Правовое регулирование конституционного судебного процесса в субъектах Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

учетом федеративного характера государства, на уровне субъектов РФ порядок регионального конституционного судопроизводства устанавливается на основе Конституции РФ и Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» конституциями (уставами) и законами субъектов РФ

 

3) конституционных (уставных) судах.

 

Конституция РФ содержит ряд базовых положений, имеющих значение для развития конституционного судебного процесса в субъектах РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 11 государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система органов государственной власти субъектов РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Одной из основ конституционного строя является разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). При этом Конституционный Суд РФ


указал, что в Конституции РФ принцип разделения властей закрепляется не

 

только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах63.

 

5) Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» в отношении конституционных (уставных) судов закреплена диспозитивная норма, предусматривающая возможность их создания в субъектах Российской Федерации. Однако из 85 субъектов РФ такие суды создали лишь 17, хотя в конституциях (уставах) более чем 50

 

субъектов РФ предусмотрено учреждение органа конституционного контроля.

 

7) соответствии со ст. 27 Закона о судебной системе РФ конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом Федерации для:

 

рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных

 

правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов

 

местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ;

 

толкования конституции (устава) субъекта РФ.

 

Данный перечень полномочий конституционных (уставных) судов не может рассматриваться как исчерпывающий.

 

 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, «перечень вопросов, для рассмотрения которых субъекты Российской Федерации могут

 

создавать конституционные (уставные) суды, нельзя считать исчерпывающим... Часть 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» не препятствует закреплению

 

4. конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации дополнительных, по сравнению с установленным перечнем, полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию Конституционного Суда


 

6) Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П.


Российской Федерации, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта Российской Федерации. При этом из Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», других федеральных законов не вытекает требование установления конституциями (уставами) субъектов

 

Российской Федерации единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации» (Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. № 103-О).

 

 

Закон о судебной системе РФ предусматривает, что финансирование

 

конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет

 

средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Кроме того, закрепляется

 

полномочие субъекта  РФ  своим   законом  устанавливать  порядок

 

рассмотрения конституционным (уставным) судом субъекта РФ отнесенных

 

7) его компетенции вопросов. Важной гарантией самостоятельности

 

регионального конституционного судебного процесса является предусмотренный Законом запрет на пересмотр иным судом решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятого в пределах его полномочий. Субъект РФ вправе своим законом упразднить конституционный (уставный) суд, однако вопросы, отнесенные к его ведению одновременно должны быть переданы в юрисдикцию другого суда (ч. 2, 3 ст. 17).

 

 

Рядом ученых отмечается неразвитость и фрагментарность федеральной правовой базы организации и деятельности судебных органов конституционного (уставного) контроля в субъектах РФ и высказываются предложения о необходимости принятия специального федерального закона, целостно определяющего правовые основы организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ64. Считается, что в этом


 

64 См.: Петров А.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов


законе целесообразно учесть модель (вариант) уставного суда так называемого сложноустроенного субъекта РФ (когда один входит в другой или два входят в третий, но все они между собой равны); условия и технологию пересмотра решения конституционного (уставного) суда

 

субъекта РФ, вынесенного по вопросу, не входящему в его компетенцию и т.д.65.

 

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (в ред. от 28 ноября 2015 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет полномочие законодательного органа субъекта РФ по

 

назначению на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта

 

РФ (п. «з» ч. 3 ст. 5).

 

Согласно Федеральному закону от 14 марта 2002 г. (в ред. от 5 октября

 

2015 г.) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» судьи

 

этих судов являются членами судейского сообщества России с момента

 

принесения ими присяги судьи. В соответствии с Указом Президента РФ от 4

 

декабря 2009 г. (в ред. от 5 октября 2015 г.) «О типовых государственных

 

должностях субъектов Российской Федерации» должности председателя,

 

заместителя председателя и судьи конституционного (уставного) суда входят

 

в Перечень типовых государственных должностей субъекта РФ.

 

На осуществление конституционного судебного процесса в субъектах

 

РФ существенное влияние оказывают правовые позиции Конституционного

 

Суда РФ, касающиеся функционирования конституционных (уставных)

 

судов субъектов РФ, их компетенции и места в судебной системе Российской

 

субъектов Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 3. С.

 

25 - 32.

 

В См.: Клеандров М.И. В защиту конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Российская юстиция. 2015. № 6. С. 2 - 7.


Федерации, юридической силе их решений, определении статуса судей данных судов и других вопросов, связанных с их деятельностью.

 

Так, Конституционный Суд РФ подчеркивал во многих своих решениях, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ действуют на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта РФ, не входящей в судебную систему Российской Федерации. При этом конституционные (уставные) суды субъектов РФ - в случае их учреждения субъектом РФ, входят в отличие от федеральных судов в систему органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с принципом разделения властей на уровне субъекта РФ конституционный (уставный) суд субъекта является самостоятельным конституционным (уставным) органом государственной власти, поскольку учреждается конституцией (уставом) субъекта РФ, финансируется из бюджета субъекта РФ, а его решения, вынесенные в пределах его полномочий, в силу ч. 1 ст. 6 Закона о судебной системе РФ являются обязательными для всех органов публичной власти, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (Определения Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. № 491-О).

 

Конституционный Суд РФ подтвердил, что законодатель субъекта РФ вправе избрать ту или иную организационную модель конституционной юстиции как в части определения компетенции, так и в части определения порядка наделения полномочиями и прекращения полномочий судей конституционного (уставного) суда, ориентируясь, в том числе, и на нормы Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», однако при этом обязан предусмотреть необходимые гарантии сохранения баланса властей, не предоставляя каких-либо преимуществ одной из них, а также создав применительно к избранной модели достаточные гарантии самостоятельности и независимости конституционного (уставного) суда, включая материальные и иные гарантии независимости судей.

 

В отношении статуса судей указанных судов Конституционный Суд РФ указал, что право субъекта РФ самостоятельно решать вопросы срока полномочий и предельного возраста пребывания в должности судьи для


судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ предполагает одновременно и обязанность субъекта РФ вводить такой срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи, которые гарантировали бы эффективное осуществление правосудия, соблюдение конституционных принципов независимости и несменяемости судей, а также обеспечивать надлежащие условия материального (социального) обеспечения судей при уходе в отставку (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. № 491-О).

 

В системе законодательства о региональном конституционном судебном процессе особая роль отводится конституция (уставам) субъектов РФ,

 

имеющим учредительное значение для конституционных (уставных) судов

 

субъектов РФ. В основных законах субъектов по общему правилу

 

определяются состав и порядок формирования конституционных (уставных)

 

судов субъектов РФ, их полномочия.

 

Например, Конституция Республики Марий Эл закрепляет основы статуса республиканского Конституционного Суда как «судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства» (ст. 95), Конституция Республики Хакасия – в качестве «органа судебной власти по защите конституционного строя Республики Хакасия» (ст. 122).

 

 

Положения конституций (уставов) субъектов РФ конкретизируются в

 

специальных законах субъектов РФ о конституционных (уставных) судах.

 

При этом ряд субъектов РФ предусмотрено принятие об этих судах законов

 

более высокой юридической силы – соответственно конституционных или

 

уставных.


Например, в Республике Дагестан полномочия, порядок формирования и деятельности Конституционного суда устанавливаются законами Республики Дагестан «О Конституционном Суде Республики Дагестан», «Обобеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Дагестан и мировых судей в Республике Дагестан». В Якутии правовые основы организации и деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия), а также порядок осуществления конституционного судопроизводства определяются Конституционным законом Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве». До 2002 года в Якутии действовали три республиканских закона – «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия)», «О порядке деятельности Конституционного суда» и «О статусе судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия)».

 

Уставным законом Калининградской области устанавливается порядок наделения полномочиями судей, создания и деятельности Уставного Суда Калининградской области, рассмотрения отнесенных к его компетенции вопросов.

 

 

Содержание законов субъектов РФ типично – характеристика судебного

 

органа конституционного контроля, его место в системе  органов

 

государственной власти субъекта РФ, цели деятельности и полномочия,

 

порядок формирования, основы статуса судей, общие и специальные правила

 

судопроизводства, порядок принятия и правовые последствия решений суда.

 

Учитывая ориентацию субъектов РФ при учреждении конституционных

 

(уставных) судов на федеральную модель Конституционного Суда РФ,

 

тексты региональных законов, по мнению В.А. Кряжкова, «по существу,

 

представляют собой адаптированное изложение Федерального закона о Конституционном Суде»66.

 

Вместе с тем законы субъектов РФ содержат и нормы, отражающие

 

региональные особенности – требования к кандидатам на должность судьи


 

 

С. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательство БЕК, 1998. С. 326.


конституционного (уставного) суда, сроки осуществления судьями своих

 

полномочий, процедура их назначения, компетенция, круг заявителей,

 

объекты проверки и пр.

 

Например, в региональных законах уточняются профессиональные качества кандидатов на должности судей. В частности, в Северной Осетии - Алании, Ингушетии, Санкт-Петербурге кандидат на должность судьи должен обладать высокой квалификацией в области права, а в Чечне - высоким уровнем профессиональных знаний и необходимыми моральными качествами. В Ингушетии и Тыве помимо прочего кандидат на должность судьи должен обладать безупречной репутацией. При этом в ст. 8 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» раскрывается содержание этого требования: безупречная репутация не вызывает сомнений в том, что назначение его судьей Конституционного Суда не умалит авторитета судебной власти и что при исполнении полномочий судьи он будет объективен, справедлив и беспристрастен».

 

Весьма специфична норма Закона Республики Адыгея, предусматривающая формирование Конституционного Суда из трех судей, назначаемых на должности Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов в судьи от законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

 

Достаточно часто в законодательстве субъектов РФ компетенция конституционных (уставных) судов закрепляется более широко по сравнению с определенной в Законе о судебной системе РФ, включая осуществление конкретного конституционного контроля по обращениям граждан или судов в отношении нормативных актов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, разрешение споров о компетенции (между органами государственной власти субъектов РФ, между ними и органами местного самоуправления, а также между последними) и др.

 

Вопросы внутренней деятельности конституционных (уставных) судов

 

субъектов  РФ регулируются также принимаемыми этими   судами


регламентами. Регламенты конституционных (уставных) судов субъектов РФ конкретизируют законоположения об этих судах.

 

 

Дополнительная литература

 

Авакьян С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 3 - 7.

 

Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. № 10. С. 119 - 133.

 

Гаджиев Г.А. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: новеллы конституционного судопроизводства 2010 г. // Журнал российского права. 2011. № 10. С. 17 - 26.


Кожевников О.А. Нормативно-правовое регулирование конституционного правосудия на современном этапе развития РФ: проблемы и пути их решения // Российский юридический журнал. 2013. № 4. С. 61 - 65.

 

Кокотов А.Н. Насущные вопросы регулирования деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2012. № 2. С. 20 - 27.

 

Комарова В.В. Институционализация конституционного контроля в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 6. С. 30 - 33.

 

Кряжков В.А. Законодательство о Конституционном Суде РФ: новеллы 2014 года // Государство и право. 2014. № 12. С. 32-41.

 

Нарутто С. Конституционный Суд РФ: изменения в статусе и процедурах (2009 и 2010 годы) // Хозяйство и право. 2011. № 9. С. 10 - 12.

 

Петров А.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 3. С. 25 - 32.

 

Контрольные вопросы:

 

4. Понятие конституционного судебного процесса, его особенности и назначение.

 

5. Конституционно-судебная процессуальная форма: понятие и признаки.

 

6. Правовые основы конституционного судебного процесса в России.

 

 













Дата: 2019-03-05, просмотров: 163.