а также принятых решений;

 

21 предоставление слова судьям и иным участникам процесса, а также прерывание и даже лишение слова выступающего в том случае, если речь пошла о совершенно посторонних вещах с употреблением оскорбительных или грубых выражений, а также в случае нарушения последовательности выступлений.

 

При этом закон не позволяет председательствующему превышать свои

 

полномочия и предусматривает некоторые демократические процедуры. Так,


все возражения против действий председательствующего вносятся в протокол и могут быть отменены в этом же заседании по решению всего суда, при условии, что с инициативой выступит одна из сторон или любой судья.

 

Упомянутый протокол – это документ, в котором официально фиксируются все самые важные события и обстоятельства, происходящие во время процесса. Он в обязательном порядке подписывается Председателем суда и одним из его заместителей. Порядок и форма его ведения устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Более подробную информацию с фиксацией всех произнесенных слов содержит стенограмма заседания. Она может вестись по решению суда в случае необходимости.

 

 

На основании пп. 3 п. 6 ст. 1 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации протокол заседания содержит:

 

- дату заседания;

 

- время начала и окончания заседания;

 

- фамилии судей, которые присутствуют в заседании;

 

- фамилии отсутствующих судей, а также известные суду причины их отсутствия;

 

- вопросы, поставленные на голосование;

 

- результаты голосования104.

 

 

Стороны имеют право не только знакомиться с каждым из данных документов, но и вносить свои замечания при их наличии. Иные же


 

104 Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (ред. от 2 июля

 

2015 года) // Вестник Конституционного Российской Федерации . 2011. № 1.


участники могут только посмотреть протокол и стенограмму, но с разрешения Конституционного Суда.

 

Высказанные сторонами претензии к рассматриваемым документам в обязательном порядке рассматриваются председательствующим и судьей-докладчиком, однако, документы не корректируются при принятии любого решения. В случае необходимости замечания приобщаются к протоколу и (или) стенограмме в зависимости от того, в отношении какого из этих документов они представлены.

 

Начинается процесс с того, что председательствующий должен убедиться в том, что необходимое количество судей (кворум) имеет место и открыть заседание. После этого он оглашает, основные краткие сведения о том деле, которое будет рассмотрено.

 

Только после этого проверяется наличие всех участников процесса, а также полномочия представителей сторон. Если данные мероприятия не дают положительного результата (отсутствует одна из сторон или обе стороны, свидетель или эксперт, присутствие которых суд счел обязательным), то перед судом ставится вопрос о целесообразности рассмотрения дела. В случае, когда данный коллегиальный орган решит, что рассмотрение в таком формате невозможно, то заседание откладывается на более поздний срок.

 

Далее, при условии продолжения процесса председательствующий разъясняет сторонам и иным участникам процесса их права, обязанности и ответственность.

 

В соответствии со ст. 60 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела начинается с выступления судьи-докладчика. Как уже было отмечено выше, данное должностное лицо знакомится с материалами дела (сущность


вопроса, поводы и основания рассмотрения и т.д.) заранее и передает его основное содержание своим коллегам и всем присутствующим в заседании.

 

- завершении данного сообщения судье-докладчику могут быть заданы вопросы. Если Конституционный Суд сочтет выступление неполным,

 

недостаточно изученным, а восстановить имеющиеся пробелы невозможно в процессе этого же заседания, то изучение обстоятельств дела может быть перенесено на более поздний срок.

 

После этого начинается заслушивание предложений сторон, на основании чего суд принимает решение о порядке рассмотрения дела. Такой демократичный, на первый взгляд, процесс принятия решения судом означает, что мнение сторон только учитываются, но никак не являются определяющими. В случае необходимости изменения порядка рассмотрения вопросов может быть изменен все так же судом, но инициировать такую трансформацию могут только судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Когда процедура проведения заседания определена судом, по общему правилу, слово предоставляется сторонам для пояснения отдельных вопросов рассматриваемого дела. Каждой из них предоставляется примерно равное количество времени для выступления. Однако при этом сторона должна иметь возможность высказаться полностью, а Конституционный Суд обязан ее выслушать.

 

По итогам выступления стороне могут быть заданы вопросы, адресантами которых могут быть судьи и другая сторона. С разрешения суда вопросы на данной стадии может задавать эксперт.

 

Как уже было написано ранее, одну из сторон фактически может представлять несколько физических лиц, участвующих в заседании. В этом случае распределение времени на выступления для обеспечения


конституционного принципа равенства будет осуществлено самой стороной, но в рамках отведенного времени.

 

В судебном заседании предполагается также участие эксперта – специалиста в узкой сфере, который обладает специальными знаниями по тому или иному вопросу, интересующему суд для справедливого разрешения дела. При этом эксперт фактически отвечает на строго определенные судьей-докладчиком или Конституционным Судом в целом вопросы. Безусловно, для дачи заключения, основанного на объективных материалах, суд может разрешить ему знакомиться с материалами дела, запрашивать другие необходимые материалы, а также задавать вопросы сторонам и свидетелям.

 

Непосредственно в заседании Конституционного Суда Российской Федерации эксперт выступает с подготовленным им заключением при условии соблюдения указанных выше условий, после чего обязуется ответить на все вопросы сторон и суда.

 

Еще одним участником конституционного судебного процесса может быть свидетель. Данное лицо должно обладать необходимыми сведениями для разрешения дела в Конституционном Суде. В случае если лицо было привлечено судом в качестве такового, то он также выступает в заседании, поясняя те сведения, которые от него требуются. Для получения объективной информации свидетель также приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В завершении своего выступления он также обязан ответить на вопросы судей и сторон.


На основании ч. 2 § 45 Регламента суда текст присяги свидетеля следующего содержания: «Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь дать Конституционному Суду Российской Федерации только правдивые и полные показания об известных мне лично сведениях и материалах, касающихся рассматриваемого дела»105.

 

На основании ст. 65 Федерального конституционного закона от

 

21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в случае возникновения необходимости в судебном заседании могут быть оглашены документы или иные материалы, которые имеют существенное значение. Для реализации этого необходима инициатива судей или сторон, но при этом подлинность документов не должна подлежать ни малейшему сомнению.

 

- завершении рассмотрения всех обстоятельств дела сторонам предоставляется право заключительного выступления. Для подготовки к этому им может быть предоставлено дополнительное время, однако в своей речи допускается оперировать только теми материалами, которые были рассмотрены в ходе заседания. Несмотря на данное законодательное требование, в заключительных выступлениях все же могут возникнуть обстоятельства, которые потребуют продолжения рассмотрения предмета разбирательства. В этом случае суд принимает решение о возобновлении рассмотрения вопроса. По его итогам сторонам предоставляется право повторного заключительного выступления с учетом вновь выясненных обстоятельств.

 

Завершается судебное заседание в том случае, когда вопрос полностью рассмотрен и председательствующий объявляет об окончании рассмотрения по делу.


 

105 Регламент Конституционного Суда Российской Федерации  (ред. от 2 июля

 

2015 года) // Вестник Конституционного Российской Федерации . 2011. № 1.


 

- Совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ итогового решения

 

 

После окончания заседания судьи удаляются в совещательную комнату, где кроме них могут находиться только сотрудники секретариата, которые обеспечивают процесс принятия решения, при этом в самом совещании они не участвуют. Таким образом, совещание судей по принятию решения по делу является закрытым. В совещании принимают участие только те судьи, которые непосредственно присутствовали на данном заседании, при этом они могут высказываться неограниченное количество времени и раз. По итогам принятых решений проводятся голосования, число которых законом также не ограничено.

 

Не смотря на то, что само совещание, на котором происходит принятие итогового решения, является закрытым, голосование судей осуществляется открыто путем поименного опроса каждого из них. Голосуют все, принимавшие участие в совещании судьи, а председательствующий выражает свою волю последним в любом случае. Решение считается принятым, если за него проголосовало больше половины судей. Исключение из этого правила составляют 2 случая:

 

а) По вопросу о признании международного нормативного акта конституционным решение считается принятым даже если нет большинства и мнения судей разделились.

 

б) По вопросам о толковании Конституции Российской Федерации за принятие соответствующего решения должны проголосовать не менее 2/3 от числа действующих судей.


- завершении готовится протокол совещания, под которым обязан подписаться каждый судья.

 

Итоговое решение Конституционного Суда может быть трех видов в соответствии со ст. 71 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

 

а) Постановление – итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, среди которых:

 

- признанием соответствующих Конституции России не вступивших в силу международных нормативных правовых актов, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, а также договоров, заключенных между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

 

- разрешением споров о компетенции между федеральными органами власти; между федеральными и региональными органами, а также между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

 

- рассмотрением жалоб на нарушения прав и свобод человека и гражданина, которые были допущены в связи с применением того или иного нормативного правового акта, не соответствующего Конституции России;

 

- решением вопроса о применении правового документа, который подлежит применению другим судом, явившимся отправителем соответствующего запроса;

 

- толкованием конституционных норм;

 

- проверкой на соответствие Конституции России вопроса, выносимого на федеральный референдум.


Следует отметить, что постановления выносятся именем Российской Федерации.

 

б) Заключение – итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка

 

выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется.

 

в) Определениями являются все остальные решения Конституционного Суда Российской Федерации, выносимые им в ходе осуществления производства.

 

Факультативным видом решений являются те из них, которые принимаются судом для осуществления им своей собственной деятельности по вопросам внутреннего устройства, организации работы и т.д.

 














Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.