Рассмотрение дел о конституционности законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Значительна роль конституционных (уставных) судов в защите гарантированных конституцией прав и свобод граждан. Во многих субъектах РФ, учредивших органы конституционного правосудия, указанное


полномочие прямо предусмотрено в конституциях и законах региона. По общему правилу возможно обжалование нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти субъекта РФ. Дополнительно к этому законодательство субъектов РФ предоставляет гражданам право подачи жалобы и на муниципальный правовой акт (Республика Коми, Республика Марий Эл)153.

 

Правом на обращение с жалобой в конституционный (уставный) суд обладают в первую очередь гражданин (индивидуальная жалоба) и коллектив граждан (коллективная жалоба). Отдельно некоторые субъекты предоставляют право на обращение в орган конституционного контроля региона по данной категории дел и иным лицам и органам, в случаях и порядке установленных региональным законодательством (например, такая возможность предусмотрена законами о Конституционном Суде Республики Коми и Конституционном Суде Республики Марий Эл).

 

Общими для всех субъектов является законодательное закрепление критериев допустимости обращения с жалобой. К ним относятся такие, как затрагивание нормативным правовым актом конституционных прав и свобод граждан, а также применение или необходимость применения нормативного правового акта в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применявшем нормативный акт.

 

\endash случае принятия органом конституционного контроля жалобы к рассмотрения, он направляет уведомление о об этом в суд или иной орган,

 

рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт. Уведомление не влечет за собой приостановление производства по делу.

 

 

В См.: Закон Республики Коми от 31 октября 1994 г. № 7-РЗ (ред. от 22.06.2015 г.) «О Конституционном Суде Республики Коми» // Ведомости Верховного Совета Республики Коми. 1994. № 11. Ст. 160; Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-3 (ред. от 23.10.2013 г.) «О Конституционном суде Республики Марий Эл» // Марийская правда. 1997. 19 марта.


Конституционный (уставный) суд субъекта РФ проверяет обжалуемый нормативный правовой акт на его соответствие основному закону региона по содержанию норм; по форме нормативного правового акта; по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъекта РФ

 

27 органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления.

 

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение конституционных прав

 

- свобод граждан конституционный (уставный) суд субъекта РФ принимает одно из следующих решений:

 

о признании нормативного правового акта либо отдельных его положений соответствующими конституции (уставу) субъекта РФ;

 

о признании нормативного правового акта либо отдельных его положений не соответствующими конституции (уставу) субъекта РФ.

 

30 случае, если орган конституционного контроля признал нормативный правовой акт субъекта РФ, примененный в конкретном деле, не соответствующим положениям основного закона региона, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

 

объектам конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации относятся также международные и внутригосударственные договоры (соглашения), заключаемые органами государственной власти региона.

 

Правом на обращение в орган конституционного контроля субъекта РФ

 

в запросом о проверке подписанных договоров или соглашений по общему правилу обладают высшие органы государственной власти субъекта РФ


(глава или президент республики, кабинет министров, правительство республики, законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ). Интересно отметить, что отдельные регионы относят к числу надлежащих субъектов права на обращение с данным запросом не только органы государственной власти или органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Федерации, но и общественные объединения и граждан (Кабардино-Балкарская Республика).

 

К Рассмотрение дел о соответствии конституции (уставу) субъекта Российской Федерации не вступивших в силу соглашений и договоров субъекта Российской Федерации

 

Законодательство субъектов относит к объектам проверки подписанные, но

 

не     ратифицированные   международные   соглашения              и    (или)

 

межрегиональные договоры (гл. IX Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики», гл. 10 Закона РД «О Конституционном

 

Суде Республики Дагестан»),         соглашения  о международных и

 

внешнеэкономических связях (гл. X Закона РТ «О Конституционном Суде Республики Татарстан»).

 

Критериями допустимости запроса в орган конституционного правосудия субъекта РФ являются следующие:

 

и упоминаемый в запросе договор подлежит утверждению законодательным

 

(представительным) органом субъекта РФ;

 

Р заявитель считает не вступивший в силу договор субъекта РФ не подлежащим введению в действие и применению в субъекта РФ из-за его несоответствия конституции субъекта РФ154.


 

32 См., например: ст. 84 «Допустимость запроса» гл. 10 «Рассмотрение дел о соответствии Конституции Республики Дагестан не вступившего в силу договора Республики Дагестан» Закона Республики Дагестан от 2 февраля 2010 г. № 8 (ред. от


Конституционный суд субъекта РФ рассматривая дела о соответствии конституции региона не вступивших в силу международных договоров и внутригосударственных соглашений проверяет их по следующим критериям:

 

В по содержанию норм;

 

В по форме договора (соглашения);

 

В по порядку подписания, заключения, опубликования или введения в

 

действие договоров (соглашений);

 

В с точки зрения установленного конституцией субъекта РФ разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

 

В с точки зрения установленного конституцией субъекта РФ разграничения компетенции между высшими государственными органами субъекта РФ.

 

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего в силу договора конституционный суд субъекта РФ принимает одно из следующих решений:

 

В о признании не вступившего в силу договора субъекта РФ либо отдельных его положений соответствующими основному закону

 

(конституции) региона;

 

В о признании не вступившего в силу договора субъекта РФ либо отдельных его положений не соответствующими основному закону

 

(конституции) региона.

 

33 момента провозглашения постановления конституционного суда субъекта РФ о признании не соответствующими конституции субъекта РФ не вступившего в силу договора либо отдельных его положений договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть утвержден и не может вступить в силу для субъекта РФ иным образом.


 

 

08.05.2015 г.) «О Конституционном Суде Республики Дагестан» // СЗ Республики Дагестан. 2010. № 3. Ст. 54.









Дата: 2019-03-05, просмотров: 256.