Краткая характеристика содержания принципов конституционного судопроизводства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Принципы конституционного судопроизводства выполняют важную роль

 

и образовании судебной системы России. Поскольку они закладывают правовую основу осуществления данного вида правосудия. Вместе с тем,

 

часть из них закладывают конституционные основы организации и деятельности судов в Российской Федерации (конституционные принципы организации и деятельности суда) о которых мы уже писали.

 

Среди них можно назвать, например:

 

В принцип осуществления правосудия только судом

 

В принцип независимости, автономности судебной власти;

 

В принцип несменяемости судей;

 

В принцип свободного доступа к правосудию и др.

 

Так, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной ветвей власти. Судебная власть возлагается на совокупность судебных органов, каждый из которых разрешает конкретные дела самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, руководствуясь при этом исключительно Конституцией РФ и законом.


Статья 29 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ установила, что судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным конституционным законом.

 

В своей деятельности они выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных,

 

иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

 

Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

 

Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.

 

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

 

На практике это дает право судьям оценивать представленные сторонами доказательства и самостоятельно принимать соответствующие решения, опираясь на свое внутреннее убеждение и основывая свои решения на законе. Благодаря этому и другим принципам судебная деятельность подчинена довольно строгим правилам, которые являются для судов обязательными. Это выражается в следовании таким принципам, как равенство граждан перед законом и судом, право на защиту, презумпция невиновности и др.

 

3. другой стороны, для реализации указанного принципа законодательно установлен запрет государственным органам, должностным лицам,


депутатам и другим субъектам права вмешиваться в осуществление конституционного правосудия. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность Суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

 

Кроме того, предпосылки реальной независимости суда коренятся в надлежащем уровне материально-технического обеспечения Суда, судей и работников аппарата Конституционного Суда. Конституция России установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

 



Точка зрения

 

Ученые различают:

 

§ общие принципы судебной власти (например, конституционности, законности, признания человека высшей ценностью);

 

§ принципы организации и функционирования судебной власти (принципы судоустройства, судопроизводства, статуса судьи)67.

 

 

Принципы образуют систему, которая может выражаться вовне разными способами. Например, одни принципы конституционного правосудия могут закрепляться в Конституции РФ, другие – в федеральных конституционных законах, а третьи – в федеральных законах. Одни принципы являются организационными, т.е. закладывающие основы организации судебной власти, а другие – функциональными, т.е. устанавливающими пределы процессуальной деятельности. Одни принципы являются производными (базирующимися) от других принципов.


 

67 См.: Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации:

курс лекций. – М., 2008. С. 140 – 143.




Точка зрения

 

В выделении принципов конституционного правосудия есть определенная доля условности, так как все принципы составляют единую систему принципов правосудия, которые очень тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, и в своей совокупности все принципы определяют природу судебной власти. Таким образом, система принципов конституционного судопроизводства схожа с принципами гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства, хотя имеются и различия, связанные со спецификой конституционного правосудия. Данные принципы определяют

 

сущность судопроизводства по рассмотрению дел в Конституционном Суде РФ68.

 

 

Здесь же мы остановимся на раскрытии содержания конституционных

 

принципов процессуальной деятельности судебной власти, т.е. на принципах

 

конституционного судопроизводства.

 

Среди них ст. 5 ФКЗ о Конституционном Суде Российской Федерации

 

называет    принципы     независимости,    коллегиальности,    гласности,

 

состязательности и равноправия сторон.

 

Содержание принципа коллегиальности раскрывает ст. 30 указанного

 

Закона. В соответствии с ее положениями рассмотрение дел и вопросов и

 

принятие решений по ним производятся Конституционным Судом

 

Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми

 

судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

 

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать

 

решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от числа

 

действующих судей.

 

При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные

 

от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых

 

приостановлены.

 

Принцип гласности означает, что рассмотрение дел, назначенных к

 

слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, является открытым.

 

Проведение  закрытых  заседаний   допускается   лишь   в    случаях,


 

и Нарутто С.В., Несмеянова С.Э., Шугрина Е.С. Конституционный судебный процесс. Учебник для магистров, аспирантов, преподавателей. – М., 2014. С. 63.


предусмотренных Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично (ст. 31).

 

Гласность судебного разбирательства выступают как средство общественного контроля за правосудием. Все процессуальные действия Конституционного Суда (кроме процедуры совещания судей при вынесении решения) совершаются, как правило, открыто в Конституционном Суде РФ и в конституционных (уставных) судах субъектов Федерации.

 

Вместе с тем, принципы гласности судебного разбирательства, независимости суда и другие не имели бы возможности полной реализации на практике без принципа тайны совещательной комнаты. Статья 70 ФКЗ о Конституционном Суде устанавливает, что итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом Российской Федерации в закрытом совещании.

 

В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

 

6 ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

 

7 протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы,

 

ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.

 

Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.

 

Именно этот принцип позволяет судьям свободно и независимо излагать свою позицию и в свободной дискуссии с судьями, высказавшими таким же


образом свою позицию искать наиболее подходящую норму к рассматриваемой Судом ситуации и наиболее точное ее содержание. Тайна совещательной комнаты (закрытое совещание) и запрет разглашать содержание дискуссии и результаты голосования делают Суд независимым, а принятое им решение наиболее полным и адекватным рассматриваемому вопросу.

 

Гласность, открытость судебного разбирательства вместе с тайной совещательной комнаты выступают важнейшим показателем демократизма конституционного судопроизводства. Так как именно таким образом, с одной стороны, обеспечивается доступ к правосудию, возможность следить за ходом рассмотрения дела, распространять сведения об увиденном и услышанном в СМИ или другим способом. А с другой – позволяет судьям не бояться давления и других возможных неблагоприятных для них последствий за высказанную позицию, результаты голосования по итоговому решению, которые кому-то могут не понравиться.

 

Статья 35 Закона о Конституционном Суде РФ расшифровывает содержание закрепленных в его ст. 5 принципов состязательности и равноправия сторон. В ней установлено, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ, а также в случае разрешения дел указанным Судом в порядке, предусмотренном ст. 47.1 этого Федерального конституционного закона.

 

Осуществление деятельности судебной власти на основе принципа равенства перед законом и судом означает, что все граждане в одинаковом порядке, предусмотренном федеральным законодательством, могут участвовать в конституционном судебном процессе на равных условиях. Суд не отдает предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, расовой, национальной, политической принадлежности либо в зависимости от их


происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим основаниям.

 

Равенство перед судом означает, что все граждане могут обращаться в Конституционный Суд за защитой своих прав в установленных Законом о нем случаях, в отношении всех действуют единые процессуальные правила, всем сторонам, участвующим в деле, предоставляются равные гарантии их прав.

 

Принцип состязательности и равенства сторон означает также, что стороны вправе представлять суду доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, отводы и т.д. В процессуальном смысле противоборствующие стороны равноправны.

 

Функция разрешения дела отделена от сторон и принадлежит Суду. Судья до того, как будет вынесено решение по делу, обязан выслушать стороны, получить их возражения, отводы и т.д. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления принадлежащих им прав.

 

Конституционный принцип состязательности получил развитие в постановлениях Конституционного Суда РФ69.

 

Кроме принципов, закрепленных в ст. 5 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, можно назвать ряд других принципов конституционного правосудия, получивших отражение в других его статьях. В частности, ст. 6 указанного Закона закрепляет принцип обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии с ним решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,


 

и СЗ РФ. 2000. № 5. Ст. 611; 1998. № 51. Ст. 6341.


учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следующим важным принципом, лежащим в основе конституционного

 

правосудия является устность разбирательства. Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов

 

5 свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

 

целях обеспечения реализации указанного и других принципов конституционного судопроизводства ст. 65 Закона о Конституционном Суде РФ устанавливает, что в заседании Конституционного Суда России по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы.

 

Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.

 

Документы, исследованные Конституционным Судом РФ, подлежат, по решению Конституционного Суда, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.

 

и заседании Конституционного Суда РФ могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу

 

(ст. 32). Закрепление данного принципа и его реализация не только ускоряют процесс судебного разбирательства, повышает его эффективность, но также способствует гласности конституционного правосудия.

 

Особое значение имеет закрепленный в ст. 33 ФКЗ о Конституционном Суде РФ принцип языка конституционного судопроизводства. В соответствии с ним производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

 

Этот принцип логично вытекает из положений ст. 68 Конституции России, установившей, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.


7. соответствии с положениями этой же статьи республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

 

На основании положений Конституции, приведенных в предыдущих абзацах, обоснованной является вторая часть принципа языка конституционного судопроизводства в соответствии с которой участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

 

соответствии с принципом непрерывности судебные заседания Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходят непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания70.

 

 








Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.