Производство по отдельным категориям дел в конституционных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

(уставных) судах субъектов Российской Федерации

 

План

 

16. Общие положения

 

17. Рассмотрение дел о толковании конституции (устава) субъекта Российской Федерации

 

18. Рассмотрение дел о соответствии конституции (уставу) субъекта

 

Российской Федерации нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации

 

4.Рассмотрение дел по спорам о компетенции

 

и Рассмотрение дел о конституционности законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан


20 Рассмотрение дел о соответствии конституции (уставу) субъекта Российской Федерации не вступивших в силу соглашений и договоров субъекта Российской Федерации

 

21 Рассмотрение дел о конституционности законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по запросам судов

 

22 Рассмотрение особых категорий дел с учетом конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

 

 


Общие положения

соответствии с законодательством субъектов РФ органы конституционного контроля наделяются своей сферой исключительной компетенции, однако опыт государственного строительства в РФ свидетельствует, что в полномочиях специализированных органов конституционного контроля много как общего, так и различного Это

 

обусловленоособенностямистатусасубъектов,политической,

 

экономической и национальной спецификой его развития, влиянием президентской или парламентской модели государственного устройства субъекта.

 

Анализ конституций (уставов) субъектов РФ, специализированных региональных законов об органах судебного конституционного контроля позволяет предложить следующую классификацию видов производств в конституционных (уставных) судах субъектов РФ:

 

В рассмотрение дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ;


22 рассмотрение дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ, не вступивших в силу соглашений о межрегиональных, международных и внешнеэкономических связях субъекта РФ;

 

23 рассмотрение дел по спорам о компетенции между органами публичной власти субъекта РФ;

 

24 рассмотрение дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан;

 

25 рассмотрение дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ по запросам судов, находящихся на территории субъекта РФ;

 

26рассмотрение дел о толковании конституции (устава) субъекта РФ.

 

учетом особенностей государственно-правового статуса конкретного субъекта РФ можно выделить следующие виды производств, характерных для отдельных органов регионального судебного конституционного контроля:

 

- рассмотрение дел о соответствии действий и решений Президента Республики (Республика Татарстан);

 

- рассмотрение дел о даче заключения по проектам уставных законов субъекта РФ о внесении изменений в Устав субъекта РФ (Калининградская область).

 

- Рассмотрение дел о толковании конституции (устава) субъекта Российской Федерации

 

Одной    из     основных     задач,    определенных    Федеральным

 

конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»


1997 г.146, для решения которых могут создаваться конституционные (уставные) суды субъектов РФ, является толкование конституции (устава) субъекта РФ. И это не случайно, поскольку конституционные и уставные суды, наделенные правом толкования основного закона субъекта РФ, фактически получают право на «восполнение» его норм, исходя из общего конституционного смысла и логики.

 

Анализ действующих законов о конституционных и уставных судах субъектов показывает, что большинство субъектов Российской Федерации, учредивших конституционные или уставные суды, наделяют их полномочиями по толкованию конституции (устава), имеющими самостоятельное значение, которое выражается в специальном, обладающим официальным и общеобязательным характером разъяснений положений конституции или устава.

 

За период с 1992 по 2016 г.г. конституционными и уставными судами субъектов РФ было вынесено 111 решений о толковании конституций (уставов) субъектов РФ. Пионерами в толковании своих конституций являются конституционные суды Саха (Якутии) – 38 решений, Республики Тыва – 18 решений, Санкт-Петербурга – 14 решений. Конституционный Суд Саха (Якутии) дал толкование преамбулы и не менее 28 статей Конституции республики. Практически почти каждое шестое итоговое решение конституционных (уставных) судов являлось решением о толковании конституции (устава).

 

 

Правом на обращение в конституционный или уставный суд субъекта РФ с запросом о толковании основного закона региона обладает достаточно широкий круг уполномоченных субъектов. В первую очередь, это высшие должностные лица и органы государственной власти субъекта Федерации. В


 

- См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014 г. ) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.


частности, ст. 79 Закона Калининградской области «Об Уставном суде Калининградской области»147 относит к ним: Губернатора области, Правительство Калининградской области, Калининградскую областную Думу; согласно ст. 89 Закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном суде Республики Северная Осетия-Алания»148 таким правом обладают Глава Республики, Парламент и Правительство Республики. Помимо органов государственной власти правом на обращение

 

- суд с запросом о толковании основного закона наделяются органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ. Отдельно необходимо выделить такие специальные субъекты, обладающие правом на обращение в органы конституционной юстиции субъектов РФ с запросом о толковании основного закона региона,

 

как Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ (Свердловская область. Республика Северная Осетия-Алания, Калининградская область); Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ (Свердловская область)149, прокурора Республики (Республика Северная Осетия-Алания). Кроме того, Закон о Конституционном суде РСО-Алании наделяет граждан правом на обращение с запросом о толковании Конституции республики, что является не типичным для иных субъектов РФ, где действуют конституционные и уставные суды.

 

Законодательство субъектов в разном объеме регулирует особенности рассмотрения дел о толковании конституции или устава субъекта РФ. В большинстве нормативные правовые акты содержат только нормы, определяющие круг субъектов, обладающих правом на обращение в суд и

 

 

- См.: Уставный закон Калининградской области от 2 октября 2000 г. № 247 (ред. от 02.12.2015 г.) «Об Уставном Суде Калининградской области» // «Дмитрия Донского, 1».

 

2000. 14-28 окт.

 

- См.: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 июня 2001 г. № 17-РЗ (ред. от 14.07.2011 г.) «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания» // Северная Осетия. 2001. 5 июль.

 

- См.: Областной закон от 6 мая 1997 г. № 29-ОЗ (ред. от 20.07.2015 г.) «Об Уставном Суде Свердловской области» // СЗ Свердловской области. 1997. № 5. Ст. 930.


нормы, устанавливающие обязательность толкования конституции (устава) субъекта РФ. Однако есть и исключения. В частности, Законом Калининградской области, дополнительно устанавливаются требования к запросу о толковании, согласно которым заявитель в запросе обязан описать правовую ситуацию, обусловившую запрос, а также устанавливаются пределы толкования, осуществляемого Уставным судом области, основным из которых является непротиворечие толкования положениям Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права, а также непосредственным действием прав и свобод человека и гражданина.

 

Универсальной нормой для всех субъектов РФ является официальный характер и закрепление обязательности толкования основного закона, данное конституционным (уставным) судом региона, для всех представительных, исполнительных органов государственной власти, судебных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

- Рассмотрение дел о соответствии конституции (уставу) субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации

 

Главной функцией органов конституционного правосудия, характеризующей их институциональную природу, является контроль за соблюдением конституции либо устава путем проверки правовых актов с точки зрения соответствия основному закону субъекта Российской Федерации. Этим обеспечивается верховенство конституции или устава и их непосредственное действие.

 

Объектом конституционного контроля специализированных органов субъектов Российской Федерации, главным образом, является собственное


законодательство, понимаемое в широком смысле как совокупность нормативных правовых актов соответствующей республики, области, края. Помимо собственного законодательства, объектом конституционного контроля в субъектах РФ являются акты органов местного самоуправления

 

муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации.

 







Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.