Организационной формой конституционного судопроизводства
являются заседания Конституционного Суда РФ.
- ранее действовавшей редакции Закона о Конституционном Суде РФ предусматривались две формы рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ: в пленарном заседании и в заседании двух палат Конституционного Суда, состоящих из 10 и 9 судей. В палатах рассматривалась самая многочисленная категория дел – жалобы граждан, а также проверялись на конституционность федеральные и региональные законы, указы Президента РФ, решались споры о компетенции и другие вопросы, отнесенные к компетенции палат. При этом каждая палата выступала от имени всего Конституционного Суда РФ. Они не были похожи на коллегии Верховного Суда РФ со своей специализацией по гражданским, уголовным или иным делам. Каждая из палат Конституционного Суда РФ могла рассмотреть дело по любой отрасли законодательства. На период рассмотрения каждого дела из состава судей определялся новый председательствующий заседания. Главной организационной формой конституционного судопроизводства признавался пленум, поскольку некоторые вопросы могли быть решены Конституционным Судом РФ только в пленарных заседаниях. Конституционный Суд РФ мог рассмотреть на пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию, что не могла делать палата.
15 настоящее время в структуре Конституционного Суда РФ палаты не выделяются. Все вопросы, отнесенные к полномочиям Конституционного Суда, теперь разрешаются на заседаниях в полном составе.
Заседания Конституционного Суда РФ проводятся:
6. по вопросам соответствия обращений требованиям Закона о Конституционном Суде РФ;
7. по вопросам принятия обращений к рассмотрению;
8. по слушанию дела;
9. по разрешению дела без проведения слушания;
10. по принятию итогового решения по делу (закрытое совещание судей Конституционного Суда);
11.в иных случаях, в том числе для принятия решений по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.
и соответствии со ст. 21 Закона о Конституционном Суде РФ Конституционный Суд рассматривает в заседаниях все вопросы,
относящиеся к его полномочиям, установленным Конституцией Российской Федерацией и данным законом.
Конституционный Суд в заседаниях также:
16принимает послания Конституционного Суда РФ;
17 принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;
18 принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой Российской Федерации, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
12. принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ;
13. осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о Конституционном Суде РФ.
В иным полномочиям, в частности относятся: выступление с
законодательной инициативой; уполномочие Председателя Конституционного Суда на выступление с заявлением от имени Конституционного Суда РФ; сложение полномочий Председателя Конституционного Суда и его заместителей; дача согласия на привлечение судьи Конституционного Суда к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на его арест, применение других процессуальных мер; восстановление полномочий судьи; вынесение предупреждения судье, имеющему занятия или совершающему действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда РФ; внесение представления в Совет Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда ввиду нарушения порядка его назначения на должность или о прекращении полномочий судьи, совершившего поступок, порочащий честь и достоинство судьи; установление численности, структуры
17 штатного расписания аппарата Конституционного Суда; утверждения Положения о Секретариате Конституционного Суда.
Заседания Конституционного Суда РФ созываются Председателем в
соответствии с графиком проведения заседаний Конституционного Суда, а
также по инициативе Председателя Конституционного Суда, по требованию
одного из его заместителей, или не менее трех судей Конституционного
Суда, или комиссии, созданной Конституционным Судом.
На заседаниях Конституционного Суда РФ могут присутствовать
сотрудники Секретариата Конституционного Суда, иные лица, если
Председателем Конституционного Суда или Конституционным Судом не
будет решено иное.
На заседаниях Конституционного Суда ведется протокол и стенограмма.
Если Конституционным Судом принято решение о проведении заседания без
участия сотрудников Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающих протоколирование и стенографирование, то протокол заседания ведет один из судей по поручению Конституционного Суда, а
стенографирование не осуществляется. Судьи вправе принести на протокол и
стенограмму свои замечания, которые рассматриваются Конституционным
Судом.
Заседания Конституционного Суда могут быть:
- открытыми;
- закрытыми.
Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании
Конституционного Суда, является открытым. Открытость (публичность)
заседаний Конституционного Суда является общим правилом.
докладе Венецианской комиссии «Об индивидуальном доступе к конституционному правосудию» отмечается: «с точки зрения защиты прав человека публичные заседания более предпочтительны, по крайней мере, в делах, где затрагиваются индивидуальные права. Европейский суд неоднократно указывал, что рассмотрение дела в конституционном суде подпадает под действие пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека
- основных свобод. Сфера усмотрения государства в данном вопросе существует лишь в той мере, в какой это касается пределов и способов имплементации данного принципа. Соответственно, устное производство в конституционном суде должно быть публичным, с исключениями, устанавливаемыми лишь для единичных случаев» (п. 135)80.
Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, когда это
необходимо для: 1) сохранения охраняемой законом тайны; 2) обеспечения
безопасности граждан; 3) защиты общественной нравственности. Согласно
ст. 55 Закона о Конституционном Суде РФ на закрытом заседании
присутствуют судьи Конституционного Суда, стороны и их представители.
- URL: http:// www.venice.coe.int/ docs/ 2010/ CDL- AD%282010% 29039rev- e.pdf
Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников
Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно
обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями. Дела в закрытых
заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.
Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Закон выделяет две организационные формы конституционного судопроизводства, т.е. два вида заседаний:
- с проведением слушаний;
- без проведения слушаний.
На заседаниях с проведением слушаний (устное судопроизводство) осуществляется рассмотрение дела по существу и его разрешение Конституционным Судом с участием сторон, иных участников судебного процесса.
- заседании без проведения слушаний (усеченное, письменное судопроизводство) разбирательство дела осуществляется Конституционным Судом без заслушивания сторон и других лиц, участвующих в деле, т. е.
без судоговорения.
- Особенности разрешения дел в заседаниях без проведения
Слушаний
Заседания без проведения слушаний Закон о Конституционном Суде РФ предусмотрел только в 2010 году.
Вместе с тем задолго до этого времени сложилась практика вынесения «определений с позитивным содержанием». Они принимались на распорядительном заседании Суда не по процессуальным вопросам, а в качестве определений об отказе в рассмотрении запроса или жалобы, но по
сути, как итоговые решения, содержащие разрешение материально-правовых вопросов по делу.
Основанием для принятия Конституционным Судом РФ в результате рассмотрения жалобы или запроса таких определений, выносимых в упрощенном порядке без судебного разбирательства, являются содержащиеся в его предыдущих постановлениях позиции, которые могли быть применимыми по аналогии, т.е. имели своеобразное «прецедентное» значение для разрешения данного обращения. С 2007 года такие определения стали нумероваться с присвоением порядковому номеру буквенного обозначения «О-П», в то время как обычные «отказные» определения обозначались буквами «О-О». Количество определений «с позитивным содержанием» возрастало, увеличивая «пропускную способность» Конституционного Суда в рассмотрении обращений, поскольку заседания проводились без публичных слушаний, с необходимым для этого вызовом сторон, экспертов и других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 47.1 Закона о Конституционном Суде в заседании без проведения слушаний могут быть проверены на конституционность следующие акты:
· нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ;
6. законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации,
изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной
власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и
органов государственной власти субъектов РФ;
17 договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоры между органами государственной власти субъектов РФ; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.
Таким образом, в порядке абстрактного нормоконтроля в
письменном производстве не могут быть рассмотрены федеральные
конституционные законы, федеральные законы и конституции
(уставы) субъектов Российской Федерации.
В заседаниях без проведения слушаний Конституционный Суд РФ также может проверять:
по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле;
по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле;
по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора РФ (Минюст России), разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.
Причиной проведения заседаний без проведения слушаний в этих случаях служит вывод Конституционного Суда РФ о том, что вопрос может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда РФ правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав стороны.
Закон закрепил возможность заявителя и органов власти, принявших оспариваемый закон, ходатайствовать о том, чтобы намеченный без проведения слушаний порядок разрешения дела был изменен и дело вынесено в открытое судебное заседание. Обоснованием ходатайства для органов власти является их мнение о необходимости разбирательства дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта. В этом случае производство будет публичным с участием сторон и оглашением всех материалов дела.
Если Конституционному Суду станет известно, что по назначенному к разрешению без проведения слушания делу в ином суде либо другом государственном органе, в компетенцию которого
входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела в Конституционном Суде, осуществляется производство, то он может отложить рассмотрение дела до окончания производства по аналогичному или связанному с ним вопросу.
Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда РФ. Это означает невозможность путем поименного опроса судей вынесения решения Суда. До заседания судья-докладчик направляет копии обращения заявителя и приложенные к нему документы и материалов в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд. Отзыв, представленный в Конституционный Суд, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.
По итогам разрешения дела без проведения слушания Конституционный Суд выносит постановление.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 199.