Конституция Российской Федерации – правовая база конституционного судебного процесса в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основополагающие нормы, имеющие отношение к конституционному судебному процессу на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, содержатся в Конституции Российской Федерации - нормативном правовом акте наивысшей юридической силы. Они содержатся, прежде всего, в главе 7 «Судебная власть и прокуратура». Базовые положения этой главы о судебной системе Российской Федерации, процессуальных формах осуществления судебной власти, принципах правосудия, об основных требованиях к судьям и гарантиях их самостоятельности, о финансировании судов служат правовым ориентиром для детального регулирования конституционного судебного процесса в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. Особое значение имеет ст. 10 Конституции РФ, закрепляющая в качестве одной из основ конституционного строя России разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Ряд статей Конституции


провозглашает важнейшей задачей судов защиту прав и свобод граждан (в частности, ст. 46, 47, ч. 4 ст. 125).

 

Согласно ч. 1, 2 ст. 118 правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть наряду с иными видами

 

судопроизводства    осуществляется     посредством      конституционного

 

судопроизводства.    Это       означает,     что      деятельность      органов

 

конституционного правосудия является видом государственной деятельности, регламентированной процессуальными правилами, которые определяют порядок рассмотрения и разрешения дел при осуществлении конституционного контроля. В ч. 3 ст. 118 Конституции закреплено, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ

 

3)федеральным конституционным законом, что означает учреждение органов конституционного правосудия не только в соответствии с Конституцией, но

 

4) указанным законом.

 

Для конституционного правосудия, как и правосудия во всех видах судопроизводств, характерны общие сущностные черты и принципы.

 

Непосредственно в Конституции РФ закреплены следующие принципы правосудия: конституционности и законности (ст. 15); осуществление правосудия только судом (ст. 118); независимость судей и их подчинение только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ст. 120); неприкосновенности и несменяемости судей (ст. 121-122); открытость разбирательства дел (ч. 1 ст. 123); доступ каждого к правосудию (ч. 1 ст. 46); равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123).

 

Конституция предусматривает принятие специального закона о Конституционном Суде РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 128 Конституции полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда


Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных

 

федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным

 

законом.

 

 

Считается, что использование в данной статье в единственном числе термина «федеральный конституционный закон» не означает принятие единого акта об этих судебных органах, различных по полномочиям, структуре и порядку деятельности, а указывает на вид акта, которым должен регламентироваться статус каждого из них61.

 

 

Статья 119 Конституции закрепляет основные требования к судьям как

 

носителям судебной власти, действующим от имени государства (ст. 119).

 

При этом конституционная норма допускает установление федеральным

 

законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации.

 

Учитывая социальную значимость и высокий статус Конституционного

 

Суда, Закон о Конституционном Суде РФ предъявляет более высокие

 

требования к судьям Конституционного Суда РФ - возраст не менее 40 лет,

 

безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по

 

юридической профессии не менее 15 лет, признанная высокая квалификация

 

в области права (ст. 8).

 

Нормами Конституции определяются основы статуса Конституционного

 

Суда РФ. В отличие от Верховного Суда Конституция закрепляет численный

 

состав и компетенцию Конституционного Суда РФ, юридическую силу и

 

правовые последствия его решений, перечень органов и лиц, обладающих

 

правом обращения в Конституционный Суд РФ (ст. 125).

 

Вопрос о численном составе Конституционного Суда РФ имеет особую

 

значимость, поэтому закрепляется в Конституции. Он обусловлен


 

 

61 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий. М.: Юрид. лит., 1996. С. 28.


компетенцией Суда, объемом работы, его внутренней структурой, степенью сложности дел и другими факторами. В составе Конституционного Суда 19 судей - представителей различных профессиональных специализаций, научных и жизненных убеждений, карьерных судей и ученых. Такой состав позволяет Суду работать на высоком научно-интеллектуальном уровне.

 

К компетенции Конституционного Суда РФ Конституция относит: разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов органов государственной власти, договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; разрешение споров о компетенции; проверку по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществление толкования Конституции РФ; дачу заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Основания и процедура отрешения Президента от должности определены в ст. 93 Конституции.

 

Важное значение имеет положение о юридической судьбе актов, признанных Конституционным Судом РФ несоответствующими федеральной Конституции. Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

 

Конституцией также закрепляется порядок назначения на должность судей Конституционного Суда РФ Советом Федерации по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 128).

 

Особый статус Конституционного Суда РФ и его судей подчеркивается положением ч. 2 ст. 82 о том, что судьи Конституционного Суда РФ


присутствуют при принесении присяги Президентом РФ, а также положением Конституции о заслушивании на совместном заседании палат Федерального Собрания посланий Конституционного Суда (ч. 3 ст. 104).

 

Конституцией предусмотрено право законодательной инициативы Конституционного Суда РФ (ст. 104).

 

Для развития регионального конституционного судебного процесса имеет значение положение п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относящее к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ вопросов обеспечения соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

 

 

и Правовое регулирование федерального конституционного судебного процесса

 

Правовую основу осуществления федерального конституционного судебного процесса составляют не только Конституция РФ, но и Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 14 декабря 2015 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» - Закон о Конституционном Суде РФ. Закон определяет Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и

 

независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

 

Согласно ст. 2 данного Закона полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным конституционным законом. Закон конкретизирует основополагающие конституционные положения, детально регулирует организацию Конституционного Суда РФ и правила производства в Конституционном Суде РФ. Процессуальные правила конституционного судебного процесса содержатся в этом же Законе, потому


что его материальные и организационные нормы неразрывно связаны с процессуальными.

 

 

Первый Закон о Конституционном Суде РСФСР был принят 12 июля 1991 г. В отличие от него ФКЗ о Конституционном Суде разрабатывался не в законодательном органе, а самим Конституционным Судом РФ. Учеными

 

изучается история разработки и принятия Закона о Конституционном Суде РФ62.

 

 

Структура Закона о Конституционном Суде РФ включает 6 разделов. Раздел I «Организация Конституционного Суда Российской Федерации и статус судей» содержит общие положения, определяет статус судьи Конституционного Суда, структуру и организацию его деятельности. В раздел II «Общие правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации» помещены нормы, закрепляющие общие вопросы

 

конституционного      судебного      процесса.      Специальные      вопросы

 

конституционного судопроизводства регулируются разделом III «Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел». Разделы IV - VI посвящены соответственно заключительным положениям, переходным положениям и вопросам вступления данного Закона в силу.

 

До настоящего времени принято 15 федеральных конституционных законов, вносящих в Закон о Конституционном Суде РФ изменения и дополнения.

 

Законодательство о Конституционном Суде РФ помимо специального законодательного акта, включает и иные правовые акты, федеральные

 

 

62 См., напр.: Митюков М.А. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: правовые дискуссии при разработке и принятии (введение в тему) // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12. С. 27 - 37


конституционные законы, федеральные законы. Также к источникам

 

конституционного судебного права могут быть отнесены, согласно п. 7 ч. 1

 

ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ, Федеративный договор, договоры

 

В разграничении предметов и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. При этом дополнительные полномочия Конституционного Суда РФ, установленные этими актами, не должны противоречить юридической природе и предназначению Конституционного Суда в качестве органа конституционного контроля.

 

Нормы, относящиеся к правовым основам федерального конституционного

 

судебного процесса, содержатся в федеральных конституционных законах «О

 

судебной системе Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «О порядке

 

принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

 

 

Так, в соответствии со ст. 27 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» представители Конституционного Суда РФ вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ. Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусмотрено право Уполномоченного обращаться

 

В Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также обязанность направления в Конституционный Суд ежегодного доклада Уполномоченного о его деятельности (ст. 29, 33).

 

Многие вопросы, касающиеся Конституционного Суда РФ, регулируются федеральными законами: «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных


законов, актов палат Федерального Собрания», «О прокуратуре Российской

 

Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской

 

Федерации», «О международных договорах Российской Федерации» и др.

 

 

Например, согласно ст. 7 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов публикуются в Собрании законодательства РФ.

 

Процессуальными кодексами - ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КАС РФ

 

закрепляется обязанность судьи приостанавливать производство по делу и

 

обращаться в Конституционный Суд РФ, если он придет к выводу о

 

несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в

 

рассматриваемом деле, Конституции РФ, он Российской Федерации с

 

запросом о проверке конституционности этого закона. Закрепляется в

 

качестве основания для пересмотра судебных актов по новым или вновь

 

открывшимся обстоятельствам признание Конституционным Судом РФ не

 

соответствующим Конституции РФ закона, примененного судом в

 

конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель

 

обращался в Конституционный Суд.

 

Федеральными законами о бюджете обеспечивается финансирование

 

деятельности Конституционного Суда РФ. Предусматривается объем

 

денежного содержания и социальных гарантий Председателя и судей

 

Конституционного Суда, расходы на аппарат Суда и другие статьи расходов

 

на обеспечение Конституционного Суда.


Ряд федеральных законов затрагивает статус судей Конституционного Суда РФ – «О статусе судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». На них распространяет свое действие и принятый Всероссийским съездом судей Кодекс судейской этики.

 

Кроме того, материальные гарантии судей определяются и подзаконными нормативными актами. Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 941 (в ред. от 19 марта 2013 г.) закрепляются меры по

 

обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда РФ, включая запрет снижения уровня материальных гарантий независимости судей. Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 425 (в ред. от 4 августа 2015 г.) утверждено Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, пребывающим в отставке, и ежемесячном денежном содержании и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находившихся на его иждивении.

 

Постановлением Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 227-1 СФ определен Порядке приведения к присяге судей Конституционного Суда РФ.

 

Указом Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации регламентируется правовое положение их полномочных представителей в Конституционном Суде РФ. В Регламенте Совета Федерации закрепляется порядок назначения на должность судей Конституционного Суда РФ и прекращения их полномочий (гл. 24).

 

и соответствии с отсылочной нормой, установленной в ст. 100 Закона о Конституционном Суде РФ, постановлением Правительства РФ регулируется порядок и размеры возмещения судебных расходов, понесенных гражданами


3. (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве.

 

Особое место в системе правовых источников регулирования деятельности Конституционного Суда РФ занимают его собственные акты –

 

Регламент Конституционного Суда РФ и решения, содержащие правовые позиции, касающиеся вопросов конституционного судебного процесса.

 

Регламент Конституционного Суда РФ является внутренним документом, принимаемым Судом на своем заседании. В настоящее время

 

действует Регламент с изменениями, внесенными решением Конституционного Суда РФ от 2 июля 2015 г. Он состоит из 9 глав, регламентирующих вопросы: внутренней деятельности Конституционного Суда; гарантий неприкосновенности судей, приостановления и прекращения их полномочий, награждения судей государственными наградами и иными знаками отличия; предварительного рассмотрения обращений, поступивших

 

К Конституционный Суд; принятия обращений к рассмотрению, подготовки и назначения дел к слушанию и подготовки дел к разрешению без проведения слушания; слушания дел в заседаниях Конституционного Суда и иные вопросы, касающиеся организации и осуществления деятельности Конституционного Суда.

 

решениях Конституционного Суда РФ содержится немало правовых позиций, касающихся вопросов конституционного судебного процесса – о компетенции Конституционного Суда РФ, разграничении компетенции в области нормоконтроля с другими судами, о праве на обращение в Конституционный Суд РФ, допустимости запроса, процедурах конституционного судопроизводства, о действии и юридических последствиях решений Конституционного Суда РФ и пр.

 

 

Например, осуществляя толкование статей 125, 126 и 127 Конституции РФ, Конституционный Суд, указал, что только он наделен правомочием по


проверке конституционности нормативных актов, перечисленных в ст. 125 Конституции РФ, которую осуществляет в особой судебной процедуре конституционного судопроизводства. Это обусловлено тем, что решения Конституционного Суда РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П).

 

 












Дата: 2019-03-05, просмотров: 219.