Роль принципов конституционного судопроизводства в организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституционного процесса

 

 

Как видно из содержания предыдущего параграфа, принципы конституционного судопроизводства играют важную роль в закреплении основ, фундамента осуществления конституционного правосудия.

 

Поскольку принципы в праве71, имеют универсальное содержание (наивысший уровень обобщения), наивысшую юридическую силу по сравнению со всеми остальными нормами права и императивный характер

 

70 О новом понимании непрерывности см.: Зорькин В.Д. Актуальные проблемы деятельности Конституционного Суда РФ: вопросы и ответы. Май 2016 г. // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации – прим. науч. консульт.

 

В Подробнее см.: Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. – Изд.4-е, перераб. и доп. Т. 2: Право. С. 95 – 98.


воздействия, то они не только устанавливают пределы правового регулирования конституционного правосудия. Они также устанавливают правила регулирования правоотношений в указанной сфере нормами текущего законодательства. Универсальное содержание позволяет им оказывать обязательное регулирующее воздействие не только на всех участников указанного процесса, но и на все виды возникающих в его рамках отношений.

 

6 другой стороны, поскольку принципы характеризуются высоким уровнем обобщения, то они не содержат конкретных правил поведения,

 

способных разрешить конкретную ситуацию. Вместе с тем, они выступают правовой основой для принятия других норм права, конкретизирующих и детализирующих общие положения принципов. Приспосабливающих их к тем или иным конкретным ситуациям места и времени и их особенностям.

 

Взять, к примеру, рассмотренный нами принцип гласности, закрепленный в ст. 5 ФКЗ о Конституционном Суде Российской Федерации. Его содержание настолько широко и может иметь настолько разные проявления, что оно требует дополнительной регламентации и детализации, которые отражали бы специфику его проявления в разных ситуациях, на разных стадиях конституционного судопроизводства и т.п.

 

Например, раскрывая содержание принципа гласности применительно к регламентации проведения заседания Конституционного Суда, ст. 54 ФКЗ о Конституционном Суде установила, что оно проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным конституционным законом. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускается по инициативе Конституционного Суда или с разрешения Конституционного Суда РФ по ходатайству лиц, участвующих в


деле, присутствующих на заседании. Порядок проведения трансляции устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

 

Кроме того, Председатель Конституционного Суда РФ с согласия Конституционного Суда может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Суда о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.

 

При этом присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду РФ и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.

 

Поддержание порядка в заседании Конституционного Суда РФ возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.

 

Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда РФ может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания.

 

Конституционный Суд РФ может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу.

 

Вместе с тем, реализация указанного принципа не должна

 

осуществляться в ущерб другим субъектам конституционного судопроизводства и государству. Поэтому ст. 55 Закона о Конституционном Суде установила норму в соответствии с которой Конституционный Суд РФ назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан,


защиты общественной нравственности. При проведении закрытого заседания не допускаются кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания, а также трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Помимо закрепления указанных в предыдущем абзаце оснований для проведения закрытого заседания и установления его режима Закон предусматривает, что на закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями. Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

 

Другими словами, указанные положения Закона гарантируют, что даже в случаях, указанных в Федеральном конституционном законе другие принципы и общие правила конституционного судопроизводства будут соблюдаться.

 

Поскольку действие принципа гласности не ограничивается рамками заседания Конституционного Суда, то Закон устанавливает, что уведомление

 

В заседании Конституционного Суда, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.

 

Информация о дате и времени заседаний Конституционного Суда РФ размещается на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в доступных для граждан местах занимаемого Конституционным Судом РФ здания, а также в средствах массовой информации.


Кроме того, для обеспечения гласности и контроля в заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.

 

Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Конституционного Суда Российской Федерации и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Конституционного Суда РФ.

 

Важной составной частью принципа гласности, регламентируемой

 

Законом, является провозглашение и опубликование решения Конституционного Суда. Решение Суда, вынесенное по итогам рассмотрения дела, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

 

Для этих целей постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются судьям Конституционного Суда РФ; сторонам; Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека; Верховному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации.

 

Решения Конституционного Суда Российской Федерации могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

 

Важно подчеркнуть еще одно проявление принципа гласности, зафиксированное в Законе: постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного

Суда РФ публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда

 

Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.

 

Таким образом, на примере конкретизации и детализации нормативными положениями текущего законодательства одного из принципов конституционного правосудия – принципа гласности мы видим его наполнение реальными нормами, регламентирующими конкретные правоотношения. Но не только это.

 

Обладая высокой степенью обобщений соответствующих положений

 

права, принципы, оставаясь длительные периоды времени неизменными,

 

образуют своеобразный предел «каркас» правового регулирования и тем

 

самым стимулируют развитие и совершенствование текущего правового

 

регулирования, сообразуясь с конкретными условиями, потребностями,

 

особенностями и т.д.

 





Точка зрения

 

Одним из важнейших свойств принципов права является их неизменяемость. Например, известный из древности один из

 

основополагающих принципов современного гражданского и международного права: "Пакта сунт серванда" (лат. pacta sunt servanda –

 

договоры должны соблюдаться). Менялись эпохи, субъекты, законодательство, основанные на законодательстве правоотношения, но главным оставалось одно: "Пакта сунт серванда". Следовательно, этот принцип применялся в разные эпохи и применяется в настоящее время, что нисколько не требует возврата во времена древнего Рима или Средневековья.

 

В связи с этим, вместо возврата «неизвестно куда» для юристов любой эпохи главной является проблема наиболее адекватного соотнесения конкретной

 

ситуации, законодательства, места, времени с содержанием соответствующего принципа72.

 

 

результате подобного развития и конкретизации текущим законодательством содержания тех или иных принципов удается не только

 

сохранить конституционно-правовые основы конституционного судопроизводства, но и обеспечить преемственность в праве. Обеспечить

 

С. См.: Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. – Изд. 4-е, перераб. и доп. Т. 2: Право. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 97,

102, 142 – 170.


наиболее эффективную, полную и отвечающую конкретным условиям места,

 

времени и других обстоятельств правовую защиту Конституции России,

 

конституционное правосудие, конституционные права человека и т.д.

 

Развитие правового регулирования принципов конституционного

 

правосудия, при сохранении его сущности, текущим законодательством

 

применительно к меняющимся потребностям можно проследить на примере

 

принципа коллегиальности. Поскольку выше мы уже рассматривали

 

причины изменения содержания указанного принципа, здесь же постараемся

 

привести только формулировки изменяющих его в той или иной степени

 

поправок.

 

Например, в ст. 27 Закона РСФСР от 12.07.1991 г. № 1599-1 "О Конституционном Суде РСФСР" устанавливалось, что рассмотрение дел и дача заключений производятся в Конституционном Суде РСФСР коллегиально в составе не менее четырех пятых от списочного состава судей Конституционного Суда РСФСР. Конституционный Суд РСФСР принимает Регламент Конституционного Суда РСФСР и вносит в него изменения, заседая в составе не менее трех четвертых от списочного состава судей Конституционного Суда РСФСР. Рассмотрение вопроса о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда РСФСР и ограничении его неприкосновенности производится в Конституционном Суде РСФСР в составе не менее двух третей от списочного состава судей Конституционного Суда РСФСР. Заседание Конституционного Суда РСФСР по другим вопросам правомочно, если в нем принимает участие более половины списочного состава судей.

 

При этом при определении списочного состава судей Конституционного Суда РСФСР для исчисления кворума не принимались в расчет судьи, чьи полномочия приостановлены в установленном указанным Законом порядке.

 

7. также устанавливалась гарантия, что судья не может быть устранен от участия в заседании Конституционного Суда РСФСР, если его полномочия не приостановлены в установленном указанном Законом порядке. Судья обязан заявить самоотвод и подлежал по его просьбе освобождению от участия в рассмотрении вопроса в случае, если его объективность может


вызвать сомнения вследствие его прямой или косвенной заинтересованности в исходе рассмотрения73.

 

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» уже устанавливал, что рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. При этом решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

 

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава.

 

При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены (ст. 30)74.

 

Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации» внес изменения в ч. 2 ст. 30

 

3. соответствии с которыми Конституционный Суд Российской Федерации

 

был правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей 75.

 

Действующей редакции ч. 2 ст. 30 (от 04.06.2014 г. № 9-ФКЗ) установлено, что Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей не от общего числа, а от числа действующих судей76.

 

Как видим, меняющееся законодательство вносило некоторые изменения, направленные на развитие и совершенствование некоторых деталей принципа коллегиальности с тем, чтобы указанный принцип

 

В Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1017.

В СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

В СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 1.

В СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2922.


оказывал максимальное воздействие на эффективность осуществления конституционного правосудия, но сущность содержания этого принципа указанными изменениями не затрагивалась.

 

Помимо правовой основы для дальнейшей детализации, конкретизации

 

47 развития их другими нормами, принципы права выполняют также роль юридической гарантии тех прав, как самого Конституционного Суда, так и участников конституционного правосудия, которые основаны на соответствующих принципах и вытекают из них.

 

Причем, указанные юридические гарантии, основанные на соответствующих принципах, могут выражаться по-разному. В одних ситуациях, они позволяют соответствующим субъектам конституционного правосудия реализовать свои права, ссылаясь на соответствующие положения Закона о Конституционном Суде. В других ситуациях, они могут защищать принадлежащие им права от нарушения, ссылаясь на те же положения.

 

Дополнительная литература:

 

Астафичев П.А. К вопросу о систематизации принципов конституционного судопроизводства // Теория и практика российского конституционализма: Сб. докладов научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения академика О.Е. Кутафина, 26 июня 2012 г. / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: ИЦ Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. С. 218-223.

 

Жамборов М.С. О состязательности в конституционном судопроизводстве // Проблемы конституционного развития Российской Федерации: сб. статей, посвященных 90-летию проф. Б.С. Крылова / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: ИЦ Ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. С. 394-398.

 

Кокотова М.А. К вопросу об обеспечении принципа устности разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации // Проблемы конституционного и муниципального права: Коллективная монография. Часть 2 / Отв. ред. М.С. Саликов. Екатеринбург: ИД УрГЮУ, 2015. С. 201-206.


Митюков М.А. Принципы конституционного судопроизводства (по материалам подготовки проекта ФКЗоКС) // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства). Вып. V. Сб. науч. трудов. Казань, 2010. С. 56-61.

 

Райкова Н.С. Система принципов конституционного судопроизводства

 

и Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С. 107-111.

 

Татаринов С.А. К вопросу о принципах осуществления конституционного судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации // Конституция, личность и суд в современной России: Материалы научной конференции памяти профессора Н.В. Витрука / под ред. И.А. Умновой, В.Е. Сафонова, И.А. Алешковой. М.: РАП, 2013. С. 313-317

 

 

В 2. Участники конституционного судебного процесса

 

 

План

 

11. Конституционный Суд – основной участник конституционного судебного процесса

 

12. Стороны конституционного судебного процесса

13. Представители сторон

14. Иные участники конституционного судебного процесса

 

 

В Конституционный Суд – основной участник конституционного судебного процесса

 

Конституционный судебный процесс осуществляется посредством

 

совершения процессуальных действий его участниками, к которым Закон о


Конституционном Суде РФ относит стороны, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков (ст. 52).

 

Участником конституционного судебного процесса считается «лицо, участвующее в деле, которое, независимо от степени и мотива, непосредственно юридически заинтересовано в разрешении дела по существу, выступающее в процессе от своего имени и влияющее на его ход в силу обладания процессуальными правами, дающими ему такую возможность»77.

 

4. законе Конституционный Суд не указан в перечне участников судебного процесса, однако он относится к субъектам процесса, наряду со

 

сторонами и участниками, содействующими осуществлению конституционного правосудия. Объем их процессуальных прав и обязанностей различается. Наиболее широкими процессуальными правомочиями, позволяющими непосредственно влиять на ход процесса,

 

обладают Конституционный Суд, а также стороны.

 

Конституционный Суд является органом судебной власти, осуществляющим правосудие. Он наделен процессуальными правами и обязанностями, связанными с рассмотрением в заседаниях всех вопросов, относящихся к полномочиям Конституционного Суда РФ. Так, Конституционный Суд в заседании принимает решение о назначении дел к слушанию, о разрешении дел без проведения слушания, об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. Конституционный Суд своим решением может освободить гражданина, подавшего жалобу на нарушение его конституционных прав неконституционным законом, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. По рассматриваемым делам Конституционный Суд вправе требовать предоставления документов, дел, сведений,

 

77 Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. М.С.

 

Саликов. М., 2004. С. 81.


консультаций и пр. Суд принимает итоговое и иные решения.

 

Участниками   конституционного  судебного   процесса   являются

 

Председатель Конституционного Суда, его заместители, судьи.

 

Председатель Конституционного Суда РФ распределяет обращения

 

между судьями для предварительного изучения; руководит подготовкой

 

заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них.

 

В ходе слушания дела Председатель, удостоверившись в наличии кворума,

 

открывает заседание, убеждается в явке участников процесса, проверяет

 

полномочия  представителей  сторон,   разъясняет  сторонам  и   их

 

представителям их права и обязанности. Председатель вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях; подписывает протокол заседания, осуществляет иные полномочия от имени Конституционного Суда.

 

Первым Председателем Конституционного Суда РФ был избран Валерий Дмитриевич Зорькин, руководивший Судом с 1991 г. по 1993 г. Председателями Конституционного Суда РФ были В.А. Туманов, М.В. Баглай. С 2003 года по настоящее время Председателем Конституционного Суда РФ является В.Д. Зорькин.

 

Заместители Председателя Конституционного Суда РФ осуществляют

 

по уполномочию Председателя Конституционного Суда его отдельные

 

полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них

 

Председателем.

 

§ настоящее время заместителей Председателя Конституционного Суда РФ два – Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович.

 

Особые права и обязанности имеет судья-докладчик, ответственный за

 

изучение обращения и подготовку дела к слушанию, составление проекта

 

решения Конституционного Суда. При этом судья-докладчик истребует


необходимые документы и иные материалы, поручает производство

 

проверок,    исследований,     экспертиз,     пользуется     консультациями

 

специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

 

и случае если в силу сложившихся обстоятельств судья - докладчик в течение длительного времени не может исполнять свои обязанности, он должен передать обращение Председателю Конституционного Суда для назначения другого судьи-докладчика.

 

Участниками конституционного судебного процесса являются судьи, обладающие процессуальными правами и обязанностями, которые позволяют им влиять на ход процесса. Судьи вправе без ограничения задавать вопросы участникам процесса и снимать их. Судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, выступления экспертов и показания свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего в заседании Конституционного Суда. Судья имеет право на самоотвод. Правом

 

8 обязанностью судьи является голосование при принятии решения Конституционного Суда. Согласно ст. 72 Закона о Конституционном Суде РФ, судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Если судья не согласен с решением Конституционного Суда, он вправе письменно изложить свое особое мнение.

 

Участники процесса обязаны вставать при входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала. Формами официального обращения к Конституционному Суду, Председателю Конституционного Суда, председательствующему в заседании


Конституционного Суда и иным судьям являются соответственно: «Уважаемый Суд», «Уважаемый Председатель Конституционного Суда», «Уважаемый председательствующий», «Уважаемый судья».

 

 

и Стороны конституционного судебного процесса

 

Обязательными процессуальными участниками конституционного судопроизводства являются стороны, без которых невозможен процесс как таковой. Конституционный Суд РФ по собственной инициативе не вправе возбудить конституционное судебное производство. Этот процесс может начаться только при обращении в Конституционный Суд одной из стороны. Термином «сторона» охватывается и заявитель обращения в Конституционный Суд РФ, и субъект, отстаивающий противоположную заявителю позицию (орган или должностное лицо, издавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; орган, компетенция которого оспаривается). Таким образом, стороны – это органы и лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела. Согласно ст. 53 Закона о Конституционном Суде РФ сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

 

6 заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

 

7 органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт,

 

конституционность которого подлежит проверке;

 

и государственные органы, компетенция которых оспаривается.

 

Стороной - заявителем (своеобразным «истцом») может быть орган или лицо, направившие в Суд обращение.

 

Перечень заявителей конкретен, довольно широк, включает органы власти, в том числе суды, должностных лиц и иных лиц, граждан и их объединения (ст. 125 Конституции, ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ). При этом органы государственной власти могут быть как заявителями,


так и противоположной стороной, например, в спорах о компетенции между органами власти, в делах о проверке конституционности нормативных правовых актов: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной или исполнительной власти субъектов РФ. Некоторые субъекты обращения в Конституционный Суд могут быть только сторонами-заявителями: граждане и их объединения, одна пятая депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, суды,

 

8. также Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и органы местного самоуправления.

 

Круг заявителей различается в зависимости от видов производства.

 

Так, по делам о проверке конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся

 

4. ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ заявителями могут выступать:

 

Президент РФ;

 

Совет Федерации;

 

Государственная Дума;

 

одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

 

Правительство РФ;

 

Верховный Суд РФ;

 

органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.


По делам о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан заявителями выступают:

 

В граждане и объединения граждан, чьи права и свободы непосредственно нарушены законом;

 

В Генеральный прокурор РФ;

 

В Уполномоченный по правам человека в РФ.

 

При этом Закон допускает обращение граждан с коллективной жалобой

 

(ст. 96), а обращение Генерального прокурора и Уполномоченного по правам

 

человека направлено на защиту не личных интересов, а прав и свобод других

 

лиц.

 

 

Конституционный Суд на практике исходит из широкого истолкование термина «гражданин», включающее как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. В качестве «объединений граждан» заявителями по конституционной жалобе выступают общественные объединения (партии, религиозные организации и др.), а также такие юридические лица, как общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, коммерческие организации иных организационно-правовых форм. В Конституционный Суд вправе обращаться с жалобами государственные и муниципальные учреждения и предприятия, муниципальные образования, органы местного самоуправления.

 

 

Суды могут выступать заявителями по делам о конституционности

 

законов, подлежащих применению в конкретном деле. Причем с запросом

 

могут обращаться Верховный Суд РФ, Президиум Верховного Суда РФ,

 

судебные коллегии Верховного Суда РФ, верховные суды субъектов РФ,

 

районные и городские суды, мировые судьи, арбитражные суды,

 

конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя сравнительно чаще

 

обращаются городские и районные суды. Высшая квалификационная


коллегия судей РФ не является судом, поэтому не обладает правом на обращение с запросом в Конституционный Суд РФ.

 

Заявителем по делам о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления является Совет Федерации.

 

Стороне – заявителю противостоит другая сторона, в ряде стран называемая «ответчиком» (например, в Германии). В России такой стороной являются органы государственной власти Российской Федерации или субъекта РФ, либо должностные лица, осуществляющие публично-властные

 

полномочия, издающие или подписавшие нормативные акты, конституционность которых оспаривается. К ним не относятся граждане и их объединения, суды, Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека.

 

По отдельным категориям дел такой стороны нет, например, в деле о толковании Конституции Российской Федерации, поскольку она принята всенародным голосованием, а также в делах о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

 

Процессуальная деятельность сторон судебного процесса осуществляется в соответствии с их субъективными правами с момента возникновения данного процесса. Стороны обладают комплексом процессуальных прав и обязанностей, позволяющих им отстаивать свои интересы в Конституционном Суде РФ, равно как дающих возможность Суду воздействовать на их процессуальную деятельность.

 

7 процессуальным правам сторон относятся следующие права:

 

В знать о принадлежащих им в силу закона процессуальных правах и обязанностях;

 

В вести свое дело лично или через представителей, заменять представителей;


7 заблаговременно быть уведомленным о времени и месте заседания Конституционного Суда по своему делу;

 

8 просить Конституционный Суд при невозможности явиться в заседание по уважительной причине отложить заседание;

 

9 отозвать свою жалобу без объяснения причин до начала рассмотрения дела по существу;

 

10 знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать

 

копии;

 

11 давать объяснения Конституционному Суду в устной и письменной форме, излагать свою позицию по делу, приводить свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;

 

12 заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи;

 

13 возражать против ходатайств, доводов, соображений другой стороны,

 

иных лиц, участвующих в деле;

 

В представлять доказательства, ходатайствовать о приобщении к делу материалов;

 

В ходатайствовать об истребовании доказательств;

 

В участвовать в исследовании доказательств;

 

В задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям,

 

экспертам и специалистам;

 

9 представлять письменные отзывы на объяснение другой стороны;

 

10 знакомиться с протоколом судебного заседания и просить Конституционный Суд РФ удостоверить в нем те или иные факты;

 

11 знать обо всех судебных решениях, выносимых Конституционным Судом РФ по его делу;

 

12 при необходимости пользоваться помощью переводчика;

 

13 просить Конституционный Суд РФ о разъяснении решения по своему

 

делу;


в требовать уважительного отношения к себе, официального обращения

 

«Уважаемая сторона», «Уважаемый представитель стороны».

 

Закон закрепляет равенство процессуальных прав сторон (ч. 3 ст. 53). Принцип равноправия проявляется в том, что при поступлении обращения оно направляется для ознакомления и представления отзыва другой стороне. Отзыв, в свою очередь, подлежит направлению заявителю. Права сторон предоставляются им без каких-либо исключений. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.

 

Обладание процессуальными правами сопряжено и с выполнением сторонами определенных процессуальных обязанностей при участии в конституционном судебном процессе. Важное место среди обязанностей сторон занимает добросовестность. Обладая широкими процессуальными правами, стороны (равно как и другие лица, участвующие в деле) обязаны добросовестно их использовать.

 

Закон обязывает стороны или их представителей явиться по вызову Конституционного Суда, дать объяснения и ответить на вопросы (ч. 3 ст. 53).

 

3. силу принципа состязательности конституционного судопроизводства на заявителе лежит обязанность доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается как на обоснование своих требований и возражений, а ответчик должен обосновывать свою позицию, сформулированную в отзыве на обращение. Вместе с тем заявитель не лишен права отказаться отстаивать свою позицию или изменить ее, соглашаясь с позицией другой стороны.

 

Стороны также обязаны соблюдать правила поведения в судебном заседании:

 

10 вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду РФ,

 

другой стороне, иным участникам процесса;


4) подчиняться распоряжениям председательствующего и указаниям судебного пристава о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний;

 

5) не допускать во время заседания Конституционного Суда РФ хождения по залу, разговоров, реплик;

 

6) не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

 

 















Представители сторон

 

Стороны в конституционном судопроизводстве могут представлять свои интересы лично либо через представителя. Таким образом, представители сторон не являются обязательными участниками процесса. Вместе с тем участие представителей граждан в подготовке обращений в Конституционный Суд РФ и судебном процессе повышает качество юридической помощи сторонам. Представительство интересов органов государственной власти и должностных лиц, а также юридических лиц является обязательным.

 

Различают представителей по должности, по доверенности, а также по закону.

 

Представителями сторон по должности могут выступать:

 

руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ;

 

руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего

 

В споре о компетенции;

 

должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;

 

любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

 

Президент РФ, Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство РФ как органы власти, издавших оспариваемый акт или


участвующих в споре о компетенции, представляют в Конституционном

 

Суде РФ их полномочные представители, действующие постоянно на

 

основании положений, утвержденных соответствующими органами.

 

Так, полномочным представителем Президента РФ является М.В. Кротов, действующий на основании Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 31 декабря 1996 г. № 1791. Полномочный представитель Государственной Думы действует на основании Положения о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в

 

Конституционном Суде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы от 13 апреля 2012 г. № 269- 6 ГД. Положение о полномочном представителе Правительства РФ в Конституционном Суде Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 333.

 

Положения о постоянных представителях в Конституционном Суде

 

устанавливают перечень  прав  и   обязанностей таких  постоянных

 

представителей, поэтому они участвуют в заседаниях Конституционного

 

Суда от имени органов, которые они представляют и без доверенности.

 

Представителями по должности коллективных заявителей (объединений

 

граждан) являются единоличные органы данных объединений (директор,

 

генеральный директор, президент и т.п.) или коллегиальные органы (совет

 

директоров, правление, дирекция). Порядок назначения или избрания органов

 

юридического лица определяется законом и учредительными документами. Поэтому в подтверждение правомочности органа представлять данное юридическое лицо в судебном процессе необходимо представить в Конституционный Суд соответствующие документы (выписку из устава или

 

другого учредительного документа). Функцию представителя по должности

 

могут выполнять и иные работники объединения в силу их должностных

 

обязанностей или на основе специального поручения. В этом случае они

 

также должны подтвердить документально свои полномочия.

 

Представительство по должности не лишает сторону права выбрать


своего представителя в Конституционном Суде РФ и участвовать в рассмотрении дела как лично, так и через представителя. Таким образом, в Конституционном Суде при рассмотрении дела может быть одновременно представительство и по доверенности, и по должности.

 

Представителями сторон по доверенности могут быть:

 

4. адвокаты;

 

5. лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

 

Полномочия представителей подтверждаются соответствующими документами, к которым относится, прежде всего, доверенность. Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Законом устанавливаются требования к оформлению доверенностей. Если заявителем является физическое лицо, то доверенность удостоверяется нотариально. ГК устанавливает перечень доверенностей, которые приравниваются к нотариально удостоверенным.

 

Представляемые - физические лица вправе выдавать доверенности, если они обладают дееспособностью в полном объеме (имея в виду, что полной дееспособностью обладают лица, достигшие 18-летнего возраста), а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, приобретшие полную дееспособность в случаях, предусмотренных ст. 21 и 27 ГК РФ (при вступлении в брак и в случае расторжения его до 18 лет, при объявлении в установленном порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным решением органа опеки и попечительства или решением суда).

 

Представительство стороны адвокатом подтверждается нотариально удостоверенной доверенностью, а статус адвоката - ордером на исполнение поручения, выдаваемым соответствующим адвокатским образованием, а также удостоверением адвоката, копия которого прилагается к обращению.

 

Представители из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической


специальности, должны подтвердить данный факт приложенными соответственно к обращениям или отзывам на обращение копиями дипломов кандидата или доктора юридических наук. Полномочия представителя подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью, если он представляет интересы физического лица или группы физических лиц. В тех же случаях, когда лицо, которое имеет ученую степень в области права, привлекается от стороны-организации, то его полномочия можно подтвердить доверенностью, которая будет выполнена на фирменном бланке организации за подписью руководителя организации и с ее печатью.

 

Представительство по закону допускается со стороны родителей (усыновителей) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод в отношении их несовершеннолетних детей (например, права на образование). Их обязанности определены семейным законодательством. Законное представительство недееспособных осуществляют опекуны и попечители. Они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в Суде без специального полномочия (ст. 31 ГК РФ). Таким образом, им достаточно представить документ об опекунстве или попечительстве. Законные представители могут лично вести дела своих подопечных, поручить ведение дел представителю, а также вести дело совместно с представителем.

 

Каждая из сторон может иметь не более трех представителей. Как правило, заявители – граждане имеют одного представителя. Со стороны-ответчика, принявшего оспариваемый гражданином закон, выступают три постоянных представителя по должности - Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ.

 

Полномочия представителя стороны определяют его место в процессе. Так, полномочия на ведение дела в конституционном судебном процессе могут быть переданы в полном объеме, тогда представитель становится обязательным участником процесса и практически заменяет сторону. Он имеет право знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по


делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, представлять письменные отзывы, знакомиться с отзывами другой стороны. Представитель обязан явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы.

 

Вместе с тем представитель стороны (за исключением законного представителя, представителя по должности) - это процессуально нестабильная фигура конституционного судебного процесса. Он может в любое время потерять статус участника данного процесса, поскольку всецело зависит от позиции стороны78. Сторона по своему усмотрению может в любое время отозвать доверенность, расторгнуть договор с адвокатом, назначить нового представителя.

 





Дата: 2019-03-05, просмотров: 216.